Религиозность в современной студенческой среде

Религиозность в современной студенческой среде

Научный руководитель

к.и.н., доцент

______ Руденко Л. Д.

«__» ___________ 2014г

Студентка группы СЦ-31 ______ Хромова К.В.

«__» ___________ 2014г

Ярославль 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретико-методологические базы изучения религиозности

1.1 Религия как социальный феномен…………………………………………………… 8

1.2 Теоретические подходы в социологии к изучению религиозности…… 18

Глава 2. Особенности религиозности молодежи

2.1. Факторы, воздействующие на развитие религиозности молодежи как социальной группы……………………………….….………………………….29

2.2 Особенности религиозности современной молодежи…………………….35

Глава 3. Изучение изюминок религиозности современной студенческой молодежи (на примере молодежи г. Ярославля)………………39

Глава 4. Обсуждение результатов изучения……….……………………..64

Заключение………………………………………………………………………………………. 66

Перечень применяемой литературы……………………………………………………… 70

Приложение 1 ………………………………………………………………………………….. 72

Введение

Развитие современного общества сопровождается важным упадком религии. Многие наблюдатели разглядывают его как конечное состояние, при котором религия переходит в область устаревших вер и обычаев[1]. Внешние проявления религии, с которыми в большинстве случаев связаны отечественные представления о ней, это совокупность взоров на мир, основанных на вере в Всевышнего, сотворившего данный мир и самого человека. Показатели, фиксирующие эти лежащие на поверхности проявления религиозной судьбе, образуют то, что образовывает феномен религии. С давних времен людская идея прекратила ограничиваться описанием и выявлением показателей религии, но пытается растолковать феномен религии, осознать его значение и природу, выяснить его сущность. Религиозный фактор в жизни общества очень важен. Без понимания и знания изюминок религии нереально составить себе какое количество-нибудь полное представление об истории. Во всемирной истории имело место множество процессов и событий, каковые конкретно связаны с религией, не смотря на то, что вовсе не всегда жизнь людей зависела от устремлений сакрального характера. мировоззрение и Жизненный уклад многих народов определяются в зависимости от того, какое место занимает религия в их жизни. Степень религиозности довольно часто разрешает осознать те либо иные трансформации, происходящие в развитии различных стран.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что религия все же осталась значительным причиной, воздействующим на социальные, политические и другие процессы в обществе. В наши дни не считая классической религии существует множество альтернатив, каковые разрешают человеку самостоятельно сделать выбор. Благодаря религии большая часть современных людей смогут заново самоопределиться в мире, имеют возможность жить в согласии с самим собой и другими участниками общества. В случае, если раньше религиозные устои впитывались ребенком с младенчества через семью, другие институты и школу социализации, то современное воспитание не приговаривает индивида к абсолютному следованию классической религии. В некоторых случаях религиозные предпочтения индивида смогут свидетельствовать о том, как способен человек делать правила и общепринятые нормы. В различных государствах и в различные периоды времени возможно замечать усиление религиозного фактора. К примеру, усиление религиозности довольно часто отмечается в кризисные моменты в истории страны. Это возможно растолковать тем, что человек, теряя последнюю опору в жизни и надежду на стабильное будущее, обращается к единственному, что у него остается – к религии. В обществе религия делает ключевую роль источника духовного смысла, начального этапа в формировании системы ценностей, интегрирующей силы. Значимой представляется реализация функций, снабжающих помощь людям, переживающим трудности и невзгоды. Современное состояние общества оценивается конкретно как период угроз, нестабильности, тревог и опасности. Религия разрешает удовлетворять главные потребности людей, связанные со безопасностью и стабильностью, предлагая мотивацию следования и определённую систему норм этим нормам. С развитием современного общества религия быстро теряет собственные прошлые позиции, понемногу уходя в область устаревших обычаев и верований. Ее место начинают заменять суеверия и привычные традиции.

Религиозная сфера – очень общества и духовной важный элемент сферы в целом. Исходя из этого изучение религиозной судьбе общества, в особенности степени и содержания религиозности общества в целом и отдельных его групп, есть ответственной и насущной проблемой. Информация о динамике и состоянии данных показателей есть ключом к пониманию всей культурной сферы общества, и нужным условием для изучения и разработки для того чтобы явления, как идеология.

Современная молодежь – это база завтрашнего общества. Конкретно исходя из этого юные люди, являющиеся активной публичной группой, требуют подробного изучения уже сейчас. Особенности молодежи как объекта изучения содержится в том, что, с одной стороны, у ее представителей уже организованы либо находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а иначе – юные люди еще не могут деятельно оказывать влияние на процессы культурной жизни общества.

Резкие и стремительные трансформации духовной сферы, обстановка публичной и личной аномии стимулировали рост мистических настроений, обращение людей к нетрадиционным правилам организации судьбы, что стало причиной дестабилизации общества. Чувствительная и мобильная молодежь первым делом подверглась влиянию разных религиозных течений. Этому периоду судьбы человека характерны максимализм, социальная незащищенность, каковые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе и в религиозной сфере.

В отечественной и зарубежной социологии неприятность религиозности в целом достаточно отлично освещена. Базы религии, ее степень и сущность религиозности изучались многими известными исследователями, такими как У. Джемс[2], З. Фрейд[3], Э. Фромм[4], К. Юнг[5], Э. Гидденс[6], М. Вебер[7], Э. Дюркгейм[8] и т.д. Современные исследователи кроме этого проявляют интерес к данной теме. На данный момент известность купили работы следующих авторов: В. Баранников, Л.Ф. Матронина[9], М.П. Мчедлов[10], Н.В. Дулина, Н.А. Овчар[11]. Особая неприятность религиозности молодежи освещена значительно меньше, по большей части в виде статей. Больших работ по данной теме мало. Необходимо отметить статьи Ю.Ю. Синелиной «О параметрах определения религиозности населения» (2001), В.Г. Немировского и П.А. Старикова «Тенденция квазирелигиозности в среде красноярского студенчества» (2003), О.В. Сучкова «Психотерапевтическая функция религии – обеспечение безопасности верующей молодежи» (2008) и т.д. Изюминкой изучения религиозности есть фактическое отсутствие единого теоретико-методологического подхода. Практически любой создатель, трудящийся в данной теме, производит собственный подход. Однако, еще во времена зарождения социологии были выработаны две главные линии, в рамках которых осуществляются подобные подходы.

Первую линию возможно условно назвать дюркгеймовской. Этот подход оправдывает себя в моноконфессиональных обществах, и при рассмотрении первичной религиозности в обществах, характеризующихся устойчивыми этнокультурными комплексами. Продолжателями линии Дюркгейма стали Б. Малиновский[12], Д. Фрэзер[13], последовательность русских философов – Соловьев[14], Шестов[15], Флоренский[16]. Позиция Дюркгейма подвергалась критике со стороны Мертона[17], вычислявшего, что религия делает не только интегрирующую, но и дезинтегрирующую функцию. Влияние культурных факторов на образование религиозных совокупностей разглядывал Зиммель[18].

Вторую линию возможно условно назвать веберовской по основателю – М. Веберу, что придерживался хорошего от Дюркгейма подхода. Этот подход выбран Вебером потому, что общество, привычное ему – другими словами Германия (германский культурный ареал) – поликонфессионально, и в таком обществе вероятна смена конфессий. Этот подход пригоден для изучения современных обществ. Продолжателями линии Вебера стали Э. Трельч[19], обрисовавший сектантство как явление, Р. Нибур[20], создавший употребляющуюся до сих пор классификацию религиозных образований, Д. Кэмпбелл[21], создавший теорию культового пространства, Р. Беллах[22], по примеру Вебера разглядевший влияние новых конфессиональных образований, и ряд других авторов. Маркс и Энгельс[23] кроме этого были близки к подходу Вебера. Нужно также подчеркнуть отечественных авторов В. Гараджу[24], Ю. Синелину[25], М. Мчедлова[26] и др.

Объектом работы есть религиозность. Предметом – проявление религиозности среди молодежи.

Цель работы: распознать особенности религиозности молодежи в условиях современного общества. С целью достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:

1) На базе теоретического анализа функций религии распознать особенности их трансформации в современном обществе;

2) Разглядеть современную типологизацию религиозности;

3) Проанализировать влияние религиозности на поведение молодежи в наше время;

4) Разглядеть изменение отношения к религии русском молодежи.

Работа складывается из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения, перечня использованных приложений и источников. В конце каждой главы и работы делаются соответствующие выводы.

Заключение

В данной работе проанализирована религиозность современной русском молодежи. Для этого мы изучили религию как социокультурный феномен. Нами были рассмотрены главные функции религии и их трансформация в наше время. Так же была рассмотрена существующая типологизация религиозности.

С развитием религии неразрывно связана и динамика религиозности. В зависимости от того, в каком состоянии находится общество, религиозность получает различное значение. В кризисные моменты развития общества религиозность может увеличиваться, потому что именно на религию уповает человек, в то время, когда все другое уже не имеет возможности оказать помощь ему.

В современном обществе стремительными темпами происходят процессы секуляризации, каковые связаны с развитием науки и техники, увеличением уровня образования населения, переоценкой сокровищ индивидов. Религия как бы отделяется в одну из сфер социальной судьбе, делается частным делом каждого. Из представленного сейчас разнообразия религиозных организаций человек вправе выбрать религию, которая подойдет конкретно ему, в соответствии с его мировоззрению, привычному укладу. Часто человек собирает из различных религий то, что ему подходит сейчас, и начинает придумывать себе новую, более эргономичную.

По результатам работы возможно сделать следующие выводы:

1) Роль религии велика во многих сферах судьбы. Она призвана делать определенные функции в обществе, соответственно, ее существование в той либо другой форме нужно.

2) Степень религиозности индивидов зависит от условий, в которых он находится, от норм, принятых в обществе и от уровня развития науки. Религиозность может принимать различные формы у различных индивидов в различное время.

3) В современном обществе происходят процессы секуляризации, обусловленные разными обстоятельствами: потерей духовности, развитием науки и техники, социальными трансформациями.

В современном обществе отмечается изменение в приоритетах социальных и культурных функций религии. Основной функцией религии в современном русском обществе есть компенсаторная либо психотерапевтическая, ориентированная на психику верующего, его религиозное сознание. Это показывает, что ведущими функциями религии становятся те функции, каковые определяют место человека в социокультурной совокупности общества, его адаптацию к окружающему очень динамичному миру. Время от времени возможно замечать дисфункциональность при исполнении религией собственных функций, в особенности это характерно для нетрадиционных религий, новых религиозных течений.

Религиозность имеет последовательность показателей. Для изучения для того чтобы сложного феномена как религиозность нужно четко выделить критерии, каковые ее определяют. В частности самые объективными параметрами религиозности смогут выступать: посещение храма, частота молитвы, соблюдение постов, частота исповеди, отмечание религиозных праздничных дней, чтение священных текстов, наличие священных предметов в доме[66]. В зависимости от того, какие конкретно показатели религиозности преобладают в человеке, выделяют типы религиозных индивидов, каковые отличаются отношением к религии, образом судьбы, мировоззрением, изюминками воспитания в семье.

Религиозность имеет две составляющих: религиозное поведение и религиозное сознание, каковые время от времени смогут видеться раздельно друг от друга. Религиозное поведение возможно продиктовано сложившимися традициями, силой публичного мнения. Религиозное сознание может находиться в человеке, никак не выражаясь во внешнем поведении. Изучение религиозности осложняется еще и тем, что подчас сам индивид до конца не имеет возможности выяснить, чем продиктовано его религиозное поведение.

В современном обществе существует множество типологий верующих. Эти типы выделяются по различным основаниям. При выделении типов религиозных индивидов нужно учитывать факторы, каковые привели человека в ту либо иную религиозную организацию.

Нами было совершено изучение, направленное на изучение изюминок религиозности современных студентов. Из исследования возможно сделать следующие выводы:

1) Религиозные элементы присутствуют в сознании большинства современных студентов.

2) Религиозность опрощеных слабо проявляется в их поведении. Но определенные формы религиозного поведения свойственны не только для верующих опрощеных. Неверующие кроме этого проявляют религиозное поведение в определенных жизненных обстановках, что продиктовано религиозными традициями, каковые были заложены респонденту в семье. Не обращая внимания на то, что опрошенные позиционировали себя как неверующих, они посещают церковь в религиозные праздничные дни, молятся в критических обстановках и т.д.

3) Респонденты не хорошо осведомлены о новых религиозных перемещениях в РФ, но большая часть из них не относятся к носителям вторых религиозных вер критично.

4) Религиозность среди современной студенческой молодежи в большей мере есть внешним формальным атрибутом, чем внутренней ценностно-мотивационной составляющей. В сознании верующих опрощеных преобладают материальные сокровища перед религиозными. сознание и Религиозное поведение минимально проявляются. Это показывает на преобладающую тенденцию пассивной принадлежности к определенной религии. Стало известно, что только малый часть опрощеных реализовывают жизнедеятельность в соответствии с ценностями и религиозными нормами. Это говорит о преобладании формальной религиозности над подлинной.

Подводя итог работы возможно сделать вывод, что классическая религиозность в сознании современной молодежи ослабевает. Потому, что у студентов преобладает мировоззренческая неопределенность в виду социального положения и возраста, они все еще деятельно ищут ответы на «вечные вопросы» о предназначении человека и смысле жизни. Но в связи с падением авторитета церкви, как социального университета, в глазах молодежи, эти вопросы все чаще остаются без ответа. Религиозное сознание современных парней все больше делается неизвестным и формальным либо находит собственный отражение в других религиозных течениях.

Перечень применяемой литературы:

1. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.

2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Нюанс Пресс, 1995.- 351 с.

3. общество и Религия. Хрестоматия по социологии религии в 2-х частях. Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. – М.: Наука, 1996. – 775 с.

4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.

5. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение – 2-е изд., дополненное. – М.: Идея, 1980. – 273 с.

6. Гараджа В.И. Социология религии – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 348 с.

7. И.Н. Яблоков, Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, А.В. Бочковская, А.Л. Сафронова и др. История религий в 2 т. Т. 2. Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М.: Верховная школа, 2007. – 639 с.

8. В. П. Баранников, Л. Ф. Матронина Динамика религиозности в информационном обществе// Социологические изучения. — 2004. — № 9. — С.102-107.

9. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М.: Гардарики, 2004. – 317 с.

10. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. — М.: Ладомир, 1999.- 488с.

11. Лисовский В. Т. Социология молодежи. — СПб.:Главный ВУЗ Санкт-Петербурга, 1996. — 361 с.

12. Манхейм К. Диагноз отечественного времени: пер. с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994. 744 с.

13. Мчедлов М.П. Религиозны ли юные россияне?//Мониторинг публичного мнения, 2005, №2, с. 38-45.

14. Синелина Ю. О параметрах религиозности населения//Социс, 2001, №7, с. 89-96.

15. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных//Социс, 2005, №3, с.89-97.

16. Синелина Ю.Ю. О циклах трансформации религиозности грамотном части русского общества//Социс, 2003, №10, с.88-96.

17. Безрогов В.Г. Социальное пространство личности: осуществление и религиозная социализация права на веру в межпоколенных отношениях//Развитие личности, 2002, №4, с.115-136.

18. Рэдклифф-Браун А.Р. функции и Структура в примитивном обществе. лекции и Очерки / Пер. с англ. — М.: Издательская компания «Восточная литература» РАН, 2001. — 304 с.

19. Панков А.А., Подшивалкина В.И. Неприятность воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе // Социс. 1995. № 11. С. 100.

20. Ревякин Е.С. Дамы и политика в религиозном вопросе в РФ ХХ века // гендерное образование и Гендерные исследования в высшей школе: Материалы интернациональной научной конференции, Иваново, 25—26 июня 2002 г. Ч. 2: История, социология, язык, культура. Иваново, 2002. С. 215—219.

21. Пушкарева Н.Л., Жеребкина И.А. Гендерная проблематика в истории //Введение в гендерные изучения. СПб, 2001. Т. 1. C. 277—312.

22. Куруленко Э.А. мир и Ребёнок культуры // культура и Философия. Самара, 1997. С. 189—195.

23. Белла Р. Социология религии //Американская социология. Возможности, неприятности, способы. М., 1972. С. 265-281.

Интернет-ресурсы:

1) Рыжов Ю. Религиозность, нерелигиозность и их типы // http://www.religiovedenie.ru/ (дата обращения к ресурсу 15.04.2013)

Приложение 1

Анкета

Глубокоуважаемый респондент!

Лаборатория социальных изучений

ЯрГУ им. П. Г. Демидова приглашает Вас учавствовать в изучении, посвященному изучению религиозности современной студенческой молодежи.

Нам принципиально важно знать Ваше мнение, потому, что Ваши ответы окажут помощь нам в изучении данной неприятности.

Анонимность гарантируется, все сведенья будут представлены

в обобщенном виде и лишь для научных целей.

Этот опрос займет у Вас не более 5 мин..

Обведите номер самоё подходящего для вас варианта ответа в кружок.

Ваше мнение крайне важно для нас!

Заблаговременно Вам признательны!

Выполняете ли Вы посты?

1) Да, систематично

2) Да, иногда

3) Пробовал(а), но не получилось

4) Нет

Как довольно часто Вы молитесь?

1) Ежедневно

2) Пара раз в тридцать дней

3) Пара раз в год

4) Лишь в критических обстановках

5) Ни при каких обстоятельствах

6) Затрудняюсь ответить

Бывали ли Вы на исповеди?

1) Был(а) 1-2 раза

2) Пара раз в год

3) Систематично

4) Ни при каких обстоятельствах

Религиозность в современной студенческой среде

Научный руководитель

к.и.н., доцент

______ Руденко Л. Д.

«__» ___________ 2014г

Студентка группы СЦ-31 ______ Хромова К.В.

«__» ___________ 2014г

Ярославль 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретико-методологические базы изучения религиозности

1.1 Религия как социальный феномен…………………………………………………… 8

1.2 Теоретические подходы в социологии к изучению религиозности…… 18

Глава 2. Особенности религиозности молодежи

2.1. Факторы, воздействующие на развитие религиозности молодежи как социальной группы……………………………….….………………………….29

2.2 Особенности религиозности современной молодежи…………………….35

Глава 3. Изучение изюминок религиозности современной студенческой молодежи (на примере молодежи г. Ярославля)………………39

Глава 4. Обсуждение результатов изучения……….……………………..64

Заключение………………………………………………………………………………………. 66

Перечень применяемой литературы……………………………………………………… 70

Приложение 1 ………………………………………………………………………………….. 72

Введение

Развитие современного общества сопровождается важным упадком религии. Многие наблюдатели разглядывают его как конечное состояние, при котором религия переходит в область устаревших вер и обычаев[1]. Внешние проявления религии, с которыми в большинстве случаев связаны отечественные представления о ней, это совокупность взоров на мир, основанных на вере в Всевышнего, сотворившего данный мир и самого человека. Показатели, фиксирующие эти лежащие на поверхности проявления религиозной судьбе, образуют то, что образовывает феномен религии. С давних времен людская идея прекратила ограничиваться описанием и выявлением показателей религии, но пытается растолковать феномен религии, осознать его значение и природу, выяснить его сущность. Религиозный фактор в жизни общества очень важен. Без понимания и знания изюминок религии нереально составить себе какое количество-нибудь полное представление об истории. Во всемирной истории имело место множество процессов и событий, каковые конкретно связаны с религией, не смотря на то, что вовсе не всегда жизнь людей зависела от устремлений сакрального характера. мировоззрение и Жизненный уклад многих народов определяются в зависимости от того, какое место занимает религия в их жизни. Степень религиозности довольно часто разрешает осознать те либо иные трансформации, происходящие в развитии различных стран.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что религия все же осталась значительным причиной, воздействующим на социальные, политические и другие процессы в обществе. В наши дни не считая классической религии существует множество альтернатив, каковые разрешают человеку самостоятельно сделать выбор. Благодаря религии большая часть современных людей смогут заново самоопределиться в мире, имеют возможность жить в согласии с самим собой и другими участниками общества. В случае, если раньше религиозные устои впитывались ребенком с младенчества через семью, другие институты и школу социализации, то современное воспитание не приговаривает индивида к абсолютному следованию классической религии. В некоторых случаях религиозные предпочтения индивида смогут свидетельствовать о том, как способен человек делать правила и общепринятые нормы. В различных государствах и в различные периоды времени возможно замечать усиление религиозного фактора. К примеру, усиление религиозности довольно часто отмечается в кризисные моменты в истории страны. Это возможно растолковать тем, что человек, теряя последнюю опору в жизни и надежду на стабильное будущее, обращается к единственному, что у него остается – к религии. В обществе религия делает ключевую роль источника духовного смысла, начального этапа в формировании системы ценностей, интегрирующей силы. Значимой представляется реализация функций, снабжающих помощь людям, переживающим трудности и невзгоды. Современное состояние общества оценивается конкретно как период угроз, нестабильности, тревог и опасности. Религия разрешает удовлетворять главные потребности людей, связанные со безопасностью и стабильностью, предлагая мотивацию следования и определённую систему норм этим нормам. С развитием современного общества религия быстро теряет собственные прошлые позиции, понемногу уходя в область устаревших обычаев и верований. Ее место начинают заменять суеверия и привычные традиции.

Религиозная сфера – очень общества и духовной важный элемент сферы в целом. Исходя из этого изучение религиозной судьбе общества, в особенности степени и содержания религиозности общества в целом и отдельных его групп, есть ответственной и насущной проблемой. Информация о динамике и состоянии данных показателей есть ключом к пониманию всей культурной сферы общества, и нужным условием для изучения и разработки для того чтобы явления, как идеология.

Современная молодежь – это база завтрашнего общества. Конкретно исходя из этого юные люди, являющиеся активной публичной группой, требуют подробного изучения уже сейчас. Особенности молодежи как объекта изучения содержится в том, что, с одной стороны, у ее представителей уже организованы либо находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а иначе – юные люди еще не могут деятельно оказывать влияние на процессы культурной жизни общества.

Резкие и стремительные трансформации духовной сферы, обстановка публичной и личной аномии стимулировали рост мистических настроений, обращение людей к нетрадиционным правилам организации судьбы, что стало причиной дестабилизации общества. Чувствительная и мобильная молодежь первым делом подверглась влиянию разных религиозных течений. Этому периоду судьбы человека характерны максимализм, социальная незащищенность, каковые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе и в религиозной сфере.

В отечественной и зарубежной социологии неприятность религиозности в целом достаточно отлично освещена. Базы религии, ее степень и сущность религиозности изучались многими известными исследователями, такими как У. Джемс[2], З. Фрейд[3], Э. Фромм[4], К. Юнг[5], Э. Гидденс[6], М. Вебер[7], Э. Дюркгейм[8] и т.д. Современные исследователи кроме этого проявляют интерес к данной теме. На данный момент известность купили работы следующих авторов: В. Баранников, Л.Ф. Матронина[9], М.П. Мчедлов[10], Н.В. Дулина, Н.А. Овчар[11]. Особая неприятность религиозности молодежи освещена значительно меньше, по большей части в виде статей. Больших работ по данной теме мало. Необходимо отметить статьи Ю.Ю. Синелиной «О параметрах определения религиозности населения» (2001), В.Г. Немировского и П.А. Старикова «Тенденция квазирелигиозности в среде красноярского студенчества» (2003), О.В. Сучкова «Психотерапевтическая функция религии – обеспечение безопасности верующей молодежи» (2008) и т.д. Изюминкой изучения религиозности есть фактическое отсутствие единого теоретико-методологического подхода. Практически любой создатель, трудящийся в данной теме, производит собственный подход. Однако, еще во времена зарождения социологии были выработаны две главные линии, в рамках которых осуществляются подобные подходы.

Первую линию возможно условно назвать дюркгеймовской. Этот подход оправдывает себя в моноконфессиональных обществах, и при рассмотрении первичной религиозности в обществах, характеризующихся устойчивыми этнокультурными комплексами. Продолжателями линии Дюркгейма стали Б. Малиновский[12], Д. Фрэзер[13], последовательность русских философов – Соловьев[14], Шестов[15], Флоренский[16]. Позиция Дюркгейма подвергалась критике со стороны Мертона[17], вычислявшего, что религия делает не только интегрирующую, но и дезинтегрирующую функцию. Влияние культурных факторов на образование религиозных совокупностей разглядывал Зиммель[18].

Вторую линию возможно условно назвать веберовской по основателю – М. Веберу, что придерживался хорошего от Дюркгейма подхода. Этот подход выбран Вебером потому, что общество, привычное ему – другими словами Германия (германский культурный ареал) – поликонфессионально, и в таком обществе вероятна смена конфессий. Этот подход пригоден для изучения современных обществ. Продолжателями линии Вебера стали Э. Трельч[19], обрисовавший сектантство как явление, Р. Нибур[20], создавший употребляющуюся до сих пор классификацию религиозных образований, Д. Кэмпбелл[21], создавший теорию культового пространства, Р. Беллах[22], по примеру Вебера разглядевший влияние новых конфессиональных образований, и ряд других авторов. Маркс и Энгельс[23] кроме этого были близки к подходу Вебера. Нужно также подчеркнуть отечественных авторов В. Гараджу[24], Ю. Синелину[25], М. Мчедлова[26] и др.

Объектом работы есть религиозность. Предметом – проявление религиозности среди молодежи.

Цель работы: распознать особенности религиозности молодежи в условиях современного общества. С целью достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:

1) На базе теоретического анализа функций религии распознать особенности их трансформации в современном обществе;

2) Разглядеть современную типологизацию религиозности;

3) Проанализировать влияние религиозности на поведение молодежи в наше время;

4) Разглядеть изменение отношения к религии русском молодежи.

Работа складывается из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения, перечня использованных приложений и источников. В конце каждой главы и работы делаются соответствующие выводы.

Духовность глазами клинического психолога!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: