Развитие эмоций и чувств у детей

Наиболее значимое значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с людьми и игра, в ходе которых формируются базы социальных эмоций.

Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его в большинстве случаев малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие эмоции — моральные (в ходе игр, в то время, когда ребенок приучается подчинять собственный поведение неспециализированным требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в ходе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных заинтересованностей и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).

Начало обучения в школе порождает значительные трансформации в эмоциональной судьбе детей, у них понемногу начинается умение обладать собственными чувствами, не смотря на то, что самые младшие школьники еще не смогут сдерживать проявление чувств. В большинстве случаев позы и лица детей весьма ярко высказывают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать собственные эмоции разъясняется кроме этого и происхождение у детей аффективных состояний, их склонность к краткосрочным бурным проявлениям горя и радости. Действительно, такие Эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.

Происхождение чувств у младших школьников связано с конкретной обстановкой. Яркие наблюдения тех либо иных событий либо броские переживания и жизненные представления — все вызывает у детей этого возраста соответствующие чувства. Всякого же рода словесные нравоучения, не связанные с жизненным опытом и определёнными примерами детей, в большинстве случаев не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это принципиально важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более долгий срок, чем факты, им равнодушные. Исходя из этого эмоциональная приподнятость обязана являться основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.

коллективная деятельность и Учение содействуют формированию у детей высших эмоций. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные эмоции, как чувство любви к Отчизне, сочувствие к угнетенным и неприязнь к их угнетателям, чувство коллективизма, товарищества. Исполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и публичная деятельность, обоюдная ответственность приятель перед втором и перед классом в целом приводят к тому, что у обучающихся накапливается нужный практический опыт морального поведения в коллективе. На базе этого опыта у школьников формируется ответственности и чувство долга, умение подчинять личные интересы и свои чувства интересам коллектива и общим целям.

Особенность младшего школьного возраста та, что формирование нравственных эмоций довольно часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может растолковать, по какой причине нужно вести себя соответствующим образом в той либо другой обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на базе прошлого жизненного опыта, часто верно подсказывает ему, что такое хороший либо плохой поступок. Исходя из этого при воспитании моральных эмоций детей нужно опираться на их практический опыт морального поведения, создавать условия для обогащения и расширения этого опыта.

Что касается эстетических эмоций, то у младших школьников они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники обучаются видеть броские, солнечные цвета, такие радостные, что рассматривать их приятно. Ребенок определит, что яркое впечатление создают одни сочетания цветов, к примеру сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, к примеру сочетание тёмного с фиолетовым. Но при восприятии картины дети обращают внимание в первую очередь на ее содержание и не видят вторых художественных преимуществ.

При соответствующем воспитании и музыкальном обучении существенно увеличиваются и углубляются эстетические переживания детей, им делается понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. К примеру, обучающиеся II класса на вопрос преподавателя, какая не редкость музыка о храбрецах, отвечали: «Праздничная — это в то время, когда идут в наступление, в то время, когда какая-нибудь победа; радостная — в то время, когда бойцы освобождают паши города и поют песни; агрессивная — в то время, когда идут в бой; грозная — в то время, когда разгорается бой; грустная — в то время, когда бойцы хоронят собственного товарища».

Довольно широкие возможности для создания эстетических эмоций предоставляет знакомство с природой, в особенности в то время, когда это сочетается с изучением произведений искусства (слушанием соответствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассматриванием репродукций и картин и т. д.). Мастерство окажет помощь заметить красивое в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и осознавать произведения искусства.

Интеллектуальные эмоции развиваются у Младших школьников понемногу. Начинается с наслаждения, которое испытывает школьник, думая над читаемым рассказом, с эмоции удовлетворения от выполненного задания, от успешного ответа задачи, потребовавшей большого умственного напряжения. Интеллектуальные эмоции у младших школьников, конечно, больше связаны с предметами, с представлениями и наглядными образами, чем с идеями и абстрактными мыслями.

В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и Солее большим уровнем учебной и публичной деятельности создаются условия для значительного развития эмоционального отношения к действительности. Главная изюминка — нарастание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных эмоций.

Принципиальный момент в воспитании чувств и эмоций у школьников — необходимость научить их руководить эмоциями, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать бешенство, бурное неудовольствие, а время от времени и бурное радость. Это достигается лишь тренировкой, упражнением. Методом упражнения начинается и совершенствуется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я обязан сперва выучить урок, а позже идти гулять». Это уже зачатки эмоции долга.

