Процесс и этапы коррекции

Развитие любой групповой деятельности проходит через последовательность стадий либо фаз. Для детской группы кроме этого характерна собственная внутренняя динамика. Групповой процесс появляющийся на протяжении занятий психокоррекции данного типа, осуществляется в три четко выявляемых этапа.

I этап — ориентировочный (2—3 занятия).

II этап — реконструктивный (6—7 занятии).

III этап — закрепляющий (2—3) занятия.

I. Этап ориентировки

На этом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. Тут особенно ответственным есть положение о минимальном количестве ограничений. На: данном этапе решаются следующие задачи.

1. Диагностическая. Психолог следит за детьми с целью обнаружения разных изюминок поведения, подлежащих психотерапевтической коррекции.

2. Задача создания у ребенка хорошего атмосферы безопасности и эмоционального «настроения» в группе, подготовка к отреагированию и актуализации внутренних распрей.

На данном этапе активно применяются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт.

К концу этого периода заканчивается формирование группы, происходит дифференцировка детей на базе эмоциональных взаимоотношений друг к другу. Это период адаптации ребенка к новой, необыкновенной для него обстановке.

Пример из протокола:

А. Будем играться кто во что желает.

Ваня сидит на корточках, позже подходит кА. А берет его на руки и что-то ему говорит, позже отпускает. Ваня подходит к шкафу с игрушками. Тихонечко с чем-то копается, не играется с другими детьми. Филипп копается в игрушках.

Филипп. Я желаю играться в войну! Что в том месте лежит на самой высоте? (Поднимается на стул, наблюдает игрушки.)

Филипп.Необходимо с данной полки (забрал куклу). Моя дочка. Кто желает куклу? Ой, мне же совсем эта кукла не нужна! Возможно я с этим мальчиком поменяюсь?

Шурик безоговорочно изменяется с Филиппом саблями.

Оля. Я буду Бармалей! (Рычит, как Бармалей, ловит Алешу.). Я тебя поймала!

Алеша копается с верблюдом, не имеет возможности развязать веревочки.

Алеша. Я не могу (обращается за помощью к А).

II. Реконструктивный этап

Понемногу напряжённость и скованность исчезают. Дети становятся более активными. Тактика психолога получает целенаправленный темперамент, употребляются особые приемы. Задача психолога — показать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и организовать у него потребность в трансформации собственного поведения. Тут происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, активно применяются сюжетные игры, разыгрываются разные проблемные обстановки. Именно на данной стадии коррекционного процесса происходят главные трансформации в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних распрей, каковые носят подчас бурный и драматический темперамент. Практически в любое время встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, направленный против психолога-корректора. К концу данной стадии гамма противоречивых чувств сменяется эмоцией глубокой симпатии, как к взрослому, так и к партнерам по игре. В начале этого периода целесообразно проведение совместных занятий с родителями, каковые дают довольно много ответственной информации об изюминках внутрисемейных взаимоотношений, поскольку конкретно сейчас самый четко проявляются все трудности, имеющиеся у детей, и конфликты найдены самый четко.

Пример из протокола:

Дети играются в «дракона».

Катя.Дети! Хватит, нам, дети, игрушек!

Шурик.Дракон летает! Я могу так летать, что меня никто не увидит!

А. Вот видишь. Лучше нас Шурик осознаёт. Возможно, Шурик также будет драконом? Будет два дракона — семья.

Шурик.Не буду я ничего! Нет, не буду! (Забирается на кучу с игрушками, растаскивает игрушки.)

Шурик. Я буду разбрасывать!

Катя.Давайте, собирайте, дети! Он неправильно поступил.

Шурик(хватает шпагу). Их нужно на помойку выбросить! Я желаю, дабы их тут не было!

А. А их и нет, разве они имеется?

Шурик.Вот этого я и получал. Все высыплю!

III. 3акрепляющий этап

На этом этапе дети закрепляют свойство самостоятельно обнаружить необходимые методы поведения. Задача психолога — научить детей новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода есть закрепление всего того хорошего и нового, что появилось в личностном мире ребенка. Нужно в первую очередь добиться того, дабы ребенок совсем поверил в собственные, силы и смог вынести купленную веру за пределы игровой помещения в настоящую судьбу.

Пример из протокола:

А. Ночь настала. Идем через громадный лес.

Нина.А я в шапке-невидимке.

Ваня.В том месте волки, медведи.

Нина.А я не опасаюсь волка.

Тимофей.И я не опасаюсь волка.

Соня. И я не опасаюсь.

Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее трансформации соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

I этап. Тактика наименее директивна. Психолог следит за спортивной игрой детей, старается создать теплую эмоциональную воздух в группе, ненавязчиво оказывает помощь ребенку освоиться в новой обстановке. Он может предложить детям поиграть в те либо иные игры, но не настаивает на своем мнении, с радостью поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких точек зрения по поводу игры, не оценивает детей.

Употребляются следующие приемы:

— невербальные средства действия;

— поощрение спонтанной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога делается более активной. Активно используются разные приемы:

— интерпретация;

— отражение;

— демонстрация более адекватных способов поведения;

— внушение;

— создание обстановок выбора, требующих от ребенка определенного метода действия;

— применение особых игр.

III этап — закрепляющий. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже обучился справляться с появляющимися перед ним проблемами. Психолог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему собственный уважение, ставит перед детьми новые задачи.

Коррекция ногтей с нуля! Коррекция ногтей!


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: