МАШИНА-ГИГАНТ
Попытайтесь представить себе такую долгую машину, что с одного ее финиша на другой нужно звонить по телефону. Автоматическая бумагоделательная машина именно такая! Ее протяженность — сто метров с лишним. Жидкая бумажная масса, проходя через нее, обязана успеть высохнуть и превратиться в бумажный страницу.
Трудится эта огромная машина с неординарной быстротой. Она стоит на месте, но ее механизмы движутся со скоростью поезда. Каждую 60 секунд с ее валов сбегает практически километр широкой бумажной ленты.
За день протяженность бумажной ленты вырастает так, что ее возможно протянуть от Москвы до Ленинграда. А за десять дней выпущенная машиной лента добежала бы до Иркутска.
Руководят данной громадной и сильной машиной всего пять человек. Но ей требуется столько электроэнергии, сколько необходимо целому маленькому городу, а потребляемой ею воды хватило бы на все население этого города.
Тут продемонстрировано, как лес преобразовывается в бумагу.
На больших советских бумажных комбинатах — Балахнинском, Камском, Сегежском, Кондопожском — стоит по нескольку бумажных автомобилей. И не смотря на то, что одна машина может за день дать бумаги на много тысяч экземпляров таких книг, как эта, нам необходимо еще больше бумаги — так много выходит в Советском Альянсе книг, газет и журналов!
ОТ КАШИЦЫ ДО СТРАНИЦЫ
Как же трудится бумагоделательная машина?
В первую очередь она сама придирчиво контролирует, хороша ли та бумажная масса, которую ей приготовили на древесномассном и целлюлозном фабриках. Особенные устройства шепетильно вылавливают проскочившие песчинки, сучочки, неразмолотые крепкие волоконца.
Совсем подготовленную бумажную массу выливают на медную сетку.
Эта сетка непрерывно движется между двумя валами. Бумажная масса легко растекается по ее поверхности. По бокам сетки устроены борта, каковые не дают массе переливаться через край. Содержащаяся в бумажной массе вода стекает через небольшие отверстия сетки, а волокна древесной целлюлозы и массы, переплетаясь между собой, оседают на сетке узким слоем.
Бумажная машина. На сетке видна бумажная масса.
Чтобы лучше выжать из этого слоя воду, под сеткой установлены коробки, из которых выкачан воздушное пространство. Они отсасывают воду. Но, сходя с сетки, слой бумажной массы все же пропитан ею на 80%, и три четверти огромной автомобили заняты разными устройствами, каковые оказывают помощь удалить эту воду.
Мокрое бумажное полотно в виде широкой пухлой ленты сбегает с сетки и проходит понемногу через все эти устройства. Вначале воду отжимают разные цилиндрические прессы в виде вращающихся чугунных валов. В массе остается уже 60 % воды.
После этого бумажное полотно попадает на сушильные барабаны. Они нагреты и гладят его, как огромные круглые утюги. По окончании них бумага содержит лишь 6-8 % жидкости. Но это широкое белое бумажное полотно пока не прекрасно. Оно шероховато, и нужно еще сделать его таким, дабы на нем возможно было писать и печатать.
В последней части автомобили установлены нагретые каландры — тяжелые чугунные полированные валы. Подсохшее бумажное полотно стало уже достаточно прочным, и его возможно сдавливать между этими валами с большой силой. Из-под них бумажное полотно выходит ровным и блестящим. В самом финише автомобили оно сматывается в огромные рулоны — катушки. Бумага готова.
Остается разрезать широкую ленту на более узкие страницы либо рулоны, дабы делать из них тетради либо печатать на них книги и газеты.