Преподаватель обязан стремиться к тому, дабы парни обогащались эмоциональными переживаниями, каковые имеют хорошее жизненное значение.

Упражнение эмоций содействует формированию более идеальных взаимоотношений человека к окружающему миру, человеческому обществу и природе.

Вопросы для повторения

1. Что такое чувства и эмоции, в чем их значение?

2. Чем вызываются чувстве человека?

3. Какие конкретно физиологические механизмы определяют протекание чувств у человека?

4. Какая отличие между аффектами и настроениями?

5. Что такое стрессы?

6. Охарактеризуйте высшие эмоции человека.

7. В чем состоят изюминке чувств и формирования эмоций у школьников?

8. Как возможно применять искусство и литературу в формирования высших эмоций у школьников?

Практические задания

1. Понаблюдайте у школьников проявления какого-либо одного чувство и обрисуйте, как оно протекает.

2. Попытайтесь вызвать у детей радости и чувство удовлетворения от отлично выполненной работы либо удачно совершённой с ними игры. Обрисуйте темперамент протекания эмоций.

Глава XIII. ВОЛЯ

Неспециализированное понятие о воле

Понятие о воле. Человек как активное существо не только принимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в собственных целях. Наряду с этим человек преследует определенные цели, каковые он очевидно поймёт.

Время от времени достижение цели не воображает трудности и не требует упрочнений (к примеру, цель — прочесть книгу, в то время, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но значительно чаще достижение цели связано с преодолением препятствий и трудностей. Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние.

Сравним с данной точки зрения два примера. В одном случае ученику для исполнения домашнего задания пригодилась книга, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и в том месте не выяснилось. Он отправился к одному, второму, третьему товарищам, но и у них данной книги не было. Тогда ученик отправился к преподавателю и все-таки дотянулся книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но весьма не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играться в футбол, тем более что и парни усиленно кликали и манили — находились перед окном, показывали футбольный мяч, делали призывные перемещения. Но ученик вынудил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные жажды. Ясно, что в другом случай и том были препятствия, трудности, но имели, они совсем разный темперамент.

Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие вторых людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что необходимо, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, нехорошее настроение, привычка функционировать необдуманно, лень, чувство страха, чувство фальшивого самолюбия и т. д.

Воля человека и выражается в том, как он способен преодолевать трудности и препятствия на пути к цели, как может руководить своим поведением, подчинять собственную деятельность определенным задачам. Воля — психологическая деятельность человека, определяющая его поступки и целенаправленные действия, которые связаны с преодолением препятствий и трудностей.

Преодоление трудностей и препятствий требует так именуемого волевого упрочнения — особенного состояния жадно-психологического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Громадная воля, — писал А. С. Макаренко,— это не только умение чего-то захотеть и добиться, но и умение вынудить себя отказаться от чего-то, в то время, когда это необходимо».

Объективный показатель воли человека — величина препятствий, каковые способен он преодолеть. Громадна воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли отечественных храбрецов-астронавтов, преодолевающих большие трудности при подготовке и проведении космических полетов.

Воля может сказываться не только в громадных, но и в малых делах. Для мелкого ребенка проявление воли и в мелком деле — хорошая школа волевых действий и поступков. Первоклассник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к телевизору наблюдать детский мультфильм, кинув неоконченные уроки, упражняет тем самым собственную волю.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого упрочнения, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля всегда проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику приходится преодолевать самые разные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного преследования цели, умения сдерживать себя.

От чего же зависят осуществление и постановка цели того либо иного волевого действия? Может показаться, что человек совсем вольно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, быть может и в противном случае; все зависит лишь от его жажд — беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.

Научная психология не признает таковой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая обстоятельство всякого людской действия лежит вне его, сказал о полнейшей зависимости волевых поступков от внешних и внутренних условий судьбы человека.

Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, заинтересованностями, изюминками личности. А вы уже понимаете (из содержания III и IV глав), что все это итог внешних влияний, деятельности человека и условий жизни. Так, косвенно волевые действия постоянно определяются внешними влияниями. Но сложность психологической судьбе человека, сложность внешних влияний, каковые смогут быть отдаленными и косвенными, довольно часто не разрешают установить объективные обстоятельства тех либо иных волевых действий человека. Это и формирует иллюзию «свободы воли», независимости людских поступков от внешних действий.

Физиологические базы волевых действий. Волевое воздействие — это произвольное воздействие. Но еще И. М. Сеченов показывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Верное познание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. В первую очередь вам нужно отыскать в памяти, что говорилось о функциях и строении коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигательная территория, ведающая перемещениями. В задней части коры расположены территории, каковые реализовывают яркую сообщение с внешним миром. Эти территории являются корковые финиши анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены территории, где происходит процесс организации двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную совокупность целенаправленного поведения).

Произвольные перемещения происходят па базе образования сложных совокупностей нервных связей между клетками указанных территорий. А это значит в итоге, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние разными раздражениями и внешними раздражениями, поступающими от внутренних органов. Что же касается сложных перемещений, то они являются совокупностью сложных комбинаций таких рефлексов, следовательно, кроме этого имеют условнорефлекторный темперамент, кроме этого обусловлены внешними действиями.

Решающую роль в организации волевых действий играется вторая сигнальная совокупность, делающая регулирующую функцию. Волевые действия появляются на базе речевых сигналов, т. е. обусловлены или словесными указаниями, исходящими от вторых, или словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, в то время, когда он принимает ответ сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. формирование и Обдумывание способов и цели ее осуществления, оценка результатов — все происходит в речевой форме.

Как мы знаем, волевые действия смогут выражаться и в отказе от какого-либо действия (в то время, когда, к примеру, человек воздерживается от нежелательных перемещений, привычек и т. п.). В соответствии с учению И. П. Павлова нежелательные перемещения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной совокупности.

Публично-историческая обусловленность воли. Свойство к волевым действиям начинает появляться с переходом отечественных обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля — это своеобразны людская сторона психики, поскольку животные пассивно приспосабливаются к природе, и только для человека характерен труд — сознательная деятельность, направленная на изменение и подчинение природы.

Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от публично-исторических условий, б зависимости от условий материальной судьбе общества. Темперамент побуждений и целей человека определяется тем, интересы какого именно класса он воображает. Исходя из этого волевое поведение одних людей направлено на публично значимые цели и определяется высокими моральными правилами, волевое поведение вторых людей — на сугубо индивидуальные цели и подчинено эгоистическим побуждениям.

Само собой разумеется, и среди представителей капиталистического общества видятся волевые люди. Они действуют решительно, проявляют громадное упорство в преследовании целей, преодолевают большие препятствия. Но что за цели они преследуют, какие конкретно побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.

В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на правилах взаимопомощи, сотрудничества. Передовой коммунистический человек, в случае, если требуется, подчиняет личное, личное публичному, коллективному, собственные индивидуальные интересы — заинтересованностям народа. Из этого следует, что в обществе, строящем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально вежливая, коммунистически направленная воля.

Воля человека, что энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, публично вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), к примеру настойчивость и целеустремлённость расхитителя публичной собственности либо решительность хулигана, не есть морально вежливая воля. Такая воля в отечественном обществе приобретает быстро отрицательную оценку. Морально вежливая воля, которую высоко ценят в социалистическом обществе и воспитывают у молодого поколения, — это воля, направленная на достижение публично нужных целей, исходящая из эмоции долга, воля, при которой человек может гармонически сочетать собственные индивидуальные, личные устремления с устремлениями народа.

У нас идет огромная работа по постройке коммунистического общества. При ответе данной задачи приходится преодолевать громадные трудности. Но людям с морально вежливой волей они не страшны. Отечественная молодежь по велению долга идет трудиться на ударные комсомольские стройки, сооружает новые города, фабрики, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально вежливая воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.

Анализ волевого действия

В каждом волевом действии возможно выделить два этапа. Первый — подготовительный этап, этап мысленного действия, обдумывания, на котором осознается цель, определяются пути и средства успехи цели и принимается ответ; второй — аккуратный этап, на котором происходят исполнение принятого ответа и самооценка выполненного действия.

Подготовительный этап. Всякое волевое воздействие как воздействие целенаправленное постоянно начинается с ясного осознания и постановки цели действия. Перед тем как функционировать, нужно понять, для чего функционировать, что человек пытается достигнуть в следствии действия. Крайне важно кроме этого понять значение цели. В случае, если человек поймёт, что поставленная им цель имеет не только личное, но и громадное публичное значение, он делается способным к преодолению серьёзных трудностей.

Принципиально важно и осознание доступности цели. Постановка целей, которых этот человек не в силах достигнуть, формирует привычку не доводить начатое дело до конца. Но легкодоступные цели не развивают воли, не производят умения бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Цели действия должны быть дешёвы человеку, но потребовать громадных упрочнений для их успехи. Лишь такие цели определяют подлинно волевое поведение.

