Сказку о Золушке обожают во всем мире. Полюбилась она и советскому композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву. О маленькой труженице с умелыми руками и добрым сердцем он написал балет, в мелодиях которого ожили персонажи древней сказки, говорящей о красоте лучших людских особенностей: великодушия, преданности и доброты, рвения трудовых людей к справедливости и правде. Вот по какой причине композитор завершает собственный балет радостным, весёлым финишем, наделив Золушку сказочно радостной судьбой, какой заслуживало ее простое сердце и умелые руки. Он обожал тружеников, в силу того, что сам трудился постоянно, и прославил труд не только в собственной музыке, но и всей собственной судьбой.
Уже с самых ранних лет, наровне с играми, характерными детскому возрасту, дни его были наполнены работой, всевозможными занятиями, в которых проявлялся его невиданный, необыкновенный музыкальный дар. Сочинив пяти с половиной лет от роду собственную первую пьеску, он ни при каких обстоятельствах уже не расставался с музыкой. К двенадцати годам он написал множество мелких пьес для фортепьяно, песенок и две оперы — «Гигант» и «На пустынных островах»; либретто для этих опер было составлено самим юным композитором.
Год спустя, в осеннюю пору 1904 г., тринадцатилетний Сережа предстал перед приемной экзаменационной рабочей группой консерватория Санкт Петербурга. Экзамен вел Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — радостно вскрикнул он, заметив мелкого Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его произведения.
Блестяще выдержав опробования, Прокофьев был принят в консерваторию. Мастерству композитора он обучался у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и в один момент овладевал мастерством фортепьянной игры в классе известной пианистки А. Н. Есиповой.
Обгоняя друг друга, появляются оперы, фортепьянные пьесы, сонаты, симфонии, романсы, песни Прокофьева. Первые по-настоящему большие и зрелые вещи он сочинил незадолго до окончания консерватории и неоднократно выполнял их сам, выступая как пианист в концертных залах Санкт-Петербурга. самые крупные среди них — Первая и Вторая фортепьянные сонаты, Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Данный концерт Прокофьев сделал ставку на выпускном экзамене по фортепьяно (в 1914 г.), завоевав премию им. Антона Рубинштейна. Творческая биография его начиналась весьма интересно и бурно. композитор и Двадцатилетний пианист сразу же получил известность. Он пришел в мастерство с новыми идеями, со своим пониманием того, как придумывать музыку. Все, что он писал, было новым по манере и по содержанию, молодым, здоровым, храбрым.
В музыке Прокофьева, так же как и в стихах его современника Маяковского (см. ст. «В. В. Маяковский»), рождались образы молодости, силы, победы и борьбы, образы нового мира, шедшего на смену отжившему. Оба живописца относились друг к другу с большим интересом и искренней симпатией. Недаром композитор осторожно хранил экземпляр поэмы «Война и мир» с надписью: «Главе земного шара от секции музыки — глава земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».
Окончив консерваторию, Прокофьев много лет выступал как композитор и пианист во Франции, Италии, Испании, Англии, Бельгии и Америке. На сценах театров Парижа, Нью-Йорка и Чикаго ставились оперы и балеты, каковые он создал в те годы. Но кроме того в годы судьбы за рубежом все помыслы его всегда возвращались к Отчизне. Образы народного искусства и русской литературы оживали во всем, что он писал вдалеке от Отчизны.
С русской сказкой мы видимся в четырех пьесах для фортепьяно, каковые Прокофьев назвал «Сказками ветхой бабушки». Мы слышим мерную, неторопливо развертывающуюся мелодию, и перед нами появляются картины, каковые мы вот-вот готовы определить: не Аленушка ли это с братцем Иванушкой спасается в лесу от не добрый мачехи либо девочка забрела в дом ветхого медведя? Сама мелодия, в которой слышится ровный, убаюкивающий голос, обороты музыкальной народной речи, складывается в причудливые образы.
Прокофьев радостен был возвратиться в СССР. Он с удовольствием участвовал в строительных работах советской культуры. «Я весьма стремился включиться в работу над советской тематикой», — вспоминал он потом. Композитора особенно завлекали героика строительства, образ нового человека, его преодоление и борьба препятствий. Но большие произведения на эти темы показались позднее, а в эти годы он довольно много писал для кино, драматического и театра оперы и балета, музыку для детей: симфоническую сказку «волк и Петя», детские песенки («Болтунья», «Сладкая песенка»), сборник пьес для фортепьяно — «Детская музыка».
