В плену у безводных пустынь Средней Азии, покрытая песками, спала Бухара. Страной правил эмир — подчинённый русского царя. Ему принадлежали поля и стада, а зависевшие от него помещики разоряли дехкан (крестьян) громадными поборами за воду и землю.
Октябрь разбудил Среднюю Азию. Населения украины поднялись на борьбу за лучшую долю. Вместе с революцией в таджикские селения пришел «Марш свободы». Восставший народ пел:
Скиньте иго страха и покорства —
Засияла свободы заря.
Марш написал преподаватель Садриддин Айни, находившийся в рядах Красной Армии, которая помогла его отчизне освободиться от гнета эмиров, феодалов и баев.
Садриддин Саидмурадович Айни появился в селении Соктаре, недалеко от города Гиждувана. Он рано остался сиротой, рано определил тяготы судьбы бедняка. Обучался, стал преподавателем, слагал стихи и по окончании победы революции полностью отдался литературной деятельности.
Книги С. Айни — живая история народов Средней Азии. Храбрец повести «Одина» (1924 —1925) —бедный таджик, трудящийся на богача. Не выдержав эксплуатации, он бежит от бая и поступает на хлопковый завод в Андижане. Дабы жениться на любимой Гульбиби, Одина возвращается в кишлак, но по дороге эмирские госслужащие отбирают у него все, что он получил за три года. Он снова покидает родной кишлак и снова поступает на завод. Тут он заболевает, его выбрасывают на улицу. Одина умирает в нищете.
В романе С. Айни «Дохунда» («Бедняк») — первом таджикском романе — храбрецы Ёдгор и Гульнор борются против феодально-капиталистического гнета, участвуя в гражданской войне. Победив в данной борьбе, они строят новое, социалистическое общество. Эти храбрецы добились счастья.
Айни создал кроме этого роман «Рабы» (1934) и повести «Бухарские палачи» (1920), «Смерть ростовщика» (1939), «Сирота» (1940).
Довольно много картин из судьбы дехкан, ремесленников, студентов в книге С. Айни «Воспоминания» (в русском переводе — «Бухара»). Тут выведены прекрасные образы людей из народа: резчик по дереву Усто-ходжа, храбрая дама Хабиба; тут разоблачается жестокость феодалов, сборщиков податей, эмира. Язык реалистической прозы Айни краток и образен; автор применяет народные сказки. Это — итог учебы у Горького и у классиков таджикской литературы.
В «Песне о битве человека с водой» он прославляет коммунистов, смиривших бурный Вахш и перевоплотивших обнажённые степи в цветник.
Как филолог и историк С. Айни известен трудами о наибольшем таджикском ученом Ибн-светло синий (Авиценне) и родоначальнике таджикской хорошей поэзии Рудаки, о поэтах Фирдоуси и Саади.
За произведения на узбекском языке и труды о поэте Навои С. Айни стал почетным академиком Узбекской Академии наук. Садруддин Саидмурадович Айни был трижды награжден орденом Ленина.
От мрачных келий медресе — духовной школы, где Айни мальчиком зубрил непонятные, полные суеверий религиозные тексты, до ярких комнат Таджикской Академии наук, первым президентом которой он стал, от положения узника, избитого палками по приказу эмира, до нардепа в Громадном Кремлевском дворце — таков путь основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни.