Для каждого вида обуви существует собственный, особенный порядок соединения подробностей в заготовку. Для ботинка, к примеру, в большинстве случаев сшивают раздельно подробности, образующие переднюю часть заготовки; после этого подробности задней части и, наконец, подкладку. Затем собранные части соединяют в целую заготовку.
Схема полуавтомата, на котором выполняется затяжка пятки. Обувь устанавливается пяткой на штифт упора 1, носком на упор 2 и вдвигается в машину до соприкосновения ее пятки с обжимной формой 3. Колодка машинально прижимается к форме и к верхнему стелечному упору 4. Он давит на колодку и опускает ее вниз до отметки затяжных пластин 5, каковые и формуют пятку. После этого молотки 6 забивают затяжные гвозди.
Заготовки сшивают на швейных машинах разных конструкций. Пошивка заготовки разбита на отдельные операции. Каждую из них делает один либо пара рабочих.
Подробности обуви выкраиваются, как мы уже знаем, из плоских материалов, а в готовой обуви практически все они, за малым исключением, имеют объемную (пространственную) форму. Дабы придать плоской заготовке такую форму, ее надевают на колодку и натягивают.
В первую очередь заготовка обрабатывается па обтяжной машине. У данной автомобили имеется три пары клещей с пружинами — механизмом и амортизаторами, регулирующим силу натяжения материала. Сперва заготовку, предварительно надетую на колодку, захватывают средние клещи и вытягивают ее носок в продольном направлении. Это самая громадная натяжка заготовки. После этого боковые клещи вытягивают ее в поперечном направлении, по окончании чего к ним опять присоединяются средние клещи. Вытянув заготовку на нужную величину, клещи перегибают ее через грань стельки и прижимают края заготовки к стельке, не давая наряду с этим заготовке утратить напряжение, созданное при вытягивании ее. Затем клещи раскрываются, а молотки заколачивают гвозди, прикрепляя заготовку к стельке.
Совсем формует заготовку и прикрепляет ее к стельке по всему контуру затяжная машина. Существуют универсальные затяжные автомобили, на которых возможно затягивать заготовки разных видов обуви по всему периметру следа, и особые, предназначенные для затяжки заготовки одного какого-нибудь вида обуви, к примеру сандалий. Время от времени такие автомобили предназначаются для затяжки только какой-нибудь одной части обуви, к примеру пятки.
Рабочими инструментами затяжных автомобилей помогают клещи, пластины либо ролики. Затяжка пятки, к примеру, выполняется на особом полуавтомате. Рабочий, обслуживающий эту превосходную машину, обязан лишь отрегулировать ее в начале работы, по окончании чего его обязанностью будет устанавливать и снимать обувь, включать и выключать полуавтомат, следить за его работой.
В Советском Альянсе все чаще используется новый, «беззатяжный», метод формования обуви. Наряду с этим методе заготовка пришивается к стельке по периметру на швейной машине. После этого в нее вставляется особенным образом устроенная шарнирная колодка. Половинки данной колодки раздвигаются на нужную величину и вытягивают заготовку. При таком методе заготовку делают меньше, кожу не припускают по длине заготовки для затяжки и т. п. Новый метод разрешает отечественным фабрикам сберечь довольно много квадратных дециметров кожи и именно поэтому производить много тысяч пар обуви сверх замысла.
Подошва прикрепляется к верху обуви разными методами: у тяжелой обуви (военном, рыболовной и др.) — гвоздями, винтами, древесными шпильками; у отечественной простой обуви ее пришивают либо приклеивают. Резиновую подошву формуют из резиновой смеси на прессах тёплой вулканизации и по окончании вулканизации прикрепляют к верху обуви. Все эти операции делают автомобили, каковые именуются подошвоприкрепительными.
«Беззатяжный» метод формования обуви.
Подошвопришивные автомобили пришивают подошву к ранту либо к вывернутому наружу краю заготовки посредством дугообразной иглы и шила. Обувь в машине устанавливается так, дабы рант помещался на столике, что помогает кроме этого упором. После этого нажимная лапка прижимает подошву к ранту, шило прокалывает их и перемещает на длину стежка. Через отверстие, проколотое шилом, проходит игла; на ее крючок накидывается нитка, которую игла протаскивает через материал и подает к челноку, образующему стежок. За 8 часов работы машина обрабатывает около 500 пар обуви.
На гвоздезабивной машине гвоздь проходит через подошву (временно прикрепленную к следу обуви), стельку и кромку верха и, ударившись о кнопку упора, загибается на финише в виде крючка. Такая машина прикрепляет подошву к обуви всех фасонов и размеров по всему периметру следа либо лишь по его части в 1, 2 либо 3 последовательности. За 8 часов машина обрабатывает до 800 пар обуви.
Винтовая машина при помощи гребешков вращающегося шпинделя ввинчивает в подошву снаружи винты из латунной проволоки. Когда винт пройдет через подошву, стельку и затяжную кромку, машина откусывает его ножами вровень с поверхностью подошвы. Производительность автомобили — около 650 пар обуви за 8 часов работы.
Гвоздезабивная машина за 8 часов обрабатывает до 800 пар обуви.
Для приклеивания подошвы клеем используются гидравлические либо пневматические прессы. Рабочая часть пресса (пресс-секция) складывается из железной коробки с вмонтированной в нее подушкой с резиновой камерой. Верх обуви с наложенной на него подошвой (на которую нанесена предварительно пленка клея) устанавливается на подушке и прижимается к ней сверху рычагами. В подушку нагнетается воздушное пространство либо вода. Наряду с этим подошва прижимается к следу обуви всей собственной поверхностью с большой силой (3,5-4,5 кГ/см?) и приклеивается.
В прессе для тёплой вулканизации верх обуви надевают на железную колодку. В пресс-форму, помещаемую под колодкой, закладывают сырую резиновую смесь. Колодка с надетой на нее заготовкой опускается на пресс-форму; резиновая смесь прижимается к следу колодки, расплющивается и заполняет всю пресс-камеру. Пресс-камера нагревается до температуры, при которой происходит вулканизация резины. В один момент пленка клея приклеивает подошву к верху обуви.
Прикрепленные подошвы шлифуются, торцы их фрезеруются. После этого на пресс-машине прикрепляется каблук. каблук и Подошва окрашиваются и полируются. Верх обуви моется, отглаживается и т. п.
На обувных фабриках СССР обувь изготовляется в основном постоянным потоком. Целый технологический процесс складывается из множества отдельных операций, каковые выполняются посредством автомобилей либо механических приспособлений. Полуфабрикаты передаются с одной операции на другую по непрерывно движущемуся конвейеру, на котором расположены гнезда, где помещается одна либо пара пар обуви. Конвейеры новых типов — многоярусные и многолинейные (в 2, 3 либо 4 линии)— разрешают в один момент изготовлять поточным методом пара видов обуви и совмещать операции на одном рабочем месте.
При изготовлении обуви используется до 120 видов автомобилей главного назначения и много разных запасных приспособлений и аппаратов. Обувные автомобили в большинстве случаев весьма сложны по устройству. Кое-какие делают лишь какую-нибудь одну операцию, к примеру затяжку пятки либо носка заготовки, прикрепление каблука и подошвы гвоздями, пришивку подошвы и т. п. Другие — многооперационные автоматы и полуавтоматы — в один момент обрабатывают верх и низ обуви.