На Соколиной горе — одной из бывших столичных окраин — расположена станция Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В большинстве случаев в депо, где ремонтировались паровозы, субботними вечерами становилось негромко. Завершив работу, слесари, машинисты, котельщики расходились по зданиям.
Совсем в противном случае было тут в субботу 12 апреля 1919 г. Всю ночь в депо горел свет, гулко раздавались напряженные удары молота, скрипели сверла и напильники, слышались громкие, оживленные голоса. Это 15 рабочих-коммунистов остались по окончании трудовой смены на сверхурочную работу. По велению собственной совести, по необязательному почину они, дабы ускорить победу страны над Колчаком, решили в нерабочее время безвозмездно отремонтировать паровозы.
До шести часов утра кипела напряженная работа. Ее итог был очень ощутимым: три отремонтированных локомотива находились на металлических дорогах у ворот депо, готовые отправиться в далекий путь.
Так прошел первый в истории коммунистический субботник.
Об этом начинании определили все коммунисты железной дороги. На неспециализированном партийном собрании выступил один из инициаторов первого субботника, глава партийной ячейки депо Москва-Сортировочная слесарь Иван Ефимович Бураков. Собрание решило проводить субботники каждую семь дней.
В субботу 10 мая 1919 г. на Московско-Казанской железной дороге был совершён первый массовый коммунистический субботник. В этом случае трудились уже 205 человек. Участники субботника трудились с огромным подъемом и сделали практически втрое больше, чем в простой рабочий сутки. Это был вдохновенный, подлинно коммунистический труд.
Весть о трудовом подвиге столичных железнодорожников скоро разнеслась по всей стране. Субботники в годы гражданской войны стали проводиться систематично во всех городах Советской республики. Пример коммунистов увлек широкие веса беспартийных. На протяжении субботников трудились уже не единицы, а сотни и десятки тысяч людей.
Так, в сутки первомайского субботника 1920 г. в Москве трудились 425 тыс. служащих и рабочих, а в Нижегородской губернии 1 и 2 мая 1920 г. в субботниках участвовали около 600 тыс. человек.
Совместно со всеми трудящимися на субботники выходили лидеры Компартии и Советского правительства. 1 мая 1920 г. в Кремле на расчистке территории трудился Владимир Ильич Ленин. Участник этого субботника И. И. Борисов вспоминает: «Работу необходимо было делать попарно, и я в паре с Владимиром Ильичей начал носить долгие слеги… Трудился он превосходно…»
В тот же сутки на заводе Михельсона (сейчас завод им. Владимира Ильича) за токарным станком трудился «общероссийский староста», Глава ВЦИК Михаил Иванович Калинин.
Практические результаты работы, проделанной в те годы на протяжении субботников, были огромны. Рабочие ремонтировали вагоны и паровозы, разгружали тысячи тысячь киллограм разных грузов, пилили дрова, очищали от хлама улицы железнодорожные линии и городов, дополнительно производили нужные фронту шинели и пулемёты, винтовки и сапоги, гимнастёрки и патроны. Все это помогало ускорить победу над неприятелем.
Но огромное историческое значение субботников состояло не только в этом. основное и Главное — то, что это были настоящие ростки коммунизма. Субботники дали пример коммунистического труда, продемонстрировали творческую, созидательную роль рабочего класса, его трудовой героизм. В. И. Ленин назвал коммунистические субботники «великим почином».
Раньше рабочие много лет трудились на эксплуататоров, создавали материальные сокровища. Но их труд был подневольным, основывался на «дисциплине палки», на «дисциплине голода».
Великая Октябрьская революция ликвидировала господство капиталистов, передала заводы трудящимся. Рабочие стали трудиться на себя, на собственный государство, на благо всего народа. Они стали хозяевами собственной своей судьбы и страны. Новые условия породили совсем новую дисциплину труда — дисциплину сознательную, свободную, основанную на социалистическом соревновании и товарищеской взаимопомощи.
