О некоторых людях говорят, что они «бесхарактерные». Как же смогут быть люди без характера? Такими в большинстве случаев вычисляют людей, каковые не имеют определенной линии поведения и под давлением событий поступают то так, то этак, то отлично, то не хорошо.
Договорились ученики одного класса поработать на пришкольном участке. Один из учеников по дороге на пришкольный участок встретил привычного. Тот внес предложение ему пойти с ним на рыбную ловлю. И не смотря на то, что отечественный ученик ни при каких обстоятельствах рыбной ловлей не занимался, он все же поплелся с другом и утратил чуть ли не четыре часа. После этого он все-таки отправился в школу, но был встречен насмешками товарищей по классу, каковые уже кончили работу. Обиженный собой и смущенный, мальчик отправился к себе.
Если бы поинтересоваться у него, для чего он отправился с другом, вместо того дабы выполнить собственный обещание и явиться, как и все, в школу, он не имел возможность ответить. Его поступок — следствие бесхарактерности. Но раз мы признали, что все поведение человека определяется его характером, то должны признать, что и у этого мальчика имеется какой-то темперамент. Какой же? До тех пор пока главная черта его характера — неограниченная податливость, подчинение всевозможным случайным действиям, кроме того во вред самому себе. Это и имеется бесхарактерность. Не напрасно таких людей насмешливо именуют «тряпками». Люди с таким характером в большинстве случаев сами страдают от него. Немудрено: так как им всегда приходится попадать в забавное либо тяжелое положение. То они не сделают обещанного, то внезапно сделают такое, о чем позже сами горько сожалеют.
Что же отличает людей жёсткого характера, таких, как Николай Островский, от слабохарактерных? Слабохарактерный человек может владеть многими хорошими чертами: он бывает хорошим, отзывчивым, трудолюбивым, правдивым и искренним. Имеется, но, одна черта характера, имеющая особенное значение. По ней и разделяются характеры на жёсткие, как «бриллиант», и не сильный, как «тряпка». Это — воля.
«ЖЕЛАЮ» И «ХОЧЕТСЯ»
Любой человек ставит себе цели, к достижению которых он пытается. Одному хотелось бы изобрести что-то весьма необходимое людям, второму — стать выдающимся мастером собственного дела, третьему — завоевать спортивный рекорд, четвертому — привести к восторженным рукоплесканиям собственной игрой на музыкальном инструменте. Имеется цели и более скромные: взять высокую оценку за ответ на уроке, пойти на работу по избранной профессии, поступить в университет и т. д. Дабы достигнуть той либо другой цели, мы совершаем сознательные действия. Одни действия совершаются нами легко, без упрочнений, а другие — лишь по окончании внутренней борьбы и преодоления трудностей.
В чем же сущность этих трудностей, данной внутренней борьбы?
Раймонда Дьен. Скульптура M. Г. МАНИЗЕРА.
Это было во Франции в феврале 1950 г. Юная патриотка Раймонда Дьен ринулась на рельсы, дабы остановить поезд с танками, отправляемыми во Вьетнам, где шла кровопролитная война вьетнамского народа с французскими колониалистами.
Мы в большинстве случаев говорим, что тяжелы те действия, каковые требуют большого физического либо умственного напряжения. Это правильно, но на данный момент мы имеем в виду трудности другого рода, внутренние трудности. В то время, когда человек занимается любимым делом, он не испытывает внутренних трудностей, не смотря на то, что, возможно, и будет в состоянии большого умственного либо физического напряжения (т. е., как в большинстве случаев говорят, делает тяжёлую работу). Заберём к примеру юного техника. Он не хочет оторваться от сборки радиоприемника и заняться более легким делом, которое потребовало бы намного меньшего напряжения. А изобретатель либо рационализатор на производстве? какое количество сил и времени тратит он на собственный изобретение! Но и юный техник, и изобретатель просто не осознают нас, в случае, если мы скажем, что им тяжело заниматься их любимым делом. Им тяжелее не заниматься этим делом, не смотря на то, что они и затрачивают на него довольно много физических и умственных сил.
Иначе, бывают действия, для совершения которых раздумывать довольно много нечего. Да и физических упрочнений они не требуют. Но выполнять их так тяжело, что не все с этим справляются. К примеру, человек осознаёт, что непременно необходимо рассказать о идеальной неточности. Для этого достаточно лишь правдиво ответить на поставленный вопрос. Оказывается, кое-какие не смогут преодолеть данной трудности. А как много таких трудностей появляется, в то время, когда мы устремляемся к какой-нибудь серьёзной для нас, но еще далекой цели! Многим, весьма многим хочется стать выдающимися экспертами и приносить громадную пользу собственной Отчизне. Нет, думается, ничего, что мешало бы достижению данной цели. Но не все к ней придут. На пути поднимаются многие трудности.
Что же это за трудности?
В случае, если человек без шуток ставит перед собой цель и пытается к ее достижению, — это значит, что цель владеет для него притягательной силой, завлекает его. Дабы достигнуть ее, необходимо функционировать, но при переходе к действию появляются другие побуждения, отвлекающие от действия. К примеру, дабы купить производственную квалификацию, необходимо овладеть нужными знаниями — без них к цели не придешь. Но овладевать знаниями далеко не всегда легко и приятно. Данные не хорошо запоминаются, а сидеть продолжительно над книгой — значит, пропустить множество приятных вещей: кино, встречу с приятелями, отдых. Кое-какие материалы тяжело осознать, и хочется отодвинуть их в сторону. Вместо занятий хочется почитать занимательную книжку, отдохнуть, взглянуть новый фильм. Одни из этих «хочется» мимолетны. Другие, неизменно возвращаясь, становятся труднопреодолимым препятствием.
Получают образование одном классе две девочки. Обе Они увлеклись фигурным катанием на коньках. Все собственный свободное время девочки отводили конькам, ходили на занятия, наблюдали соревнования выдающихся фигуристок. Обе решили взять спортивный разряд. Но прошло месяца полтора — и отношение подруг к любимому делу стало быстро разным. Одна из них, заходя за второй, дабы идти на занятия, все чаще слышала: «Мне сейчас весьма хочется в кино, на занятия не отправлюсь…» либо: «Сейчас холодно, хочется посидеть дома с книжкой…» В будущем году одна девочка взяла спортивный разряд. Вторая с завистью сообщила: «Какая ты радостная, выучилась фигурному катанию. Мне также хочется, да вот… не вышло».
«Хочется», «не хочется» — тот, кто идет на предлогу лишь у этих слов, вряд ли добьется многого. Этим вялым и лишенным целеустремленности словам должно быть противопоставлено сильное и целенаправленное «желаю!».
Начальный момент сложного волевого действия — осознание цели его. Осознанная цель определяет возможные способы и характер действия его исполнения. Но осознание цели еще не свидетельствует, что волевое воздействие уже осуществляется. Необходимо решить приступить к достижению цели. В то время, когда осуществление действия сопряжено с громадными трудностями, принять такое ответ не так легко.
Часто принятие ответа сопровождается колебаниями: приступить к действию либо отказаться от него. Все зависит от того, как сильны побуждения, мотивы, каковые продиктовали выбор цели. В случае, если мотивы достаточно сильны, то ответ получать цели будет принято.
Следующее звено в развитии волевого действия — выбор средств с целью достижения цели. В некоторых случаях и выбирать нечего: воздействие предполагает лишь один путь. Тот, кто решил без шуток заниматься спортом, знает, что путь к мастерству один — соблюдение режима и упорная тренировка. А при подготовке к важному экзамену возможно заниматься по-различному: посещать консультации, составлять конспекты, ходить на дополнительные занятия и т. п. Выбор средства в этом случае выяснит содержание осуществляемого действия.
Наконец, последнее звено — осуществление действия, выполнение принятого ответа. Без этого выполнения нет волевого действия.
В более несложных волевых действиях эти отдельные звенья нерасчленимы. Цель осознается в один момент с принятием ответа, и средства выбираются по необходимости, в зависимости от создавшейся обстановки. Видя приятеля в какой-либо беде, мы сходу сознаем необходимость оказать помощь ему. Это же образовывает и отечественное ответ, а события подсказывают, какими средствами нужно это сделать. Но и при таких условиях дело должно кончиться выполнением.
Значит, воля обнаруживается в сознательных и целенаправленных действиях. При совершении этих действий у человека смогут появиться такие побуждения, каковые будут увлекать его в сторону от цели. Бороться с ними время от времени непросто. Но тот, кто желает, кто пытается закалить собственную волю, сделать ее сильной, преодолеет все помехи и добьется цели.
Так, возможно сообщить: волевой человек поступает так, как желает, а слабовольный — так, как хочется. В этом и вся отличие между ними.