Для верной оценки волевого действия нужно знать и мотивы (побуждения), каковые выяснили постановку данной цели, побудили человека функционировать. Каждое воздействие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив).

Учеников III класса задали вопрос: «По какой причине вы отлично учитесь?» Ответы были различные. Один ученик ответил: «Это моя обязанность — как отец с мамой отлично трудятся, так и я обязан отлично обучаться». Второй ученик сообщил: «Желаю, дабы учительница похвалила». Третий ученик заявил: «Я желаю быть лучше всех. Мне за хорошие отметки отец деньги дает на кино». И деятельность одинаковая, и результаты однообразны, а мотивы деятельности разны.

Из приведенного примера видно, что мотивы бывают различного уровня — низшего (эгоистические побуждения) и высшего (мотивы порядка, чувство долга). Само собой разумеется, действия человека смогут определяться и мотивами личного порядка (рвение обеспечить собственный благополучие, чувство личной привязанности и т. д.), но у передового советского человека индивидуальные мотивы не противоречат публичным заинтересованностям.

Содержание подготовительного этапа волевого действия различно в зависимости от того, имеются ли внутренние либо внешние препятствия к достижению цели. При наличии внутренних препятствий (ужас, лень, утомление, нежелание функционировать) подготовительный этап принимает темперамент борьбы мотивов. Это возможно борьба мотивов одного уровня (одинаково хочется вечером пойти в кино и театр, одинаково хочется по окончании окончания школы купить монтажника и профессию шофёра) и борьба мотивов разного уровня (пойти в кино либо садиться делать уроки). Во втором случае нужно понять уровень мотивов и дать предпочтение мотиву более большого уровня.

Борьба мотивов в волевом действии — это часто борьба между эмоцией долга и противоречащими долгу побуждениями. Воля и проявляется в умении вынудить себя сделать то, что диктует чувство долга, подавив противоречащие долгу побуждения. В то время, когда речь заходит о том, делать ли то, что нужно, либо то, что хочется, направляться отдавать предпочтение мотиву «нужно». К примеру, ученик нагрубил учительнице и не желает признать ошибку и извиниться. Его товарищ колеблется: ему не хочется осуждать приятеля, но ответственности и мотивы долга в итоге заглушают мотивы фальшивой товарищества и дружбы, и он открыто осуждает провинившегося.

Принципиально важно выделить, что у человека с морально вежливой волей исключается любая внутренняя борьба при исполнении долга. Долг для него — мотив, исключающий всякие колебания; сознание публичной необходимости действия исключает всякую возможность поступить в несоответствии с долгом.

При наличии лишь внешних препятствий борьба мотивов отсутствует, подготовительный этап волевого действия содержится в обдумывании средств успехи цели, выборе конкретного метода действия, самоё подходящего в данных условиях. К примеру, ученик решил сделать модель. Перед тем как приступить к делу, он обдумывает, из какого именно материала будет делать модель и где дотянуться данный материал, какие конкретно необходимы инструменты игде их забрать, в то время, когда и где он будет делать модель, с кем консультироваться и т. д.

Подготовительный этап волевого действия завершается принятием определенного ответа.

Аккуратный этап. Следующий, наиболее значимый этап всякого волевого действия — выполнение принятого ответа. Само собой разумеется, воля проявляется и в принятии ответа (которое время от времени также может потребовать громадных упрочнений), но это одно еще не дает права вычислять человека волевым. Человек, что лишь ставит перед собой пускай самые возвышенные, самые ответственные цели, лишь принимает решения, но не претворяет их в судьбу, не доводит дело до конца,— человек слабохарактерный.

Выполнение может иметь неоднозначную форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок). В то время, когда, к примеру, ученик воздерживается от подсказки (а ему весьма хочется посоветовать товарищу), от желания грубо ответить старшему, волевое воздействие выражается в отсутствии действия.

В случае, если человек отходит от принятой цели, то он проявляет недочёт воли. Очевидно, в тех случаях, в то время, когда изменяются события, появляются какие-то новые условия ивыполнение ранее принятого ответа делается нерациональным, нужен сознательный отказ от принятого ответа. Волевой человек обязан мочь, в то время, когда это необходимо, отказаться от намеченного действия, принять новое ответ, в противном случае это уже будет непроявление воли, а тщетное упрямство.

Результатом волевого действия есть достижение цели. Завершается волевое воздействие его самооценкой: человек оценивает избранные им методы достижения цели, затраченные упрочнения совершает соответствующие выводы для будущего.

Волевые качества личности

Анализ волевого поведения человека разрешает выделить последовательность волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. К волевым качествам относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.

Целеустремленность — это подчинение человеком собственного поведения устойчивой жизненной цели, готовность ирешимость дать все способности и силы для ее успехи, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из данной перспективной цели исходят частные цели как нужные ступени на пути к достижению главной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается.

Советские люди подчиняют собственную деятельность задаче построения коммунистического общества. Эта главная задача рождает много подчиненных ей более частных задач, определяющих конкретную деятельность каждого советского человека.

Очевидно, у школьников целеустремленность не всегда направлена на цели высокой публичной значимости. Целеустремленным возможно назвать исходя из этого для того чтобы школьника, у которого имеется устойчивая цель, имеющая определенную публичную сокровище (либо по крайней мере не противоречащая публичным заинтересованностям), и что планомерно и систематически действует в направлении данной цели. К примеру, ученик целеустремленно движется к собственной цели — стать мастером спорта по фигурному катанию на коньках.

Самостоятельность — подчинение поведения убеждениям и собственным взглядам. Независимый человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Но это не означает, что он отвергает всякое чужое мнение. Независимый человек в любой момент готов разглядеть указания и чуткие советы, оценить их и, если они разумны, принять их. В тех же случаях, в то время, когда отвергается всякое чужое мнение лишь по причине того, что оно чужое, в то время, когда отмечается необоснованное противодействие всему, что исходит от вторых людей, обнаруживается отрицательное уровень качества воли — негативизм (от латинского слова «него» — отрицаю). Негативист не владеет самостоятельностью воли. Стремясь не смотря ни на что действовать наперекор чужим рекомендациям, отклоняя всякие, среди них и разумные, указания со стороны, он обычно поступает кроме того вопреки собственным взорам иубеждениям.

Противоположное негативизму, но также отрицательное уровень качества воли — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не может критически относиться к чужим рекомендациям ипротивостоять им при необходимости, принимает каждые чужие рекомендации, кроме того заведомо несостоятельные. И внушаемость, и негативизм — выражения слабоволия, поскольку и в том и другом случае человек не имеет возможности подчинить собственные действия аргументам разума, и в том и другом случае действует, слепо принимая либо так же слепо отвергая чужие влияния.

Решительность — это свойство вовремя принимать обоснованные и устойчивые ответы и без липших задержек переходить к их исполнению. Особенно ярко решительность проявляется в непростых обстановках, в том месте, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и в том месте, где воздействие связано с некоторым риском.

Вовремя решить — значит решить в необходимый момент, тогда, в то время, когда этого требуют события. Решительный человек не спешит с принятием ответа, в случае, если события разрешают ему не торопиться. Это дает ему возможность лучше разобраться в ситуации, вернее оценить ее, собрать дополнительные эти и принять обоснованное ответ. Но в нужных случаях он может скоро ориентироваться в обстановке и срочно принимать самоё разумное ответ. Нерешительные люди, напротив, или быстро и торопливо принимают ответ, не успев обдумать его, или задерживаются вовремя решить.

Следствием обоснованности ответов есть их устойчивость. Нерешительный же человек „де не сомневается в правильности собственного решения. Он всегда пересматривает, откладывает, отменяет принятое ответ. Нужный показатель решительности — энергичный переход к исполнению ответа. Нерешительный же человек, кроме того решив , не имеет возможности вынудить себя приступить к его осуществлению, цепляясь время от времени за каждую возможность отложить собственные действия, убеждая себя в том, что с выполнением ответа возможно повременить.

Решительность, наконец, предполагает свойство скоро задержать либо по большому счету завершить исполнение принятого ответа, в случае, если этого требуют новые события.

Источники разных видов нерешительности у обучающихся разнообразны. Ими возможно боязнь ответственности, непредвиденных последствий, утрата веры в возможности и свои силы на базе последовательности прошлых неудач и т. д. Время от времени подобная нерешительность не редкость следствием недостаточной опытности.

Настойчивость — это свойство доводить до конца принятые ответы, достигать поставленной цели, преодолевая затруднения и всякие препятствия на пути к ней. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а, напротив, проникается еще более жёсткой решимостью добиться намеченного и ищет для этого средства и новые пути. Настойчивость особенно проявляется при тяжёлой, неинтересной, трудной работе.

Настойчивость — одно из нужных условий успешной учебной деятельности обучающихся, и воспитание настойчивости — одна из наиболее значимых обязанностей преподавателя. Обучающиеся, у которых отсутствует это свойство, каковые опускают руки при мельчайшей неудаче, стараются избегать трудностей, не прилагая какое количество-нибудь важных упрочнений, дабы преодолеть их, должны быть предметом особого внимания со стороны преподавателя.

От настойчивости направляться отличать отрицательное уровень качества воли — упрямство. В случае, если настойчивый человек пытается к цели, хороший темперамент которой ясен, то упрямый преследует неразумные цели. Упрямец довольно часто сознает, что он не прав, осознаёт, что его действия нецелесообразны, но отстаивает ошибочную точку зрения, руководствуясь жаждой не смотря ни на что сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство только закрывает слабоволие, поскольку упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых довольно часто осознаёт сам.

Упрямство часто видится у школьников. Обстоятельства его разны. Время от времени оно есть необычной формой реакции обиженного ребенка на нечуткое, несправедливое отношение к нему. Чаще это проявление каприза избалованного ребенка, выросшего в воздухе захваливания, обожания, отсутствия требовательности. Часто упрямство, в особенности у подростков, имеется следствие неправильного понимания ими этого качества, итог оценки ими упрямства как проявления твердости, непреклонности, самостоятельности. Наконец, упрямство возможно следствием переутомления.

Выдержка (самообладание) имеется свойство всегда контролировать собственный поведение. Это свойство предполагает умение воздерживаться от действий, каковые осознаются как ненужные либо вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие кроме того в сложных и тяжёлых событиях. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен при потребности стойко переносить лишения, причиняющие ему неудобства, переносить боль, задерживать, в то время, когда это нужно, удовлетворение потребностей (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).

Противоположное отрицательное уровень качества — импульсивность (от латинского слова «импульсус» — толчок, побуждение) — склонность функционировать по первому побуждению, быстро, не обдумывая собственных поступков. Указанное уровень качества часто проявляется в поведении младших школьников. Вот, к примеру, Слава. Он весьма импульсивен. Кроме того подсказывает на уроках нежданно для самого себя. Под влиянием порыва может совершить необдуманный поступок. Весьма подвижен, руки не находят спокойствия. Говорит торопливо, глотая окончания слов. Боли не выносит: единственный в классе побледнел и начал плакать, в то время, когда было нужно перенести маленькую боль от медицинского укола. На таких детей преподаватель обязан обращать особенное внимание, систематическая работа по воспитанию у них выдержки должна быть особой целью педагога.

Выдержка нужна и преподавателю. Спокойный, уверенный в себе преподаватель, без потребности не повышающий голоса, не теряющийся никогда, могущий обладать собой, в большинстве случаев, пользуется громадным авторитетом среди обучающихся.

смелость и Мужество — это готовность человека идти к достижению цели, не обращая внимания на опасность для жизни либо личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств — готовность к исполнению страшных действии. Мужество — более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия кроме того перед лицом смертельной опасности, уверенности в себе, в правоте собственного дела. Конкретно таким было мужество храбрецов-солдат, давших жизнь для блага нашей страны. Мужество может проявляться и в труде, в самоотверженной работе.

Противоположное отрицательное уровень качества — трусость. Ужас за себя, за собственную жизнь командует действиями трусливого человека, что благодаря этого легко может поменять собственному долгу.

Дисциплинированность — это сознательное подчинение собственного поведения публичным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек добровольно признает для себя необходимым делать правила социалистического общежития и не только делает распоряжения и правила, выполняет порядок, но и борется за исполнение их вторыми.

Дисциплинированность не оковы воли. Напротив, соблюдение правил, исполнение распоряжений развивают волю человека, приучают его преодолевать внешние и внутренние препятствия па пути к цели, преодолевать собственный «не хочется» для «необходимо». Само собой разумеется, речь заходит не о дисциплине, основанной па страхе, не о слепом послушании, а о сознательной дисциплине, в то время, когда человек, подчиняясь ей, осознаёт необходимость для того чтобы подчинения.

Недисциплинированность, непослушание часто наблюдаются у школьников, в особенности у мальчиков-подростков. Время от времени это следствие невоспитанности. Но во многих случаях недисциплинированность разъясняется тем, что дети отличаются неспециализированным подъемом жизнедеятельности, высокой степенью энергия в активности. У них накапливаются силы, ищущие выхода. В случае, если активность, энергия не находят разумного выхода, это довольно часто ведет к шалостям, озорству, непослушанию. Недисциплинированность самых младших школьников возможно растолковать отсутствием у них привычки подчинять собственный поведение школьным правилам.

Презентация на тему: \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: