Консультация для воспитателей.
Наполнение развивающей среды дошкольников
В соответствии с образовательными областями.
Подготовила: Таланова Людмила. Александровна,
Воспитатель
Саров
2016
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно снабжать развитие личности, способностей и мотивации детей в разных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, воображающие образования детей и определённые направления развития (потом – образовательные области):
социально-коммуникативное;
познавательное;
речевое;
художественно-эстетическое;
физическое.
Виды деятельности дошкольников (игра, общение, познавательно-исследовательская и др.) в пределах каждой образовательной области смогут реализовываться на базе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
Развивающая среда дошкольников является совокупностью предметов, игрушек, материалов, каковые понятны и занимательны детям, без которых нереально осуществление своеобразных видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры и пр.
Принимая к сведенью изюминки детей раннего и дошкольного возраста, характеристики ведущих видов деятельности (предметной и игровой), создаваемая развивающая среда дошкольников обязана удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных свойств и качеств личности. В таковой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, ее активных творцов.
Создание развивающей среды дошкольников, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, выстроенной в соответствии с личными потребностями, заинтересованностями дошкольников, возможностями для преобразований, а также в совместной с педагогом деятельности, содействует реализации личностно ориентированного подхода. На его базе закладывается фундамент для равноправного общения, сотрудничества и воспитанников и партнерства педагога.
Области развивающей среды дошкольников
Наполнение развивающей среды дошкольников подбирается так, дабы обеспечить возможность ответа педагогических задач в рамках той либо другой образовательной области, а также на интегративной базе. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области.
Так, социально-коммуникативное развитие в развивающей среде дошкольников направлено на усвоение ценностей и норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные сокровища; взаимодействия ребёнка и развитие общения со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, саморегуляции и целенаправленности собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование чувства принадлежности и уважительного отношения к собственной семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование хороших установок к разным видам творчества и труда; формирование баз надёжного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие в развивающей среде дошкольников предполагает развитие заинтересованностей детей, познавательной мотивации и любознательности; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности и воображения; формирование первичных представлений о себе, вторых людях, объектах окружающего мира, о отношениях и свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, перемещении и покое, следствиях и причинах и др.), о малой отчизне и Отечестве, представлений о социокультурных сокровищах отечественного народа, об праздниках и отечественных традициях, о нашем планете как неспециализированном доме людей, об изюминках ее природы, многообразии народов и стран мира.
Речевое развитие в развивающей среде дошкольников включает владение речью как средством культуры и общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически верной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, познание на слух текстов разных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие в развивающей среде дошкольников предусматривает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах мастерства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию независимой творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие в развивающей среде дошкольников включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, а также связанной с исполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как гибкость и координация; содействующих верному формированию опорно-двигательной совокупности организма, формированию равновесия, координации перемещения, большой и небольшой моторики обеих рук, и с верным, не наносящим ущерба организму исполнением главных перемещений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; саморегуляции и становление целенаправленности в двигательной сфере; становление сокровищ здорового образа судьбы, овладение его правилами и элементарными нормами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании нужных привычек и др.).