Современные психологические концепции.

Разглядим кое-какие современные психотерапевтические концепции, каковые стали деятельно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология появилась на базе развития информатики и кибернетики. школы и Представители – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом счётной автомобили. Основное – осознавать, как человек познает окружающий мир, a для этого направляться изучить методы формирования знаний, как появляются и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся образ и слово в мышлении и памяти человека.

В качестве главного понятия когнитивной психологии употребляется понятие «схема», которая представляет собой переработки информации и план сбора, принимаемый органами эмоций и сохраняющийся в голове человека.

Главный вывод, к которому пришли представители этого направления, содержится в том, что во многих жизненных обстановках человек принимает решения, опосредованные изюминками мышления.

Неофрейдизмвышел из психоанализа Фрейда. Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др. Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и рвение этим растолковать многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком руководит комплекс неполноценности, что он приобретает с момента рождения, будучи беззащитным существом. Стремясь преодолеть данный комплекс, человек действует разумно, деятельно и целесообразно. Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга именуют еще аналитическойпсихологией. Он разглядывал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю . Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное.

Личное бессознательное приобретается на протяжении накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, каковые значительно чаще проявляются в сказках и мифах, первобытных формах мышления, образах, передающихся много поколений.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же довольно часто воспринимается как что-то враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу в собственности заслуга в выделении таких типов личности, как экстраверты и интроверты. Интровертам свойственно обнаружить в себе все источники жизненной энергии и обстоятельства происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В предстоящих изучениях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало обширно употребляться в диагностических целях.

В соответствии с типологии личности, созданной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) – формирует формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве свойствен мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, свойство к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный – ограничивается ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, отлично адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в следствии озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Любой из перечисленных типов возможно как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг кроме этого ввел понятие индивидуализации, что свидетельствует развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, но на начальных этапах человек должен понять тот минимум коллективных норм, каковые нужны для его существования.

Еще один броский представитель неофрейдизма – Э. Фромм, что явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что поведение и психика человека социально обусловлены. Патология появляется в том месте, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все публичные устройства на те, каковые содействуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже, что изучал психологическое развитие ребенка, в большинстве случаев его интеллект, исходя из этого частично его возможно разглядывать и как представителя когнитивной психологии.

В ходе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до примерно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (по окончании 11–13 лет).

Наступление этих этапов возможно ускорить либо замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды. Обучение лишь тогда будет действенным, в то время, когда оно одновременно с начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всегда, в то время, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он имел возможность бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, соответственно, лишаем и полного понимания данного предмета. Это, конечно же, не свидетельствует, что преподавателям не нужно разрабатывать экспериментальные обстановки, стимулирующие творческие свойства учеников».

Главными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, социальное научение и опыт.

Современная структура психотерапевтических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими независимыми направлениями в психотерапевтической науке, к примеру, многие современные ученые применяют в собственных теориях знания, накопленные в рамках разных направлений;

2) современная психология все чаще делается востребованной практикой, а это ведет к разделению не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психотерапевтические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология деятельно сотрудничает, решая неспециализированные задачи.

Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии весьма широка, а психология – это деятельно и динамично развивающаяся наука.

2000297 05 Аудиокнига. \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: