Сельская местность, где в прикаспийских, донских и приазовских степях в VIII—IX вв. сложилась хазарская салтово-маяцкая культура, в полной мере снабжала себя продуктами земледелия и скотоводства. Торговали ими и с муниципальными обитателями. Позднее сельские посёлки полностью обслуживали собственные общины, потому, что на их территории показались собственные гончарные и кузнечные мастерские, интенсивно велась обменная торговля. На протяжении раскопок были встречены хозяйственные ямы, в которых когда-то хранилось зерно: просо, двурядный ячмень, карликовая пшеница, конопля, из которой приобретали конопляное масло, идущее и в пищу, и в светильники. Найдены кроме этого виноградные косточки и семена бахчевых культур.
Хазарские торговцы экспортировали в соседние государства продукты скотоводства и своего земледелия. Документы отмечают, что торговцы много «привозят рыбу и всякого рода и кожу товары» (Хасдай Ибн-Шафрут). Перечень товаров, поступающих на территорию Хазарии достаточно широк. Об этом возможно делать выводы, к примеру, по громадному количеству стеклянных мелких украшений и бус из Передней и Египта Азии, найденных при раскопках. Уверены в том, что бусы имели возможность, в некоторых случаях, являться кроме того местной небольшой разменной монетой.
В духовной судьбы население Хазарского каганата, исповедовало религии и различные культы. В то время в Хазарии достаточно обширно было распространено язычество, в особенности среди сельского и провинциального населения. Язычники, как пишут, «приносили жертву воде и огню, поклонялись некоторым всевышним дорог, луне и всем творениям, каковые в глазах их казались необычными» («Повесть временных лет»). На раннем этапе развития данной религии они поклонялись кроме того священному дубу.
Но развитие и становление страны потребовало единой религии, понятной и почитаемой всеми обитателями. По окончании захват-
нических арабских походов (они дошли до Волги) командующий арабами Мерван начал обращать местное население в мусульманство. Помимо этого, на правителей Хазарии постоянно давила христианская Византия, с которой хазары имели тесные дипломатические и торговые отношения. Византия пробовала кроме того насильственно ввести христианство, по крайней мере, среди населения, живущего на её границах с Хазарией. Это совсем не нравилось кагану, т.к. это втягивало государство в орбиту деятельности Византии и других христианских государств — соседей Хазарии.
К концу VIII века правители Хазарии посчитали, что у всех населений украины должна быть единая национальная религия, которая имела возможность бы духовно сплотить народ. Таковой единый всевышний для всех хазар был отыскан. В каганате устанавливается культ Тенгри-хана — властителя неба. Не смотря на то, что уже тогда кое-какие просвещённые люди думали, что языческая религия во главе с всевышним Тенгри-ханом, с её консервативным выполнением обрядов и жертвами очень устарела.
Религиозные колебания расшатывали единство народа, страны перед внешними неприятелями — Византийской империей и Арабским халифатом. Хазарские верхи проявляли интерес к иудаизму. Исходя из этого на рубеже VII—IX столетий, при кагане Обадии, была принята для всего населения национальная религия — иудаизм. Весть об этом облетела все ближайшие к каганату Европы и страны Азии. И многие иудеи начали переселяться в города Хазарии, в том числе и в город Итиль. Каган Обадья «… выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им золото и серебро, и они растолковали ему двадцать четыре книги священного писания, Мишну, Талмуд, и сборники торжественных молитв» (Иосиф).
направляться подчернуть, что многие положения и ритуалы новой иудейской религии были совсем непонятны населению Хазарии, в особенности рядовым труженикам. Религия, которая по идее кагана Ободия должна была объединить населения украины, в действительности внесла лишь разлад в среду многоязычного населения, отдалила его от правителей. Это привело сначала к пассив-
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
ному сопротивлению народов насильственного принятия иудейской религии, а позже, и к открытой борьбе против иудейской вершины каганата. Междоусобная борьба, которая продолжалась пара лет, нанесла тяжёлый удар по внутриполитической прочности страны и была одной из обстоятельств распада Хазарского каганата. Позднее хазарам было нужно отказаться от иудейской религии. Большинство населения приняла ислам.
Все эти события проходили в то время, в то время, когда через почвы Хазарии, с лёгкими армейскими стычкам, в западном направлении прошли, защищаемые боевыми отрядами, скот и обозы венгров. Применяя слабость страны, хазарские степи в X в. заняли печенеги, каковые жили большей частью за счет грабежей обитателей городов и посёлков хазар и других местных народов. Позднее в Волго-Донских местах выясняются гузы. Они наносят важный урон торговым дорогам Хазарского каганата. Караванная торговля абсолютно заканчивается. Хазары не могли противостоять храбрым и ожесточённым кочевникам, каковые сжигали поселения, убивали либо брали в рабство местных обитателей. Кагану приходилось держать в полной боеготовности собственные войска, неизменно бросая их по тревоге навстречу неприятелю. В те годы размеры Хазарии существенно сократились. Они сейчас стали занимать пространство между Доном, Волгой, Манычем и Тереком.
Также, для Хазарского каганата показалась ещё одна опасность, которая исходила из славянских земель. Объединённые в княжество славянские племена стали представлять для хазар важную военную силу. Сперва кое-какие славянские почвы отказались собирать и платить дань кагану. Летописи говорят, что через послов князь Олег задал вопрос родимичей, кому они выплачивают дань. Те ответили: «Хазарам». Тогда князь приказал: «Не давайте хазарам, но мне давайте!». Дружины князя Олега появляются на северных границах Хазарии. Он громит пограничные заслоны хазар и берёт эти земли «под себя». А суда армейских русичей всё чаще появляются на Волге и Дону. Первый таковой поход славян на Каспий через «переволоку» (Дон-Волга) отмечен IX веком.
Хазарский каганат |55
Дружина князя Святослава в 964 г. громит Волжскую Болгарию. После этого русичи, спустившись в низовья Волги, наносят хазарам таковой удар, по окончании которого Хазария, как государство прекратила существовать. В частности, славяне в 965 г. забрали штурмом город Итиль. «Русы уничтожили всё это и разграбили всё, что принадлежало людям хазарским, болгарским и буртасским на реке Итиле. Русы овладели данной страной, и обитатели Итиля искали убежища на острове Баб-ал-Абваба…» (Ибн-Хаукиль). Потом Святослав с боем овладевает Семендером.
После этого появляется конфликт русичей с аланами на Кавказе. Он закончился сражением, где победила дружина Святослава. Затем князь рассаживает солдат по ладьям и по Дону снова оказывается на хазарских почвах. Он добирается до Саркела и начинает осаду крепости. По окончании замечательного штурма крепостных стен, славяне берут город. По приказу Святослава, кое-какие участки города восстанавливаются. Князь именует новые постройки Белой Вежей. После этого уходит в Киев с дружинами, оставляя в городе собственный маленький гарнизон.
В десятом веке в отечественных (хазарских) степях появляются дружины князя Владимира, сына Святослава. Он абсолютно подчиняет себе хазарское население и заставляет их выплачивать дань Киевской Руси. Понемногу наименование Хазарского каганата уходит из средневековых документов. Не смотря на то, что в XII в. в хрониках упоминается город Итиль с населением из гузов и половцев. Действительно, сейчас его время от времени именовали Саксином.
Волго-Донские степи в средневековье
Х
азарский каганат распался. Когда-то сильное государство, удачно сражавшееся с Арабским халифатом, сказавшее на равных с Византийской империей, подчинившее болгарский народ, сражавшееся с дружинами славянских князей и с раннесредневековыми кочевниками волго-донских степей, развалилось под ударами новых кочевых племён, каковые принесли в Восточную Европу разорение, ограбление городов и посёлков, рабство захваченным обитателям. И Киевская Русь не появилась в стороне от этих разрушительных событий.
Одни кочевники, не задерживаясь в Волго-Донском регионе, уходили в Причерноморье, другие — оценив угодья местных степных просторов, на долгое время оставались тут. Так, в IX в. в Заволжье из далёких степей Центральной Азии приходят орды печенегов. С.А. Плетнёва, кстати, считает, что слово «печенег» может происходить от тюркского имени предводителя данной орды «Бече» («беченег»), возглавлявшего тогда данный агрессивный народ.
Печенежское население, кочуя по заволжским степям, сумело политически организовать все тюркские племена, пришедшие с ними с Востока, и вовлечь в него собственных соседей. Пожалуй, всех совместно их объединяло лишь одно желание: грабить ослабленную Хазарию. По окончании походов печенегов на местах городов и поселений оставался только пепел от сожженных домов и жилищ, трупы убитых, да слышались стенания людей, уводимых в полон.
Но и сами печенеги не ощущали себя тихо. Время от времени ко мне опускались, придерживаясь берегов Волги, боевые отряды болгар из Волжской Болгарии. Они громили печенежские вежи. С юго-востока всегда наседали на печенегов агрессивные и ожесточённые огузы (считают, что раннее местом их обитания были степи Монголии). Позднее печенегам всегда приходилось отбиваться от нападений на их становища со стороны половцев-кипчаков, каковые тревожили их с востока. Русские
Волго-Донские степи в средневековье
дружины всё чаще проводили рейды на Дон и Волгу. Недаром арабские источники X в. именовали Волгу рекой «сакалибов» -рекой «белолицых» либо «белокурых», повидимому, за внешний вид славян (С.А. Плетнёва).
Согласно точки зрения С.А. Плетнёвой, всё печенежское население делилось на отдельные орды, каковые в жизни и своих делах были совсем независимы. Во главе каждой орды стоял хан. Со своей стороны, орда складывалась из родов, которыми руководили «меньшие князья» — полководцы. При необходимости ответа каких-то непростых вопросов, требующих согласия всех кочевников, планировал неспециализированный сход. Поднять в поход печенегов, каковые обогащалось за счет ограбления разорённых народов, было в любой момент легко. Как отмечают современники, нужно только, дабы они заметили в этом большую пользу для себя. Пара десятилетий спустя, это правило печенегов отлично применяли византийские дипломаты. Подкупив печенежских ханов, они имели возможность уговорить их пойти с армейскими отрядами в нужном для Византии направлении. В частности, она умело начала использовать их в борьбе с Киевской Русью, и против болгар, хазар и венгров.
В IX в. печенеги в первый раз повстречали русичей с князьями Аскольдом и Диром, о чём кратко сообщается в Никоновской летописи. А в 915 г. они встретились уже с дружинами Игоря: «придоша печенези первое на рускую почву и створише мир с Игорем, идоша к Дунаю» (ПСРЛ). До тех пор пока что это были мирные попытки печенегов зайти на территорию славян. Как пишется в источниках, они в один раз сумели кроме того напасть на хазар сперва в альянсе с князем Святославом, а позже и с дружинами князя Владимира. Но Византия руками печенегов сумела убрать с исторической арены для того чтобы страшного для неё неприятеля как князь Святослав: «…нападе на ня Куря, князь печенежский и убиша Святослава» (ПСРЛ).
Позднее печенеги, появлявшись на пограничье с Киевской Русью, начинают всегда жечь и разрушать её села и города. Русские дружины не всегда могли совладать с ними. Лишь при князе Ярославе в 1036 г. Русь сумела нанести важное по-
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Волго-Донские степи в средневековье
ражение агрессивным кочевникам: «…и бе сеча зла и чуть одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенези роздно и не ведоху-ся камо бежаче и овии бегающе тоняху… и тако погибоша…» (ПСРЛ).
Записи средневековых авторов сохранили для нас данные о печенегах. Ахмед ибн Фадлан (X в.) так обрисовывает внешний вид печенега: «…они — чёрные брюнеты с совсем бритыми бородами, бедны в противоположность гузам…». Позднее Константин Багрянородный в собственных записях о печенегах, подмечает, что «…кое-какие из них самостоятельно…остались на месте, живут с так называемыми узами…, имея особенные показатели…: так как одеяние собственное они укоротили до колен, а рукава обрезали до самых плеч, стремясь тем самым, как бы продемонстрировать, что они отрезаны от своих, от соплеменников».
Погребальный обряд печенегов в наши дни отлично изучен археологами. Родственники хоронили погибшего либо убитого в старую насыпь кургана. Тело погибшего укладывали на дно могильной ямы на пояснице, головой на запад. Причем, рядом с покойником, в большинстве случаев, укладывалась шкура коня с головой (в зубах — удила, сбруйные кольца) и его отрезанные ноги. Тут же смогут лежать кости барана, элементы портупеи с накладными бляшками, верхняя одежда, застёгнутая на металлическую пряжку. Видятся в погребальной яме небольшие фрагменты дерева от лука с узкими костяными срединными накладками.
В X в. огузами был нанесён по печенежским отрядам настолько тяжёлый удар, что они были вынуждены уйти со собственные скотом и’ семьями через Волгу на большом растоянии на запад. Скоро эти племена обосновались в Северном Причерноморье, выгнав живших тут венгров на Дунай, берега которого стали сейчас западными границами печенежских владений. Сейчас степные районы, на запад от Волги и в Северном Прикаспии абсолютно освоили огузы. Эта местность сейчас в документах упоминается как Дешт-и-Огуз. Она занимала громадную территорию, куда входили почвы Северного Прикаспия, Сарпинской низменности, Волго-правобережья Дона и Донского междуречья. Освоив местные степи, огузы всё чаще тревожат северо-восточные пределы Хазар-
ского каганата, совершая в том направлении стремительные грабительские походы.
Огузы ведут полукочевой образ судьбы. Они разводят небольшой рогатый скот, делая основнрй упор на коневодство. Кстати, Константин Багрянородый отмечал в собственных записях, что печенеги реализовывают русским торговцам овен, коней и быков. Любая их орда кочует по территории собственного строго очерченного степного участка.
Исследователи отмечают, что некая часть огузского населения со временем делается оседлым, оставаясь на зимниках и по окончании угона скота в степь на летники. Тогда, быть может, они имели возможность заниматься не только пашенным земледелием, но и заниматься ремеслом. Повидимому, не сильный культурный слой, содержащий фрагменты средневековой керамики, расщепленные кости животных, зольники, зафиксированные по берегам некоторых небольших речек в Волгоградской области, возможно связать с огузским населением. Быть может, огузы сумели создать некое «примитивное раннефеодальное государство» с налоговой системой и аппаратом управления (Е.В. Круглов).
Погребальный обряд огузов в Волго-Донских степях стандартен: ямы прямоугольной формы. Погребённые покоятся на пояснице в вытянутом положении. Под ними время от времени фиксируются следы органической подстилки (трава, кожа, неотёсанная ткань). В заполнении ямы, при зачистке погребения, смогут встретиться фрагменты гнилого дерева от древесного перекрытия над погребальной камерой либо от гробовиша, и небольшие древесные угольки, меловая крошка. Помимо этого, в ямах видятся кости ног и череп лошади, каковые смогут лежать над скелетом погребенного, встретиться в засыпи ямы либо на широкой ступени, покинутой на протяжении её долгой стороны, либо кроме того на крышке колоды над погибшим огузом.
Об этих подробностях в погребальном обряде кипчаков. Ибн Фадлан в X в писал следующее: «А вдруг погибнет человек из их числа, то для него выроют яму в виде дома, заберут его, наденут на него его куртку, его пояс, его лук… Позже заберут лошадей и в зависимости от их численности убьют из них сто голов либо двести
8.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Волго-Донские стели в средневековье
голов либо одну голову и съедят их мясо, не считая головы, ног, хвоста и кожи. И, право же, они растягивают всё это на древесных сооружениях и говорят: «Это его лошади, на которых он въедет в эдем».
Сопровождающие покойника вещи это — медные птице-известный либо крыловиные нашивные ажурные бляхи-подвески, копоушки, медные бубенчики, внутри, которых пребывали или небольшие камешки, или шарики из свинца. Видятся кроме этого свинцовые грузики, маленькие медные зеркала, медные кольца, пружинные ножницы. Их, в большинстве случаев, находят в погребениях детей и женщин. Исследователи считают, что такие предметы были распространены лишь у печенежско-огузского населения.
В женских погребениях X—XI вв. видятся ожерелья из бус, среди которых бывают бусы лимонные из серебристого либо цветного стекла. направляться подчернуть, что находки в мужских погребениях оружия (луки, сабли, колчаны), наборных поясов, захоронений коней с уздой, украшенных серебряными либо медными накладными бляшками, говорят о принадлежности их к местной воинской либо степной знати.
Отмечены кроме этого случаи нескольких одновременных захоронений, в то время, когда в яму погребения положены мужик, дети и женщина. Возможно высказать предположение, что такое коллективное захоронение связано с заболеваниями, каковые время от времени охватывали кочевья, или с уничтожением обитателей кочевья на протяжении боевых действий. Смертность была большой. Исходя из этого, со временем, кочевники имели возможность выбрать особенное место для похорон собственных соплеменников. Так понемногу начинал формироваться курганный могильник близкородственной группы огузов.
В отношениях с погибшим сородичем у огузов существовал обычай, распространённый у кочевников в раннее средневековье: через определенный временной отрезок насыпь яма и кургана погребения вскрывалась и производилось необходимое разрушение скелета погребённого. Считалось, что такое воздействие не разрешит душе погибшего родственника приходить и мешать миру живых людей.
Если судить по текстам летописей, половцы в первый раз появляются у границ русских княжеств в начале XI в. До этого времени их племена, как вычисляют учёные, входили в состав Кимакского каганата, что был где-то на большом растоянии в Прииртышье. Позднее они перекочевали на берега Волги. Как мы знаем, что половцы разгромили огузов. Причем, огузы, каковые первыми из кочевых племен южно-русских степей, встретились с половцами в Волго-Донских степях, по окончании кровопролитных сражений сразу же ушли со собственными вежами в западном направлении, в сторону Днепра. Половцы со временем заняли огромную территорию от заволжских степей до Днепра, которая была распределена между ханами. Считают, что половецкое население составляло тогда 500—600 тысяч людей (С.А. Плетнева).
По-различному именовался данный агрессивный народ в средневековых источниках: у русских они были половцами, у дипломатов и византийских правителей — куманами, команами, в записях арабских и персидских хронографов они упоминались как кимаки либо кипчаки. Исследователи считают, что русские так назвали новых кочевников за их светло-желтые волосы цвета половы, соломы. Не смотря на то, что, само собой разумеется, большинство этого тюрко-язычного монголоидного населения была черноволоса и смуглолица.
Сверхсложные отношения сложились у половцев с Русью. Летопись свидетельствует, что «…придоша половцы первое на Руськую почву воевати…Се бысть первое зло на Руськую почву от поганых безбожных неприятель…» (ПСРЛ). Это случилось в 1061 г. Тогда, то заключался недолговечный мир, то половцы грабили селения русских и окраинные города княжеств, то русские князья организовывали громадные походы в половецкие степи, доходя со собственными дружинами практически до Дона. Но то, что Русь продолжительно не имела возможности организовать половцам хороший отпор, виной ложилась на князей, враждовавших между собой. Так как на месте Киевской Руси сейчас появились десятки удельных княжеств, боровшихся за «киевский стол». Это событие в собственных заинтересованностях довольно часто применяли половецкие ханы.
По окончании прихода половецкого населения в волго-донские и южно-русские степи, вся занятая территория была строго по-
8.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
дроблена между ордами, а позже и между аилами и куренями. Аилы либо коши (из этого — кошевой), по словам С.А. Плетнёвой, в XII в. были в базе «ячейки половецкого общества». Руководил аилами кошевой, выбираемый из самой богатой семьи. Орда складывалась из нескольких куреней, возможно участников родственных семей. Тогда же были выяснены маршруты перекочевок между зимними и летними стойбишами. Во главе каждой таковой орды находились ханы. Русские летописи сохранили для нас имена некоторых ханов — «шелудивый хищник» хан Боняк, хан Шарукан (Шарук), хан Тугоркан, хан Урособ и др.
Захватнические войны и охота на степных животных определяли жизнь половецкого общества, его социальное развитие и экономику. Но базой хозяйства несложных половцев было однако кочевое скотоводство. Половцы, жившие в донских степях, поздней весной уходили со собственными вежами к берегам Азовского моря. Заволжские половцы имели возможность передвигаться со скотом или на север, в сторону р. Еруслан, или на юг, в степи Прикаспийской низменности. В половецком стаде находились «…скоты, и овца, и кони, и вельблуды». Уход за скотом был чётко поделён между партнерами (кони, верблюды) и дамами (козы, овцы, коровы). Такое распределение обязанностей существовало, к примеру и при установке полевого лагеря: мужик занимались повозками обоза, устанавливая их по кругу, крепили к почва остовы будущих юрт, дамы укладывали войлок на дно жилища либо покрывали им боковые стенки юрты.
Воспитание детей воинскому мастерству проходило с раннего возраста. Когда мальчишке исполнялось два-три года, взрослые солдаты усаживали их на лошадей, учили стрелять из лука, позднее — рубиться саблей, бросать аркан. Исходя из этого, при необходимости, при атаке соперника на скот либо стоянку, всё население, кроме того дамы, имело возможность выступить с оружием на защиту собственных кочевий. Проверка воинских навыков парней в большинстве случаев проходила на громадной совместной охоте. Тут возможно было продемонстрировать старикам, известный солдатам вольтижировку, меткость в стрельбе, сноровку, охотничьи приёмы.
Волго-Донские степи в средневековье 163
Как мы знаем, что с давних времен через почвы половцев проходили торговые дороги, каковые постоянно приносили громадной доход вершине местных жителей. По окончании стабилизации половецкого населения в степях на Волге и Дону, половецкие ханы осознали важность торгового обмена с транзитными торговцами. Исходя из этого строго запрещалось, на грани смерти, грабить караваны и убивать купцов.
Более того, в половецкое время торговым и перевалочным пунктом в северном Прикаспии стал город Саксин. Он появился на месте бывшей столицы Хазарии — Итиле, в то время, когда оттуда ушло русское население. В том месте же был ремесленный центр, что снабжал продуктами собственного производства всю окружающую степь. В Саксине половцы жили, как продемонстрировали раскопки, в глинобитных зданиях. В торговых последовательностях города возможно было заметить драгоценные ювелирные поделки, шикарные ткани, ремесленные изделия, амфоры с вином и другое. Большей частью эти товары привозились из крымских городов.
Со своей стороны, половецкие мастера изготавливали красивое оружие: острые сабли в кожаных ножнах, прочные луки, расшитые сёдла, стремена. Всё это высоко ценилось в русских княжествах, в Византии. Помимо этого, на продажу шла кожа, шкуры, табуны лошадей для конницы, небольшой рогатый скот.
Средневековый создатель Ибн-ал-Асир упоминает город Судак (Сурож), где жило и торговало половецкое население. Так он пишет, что «…данный город кипчаков…лежит на берегу Хазарского моря и к нему пристают суда с одеждами; последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасные меха, бобры, другие предметы и белки, находящиеся в почве их». Торговыми пунктами в половецкое время были кроме этого города Тмутаракань и Корсунь.
Набеги на народы и соседние племена приносили половцам достаток и рабов. Большинство добычи, конечно, шла ханам и его приближенным. Половецкое население было заинтересовано в таких военных грабительских налётах. По окончании освоения южно-изгнания печенегов и русских степей к границам русских княжеств, половецких ханов начинают завлекать своим достатком города и посёлки Руси.
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Болго-Донских степей
Волго-Донские степи в средневековье
Разрозненные русские княжества не могли деятельно сопротивляться захватчикам. Лишь Владимир Мономах «…умыслиша дерзнуть на половце, пойти в почву их» (ПСРЛ). В 1102 г., объединив некоторых князей, он смог нанести важное поражение половцам. Но половцы были сильны и нападали на русские почвы. Их походы в большинстве случаев совершались ранней в осеннюю пору. И это ясно. Так как русские уже собрали урожай, засыпали зерно в лари и закрома, а муку — в сусеки. Заканчивались полевые работы, а по всей Руси игрались свадьбы. Самое время нежданно напасть на какое-то русское село либо город. Русские князья начинали выступать в походы против половцев весной. Они знали, что по окончании зимы и скот и люди ослаблены, какие-то вежи охватили заболевании. Животные принесли приплод и сейчас скотоводы волновались об его сохранности. Осознавали князья, что и сопротивление половцев будет не сильный. По окончании таких походов на какое-то время прекращались армейские акции со стороны половцев.
Необходимо подчеркнуть, что в годы замирения с половцами, князья, пробуя сохранить на долгое время мир на собственных границах со степью, женили собственных сыновей на дочерях из знатных половецких родов. Кстати, не известно ни одного случая женитьбы княжеской дочери на половецких «принцах».
С.А.Плетнёва, изучив эти русских летописей, подчернула, что у половцев возможно выделить ещё две категории населения, занимающие самую низкую социальную ступень в обществе
— это «челядь», т.е. колодники и беднейшие жители «куреней»
— военнопленные. Положение пленников было особенно невы носимо. Как пишется в летописи, они «…мучимы зимою и оце пляемы у алчбе, и в жаже, и в беде побледневши лици и почер невши телесь, незнаемо страною, языком испалёном, нади ходящее и босы, ноги имущее избодены терньем» (ПСРЛ).
Половцы держали некоторых пленных в собственных вежах, в надежде взять за них выкуп. Но значительно чаще военнопленные были на положении рабов. У мужчин, дабы те не пробовали бежать в свои земли, половцы разрезали пятки. В открывшуюся рану зашивали мелко посечённый волос конских хвостов. Само собой разумеется, таковой человек с покалеченными ногами на большом растоянии со стойбища не уйдёт.
На территории нынешней Волгоградской области пребывали главные кочевья половцев. Из этого и много захоронений, каковые значительно чаще устраиваются под личными насыпями. По могильному инвентарю отлично заметно социальное положение погребенных — половецкой знати, простых скотоводов и воинов.
Погребальный обряд половцев относительно однообразен на всей территории, занятой ими. Не смотря на то, что по подбору и количеству вещей, уложенных в могилу, и сложности ритуальных действий, возможно делать выводы о положении покойника в половецком обществе
В ямы погребений довольно часто укладывалась туша лошади, которую иногда заменяли её чучелом — шкурой животного, набитой соломой. Причем, как бы в естественном положении, тут же лежала голова лошади с кольцами ноги и узды животного. Погибшего половца укладывали на пояснице в вытянутом положении, головой на запад. Значительно чаще около солдата возможно найти, не считая лошади, металлические наконечники стрел, каковые смогут быть в берестовом либо кожаном колчане либо лежать рядом с костяком. Берестовая трубка колчана, прошитая узкими кожаными полосами, время от времени украшалась узкими вертикальными полосами тёмной краски.
В колчаны время от времени положены пара больших плоских черешковых наконечников стрел. Таковой тип наконечников был распространён среди солдат Восточной Европы в XI-XII вв. Помимо этого, в погребение кочевнику имели возможность положить саблю (довольно часто они подобны венгерским либо русским саблям IX—X вв.), седло и небольшие бытовые предметы (кресало, кремни, ножи), кольца, бляхи от портупеи, комплект штампованных медных либо серебряных поясных блях, металлические стремена. В богатых погребениях кипчаков возможно встретить кроме того клёпанные медные котлы.
Так, отлично сохранилась сабля в половецком погребении в курганном могильнике около пос.Первомайский Калачёвского района. Её положили справа от погребенного. Любопытно, что рукоять сабли пара наклонена по отношению к мечу,
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Волго-Донские степи в средневековье
— 167
протяженность которого 93 см. Прямое перекрестье имеет на финишах округлые расширения. На протяжении узкой верхней части металлического меча, в ножен, пребывала узкая металлическая пластинка, к средней части которой крепилось маленькое колечко. Оно, выступая наружу, служило для ремешка, разрешающего поддерживать меч сабли в наклонном положении. Помимо этого, железная полоса предохраняла внутреннюю часть ножен от царапин финишем меча при его нередком вынимании. Входное отверстие для меча сабли оформлено медной накладкой. Подобные сабли С.А. Плетнёва датирует XI-XII вв.
Сопровождающий материал из погребений половцев говорит о том, что конница была главным видом армии тех лет. Исследователи считают, что конница кочевников делилась на легкую кавалерию, где «помогали» юные солдаты, вооруженные луками с колчанами, хорошо набитыми стрелами, тяжелую — тут наездники были более умелыми, у них были стрелы и лук и, помимо этого, сабли и пики. Были ещё маленькие отряды наездников и их вооруженных слуг. Это — знатные солдаты либо представители элитного слоя населения.
По составу могильного инвентаря женские погребения отличались от мужских. В погребениях половчанок возможно встретить маленькие комплекты простеньких стеклянных бус, талисманы. В респектабельных женских захоронениях археологи находят остатки ткани либо кожи от сложного головного убора с «рожками» по бокам, талисманы из кости либо латуни, серебряные либо золотые большие подвески с рогатыми выступами на дутом корпусе, медные зеркала с петлей в центре диска, медные гривны из крученного, квадратного в сечении, жгута с петлями на финишах и т.д.