Коммунистический плакат показался в годы пролетарской революции; он нес весам призывы Компартии, кликал на борьбу за справедливость и свободу.
Кто не помнит плакат Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?». Красноармеец, за плечами которого сильно поднимались дымы фабрик и заводов, в упор задавал вопросы каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы гражданской войны и революции плакат купил наиболее значимое значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Часто газету заменял плакат. Мастерство плаката было доступно широким весам, его образы были понятны каждому, а маленький энергичный текст — лозунг, сопровождавший изображение, — запоминался и призывал к действию. Агитплакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с снарядами и патронами, их расклеивали на стенах городов, отражавших наступление белых генералов и зарубежных интервентов. Внизу на ярком поле плаката в большинстве случаев помещалась надпись: «Каждый срывающий либо заклеивающий данный плакат — делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д. С. Моора, Маяковского (см. ст. «В. В. Маяковский» в разделе «Советская литература»), М. М. Черемных и В. Н. Дени. Любой из этих живописцев собственными, лишь ему приёмами и присущими средствами создавал пропагандистские произведения громадной ясности и силы.
Весточки, приходившие с фронта, за пара часов преобразовывались в плакаты — известные «Окна РОСТА». Душой этого дела был Маяковский. Он писал на тексты последних весточек стихи и сопровождал их картинками. Так же деятельно трудился Черемных. За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели «Окна РОСТА», в наглядной и остроумной форме говорящие о последних новостях.
Превосходный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в коммунистический плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, всяческих соглашателей и политических дельцов.
В то время, когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное строение социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, цементных массивах Днепрогэса, словом, по всей отечественной стране — везде возможно было встретить энергичный, действенный агитплакат. И в случае, если на данный момент просматривать плакаты тех лет, покажется, словно бы листаешь художественную летопись стройки. Не было ни одного большого события в жизни советского народа, на которое не отозвался бы плакат.
Уже в первые дни ВОВ показался первый армейский плакат Тоидзе «Отчизна-мать кличет!». Бедствия первого периода войны замечательно переданы в плакате В. Корецкого «Солдат Красной Армии, спаси!», изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Страстью борьбы наполнен плакат А. Кокорекина «За Отчизну!», на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу неприятелей противотанковую гранату. Советская Армия остановила, а после этого отбросила неприятеля, и В. Иванов в плакате «Выпиваем воду родного Днепра, будем выпивать из Прута, Буга и Немана» создал красивый образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду высвобожденного Днепра. Отечественная армия рвала фашистские цепи, опутавшие государства Европы. Вместе с победоносными армиями в высвобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д. А. Шмаринова «Красная Армия несет освобождение». А в то время, когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л. Ф. Голованов изобразил советского солдата храбреца-победителя, несложного русского юноши на фоне берлинского рейхстага. Как лозунг звучит победная надпись «Дошли!», которую чертит на стенах рейхстага солдат Советской Армии, изображенный на плакате.
За время ВОВ живописцы создали тысячи плакатов, каковые выпускались миллионными тиражами. Снова начали выходить «Окна», сейчас именовавшиеся уж не «Окнами РОСТА», а «Окна ТАСС».
В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного мастерства. Отечественный плакат всегда был лаконичным и ясным. Его кроме того с далека легко принимал скоро идущий человек. На странице плаката в большинстве случаев помещались одна-две фигуры, их воздействие подчеркивалось характерным перемещением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; используемые цвета были броские и в собственном сочетании усиливали ясность изображения. Сейчас живописцы обучились внимательней всматриваться в лица людей, передавать их характеры и психологию — это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.
По окончании окончания войны главной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Занимательные и остроумные композиции на тему мира наровне с умелым мастером плаката В. Говорковым создали юные живописцы Н. Терещенко, О. Савостюк и Б. Успенский.
В послевоенные годы добился выдающихся удач и коммунистический киноплакат. Лучшие мастера киноплаката — В. Кононов, М. Хейфиц, Б. Зеленский, И. Хазановский и другие — отказались от несложного оповещения о выходе того либо иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержания кинокартины. Работы этих живописцев неоднократно завоевывали на интернациональных конкурсах ведущие места.
Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная XXI съездом партии, настойчиво попросила от агитации, среди них и от плаката, новых упрочнений. Опять на целинных станах, на огромных новостройках семилетки показались броские и темпераментные плакаты, пробуждающие энтузиазм весов, кличущие трудящихся на исполнение намеченных партией замыслов.
Коммунистический плакат шагает в ногу со временем. Он создаёт образы отечественных современников, совершающих трудовые подвиги, разоблачает поджигателей войны и сражаться за мир во всем мире.