Понятие предметно-развивающей среды.В современной дошкольной педагогике на первый замысел выдвигаются задачи обучения процесса и гуманизации воспитания, укрепления и охраны физического и психологического здоровья детей, их полноценного развития. Ответу этих задач содействует предметно-развивающая среда в ДОУ.
Предметно-развивающая среда в ДОУ есть частью работы дошкольных педагогов, каковые преследуют задачу создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, дабы дать ему возможность показать себя.
Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность громаднейшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, заинтересованностей, уровня активности.
Предметно-развивающая среда в ДОУ – это совокупность материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
По концепции С.Л.Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это совокупность материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического вида. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».
Каждая развивающая среда складывается из множества элементов, любой из которых делает собственную функциональную роль. В ДОУ создана красивая развивающая среда для разных видов детской деятельности. Основное условие при ее организации – педагогическая помощь разных видов деятельности.
Правила построения предметно-развивающей среды:
1. Принцип «расстояния, позиции при сотрудничестве», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», содействующего установлению оптимального контакта с детьми, что реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога.
2. Принцип «активности», возможности ее формирования и проявления у детей и взрослых методом участия в создании собственного предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для созидания и изменения экологии в соответствии со «вкусами, настроениями, изменяющимися возможностями детей», что возможно проследить в изменяющемся уголке «театр + библиотека + уединение», «изодеятельность + настольные игры + библиотека».
4. Принцип «гибкого зонирования и комплексирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, разрешающий детям вольно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; лишь в зонированных уголках «дом», «магазин», «поликлиника», «строительный», «гараж», «изодеятельность», «театральный», «лаборатория», «спортивный», «библиотека».
создание и Организация развивающей среды.Построение предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом изложенных правил дает ребенку чувство психотерапевтической защищенности, оказывает помощь формированию личности, свойств, овладению методами деятельности. Особенное внимание уделяется в плане обогащения среды такими элементами, каковые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
Принципиально важно, что предметно-развивающая среда имеет темперамент открытой, незамкнутой совокупности, способной к трансформации, развитию и корректировке. В противном случае говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: абсолютно заменять предметно-развивающую среду в группе сложно. Но все-таки при любых событиях предметный мир, окружающий ребенка, нужно пополнять и обновлять. Лишь тогда среда содействует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Главным в работе с детьми в логопедических группах есть привитие интереса к речи и языку. Группы оборудованы речевыми территориями, глее находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобраны, не считая наглядно-иллюстрационного материала по лексическим темам, главным фонетическим группам, сюжетные картины для работы над фразой, игрушки для ручного праксиса, фонематического слуха и зрительной памяти.
Предметно-развивающая среда в ДОУ должна быть организована кроме этого и для чтения и функционального базиса письма.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ несет эффективность воспитательного действия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
В связи с трансформациями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась сокровище образования, возросла потребность его качества. Нужным условием действенного решения проблемы современного качественного дошкольного образования есть реализация комплексных мер. Одним из серьёзных качеств есть создание развивающей среды.
Главная задача педагогической работы – это передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной людской деятельности. Огромные возможности для усвоения и передачи для того чтобы опыта заложены в игре.
— постройки и игровые уголки;
— Лего-центр (для развития конструктивной деятельности, коллекция конструкторов Лего;
— изостудия (изобразительные материалы для воплощения творческих планов);
— музей русского быта (древние предметы, образцы декоративно-прикладного мастерства);
— экологический класс (образцы минералов, земель, воды, виды комнатных растений);
— уголок детской театральной деятельности (виды: пальчиковый, театр игрушек и т.д.);
— оздоровительный комплекс и т.д.
Материалы диагностики физического и психологического развития воспитанников, созданная совокупность условий, способов, форм и средств организации деятельности детей в детском саду снабжает нужный уровень их познавательного, социального, эстетического и физического развития в их неразрывной связи и выступает действенным механизмом управления качеством образовательного процесса в ДОУ.