16.43. При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист обязан:
- остановить поезд по возможности на прямом участке и площадке пути, если не требуется экстренной остановки;
- привести в вспомогательный автотормоза тормоз и действие поезда локомотива, на особом самоходном подвижном составе автотормоза, а при наличии устройств управления и вспомогательный тормоз;
- срочно заявить по связи об остановке машинистам локомотивов и моторвагонных поездов, следующих по перегону, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, каковые должны срочно рассказать об этом поездному диспетчеру, а машинист особого самоходного вагонов начальнику работ в хозяйственном поезде, и сказать начальника (механику-бригадиру) поезда по связи УКВ-диапазона либо вторым методом при выхода из строя устройств связи;
- в случае, если остановка не связана с задержкой поезда у светофора с запрещающим показанием, узнать ее обстоятельства и возможность предстоящего следования;
- в случае, если перемещение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более мин., и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах, привести в воздействие ручной тормоз локомотива, особого самоходного вагонов и подать сигнал для приведения в воздействие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, начальником работ в хозяйственном поезде). В поездах, где таких работников нет, ассистент машиниста обязан уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные ботинки, а в случае дефицита их, помимо этого, привести в воздействие ручные тормоза вагонов числом и в соответствии с порядком, установленным главой железной дороги;
- дополнительно сказать по поездной связи дежурному по станции либо поездному диспетчеру о необходимых мерах и причинах остановки по ликвидации появившихся препятствий для перемещения. При неисправности поездной связи сообщение дежурному по станции либо поездному диспетчеру передать с ближайшего пункта, имеющего телефонную сообщение (через ассистента машиниста, кондуктора, проводника пассажирского вагона, начальника работ в хозяйственном поезде);
- совместно со всеми работниками, обслуживающими поезд, принять меры к устранению появившегося препятствия для перемещения, а в нужных случаях обеспечить ограждение смежного пути и поезда.
16.44. Ограждение поезда, остановившегося на перегоне, производится:
- пассажирского — при затребовании восстановительного либо пожарного поезда, и запасного локомотива — срочно по окончании вызова;
- в случае, если поезд был послан при перерыве действия всех связи и средств сигнализации, — срочно по окончании остановки поезда.
В любых ситуациях срочно должно быть ограждено место препятствия для перемещения поездов на смежном пути двухпутного либо многопутного перегона и первым делом со стороны ожидаемого поезда.
Порядок ограждения устанавливается Инструкцией по сигнализации на железных дорогах, а порядок действия работников — Инструкцией по маневровой работе и движению поездов.
16.45. На участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне поезда проводник последнего пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных сигналов, пристально следить за перегоном и при появления вслед идущего поезда принять меры к его остановке.
16.46. В случае, если поезд остановился на подъеме и в хвосте нет подталкивающего локомотива, машинист при необходимости может осадить поезд на более легкий профиль того же перегона.
В этом случае вперед осаживаемого поезда обязан пребывать работник локомотивной бригады, основной кондуктор либо начальник работ в хозяйственном поезде. Скорость осаживания поезда должна быть не более пяти километров/ч.
Осаживание не допускается:
- пассажирских поездов;
- на перегонах, оборудованных автоблокировкой либо автоматической локомотивной сигнализацией;
- на протяжении тумана, метели и при вторых негативных условиях, в то время, когда сигналы тяжело различимы;
- в случае, если остановившийся поезд был послан при перерыве действия всех связи и средств сигнализации.
При остановке на подъеме поезда, вес которого превышает норму по условиям трогания с места на данном подъеме и осаживание которого не допускается, машинист обязан срочно затребовать вспомогательный локомотив.
Список таких весовых норм и мест устанавливается приказом главы железной дороги.
16.47. Поезд, пребывающий на перегоне, возможно возвращен к границе станции отправления по приказу поездного диспетчера, а принят на станцию — по приказу дежурного по станции.
Порядок возвращения определяется Инструкцией по маневровой работе и движению поездов.
16.48. В случае, если поезд не имеет возможности самостоятельно направляться по окончании остановки, он выводится с перегона запасным локомотивом в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по маневровой работе и движению поездов. В данной Инструкции устанавливается и порядок действия локомотивных бригад при разрыве поезда.
На участках, оборудованных поездной радиосвязью и автоблокировкой, для помощи остановившемуся на перегоне поезду возможно использован локомотив следом идущего грузового поезда и крайне редко разрешается создавать подталкивание следом идущим поездом длины и нормального веса.
При вынужденной остановке на перегоне моторвагонного невозможности и поезда его предстоящего независимого перемещения разрешается прицеплять к нему следом идущий моторвагонный поезд для вывода сдвоенным составом на станцию.
16.49. В случае, если затребован восстановительный либо пожарный поезд, и вспомогательный локомотив, то остановившийся поезд не имеет возможности начать перемещение, пока не прибудет затребованная помощь либо не будет дано соответствующее разрешение на перемещение.
Порядок затребования, движения и назначения восстановительных либо вспомогательных локомотивов и пожарных поездов, и порядок соединения на перегоне двух моторвагонных поездов и их предстоящего следования устанавливаются Инструкцией по маневровой работе и движению поездов.