Как ни один композитор, Прокофьев умел радостно и остроумно говорить в музыке о комичных событиях и смешных играх. Вот, к примеру, из-за былинки принципиально важно выползает кузнечик — композитор звуками передает это в забавном марше «Шествие кузнечиков». Прекрасной мелодией рисует он дождь и радугу, яркий лунный вечер («Ходит месяц над лугами»). Для собственной симфонической сказки «волк и Петя» о пионере, поймавшем свирепого волка посредством храброй птички, композитор сам сочинил текст, что читается в перерывах между музыкальными картинами. С характерами храбрецов знакомит нас оркестр: каждое действующее лицо сказки имеет собственную мелодию (лейтмотив), которая звучит у одного определенного инструмента.
Мелодии развиваются, изменяются, сплетаются, сталкиваются, и слушателям легко понять движение всей переживания и истории храбрецов. Размеренная и однообразная мелодия, которую играется хрипловато звучащий фагот, вызывает в отечественном представлении образ строгого Петиного дедушки; радостная песенка флейты сопровождает птичку; за вкрадчивой мелодией легко гнусавого гобоя легко определить умную кошку. Звуки задорной мелодии скрипок рисуют вид бесстрашного и решительного Пети. В случае, если пристально послушать «волка и Петю», то возможно обучиться различать звучание инструментов оркестра.
В 1936 г. Прокофьев закончил балет «Ромео и Джульетта», посвященный красивой и чистой любви. Композитор положил в музыку довольно много тепла и живого сострадания, обогатив отечественное познание шекспировской катастрофе, выразив ее самый глубочайший, сокровенный суть.
Широкий и всевозможный мир творения Шекспира запечатлен в музыке таких сцен, как «Джульетта-девочка», «Бал у Капулетти», «Смерть Меркуцио», «Ромео у Джульетты перед разлукой», «Финал» балета.
1937—1941 гг.— время создания наибольших произведений Прокофьева, разнообразных по жанру и духу: комической оперы «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), смелой оперы «Семен Котко» (по повести В. П. Катаева «Я — сын трудового народа»), фортепьянных и скрипичных сонат, «Песен отечественных дней» для солистов, симфонического оркестра и хора, музыки к историческому фильму «Александр кантаты» и Невский того же заглавия.
В 1940 г. Прокофьев пленился сказкой о Золушке и начал работать над балетом. Но началась война. Глубоко потрясенный композитор отозвался на это событие созданием патриотических произведений. «Работа над оперой «Война и мир» была главной моей работой в первые годы войны», — писал Прокофьев. Ни над одним произведением он не трудился так продолжительно и вдохновенно. Уже по окончании постановки оперы в Ленинграде и Москве композитор снова и снова возвращался к ней, углубляя собственный план, совершенствуя отдельные картины, создавая новые эпизоды. Лучшие сцены оперы — лирическая первая картина «В Отрадном», вальс из второй картины, монологи Пьера и Наташи Безухова (в третьей и шестой картинах), отчаяние Наташи, смерть князя Андрея. В красочных батальных сценах особенно занимательны хоры, отражающие героические подвиги и страдания народа. Эти хоры по духу и по ясности возможно сравнить с русской народной песней, которую так отлично знал Прокофьев. «Война и мир» завершается сценой народного торжества, хоровым гимном народу-победителю.
В 1944 г. Прокофьев закончил «Золушку». Балет написан в стиле классицизма. Прокофьев «стремился так изобразить в музыке характеры милой, мечтательной Золушки, ее робкого отца, придирчивой мачехи, своенравных задорных сестер, тёплого юного принца, дабы зритель не оставался равнодушным» и дабы он в «данной сказочной оправе заметил живых, ощущающих и переживающих людей».
Перед смертью композитор, уже тяжело больной, написал еще довольно много красивых сочинений на современные темы. Оратория «На страже мира» (стихи С. Я. Маршака) — это его творческий вклад в дело борьбы за мир. Все дети нашей страны знают прекрасные песни — отрывки из данной оратории: «Урок», «Отчизна слышит», «Голуби мира» и другие. Для детей Прокофьев написал на стихи Маршака радостную сюиту «Зимний костер».
Незадолго до смерти композитор закончил собственную последнюю — Седьмую симфонию, молодую, светлую, весёлую.
Глубокие мысли, красивые образы живут в мастерстве Сергея Сергеевича Прокофьева. Его музыка учит нас обожать жизнь, оказывает помощь нам лучше осознать советских людей и отечественную эру.