Как вы думаете, кто был самым богатым, самым обеспеченным человеком у нас триста лет назад? Ну само собой разумеется повелитель царь — «и московский государь всея Руси». И, очевидно, условия судьбы у него были значительно лучше, чем у любого из его подданных.
А ведь по существу жил столичный царь не хорошо! Помещения в его дворце были низкие, душные, чёрные. Узкие окна пропускали крайне мало света. Вечером царские покои освещались масляными лампами и восковыми свечами; они коптили и чадили, а света давали мало. Не было в царском жилище ни газа, ни электричества, ни водопровода, ни ванной, ни лифта, ни холодильника.
Царь не получал весточек, не просматривал журналов и газет, не пользовался телефоном, телевизором и радиоприёмником. Он ни при каких обстоятельствах не видел фильма, не ездил в автомобиле, в поезде, на пароходе либо в метро, не летал на самолете. Носил он тяжелую и неудобную одежду. Питался сытно, но однообразно, не знал ни кофе, ни чая, ни сахара, ни мороженого, ни кроме того… картофеля.
Любой из нас, рядовых граждан СССР, живет неизмеримо лучше.
Могучая техника отечественных дней оказывает помощь людям во всех областях повседневной судьбе. Мы так привыкли к технике, что иногда не подмечаем ее чудес, не вспоминаем, откуда берутся окружающие нас предметы, кто и как формирует их, в далеком прошлом ли они показались у людей.
Мы живем в мире техники. Могучие автомобили добывают из недр почвы миллионы тысячь киллограм угля, руды, нефти. Замечательные электростанции производят миллиарды киловатт-часов электричества. заводов и Тысячи фабрик изготовляют обувь и одежду, телевизоры и радиоприёмники, автомобили и велосипеды, электроприборы и часы, иголки и ЖД вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, галоши и резиновые шины, тетради и карандаши, мебель а также целые дома. Типографии печатают книги, газеты, издания. Телеграф, телефон и радио соединяют нас со всем миром. Поезда, теплоходы, машины, вертолёты и самолёты с громадной быстротой переносят нас через океаны и материки. А высоко над нами, за пределами земной атмосферы, прокладывают первые тропки в космосе искусственные спутники и советские ракеты Почвы.
Все эти чудеса созданы человеком, его пытливым творческим разумом, его терпеливым и вдохновенным трудом.
В базе всей истории развития людской общества в течении многих тысячелетий и веков лежит труд. Благодаря способности к труду человек выделился из вторых представителей животного мира; он стал хозяином Почвы, царем природы, создателем и творцом всех чудес современной техники.
Что мы понимаем под словом «техника»? Древние греки словом «тэхнэ» именовали мастерство, умение людей. Мы и по сей день используем слово «техника» в этом смысле, в то время, когда говорим о «технике» пианиста либо боксера, певца либо конькобежца.
Но в наши дни слово «техника» относится не только к личному умению исполнителей, но и к создаваемым людьми средствам труда. Техника — это кроме этого совокупность средств труда, находящихся в распоряжении общества.
А что такое средства труда? Это в первую очередь орудия труда, от качества которых зависят его результаты. Так, возделывать почву без всякого оружия нереально, сохой — продолжительно и тяжело. А современный замечательный трактор оказывает помощь человеку за маленький срок освоить тысячи и сотни гектаров пахотной почвы.
Но кроме того наилучшего орудия еще слишком мало, дабы труд человека был успешным. Запрещено трудиться в темноте. Трактор не действует без горючего. Заводские станки неподвижны без приводящей их в перемещение электричества, а тепловая электростанция не выработает ее без горючего. Значит, необходимы уголь, нефть, электричество, необходимы угольные шахты, нефтяные разработки, электростанции, транспорт, мосты, дороги, подъемники и многие другие устройства.
Но в любой момент ли техника была таковой могучей, таковой всеобъемлющей, как на данный момент? Так как еще совсем сравнительно не так давно люди практически не знали техники в современном ее значении, не пользовались ее благами. Ну и вдобавок раньше, на заре людской общества?
Человек начал собственный развитие с присвоения готовых продуктов природы. Уже на самом первой стадии собственного развития люди отличались от животных тем, что вместо естественных орудий — зубов и когтей — стали применять первые неестественные орудия. Они как бы удлиняли руку человека — к примеру, палка либо копье, как бы усиливали ее — к примеру, молот либо топор.
Долгое пользование тем либо иным орудием развивало руку. А в один момент развивался и мозг человека, и орудия первобытных людей понемногу совершенствовались.
непрерывное совершенствование и Применение орудий научило человека не только брать, присваивать готовый продукт, но и влиять на природу, чтобы получить от нее больше продуктов. Люди стали возделывать почву, сеять хлеб, приручать и разводить животных, т. е. заниматься скотоводством и земледелием. А это занятие, снабжавшее человеку более качественные и постоянные средства существования, со своей стороны разрешило отдельным людям перейти к производству из природного сырья продуктов, не существующих в природе в готовом виде: орудий труда, одежды, обуви, посуды, украшений, тканей и т. п.
С развитием производства начинают складываться условия для развития и возникновения автомобилей. Сперва автомобили, как и орудия, только помогали человеку в его труде. После этого они начали понемногу заменять его.
Трудовой процесс у человека складывается из совсем различных по содержанию действий и своему характеру. Грузчик несет груз; это транспортный процесс, что может делать за человека транспортная машина. Рабочий вращает рукоятку насоса, пресса, станка и т. п. — это энергетический процесс, что возможно поручен двигателю, т. е. энергетической машине. Слесарь либо кузнец обрабатывает металл, опиливая его напильником либо изменяя его форму посредством молота, — это технологический процесс, что возможно передать технологическим автомобилям: металлорежущему станку либо механическому молоту.
Автомобили делают эти процессы, а человек осуществляет контроль их. Но это — деятельный контроль. Человек не только замечает, как протекает процесс производства, но и направляет его. Но и эту работу возможно передать машине. Существует множество контрольно-управляющих автомобилей, машинально регулирующих различные и сложные трудовые процессы.
И, наконец, каждая работа требует осмысливания, логического процесса со стороны человека. Выясняется, что в наши дни в технике множество логических операций (подсчет, запоминание, отбор и т. п.) возможно поручать так называемым вычислительно-решающим автомобилям.
Машина, заменяющая человека при исполнении того либо иного трудового процесса, не только облегчает труд человека, освобождая его от тяжелой, изнурительной и однообразной работы. Она делает эту работу стремительнее и лучше человека. Исходя из этого автомобили — это средство увеличения производительности труда.