вычисляет Петербургский психолог Багрунов ( в сокращении)
В определенной степени жизнь любого великого человека есть землёй для мифов, разоблачить которыеисследователю воображает великие трудности. Ф.И. Шаляпин — не исключение. Уже замечательный взлет «человека из народа» на сцену императорского театра, а в будущем триумфальное шествие по столицам Европы и всей земли содержит в себе, как желаете, что-то мистическое.
Ежегодно яркой, своеобычной жизни артиста заслуживает тщательнейшего изучения. Имеется люди, каковые, просматривая необъятную литературу о Шаляпине и изучая практически любой его сутки, посвящают этому увлекательнейшему занятию всю жизнь, попутно разоблачая множество сплетен о очень способном певце. Но вообще-то, визитёры музеев-квартир в Санкт Петербурге и-Москве застревают на двух вопросах: «Говорят, Шаляпин выпивал? Говорят, Шаляпин был скуп?» Экскурсоводы смеются: «Да, выпивал… сухое вино. А скупость его была для того чтобы сорта, что он на собственные средства организовал госпиталь — для раненых воинов в годы первой мировой».
Приблизительно так же рассыпаются и другие мифы о превосходном артисте. Но так как и нам, не экспертам, а поклонникам превосходного таланта, оперной звезды весьма интересно просматривать ветхие источники. Тогда ты о отлично привычном предмете определишь довольно много нового. Так, я был много изумлен, в то время, когда, раскрыв энциклопедический словарь Гранат (том 49) из статьи В. Сабанеева выяснил, что Шаляпин был лишен звания заслуженый артиста. О том, что ему присвоили это звание первому в советской республике — знал, а вот о том, что лишили — хоть убейте, не помнил. Но кто упомянул об этом из бессчётных пишущих о Шаляпине?
Помой-му тяжело отыскать загадки в жизни, обрисованной во многих книгах, одну из которых (автобиографическую) помог написать Федору Ивановичу Неприятный (она именуется «Страницы моей жизни»), а другую («душа и Маска») много лет спустя правил и уточнял сам Шаляпин!
Однако, одна тайная, лежащая на поверхности, так и не была разгадана до последнего времени. То есть: не было человека, кто знал, как Шаляпин пел (я говорю, очевидно, о технике пения). Так как Федор Иванович не получал образование консерватории, тайну собственного пения не раскрывал, на вопросы любопытствующих отвечал полушутя — полусерьезно: «Я пою пятками».
По окончании тщательных изысканий экспертам, наконец, стало очевидным, как Шаляпин создал себя самого как великого артиста. Труд? Не только! Учеба? Не только! Вдумчивая работа над собой? Очевидно! Соединение всех этих составляющих? Само собой разумеется! Но за скобками оставалась самая великая тайна — певца — тайна его пения. Раскрыл ее ленинградский (петербургский) психолог Владимир Багрунов. Имеется суть мало поведать о нем, хотя бы по причине того, что пути нашей жизни пара раз пересекались, и у меня имеется все основания вычислять Владимира Павловича своим хорошим привычным а также другом.
Сближение отечественное, честно скажу, происходило не без натуги. Невольно оробеешь, в случае, если эксперт держится с уверенностью, к тому же и в официальной бумаге может подписаться «кандидат психотерапевтических наук». В это же время, как утверждал академик Б.Г. Ананьев, психология будет лидирующей наукой 21-го столетия. Словом, весовые отношения у нас были различные: у Багрунова уже к 15 годам первенствовал разряд по шахматам, у меня — четвертый, он пел в известном университетском хоре Сандлера, а я — нет за отсутствием слуха, так что мне волей-неволей приходилось «соблюдать дистанцию».
Исходя из этого, не являясь экспертом в области вокала, но, взяв в дар от Багрунова В.П. его первую книгу «Азбука владения голосом для болельщика»-2002 , по ветхой репортерской привычке и с согласия автора, я постараюсь в сжатом виде отобразить самые серьёзные моменты данной книги, не попавшей на прилавки. Целый ее тысячный тираж разошелся среди друзей и учеников автора. Увижу, что на данный момент им подготавливается расширенное издание «Азбуки владения голосом»…
Но, раскрытая Грузиновым тайна голоса, так и осталась двухвековой тайной, , пока Багрунов случайно (случайно ли?) не нашёл строки ученого и проследил движение его мыслей. Проследил — и связал с феноменом Шаляпина…
…«Однако, если бы я кроме того владел самым превосходным голосом в мире, то этого все-таки, было б слишком мало чтобы произвести то художественное чувство, которого потребовала эта сценическая фигура в данном положении. Значит, осознал я раз окончательно и бесповоротно, математическая верность в музыке и наилучший голос мертвенны , пока математика и звук не одухотворены воображением и чувством. Значит, мастерство пения что-то большее, чем bel canto…
Так Шаляпин соединял актёрское искусство и искусство вокала. Прибавьте к этому неутомимое самодвижение, вечную неудовлетворенность достигнутым — и вы заметите: тут имеется над чем поразмыслить психологу. Вряд ли я открою Америку, в случае, если сообщу, да так как и сам Багрунов таковой…
В свое время, незадолго до 17-го года, Ф.И. Шаляпин планировал в Гурзуфе, в Крыму, создать храм искусств и обучать в том месте пению по собственной методике. Но ни в том месте, ни за рубежом Федору Ивановичу не удалось организовать собственную школу и раскрыть собственные методические правила.
Это удалось частично исследователю его творчества, психологу В.П. Багрунову. Еще в первой половине 90-ых годов XX века, как мы уже писали, он выдвинул догадку о том, что звук порождается бронхиальной совокупностью человека. В этот самый момент же организовал семинар, цель которого: овладеть способом работы голосом, как это делал Шаляпин, открыть физиологические и психотерапевтические возможности постановки голоса и перевоплотить его в идеально звучащий инструмент. Позднее семинар был преобразован в интернациональную психоакустическую школу «Багритид». За пара лет работы в центре научено более 500 человек; политиков, предпринимателей, учителей, студентов и многих вторых. Работа школы освещалась средствами массовых коммуникаций, на радио и телевидении. Понятное дело: удивлялись, изумлялись, восхищались… Количество посещений его сайта www.bagratid.com приближается к ста пятидесяти тысячам. В 2003-2005 годы удачно проводит тренинги за границей (Финляндия, Египет).
Меня же за перо вынудила взяться другая потребность. Вся моя жизнь проходила в поиске храбрецов XX, а сейчас и XXI века. Разумеется, мой хороший приятель, Владимир Павлович — один из них. Низкий поклон ему за это.
Эдуард Кудрявцев
НЕВА №5 2005
Год (12)