ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» составлена в соответствии с требованиями федерального национального образовательного стандарта начального образования (2009г.), создана на базе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по экологическому направлению направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностного отношения к знанию.
По содержанию есть научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной.
В новых социально-экономических условиях особенное значение получает деятельность по освоению социального опыта, которая самый полно и действенно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это разрешает реализовать запросы социальной практики, значительно расширяет классические направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности разных видов содержательной деятельности, в каковые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением только ответственных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
«Первые шаги по тропинке открытий» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, связей природного мира, пути и основные методы его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для создания ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания баз экологической ответственности как наиболее значимого компонента экологической культуры.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся баз умения обучаться и способности к организации собственной деятельности – умение принимать, сохранять цели и направляться им в учебной деятельности, планировать собственную деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с сверстниками и педагогом в учебном ходе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных черт выпускника начальной школы:
- любознательность, заинтересованность и активность в познании мира;
- овладение базами умения обучаться;
- свойство к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно функционировать и нести ответственность за собственные поступки перед обществом и семьёй;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать собственную позицию, высказывать собственный мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к потребностям и запросам обучающихся, снабжает психотерапевтический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по заинтересованностям в личном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая либо игровая деятельность обучающихся, имеющая неспециализированную цель, согласованные способы, методы деятельности). задачи и Цели экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Цель программы:приобретение школьником опыта независимого социального действия при включении обучающихся в независимую исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка методом совершенствования его исследовательских свойств в ходе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
- формирование знаний о взаимосвязях и закономерностях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимозависимости и взаимодействии природы, человека и общества;
- формирование осознанных представлений о правилах и нормах поведения в природе и привычек их соблюдения в собственной жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (готовность и способность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать публично значимые экологические неприятности);
- воспитание важного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие свойства формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие: другого мышления в выборе способов ответа экологических неприятностей, восприятия красивого и без образного, негодования и чувств удовлетворения от поступков и поведения людей по отношению к миру и здоровью природы;
- развитие потребности в возможности и необходимости ответа экологических неприятностей, дешёвых младшему школьнику, ведения здорового образа судьбы, рвения к активной практической деятельности по охране экологии;
- развитие умений и знаний по прогнозированию и оценке охраны и состояния природного окружения.
Неспециализированная черта курса «Первые шаги по тропинке открытий»
Результаты развития универсальных учебных действий на протяжении освоения программы
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- подтверждение;
- их обоснование и выдвижение гипотез;
- формулирование и самостоятельное выделение познавательной цели;
- рефлексия условий и способов действия, оценка и контроль результатов и процесса деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение главной и второстепенной информации;
- восприятие текстов и свободная ориентация различных стилей;
- адекватная оценка и понимание языка средств массовой информации;
- формулирование и постановка неприятности, независимое создание методов деятельности при ответе неприятностей.
Регулятивные УУД:
- умение различать объективную субъективную сложность и трудность задачи;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
- адекватность и дифференцированность самооценки;
- умение оценивать смысл и значимость учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных упрочнений, познание обстоятельства ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- рефлексия собственных действий как достаточно полное отображение условий и предметного содержания осуществляемых действий,
- свойство строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение посредством вопросов приобретать нужные сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД
Внутренняя позиция школьника (хорошее отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание собственных возможностей в учении на базе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на базе сравнения «Я» и «хороший ученик»; свойство адекватно делать выводы о обстоятельствах собственного успеха/неуспеха в учении, связывая успех с упрочнениями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к общему способу и способу решения действия; сформированность социальных мотивов; рвение делать социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть нужным обществу; сформированность учебных мотивов; рвение к самоизменению — приобретению умений и новых знаний; установление связи между учением и будущей работой).
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником позитивного отношения и опыта переживания к базисным сокровищам общества, ценностного отношения к социальной действительности в целом; получение школьником опыта независимого публичного действия.
Общеучебные умения, навыки, методы деятельности:
— делать правила поведения в природе;
— заботиться за домашними и культурными растениями животными;
— ставить несложные испытания с объектами неживой и живой природы;
— улучшать состояние экологии (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
— замечать явления и предметы природы;
— оценивать деятельность и поведение людей с позиций их экологической допустимости;
— проявлять терпимость к экологически действиям и неграмотным поступкам.
Мочь
— делать правила экологически сообразного поведения в природе;
— использовать теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению своего здоровья и природного окружения;
-заботиться за домашними и культурными растениями животными;
— составлять экологические модели, трофические цели;
— заботиться о здоровом образе судьбы;
— заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества судьбы;
— предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
— улучшать состояние экологии;
— оформлять результаты наблюдений в виде несложных схем, знаков, картинок, описаний, выводов;
— ставить несложные испытания с объектами неживой и живой природы;
— оценивать деятельность и поведение людей с позиций их экологической допустимости;
— проявлять терпимость к экологически действиям и неграмотным поступкам;
-высказывать собственный отношение к людям и природе в продуктивной деятельности и игре в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-произведений и т.п.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса:
в следствии реализации программы обучающиеся должны
знать/осознавать:
— виды земель;
— правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;
— виды ландшафтных композиций;
— правила ухода за цветочными участками;
— произрастание растений в различных климатических территориях;
Мочь:
— делать посадку растений;
— верно пользоваться клумбовым инвентарём;
— создавать личные проекты оформления участков;
— подбирать дизайнерское оформление
— подготавливать участок для посадки;
— реализовывать проекты
Универсальные учебные действия, которыми обязан овладеть обучающийся 4 класса:
Познавательные: умение принимать нужный спектр знаний, приобретать дополнительную развивающую данные, применять базисные знания в ответе задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: использовать практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом плана, пользоваться разными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Индивидуальные:пользоваться технологическими картами, картинками, замыслами схемой, выполненными самостоятельно.
Межпредметные: умение использовать полученные знания в разных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.
Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, высказывать собственное отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, аргументы, примеры. Решать появляющиеся вопросы в диалоге.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ЗАМЫСЛЕ
Эта программа запланирована на 34 часа из расчета одинучебный час в неделю для
4 класса. Возраст детей от 9 до 11 лет. Занятия проводятся в соответствии с учебному расписанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
Введение | 1 час | |
Среда обитания | 4 часа | |
Жизнь животных | 4часа | |
Лесные ремёсла | 4часа | |
О горожанах и городах: человек в городе | 5 часов | |
О сложных совокупностях, мелком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические совокупности | 6 часов | |
Неспециализированный дом — неспециализированные неприятности: по какой причине появляются и как решаются экологические неприятности | 10 часов | |
Итого | 34ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Жизнь на Земле (1ч).Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Происхождение судьбы на Земле». Нахождение различий и сходств между растительным и животным миров различные эры развития Почвы.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. охрана и Биология : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей страны : кн. для преподавателя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая эйфории: юному читателю о русском народном его творцах и искусстве. — М.: Просвещение, 1982.
6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для обучающихся 5—7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «образование и Экология», 1993.
8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
1.ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
2. wwf.org — Глобальный фонд дикой природы WWF).
3.edu.seu.ru — сайт «Публичные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для обучающихся.
4.forest.ru— интернет-портал Forest.RU — Всё о русских лесах
5.zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6.ecosystema.ru — изучение природы и экологическое образование детей России.
7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических изучений, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание занятия | Кол- во часов | Дата |
Введение (1ч). | |||
Вводное занятие. Жизнь на Земле. Инструктаж по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой «Происхождение судьбы на Земле». Нахождение различий и сходств между растительным и животным миров различные эры развития Почвы. | |||
Тема 1. Среда обитания (4ч). | |||
Времена года на Земле. Сравнение времен года в различных географических поясах Почвы. Зависимость различных форм судьбы от осадков и изменений температуры. | |||
Практическое занятие: «Наблюдения за сезонными трансформациями в неживой и живой природе» Отыскать показатели ранней осени. Выстроить предположения о том, какими мы заметим небо, деревья и животных через 1-2 семь дней. | |||
Условия судьбы растений. Разнообразие животных, условия их жизни.. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных трансформаций, их связь (количество растительности – численность растительноядных – численность хищников). | |||
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке» | |||
Тема 2. Жизнь животных (4ч). | |||
Динозавры – вымерший вид животных . Просмотр фильма о жизни динозавров. обсуждение и Рассматривание образа жизни и внешнего вида разных видов динозавров. Обсуждение прочтённых книг о динозаврах, фильма о динозаврах. | |||
Первобытные «коллекционеры» Рвение украшать себя и собственное жилище — одна из старейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, разные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, провалившиеся сквозь землю с лица Почвы либо ставшие редкими из-за рвения человека украшать себя либо собственное жилище прекрасным мехом, перьями, чучелами животных. | |||
Практическое занятие: «Экологический проект «По какой причине необходимо защищать природу?» Нужные связи человека и природы. Что делать для сохранения вымирающих видов? обрабатывание и Подбор материала к теме проекта. | |||
Красная книга – метод защиты редких растений и видов животных Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр фильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу отечественного края». | |||
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч). | |||
Классические народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. растения и Животные, наделяемые разными хорошими и отрицательными людскими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.) | |||
Практическое занятие «Лесная палитра: растения-красители» Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. | |||
Лес — кормилец и врачеватель Лесное «меню». Лекарственные растения леса. | |||
Практическое занятие: «Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе . | |||
Тема 4. О горожанах и городах: человек в городе (5ч). | |||
Появление городов. Правила выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, нужные запасы стройматериалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др.Города-страны. . «Расползание» городов — одна из обстоятельств разрушения мест обитания растений, других организмов и животных. | |||
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, нужные для обычного существования города: питьевая вода, продукты питания, горючее. Экологические неприятности города: загрязнение воздуха транспортом и промышленными предприятиями; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в городской черте и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Неприятность шума в городе. | |||
Экологические неприятности города. Футурология — наука о будущем. Влияние муниципальный среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы предстоящего развития городов. | |||
Практическое занятие: Различные города — различные люди. Влияние города на образ судьбы, темперамент, настроение, культурный уровень его обитателей. | |||
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Неприятности, каковые нужно решить градостроителям и архитекторам в связи с постоянным ростом численности муниципального населения планеты. Разные проекты городов будущего. | |||
Тема 5. О сложных совокупностях, мелком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические совокупности (6ч). | |||
Разнообразие совокупностей. Биологические совокупности — совокупности органов растений, животных, человека. Организм как совокупность. | |||
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и неестественные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме. | |||
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. | |||
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из самый распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная совокупность. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. | |||
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. пустыня и Тундра — экосистемы, сложившиеся в непростых климатических условиях; их различие и сходство. | |||
Влияние человека на природные экосистемы. Хорошие и отрицательные примеры трансформаций в природе, вызванных деятельностью человека. | |||
Тема 6. Неспециализированный дом — неспециализированные неприятности: по какой причине появляются и как решаются экологические неприятности (10ч). | |||
Глобальные экологические неприятности: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение экологии; продуктовая неприятность | |||
Пути ответа экологических неприятностей (на примере борьбы с загрязнением экологии бытовыми отходами). | |||
Практическое занятие: повторное использование и Переработка бытовых отходов. Знакомство с главными методами переработки и утилизации отходов. Главные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное применение, вторичная переработка. | |||
Защищаемые объекты и природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, монументы природы. | |||
Практическое занятие: Десять главных правил разумного отношения к окружающей среде «Заслуживай обитателем Земли». Главные понятия: экологически грамотный образ судьбы, экологические перемещения. | |||
Практическое занятие: «Обнаружение самый замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «нечистых» территорий в городе» | |||
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!» | |||
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!» | |||
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!» | |||
Итоговое занятие «Неспециализированный дом — неспециализированные неприятности». | |||
Итого: | 34 часа |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» составлена в соответствии с требованиями федерального национального образовательного стандарта начального образования (2009г.), создана на базе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по экологическому направлению направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностного отношения к знанию.
По содержанию есть научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной.
В новых социально-экономических условиях особенное значение получает деятельность по освоению социального опыта, которая самый полно и действенно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это разрешает реализовать запросы социальной практики, значительно расширяет классические направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности разных видов содержательной деятельности, в каковые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением только серьёзных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
«Первые шаги по тропинке открытий» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, связей природного мира, пути и основные методы его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для создания ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания баз экологической ответственности как наиболее значимого компонента экологической культуры.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся баз умения обучаться и способности к организации собственной деятельности – умение принимать, сохранять цели и направляться им в учебной деятельности, планировать собственную деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с сверстниками и педагогом в учебном ходе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных черт выпускника начальной школы:
- любознательность, заинтересованность и активность в познании мира;
- овладение базами умения обучаться;
- свойство к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно функционировать и нести ответственность за собственные поступки перед обществом и семьёй;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать собственную позицию, высказывать собственный мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к потребностям и запросам обучающихся, снабжает психотерапевтический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по заинтересованностям в личном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая либо игровая деятельность обучающихся, имеющая неспециализированную цель, согласованные способы, методы деятельности). задачи и Цели экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Цель программы:приобретение школьником опыта независимого социального действия при включении обучающихся в независимую исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка методом совершенствования его исследовательских свойств в ходе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
- формирование знаний о взаимосвязях и закономерностях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимозависимости и взаимодействии природы, человека и общества;
- формирование осознанных представлений о правилах и нормах поведения в природе и привычек их соблюдения в собственной жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (готовность и способность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать публично значимые экологические неприятности);
- воспитание важного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие свойства формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие: другого мышления в выборе способов ответа экологических неприятностей, восприятия красивого и без образного, негодования и чувств удовлетворения от поступков и поведения людей по отношению к миру и здоровью природы;
- развитие потребности в возможности и необходимости ответа экологических неприятностей, дешёвых младшему школьнику, ведения здорового образа судьбы, рвения к активной практической деятельности по охране экологии;
- развитие умений и знаний по прогнозированию и оценке охраны и состояния природного окружения.
Неспециализированная черта курса «Первые шаги по тропинке открытий»