Выписка из истории развития
Возраст матери на протяжении беременности 23 года. Беременность первая с угрозой выкидыша. Роды в срок со стимуляцией.
Вес при рождении — 4 кг, рост — 55 см. По шкале Апгар — 8,8 балла. Из роддома привезен в неврологическое отделение в тяжелом состоянии с диагнозом: тяжелая перинатальная энцефалопатия.
Раннее развитие с задержкой: голову держит с 2 мес, сидеть начал в 9 мес, первые шаги — в 1,5 года, речевое развитие с задержкой. На первом году судьбы много раз лечился с диагнозом ПЭП. В 10 мес — судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром. На данный момент состоит на учете у невропатолога с диагнозом ММД.
Психолого-педагогическая черта
Поступил в детский сад по направлению ПМПК с диагнозом: органическая задержка психологического развития. Посещает дошкольную группу для детей с ЗПР с сентября 2001 г. Жалобы при поступлении: низкий уровень речевого развития, двигательная неловкость, нарушение координации, не играется с игрушками. К условиям детского сада приспособился скоро. Требует к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Со сверстниками играться не обожает, но агрессии не проявляет. Отмечается склонность к уединению. На занятиях скоро устает, отвлекается. Заинтересованности не проявляет, не подчиняется требованиям взрослого на занятиях.
Запас умений и знаний снижен. Навыки самообслуживания развиты слишком мало — затрудняется при раздевании и одевании, неправильно держит ложку, не всегда опрятен.
Условия домашнего воспитания удовлетворительные. Родители поймут необходимость коррекционно-развивающей работы с ребенком, проявляют заинтересованность в работе с учреждением.
Протокол обследования
Дата обследования 04.03.2002 — 06.03.20021
Наименование методики | Исполнение |
1. Изучение мышления; | |
а) собери гербарий | Делает самостоятельно |
б) доски Сегена (из 6 элементов) | Делает самостоятельно |
в) складывание разрезных картин: | |
2 части | Делает самостоятельно |
3 части | Делает посредством взрослого |
Окончание протокола
Наименование методики | Исполнение |
2. Изучение конструктивного праксиса: | |
а) конструирование по подражанию (строительный конструктор) | Простые постройки: башня из 5 — 6 кубиков, поезд — делает самостоятельно |
б) конструирование по настоящему зрительному примеру (строительный конструктор) | Дорожка, стол — делает самостоятельно. Более сложные (дом с дорожкой, дом с забором) — не делает |
в) конструирование по подражанию (из палочек) | Дорожка, заборчик — делает самостоятельно |
г) конструирование по примеру (из палочек) | Треугольник, квадрат — не делает |
3. Изучение восприятия (3-й уровень): | |
а) соотнесение по форме (подбери ключик к замку) | Делает самостоятельно |
б) исполнение инструкции Дай красный (главные цвета) | Делает самостоятельно, но время от времени путает цвета |
в) сравнение и разделение по величине (трехсоставная матрешка) | Самостоятельно выполнить не имеет возможности |
4. Изучение памяти (вербальный уровень): | |
а) игра в прятки | С заданием справляется |
б) попросить ребенка сообщить, с кем он живет, во что он обожает играться, и назвать собственный имя и фамилию; повторить вопрос Сейчас на улице довольно много луж и грязи? | Задание делает частично (именует фамилию, имя, но в вопросе повторяет лишь 2 — 3 слова) |
в) выполнить по памяти серию руководств: подняться, открыть дверь, подойти к столу, открыть коробку, забрать карандаш | Делает лишь 3 — 4 действия (норма: 2 года — 3 — 4 действия, 3 года — 5 действий) |
5. Изучение речи: | |
а) установить, заглавия каких действий привычны ребенку | Ребенку привычны заглавия бытовых действий (сидеть, просматривать, дремать, кушать и т.д.) |
б) установить, может ли ребенок выяснять привычные предметы, изображенные на картинах | Да, может |
в) установить, сложилось ли у ребенка познание направленности действия, места действия либо для кого это воздействие совершается | Нет |
Заключение по итогам обследования
В начале изучения контакт затруднен, ребенок пара скован и насторожен. Но контакт скоро установился, ребенок эмоционально принимал задания, но скоро уставал, отвлекался. Ориентирован на похвалу. Продуктивно делать задания имел возможность лишь посредством взрослого. самая эффективной была обучающая помощь, задания по аналогии делал по окончании 1 — 2 показов. Трудности при исполнении заданий во многом были связаны с низкой умственной работоспособностью, истощаемостью ребенка. Неизменно нуждался в смене видов и дозировании нагрузок деятельности.
При изучении были взяты следующие результаты: запас представлений и знаний значительно ниже возрастной нормы, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление развито слишком мало. Память снижена. Речевое развитие не соответствует возрасту ребенка: при построении речевого высказывания отмечается аграмматизм, не осознаёт косвенных падежей. Деятельный и пассивный словарь недостаточны. Имеют место нарушения моторного развития. Небольшая моторика развита слишком мало. Согласованные действия рук не организованы. При исполнении заданий практически игнорирует левую руку.
Итак, в структуре нарушения психологического развития отмечаются недочёты моторики, низкий уровень развития мышления, недочёты речевого развития, нарушения памяти, несформированность сенсорных процессов.
Ребенок испытывает недостаток в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование высших психологических функций, преодоление недочётов речевого и моторного развития.