В равнине реки Инда в 1922 г. индийские археологи нашли остатки старейших городов в районах Хараппы и Мохенджо-Даро. Раскопки продемонстрировали, что в Индии уже за 2500 лет до и. э. существовало высокоразвитая культура и классовое общество.
В те далекие времена индийцы уже умели искусно строить города. Они застраивались по строгому замыслу и были поделены на верные кварталы. В Хараппе и Мохенджо-Даро одни улицы тянулись параллельно друг другу, другие пересекали их практически под прямым углом. Главные улицы были более десяти метров шириной и более 800 м длиной. На протяжении улиц находились двух- либо кроме того трехэтажные дома, выстроенные из обожженного кирпича, скрепленного илистым раствором.
В верхних этажах домов пребывали жилые помещения, внизу — кладовые и подсобные помещения. Вход в дом в большинстве случаев вел не с улицы, а из узких переулков. В мелких двориках, каковые были при каждом доме, дамы занимались приготовлением пищи. В кладовых ученые нашли остатки разных злаков, овощей и плодов (ячменя, пшеницы, финика и дыни). Изучая остатки костей животных, археологи установили, что обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро разводили крупный скот , коз, а из домашних птиц — кур. Приручали и слонов.
Печать
Одним из главных занятий населения была торговля. В Мохенджо-Даро найден громадный крытый муниципальный рынок со многими прилавками. Тут же нашли огромное количество гирь разной веса и формы. Мохенджо-Даро и Хараппа торговали с другими городами, областями а также некоторыми государствами. Об оживленной торговле с Шумером говорят находки индийских вещей и печатей в Шумере и шумерских вещей в Хараппе и Мохенджо-Даро.
Развитие обмена и торговли приводило тут, как и везде в классовом обществе, к обогащению одних и разорению вторых. Об имущественном неравенстве жителей свидетельствуют шикарные строения с несколькими громадными залами и скромные домишки из одной-двух помещений. Самый бедный люд, по-видимому, ютился вне города, в хижинах из глины и тростника.
В городах было отлично налажено снабжение населения водой. Археологи открыли большое количество облицованных кирпичом колодцев. В Мохенджо-Даро имелся громадной бассейн для омовения длиной 12 м и шириной 1 м.
Раскопки разрешают представить и политическую организацию этих старейших городов. К западу от Мохенджо-Даро, раздельно от него, была расположена целая совокупность упрочнений, а за ними — жилые и служебные помещения муниципального правителя. Основная резиденция правителя пребывала в огромном строении, складывающемся из лабиринта помещений.
Статуя жреца.
Оба города опоясывались со всех сторон муниципальными стенками толщиной время от времени до девяти метров. Со сторожевых башен дозорные внимательно смотрели за подступами к городам. Возможно предполагать, что Хараппа и Мохенджо-Даро были двумя укрепленными центрами страны, которое охватывало большую территорию.
Все строения в городах, каналы, бассейны, муниципальные упрочнения, разумеется, были выстроены рабами.
Древнеиндийские ремесленники создали превосходную расписную посуду, редкие по красоте драгоценности, разнообразные вещи из перламутра. Железо в то время не было еще известно. Индийцы изготовляли из разных сплавов меди орудия труда и оружие. Из золота, серебра, меди и латуни делали серьги, кольца и браслеты.
Материалы, добытые археологами при раскопках Хараппы и Мохенджо-Даро, оказывают помощь осознать религиозные верования старейшего населения равнины реки Инда. Обитатели этих городов обожествляли животных и деревья. Был обширно распространен и культ богини-матери, о чем свидетельствуют статуэтки, каковые изображают ее. Найдены тут печати со изображениями людей и своеобразными письменами, различных предметов и животных. Надписи были не только на печатях, но и на глиняных и каменных пластинках, железном оружии, на орудиях труда. Нашли тут и глиняную чернильницу.
К сожалению, до сих пор ни одному ученому, не обращая внимания на бессчётные попытки, не удалось прочесть надписи на печатях.