Развитие любой групповой деятельности проходит через последовательность стадий либо фаз. Для детской группы кроме этого характерна собственная внутренняя динамика. Групповой процесс появляющийся на протяжении занятий психокоррекции данного типа, осуществляется в три четко выявляемых этапа.
I этап — ориентировочный (2—3 занятия).
II этап — реконструктивный (6—7 занятии).
III этап — закрепляющий (2—3) занятия.
I. Этап ориентировки
На этом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. Тут особенно ответственным есть положение о минимальном количестве ограничений. На: данном этапе решаются следующие задачи.
1. Диагностическая. Психолог следит за детьми с целью обнаружения разных изюминок поведения, подлежащих психотерапевтической коррекции.
2. Задача создания у ребенка хорошего атмосферы безопасности и эмоционального «настроения» в группе, подготовка к отреагированию и актуализации внутренних распрей.
На данном этапе активно применяются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт.
К концу этого периода заканчивается формирование группы, происходит дифференцировка детей на базе эмоциональных взаимоотношений друг к другу. Это период адаптации ребенка к новой, необыкновенной для него обстановке.
Пример из протокола:
А. Будем играться кто во что желает.
Ваня сидит на корточках, позже подходит кА. А берет его на руки и что-то ему говорит, позже отпускает. Ваня подходит к шкафу с игрушками. Тихонечко с чем-то копается, не играется с другими детьми. Филипп копается в игрушках.
Филипп. Я желаю играться в войну! Что в том месте лежит на самой высоте? (Поднимается на стул, наблюдает игрушки.)
Филипп.Необходимо с данной полки (забрал куклу). Моя дочка. Кто желает куклу? Ой, мне же совсем эта кукла не нужна! Возможно я с этим мальчиком поменяюсь?
Шурик безоговорочно изменяется с Филиппом саблями.
Оля. Я буду Бармалей! (Рычит, как Бармалей, ловит Алешу.). Я тебя поймала!
Алеша копается с верблюдом, не имеет возможности развязать веревочки.
Алеша. Я не могу (обращается за помощью к А).
II. Реконструктивный этап
Понемногу напряжённость и скованность исчезают. Дети становятся более активными. Тактика психолога получает целенаправленный темперамент, употребляются особые приемы. Задача психолога — показать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и организовать у него потребность в трансформации собственного поведения. Тут происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, активно применяются сюжетные игры, разыгрываются разные проблемные обстановки. Именно на данной стадии коррекционного процесса происходят главные трансформации в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних распрей, каковые носят подчас бурный и драматический темперамент. Практически в любое время встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, направленный против психолога-корректора. К концу данной стадии гамма противоречивых чувств сменяется эмоцией глубокой симпатии, как к взрослому, так и к партнерам по игре. В начале этого периода целесообразно проведение совместных занятий с родителями, каковые дают довольно много ответственной информации об изюминках внутрисемейных взаимоотношений, поскольку конкретно сейчас самый четко проявляются все трудности, имеющиеся у детей, и конфликты найдены самый четко.
Пример из протокола:
Дети играются в «дракона».
Катя.Дети! Хватит, нам, дети, игрушек!
Шурик.Дракон летает! Я могу так летать, что меня никто не увидит!
А. Вот видишь. Лучше нас Шурик осознаёт. Возможно, Шурик также будет драконом? Будет два дракона — семья.
Шурик.Не буду я ничего! Нет, не буду! (Забирается на кучу с игрушками, растаскивает игрушки.)
Шурик. Я буду разбрасывать!
Катя.Давайте, собирайте, дети! Он неправильно поступил.
Шурик(хватает шпагу). Их нужно на помойку выбросить! Я желаю, дабы их тут не было!
А. А их и нет, разве они имеется?
Шурик.Вот этого я и получал. Все высыплю!
III. 3акрепляющий этап
На этом этапе дети закрепляют свойство самостоятельно обнаружить необходимые методы поведения. Задача психолога — научить детей новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода есть закрепление всего того хорошего и нового, что появилось в личностном мире ребенка. Нужно в первую очередь добиться того, дабы ребенок совсем поверил в собственные, силы и смог вынести купленную веру за пределы игровой помещения в настоящую судьбу.
А. Ночь настала. Идем через громадный лес.
Нина.А я в шапке-невидимке.
Ваня.В том месте волки, медведи.
Нина.А я не опасаюсь волка.
Тимофей.И я не опасаюсь волка.
Соня. И я не опасаюсь.
Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее трансформации соответствуют этапам психокоррекционного процесса.
I этап. Тактика наименее директивна. Психолог следит за спортивной игрой детей, старается создать теплую эмоциональную воздух в группе, ненавязчиво оказывает помощь ребенку освоиться в новой обстановке. Он может предложить детям поиграть в те либо иные игры, но не настаивает на своем мнении, с радостью поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких точек зрения по поводу игры, не оценивает детей.
Употребляются следующие приемы:
— невербальные средства действия;
— поощрение спонтанной активности ребенка.
II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога делается более активной. Активно используются разные приемы:
— интерпретация;
— отражение;
— демонстрация более адекватных способов поведения;
— внушение;
— создание обстановок выбора, требующих от ребенка определенного метода действия;
— применение особых игр.
III этап — закрепляющий. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже обучился справляться с появляющимися перед ним проблемами. Психолог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему собственный уважение, ставит перед детьми новые задачи.