Во всей нашей стране нет ни одного завода или фабрики, колхоза или стройки, которые работали бы без плана.
Государственный план согласовывает деятельность различных звеньев народного хозяйства объединяет усилия миллионов людей в достижении единой цели. Он предусматривает конкретные формы, пути и масштабы участия трудящихся всей страны в выполнении заданий, установленных партией.
Например, чтобы обеспечить заданный уровень развития сельского хозяйства, нужно скоординировать работы не только различных звеньев сельскохозяйственного производства, но и всех обслуживающих его производств: машиностроения, поставляющего на поля машины, трактора и другую технику; химии, производящей удобрения и гербициды; транспорта, пищевой промышленности и т. д.
Чтобы построить крупный машиностроительный завод (а их в СССР строится десятки), государственным планом определяются задания многим строительным и монтажным организациям, сотням предприятий — машиностроительным, металлургическим, химическим и др. С помощью планирования партия, государство направляют развитие экономики на решение стоящих перед обществом конкретных хозяйственных задач.
Однако, как бы ни были прогрессивны и научно обоснованны планы, принимаемые центральными органами страны, они не в состоянии предусмотреть всех конкретных ситуаций или условий работы на каждом предприятии. Поэтому в народном хозяйстве нашей страны широко развернуто социалистическое соревнование. Трудящиеся сами принимают встречные планы, раскрывают внутренние резервы каждого предприятия. И тем самым улучшают работу предприятия, или, как говорят экономисты, повышают эффективность производства.
Непосредственно планирование народного хозяйства в нашей стране осуществляют: центральные организации (Госплан СССР, министерства и ведомства СССР), Госпланы союзных и автономных республик, местные плановые органы — плановые комиссии и плановый аппарат на предприятии. Планы развития народного хозяйства, рассмотренные и одобренные съездом или Пленумом ЦК КПСС, утверждаются на сессии Верховного Совета СССР и становятся законом, обязательным к исполнению не только предприятиями, но и вышестоящими организациями.
Научные проблемы планирования исследуются в экономических институтах Госплана СССР, а также в институтах Академии наук СССР и других научных учреждениях. В большой и ответственной работе по планированию народного хозяйства участвуют крупнейшие специалисты всех отраслей: ученые и практические работники. Поэтому задания и мероприятия, намечаемые в плане, всегда основаны на последних достижениях в области науки и техники.
Территориальное планирование. Сложность и многогранность пятилетнего плана заметна при первом же знакомстве с этим чрезвычайно важным для экономики СССР документом. В нем учтены и отражены многие перспективы развития нашего общества: экономические, политические, социальные, оборонные, экологические.
В разделе экономическом главное — это вопросы отраслевые и территориальные. Отраслевые — затрагивают интересы одной, «своей» отрасли, например электроэнергетики, черной металлургии, сельского хозяйства. Территориальные — связаны со всем комплексом экономики какой-то определенной территории, скажем экономического района, края, области. Весь экономический раздел пятилетнего плана как бы соткан из отраслевых и территориальных аспектов-нитей. Чем удачнее, чем оптимальнее сочетаются эти нити, тем крепче получается ткань плана.
Отраслевым планированием занимаются министерства и ведомства, работу которых направляет и координирует Госплан СССР и Совет Министров СССР. С территориальным планированием все обстоит намного сложнее.
Значение территориального планирования вытекает из экономико-географических особенностей нашего государства. В чем они выражаются? Во-первых, в огромной территории с разнообразными и богатыми природными ресурсами. Во-вторых, в различных экономических условиях на всей этой территории.
Уже при составлении первого пятилетнего плана вопросы территориального планирования нашли свое отражение — третий том плана был полностью посвящен им. Здесь учитывались практически все особенности развития промышленности, сельского хозяйства и строительства.
В. И. Ленин еще в начале социалистического строительства говорил, что нельзя работать без плана, рассчитанного на длительный период. Долгосрочный план конкретизирует цели и задачи, намечает порядок их претворения в жизнь.
Составление долгосрочного плана — важнейшая хозяйственно-политическая задача. Он призван выразить главную — стратегическую линию Коммунистической партии в экономическом, техническом и социальном развитии общества.
Долгосрочные планы по отдельным отраслям народного хозяйства, по решению крупных социально-экономических проблем составляют общую программу экономической деятельности партии на длительную перспективу.
Такая программа позволяет заблаговременно создавать новые отрасли, осваивать выявленные крупные месторождения полезных ископаемых, формировать новые промышленные комплексы, проводить другие экономические мероприятия. Вместе с тем она дает ориентиры для разработки пятилетних планов, увязывает их с долгосрочной перспективой.
Экономические и научно-технические прогнозы призваны вооружить планирование обоснованными гипотезами развития технического прогресса, размещения производительных сил, движения населения и рабочей силы, расширения сырьевой базы хозяйства и другими экономическими условиями. Они необходимый вспомогательный инструмент перспективного планирования, предплановая стадия работы.
Нельзя смешивать понятия «долгосрочный план» и «прогноз». Научно составленный прогноз — лишь очень важный ориентир планирования, показывающий общие направления развития.
Разрабатывая долгосрочные перспективные планы, которые показывают контуры будущего хозяйства нашей страны, учитываются и ожидаемые научные открытия и будущие достижения технического прогресса. Разработка перспективных планов, особенно долгосрочных, неразрывно связана с внедрением достижений научно-технической революции.