Воспитание таковой дисциплины — дело очень сложное: так как в сознании людей тогда сохранялось еще множество пережитков ветхого.
Коммунистические субботники именно и знаменовали начало перехода к новой, социалистической публичной дисциплине. Голодные, усталые рабочие трудились добровольно, по собственной инициативе, без всякой оплаты. Они трудились, дабы оказать помощь стране скорее разбить неприятелей, трудились во имя упрочнения крестьян и — республики своего государства рабочих.
Такая самоотверженность и сознательность и говорили о переломе в сознании людей. Исходя из этого В. И. Ленин разглядывал субботники как «фактическое начало коммунизма». «Коммунизм начинается в том месте, — писал он, — где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд забота рядовых рабочих об повышении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не трудящимся лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом, сотням и десяткам миллионов людей…»
Первые субботники живут в памяти народа. Советские люди не забудут данной славной страницы истории. Они постоянно будут гордиться тем, что
В полуразрушенной России,
Под красным заревом флагов,
За всю историю — в первый раз
Был данный подвиг совершен.
(Я. Смеляков)
В. И. Ленин показывал, что строительство коммунизма и социализма не может быть осуществлено в пара дней, недель а также лет. Для построения социализма нужен громадный исторический срок — переходный период от капитализма к социализму.
Свержение господства буржуазии, завоевание рабочим классом политической власти было первым, очень серьёзным шагом в борьбе за построение социалистического и коммунистического общества.
Второй ответственный ход — то, что почва, банки, фабрики, фабрики, железные дороги, пребывавшие прежде в руках помещиков и капиталистов, стали общенародным достоянием (см. ст. «Мы отечественный, мы новый мир выстроим»). Все это создало надежную базу для предстоящего перемещения вперед, к коммунизму и социализму.
Ожесточённая война, развязанная империалистами, мешала отечественному народу обширно развернуть строительство. Все силы приходилось отдавать обороне. И все же в осажденной неприятелями стране поднимались и крепли ростки коммунизма.
В эти годы показались первые начатки социалистического земледелия.
14 февраля 1919 г. было обнародовано распоряжение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому методу ведения сельского хозяйства. В нем намечались конкретные меры помощи первым колхозам и совхозам. К этому времени в бывших помещичьих имениях было создано 900 больших национальных хозяйств (совхозов). Появлялись и первые коллективные хозяйства — коммуны, артели, товарищества по совместной обработке почвы. К весне 1919 г. их уже было около 6 тыс. Состояли они в основном из бедняков и батраков. Но главная масса крестьян еще вела собственный хозяйство единолично.
Огромные перемены начинались в культурной жизни народа. Великие успехи культуры, науки, техники становились достоянием народа. Школа открыла собственные двери перед детьми крестьян и рабочих. В 1919 г. Советское правительство издало декрет о ликвидации неграмотности. Страна вступала в борьбу с вековечными союзниками эксплуататоров — неграмотностью и темнотой.
Начали создаваться детские ясли, молочные кухни, детские сады и т. п. Это была борьба за трансформацию быта советских людей. Она освобождала даму от тяжелого домашнего труда, разрешала ей. вольно и равноправно принимать участие в публично-политической, хозяйственной и культурной жизни страны.
В. И. Ленин придавал особенное значение этим росткам коммунизма. Он сказал, что нужно всемерно помогать предстоящему росту коммунистических начинаний, заботливо поддерживать, развивать и направлять их.
Путь к бурному расцвету коммунистических быта и форм жизни, путь замечательного перемещения страны к коммунизму В. И. Ленин видел в целой электрификации страны. По его заданию сейчас, в условиях невиданной разрухи, разрабатывался замысел первого этапа электрификации — строительства 30 больших по тому времени электростанций (см. ст. «ГОЭЛРО»),
Так коммунистический народ в тяжёлых условиях, отражая неистовый натиск неприятелей, создавал и осторожно лелеял ростки коммунизма, закладывал первые камни в I фундамент его величественного строения.