Награда за чтение и изучение корана.

Чтение священного Корана на арабском языке есть одним из самых славных обрядов поклонения, приближающих раба к его Господу. Всевышний приказал верующим просматривать Коран и сообщил: «Просматривайте же из Корана то, что необременительно для вас». Сура «аль-Муззаммиль», аят 20.

А в хадисе Абу Умамы сообщается, что Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Просматривайте Коран, в силу того, что в Сутки воскресения он придет и будет защищать за собственных. Просматривайте две цветущие суры – суры «аль-Бакара» и «Аль Имран», в силу того, что в Сутки воскресения они явятся, как будто бы два облака либо две своры птиц, выстроившихся последовательностями, и будут защищать за собственных. Просматривайте суру «аль-Бакара», в силу того, что в ней – изобилие и благодать, а без нее – досада и печаль, и волшебникам не совладать с ней». Данный хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 349.

Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал о той великой награде, которая уготована верующим, каковые довольно часто просматривают коранические откровения. Передают, что Абдуллах б. Масуд говорил, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается хорошее дело, и за хорошее дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Наоборот, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква». [Этот хадис передали ат-Тирмизи, аль-Хаким и аль-Бухари в книге «ат-Тарих». См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6469)].

Божий посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), кроме этого объяснил, что чтение Корана благотворно воздействует как на душу, так и на внешний вид человека. В случае, если понаблюдать за нравом и поведением того, кто неразлучен с Кораном, то они окажутся самыми примерными, а если бы нам удалось пробраться в его душу, то она была бы чистой и непорочной. Передают, что Абу Муса аль-Ашари говорил, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Верующий, что просматривает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, владеющему вкусом и приятным запахом, а верующий, что не просматривает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не владеющему запахом. Лицемер, что просматривает Коран, подобен базилику, владеющему приятным запахом, но неприятному на вкус, а лицемер, что не просматривает Коран, подобен колоквинту, неприятному на вкус и пахнущему печалью». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 342].

А славный сподвижник Абдуллах б. Масуд поведал нам о том, что в случае, если человек возлюбил Коран и довольно часто просматривает его, то Его посланник и Аллах непременно возлюбят его. Он сообщил: «Кто желает, дабы его возлюбили Его Посланник и Аллах, пускай взглянет, обожает ли он Коран. И если он обожает Коран, то он непременно обожает и Аллаха, и Его Посланника». [Этот хадис передал ат-Табарани, и аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (7/165) заявил, что его рассказчики заслуживают доверия. См. Ас-Сейид Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 44].

В пречистой Сунне сообщается, что в случае, если верующий просматривает Коран искусно и верно, выполняя наряду с этим все правила чтения, и делает коранические предписания на практике, то его место будет рядом с приближенными ангелами. Передают, что мать правоверных Аиша говорила, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Тот, кто искусно просматривает Коран, пребывает с добропорядочными и благочестивыми писцами, а того, кто просматривает Коран, запинаясь, поскольку он тяжёл для него, ожидает двойная приз». Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 343.

До нас дошли свидетельства того, что ангелы собираются на чтение Корана и слушают его. Всевышний сообщил: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и просматривай Коран утром. Воистину, утром Коран просматривают при свидетелях». Сура «аль-Исра», аят 78.

А в точном хадисе сообщается, что Усейд б. Худайр говорил, что в один раз ночью, в то время, когда он просматривал суру «аль-Бакара», а его лошадь была привязана рядом с ним, эта лошадь внезапно заволновалась и начала двигаться. Он смолк, и лошадь успокоилась. Позже он опять начал просматривать, и лошадь опять заволновалась, а в то время, когда он смолк, она успокоилась. Позже он опять принялся за чтение, и она снова пришла в беспокойство, и тогда он прекратил просматривать. Сейчас его сын Йахйа был неподалеку от лошади, и он испугался, что она затопчет его. Он унес ребенка, а в то время, когда он поднял глаза к небу, то ничего не заметил. Наутро он поведал обо всем пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и он сообщил: «Просматривай, о Ибн Худайр! Просматривай, о Ибн Худайр!» Усейд сообщил: «О посланник Аллаха! Я испугался, что она затопчет Йахйу, что был рядом с ней, и исходя из этого я поднял голову и подошел к нему. А позже я поднял голову к небу и заметил в том месте что-то наподобие облака, в котором было что-то напоминавшее собой светильники, по окончании чего это провалилось сквозь землю у меня из виду». Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), задал вопрос: «Знаешь ли ты, что это было?» Он ответил: «Нет». Он сообщил: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, и если бы ты продолжил просматривать, то утром люди бы смогли разглядеть их, и они не скрылись бы от них!» Данный хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 79.

Абу Давуд передал второй хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «В случае, если люди планируют в одном из домов Аллаха, дабы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них непременно опускается самообладание, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится около Него». Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (5509).

А в хадисе Абу Хурейры упоминается о том, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Воистину, у Всеблагого Аллаха и Всевышнего имеется хорошие ангелы, каковые странствуют по земле и ищут собрания, на которых поминают Аллаха. В то время, когда же они находят собрание, на котором поминают Аллаха, то усаживаются в том месте и охватывают друг друга собственными крыльями, пока не заполняют весь обьем между ближайшим небом и землёй. В то время, когда же они расходятся, они возносятся и поднимаются на небо. И задаёт вопросы их Великий и Могучий Аллах, не смотря на то, что ему замечательно известно о них: «Откуда вы явились?» Они отвечают: «Вы пришли от Твоих рабов на земле, каковые славят и возвеличивают Тебя, каковые говорят о Твоем единстве, возносят Тебе хвалу и просят Тебя!» Аллах задаёт вопросы: «И о чем же они просят Меня?» Ангелы отвечают: «Они просят у Тебя Твоего Рая!» Аллах задаёт вопросы: «А разве они видели Мой Эдем?» Они отвечают: «Нет, Господи!» Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они заметили Мой Эдем?!» Ангелы говорят: «И вдобавок они ищут у Тебя защиты!» Аллах задаёт вопросы: «Защиты от чего?» Они отвечают: «От Твоего Огня, Господи!» Аллах задаёт вопросы: «А разве они видели Мой Пламя?» Они отвечают: «Нет». Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они заметили Мой Пламя?!» Ангелы говорят: «И вдобавок они молят Тебя о прощении». Аллах говорит: «Я уже забыл обиду их, и даровал им то, что они просили, и защитил их от того, от чего они просили обезопасисть их!» Тогда ангелы говорят: «Господи! Среди них был человек, безнравственный раб, что проходил мимо и просто сел рядом с ними». Аллах же говорит: «Я и его забыл обиду, поскольку они являются людьми, сидящий рядом с которыми не будет несчастен». Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 9, стр. 18-19.

Из точных хадисов кроме этого как мы знаем, что Всевышний Аллах разрешает мусульманам питать зависть к тем, кто научен Корану и делает его предписания. Непременно, речь заходит о так называемой «белой зависти», в то время, когда человек не хочет зла собственному ближнему, а только желает быть похожим того, кто сумел получить великое благо и приблизиться к собственному Великодушному Господу. Передают, что Абу Хурейра говорил, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Не нужно питать зависть к никому, не считая двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и что просматривает его ночью и днем, а его сосед слышит его и говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он!» и человеку, которому Аллах даровал достаток и что расходует его подобающим образом, а какой-нибудь человек говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он!» Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 91-92.

Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), призывал правоверных заучивать Коран наизусть, думать над его значениями, постигать его суть и руководствоваться его заповедями, потому, что исполнение этих повелений снабжает человеку величие как при жизни на земле, так и по окончании смерти. В хадисе, переданном Муслимом и Ибн Маджой, сообщается, что Нафи б. Абд аль-Харис встретил Умара в Усфане. Умар назначил его губернатором Мекки. Он задал вопрос его: «Кого ты назначил править обитателями аль-Вади?» Умар ответил: «Ибн Абзу». Он задал вопрос: «А кто таковой Ибн Абза?» Он ответил: «Один из вольноотпущенников». Он задал вопрос: «Ты назначил правителем вольнотпущенника?» Умар сообщил: «Воистину, он знает писание Могучего Аллаха и Великого и замечательно разбирается в распределении наследства». После этого Умар сообщил: «А ведь ваш пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), изрек: «Воистину, Аллах возвышает при помощи этого писания одних людей и низвергает вторых». Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 358.

А повелитель правоверных Умар б. Абд аль-Азиз, которого многие историки именуют пятым праведным халифом, писал своим наместникам: «Не назначайте на должности никого, не считая знатоков Корана». В ответном письме ему написали: «Мы прописали на должности знатоков Корана, но они предали оказанное им доверие». Тогда он написал им: «Назначайте на должности лишь знатоков Корана, и в случае, если в них не будет хороша, то в остальных его тем более не будет». Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръиййа», т. 1, стр. 757.

В другом хадисе сообщается, что чем больше коранических аятов и сур правоверный знает наизусть, тем выше будет его ступень в Раю. Передают, что Абдуллах б. Амр б. аль-Ас говорил, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Тем, кто знает Коран наизусть, будет сообщено: «Просматривай и поднимайся вверх! Просматривай его нараспев так, как ты просматривал в земном мире, и твое место будет в том месте, где ты прочтешь последний аят». [Этот хороший хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Хиббан и аль-Хаким. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (8122)].

Знание Корана наизусть есть одним из факторов, содействующих избавению от мучений в Преисподней. Передают, что Абдуллах б. Масуд говорил, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Просматривайте Коран, в силу того, что Всевышний Аллах не начнёт наказывать сердце, которое хранит в себе Коран. Воистину, данный Коран – угощение Аллаха, и кто попадает на него, тот выясняется в безопасности. И пускай возрадуется любой, кто возлюбил Коран!» [Этот хадис передал ад-Дарими. См. Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 46].

А в хадисе, поведанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Тот, у кого нет ничего из Корана, подобен уничтоженному дому». [Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и точным. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (1000)].

Рабы, опытные и просматривающие писание Аллаха, являются избранными и приближенными рабами Всемогущего Господа. В хадисе, переданном со слов Анаса б. Малика, сообщается, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Воистину, у Всевышнего Аллаха имеется Собственные люди – знатоки Корана. Они являются людьми Аллаха и Его особенными рабами». [Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким, и шейх аль-Албани назвал его точным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2165)].

Всемилостивый Господь возвестил в ясном писании, что рабы, каковые без устали просматривают Коран днем и ночью, по вечерам и утрам, каковые руководствуются его предписаниями и остерегаются нарушать его запреты, обязательно сполна возьмут заслуженное ими вознаграждение, которое будет многократно приумножено по милости Аллаха. Всевышний сообщил: «Воистину, те, каковые просматривают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, сохраняют надежду на сделку, которая не окажется бесплодной, чтобы Он вознаградил их сполна а также добавил от Собственной милости. Воистину, Он – Прощающий, Признательный». Сура «Фатыр», аяты 29-30.

Одновременно с этим Всемогущий Творец предостерег каждого, кто пренебрегает Кораном и забывает об оказанной ему милости. Передают, что Абу Муса аль-Ашари говорил, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Просматривайте Коран неизменно, потому что клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, он избавляется стремительнее, чем верблюды избавляются от своих пут». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 335].

А в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Воистину, человек, что не забывает Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 333].

Об ответственности того, кто не проявляет должной заботы к писанию Аллаха, говорится во многих хадисах. Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис со слов Анаса б. Малика о том, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Мне были продемонстрированы грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, что совершил человек, которому были дарованы сура либо аят из Корана, а он позабыл их». [Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 47].

Правоверный не должен разрешать себе такое, потому, что пренебрежение священным Кораном есть характерной изюминкой невежественных людей и неверующих. В священном Коране сообщается, что добропорядочный посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил о собственных неверующих соплеменниках: «Господи! Мой народ закинул данный Коран». Сура «аль-Фуркан», аят 30.

Но в случае, если такое случилось, то мусульманин обязан возвратиться на путь собственного Господа и не сказать, что он позабыл Коран. Он обязан проявлять почтение к Слову Аллаха и придерживаться этикета, которому обучал Его посланник, (да благословит его Аллах и приветствует). В хадисе Абдуллаха б. Масуда, сообщается, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «Не хорошо будет, в случае, если кто-нибудь из вас сообщит: «Я забыл такой-то и такой-то аят». Его вынудили позабыть его! Продолжайте же заучивать Коран наизусть, потому что он покидает сердца людей стремительнее, чем верблюды». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 334].

Эти и многие другие священные тексты побуждают правоверных изучать Коран и заучивать его наизусть. И не смотря на то, что это предписание не есть необходимым для каждого мусульманина, оно вменено в обязанность мусульманской общине в целом. Всегда среди мусульман должно быть хватает знатоков Корана чтобы писание Аллаха ни при каких обстоятельствах не покидало сердца верующих рабов и не могло быть искажено неприятелями Милостивого. И в случае, если нужная часть мусульман занимается этим, то остальные освобождаются от данной ответственности. Но, не обращая внимания на это, любой мусульманин обязан стремиться изучить писание Аллаха чтобы лучше определить Собственного Господа и поближе приблизиться к Нему.

Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), неустанно обучал собственных сподвижников Корану и разъяснял им новые и новые откровения, когда они ниспосылались. Тем самым он делал приказ Всевышнего: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от собственного Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания». Сура «аль-Маида», аят 67.

Он призывал заучивать священный Коран наизусть и напоминал верующим о награде за это. Передают, что Укба б. Амир говорил, что в один раз, в то время, когда они пребывали в ас-Суффе*, к ним вышел посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и сообщил: «Кому из вас хотелось бы отправиться утром в Бутхан либо аль-Акик и привести оттуда двух верблюдиц с громадными горбами, не совершив наряду с этим греха и не обидев родственников?» Сподвижники сообщили: «О Посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сообщил: «В случае, если кто-нибудь из вас утром придет в мечеть и изучит либо прочтет два аята из Могучего Аллаха и писания Великого, то это будет для него лучше, чем две верблюдицы. Три аяты будут лучше трех верблюдиц, четыре аята будут лучше четырех верблюдиц, чем больше аятов, тем больше верблюдов». [Этот хадис передали Муслим и Абу Давуд. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 348-349].

*[Место в мечети Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), в городе Медине, где жили неимущие мусульмане, посвятившие себя служению и изучению религии Аллаху].

Этикет чтения Корана.

Всевышний Аллах предписал правоверным просматривать священный Коран определенным методом, как его просматривал пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует). В священном Коране по этому поводу говорится: «И просматривай Коран размеренным чтением». Сура «аль-Муззаммиль», аят 4.

Аллах приказал просматривать Коран степенно, без спешки, думая над его смыслом, верно выговаривая звуки и четко произнося слова, чтобы его возможно было легче осознать, усвоить и запомнить. Непременно, достигнуть данной красивой цели возможно лишь, выполняя правила чтения Корана, каковые именуются «таджвид». Этим правилам сподвижники обучились у Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), а после этого они передали их последующим поколениям. Они дошли до нас в хадисах через множество дорог, что не разрешает нам усомниться в их достоверности. А наровне с этими правилами мусульманские богословы выяснили неспециализированные предписания, каковые направляться выполнять при чтении Корана. Эти предписания, каковые кроме этого опираются на коранические достоверные хадисы и аяты, возможно назвать этикетом чтения Корана.

1. Потому, что священный Коран есть самым лучшим из поминаний Аллаха, и как мы знаем, что Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), не нравилось поминать Господа без омовения, просматривать Коран следует в состоянии ритуального очищения. Но нам направляться более детально остановиться на некоторых вопросах.

Во-первых, богословы разошлись во мнениях относительно законности чтения Корана в состоянии полового осквернения и на протяжении менструаций. Большая часть богословов, а также имам аш-Шафии, думали, что в состоянии полового осквернения категорически запрещается просматривать коранические откровения, даже если они являются всего один аят либо часть аята. Абу Ханифа думал, что в состоянии полового осквернения разрешается произносить менее одного аята, в силу того, что отрывок аята нельзя назвать Кораном. Кое-какие богословы ханифитского толка думали, что разрешается произносить часть аята, в случае, если человек произносит эти слова без намерения просматривать Коран.

Передают, что Али говорил: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), обучал нас Корану, в то время, когда он не был в состоянии полового осквернения». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но шейх аль-Албани назвал его не сильный в книгах «Даиф Абу Давуд» и «аль-Мишкат». См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на каковые опирается мусульманское право», стр. 612].

Передают, что Абу аль-Гариф аль-Хамадани говорил: «в один раз мы пребывали на открытой местности вместе с Али, и внезапно он направился на край поля. Клянусь Аллахом, я не знаю, он отправился помочиться либо справить громадную потребность. После этого он возвратился и попросил принести ему кружку воды. После этого он помыл кисти рук, сжал их в кулак и прочел мало из Корана. После этого он сообщил: «Просматривайте Коран, если вы не находитесь в состоянии полового осквернения. Но если вы появились в состоянии полового осквернения, то не просматривайте кроме того одной буквы из Корана». [Этот хадис передал ад-Даракутни, сообщив, что точно как мы знаем, что эти слова принадлежат самому Али. См. Ас-Санани, «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 133].

Имам аш-Шаукани и многие знатоки хадисов отмечали, что нет ни одного точного хадиса о том, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), запрещал просматривать Коран в состоянии полового осквернения либо на протяжении менструации. Что же касается мнения Али, то как мы знаем, что не все сподвижники разделяли его. Аль-Бухари сказал, что Ибн Аббас не считал предосудительным просматривать Коран в состоянии полового осквернения. Ас-Санани, «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 133.

Это мнение улучшается хадисом Аиши о том, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), поминал Аллаха в любое время. Данный хадис передал Муслим.

Данный хадис имеет самый широкий суть и конкретизировать его возможно лишь при наличии точных хадисов от имени Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Хаджар сказал, что аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир разрешали просматривать Коран в состоянии полового осквернения, опираясь на хадис Аиши. Но ранее мы уже заявили, что лучше поминать Аллаха и просматривать Коран по окончании очищения как от полового, так и от малого осквернений, потому что это говорит о богобоязненности раба. Всевышний сообщил: «Вот так! И в случае, если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах». Сура «аль-Хаджж», аят 32.

Во-вторых, просматривать Коран в состоянии малого осквернения кроме этого не запрещается, потому, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), поминал Аллаха в любом состоянии, не смотря на то, что лучше так не поступать. Передают, что аль-Мухаджир б. Кунфуз говорил, что в один раз он поприветствовал пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), в то время, когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие до тех пор, пока не завершил омовение, и лишь затем он поприветствовал его. А после этого он сообщил: «Я не стал отвечать на твое приветствие лишь по причине того, что не обожаю поминать Аллаха без ритуального очищения». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, и шейх аль-Албани назвал его точным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2405)].

В версии Абу Давуда сообщается, что сейчас посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), мочился. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 203.

В-третьих, между богословами существуют разногласия по поводу законности прикосновения к свитку Корана в состоянии полового осквернения. Передают, что Абдуллах б. Абу Бакр говорил, что в послании, которое посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), послал Амру б. Хазму, было сообщено: «Пускай к Корану не прикасается никто, не считая чистых». [Малик передал отосланную версию хадиса, а ан-Насаи и Ибн Хиббан – его целостную версию. Шейх аль-Албани сообщил: «До нас дошло пара предположений хадиса, любая из которых не лишена слабости, но эта слабость незначительна. Ни в одной из них нет рассказчиков, обвиняемых во лжи. Недочёты хадиса сводятся к отсутствию звена в цепочке рассказчиков либо нехорошей памяти одного из них. И исходя из этого я склоняюсь к мысли о достоверности этого хадиса». См. Аль-Албани, «Ирва аль-Галил», т. 1, стр. 158].

Аш-Шаукани писал: «Данный хадис говорит о том, что прикасаться к свитку Корана разрешается лишь чистым. Но чистым возможно назвать любого правоверного. Чистым кроме этого возможно назвать того, кто очистился полового либо малого осквернения. Чистым кроме этого возможно назвать того, на чьем теле нет нечистот. В пользу первого толкования свидетельствует коранический аят: «Воистину, многобожники являются нечистыми». Сура «ат-Тауба», аят 28. Помимо этого, Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к Абу Хурейре, сообщил: «Правоверный не может быть нечистым». В пользу второго толкования свидетельствует следующее кораническое откровение: «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то очиститесь». Сура «аль-Маида», аят 6.

В пользу третьего толкования свидетельствуют слова Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщённые о кожаных носках: «Не снимай их, в силу того, что я надел их на чистую ногу». А в пользу четвертого толкования свидетельствует единое мнение людей, в соответствии с которому все, что очищено от материальных либо духовных нечистот, возможно назвать чистым. Кое-какие богословы думали, что нужно руководствоваться всеми толкованиями в один момент. Но по этому поводу существуют узнаваемые разногласия. Однако, богословы единодушны в том, что к свиткам Корана нельзя прикасаться в состоянии полового осквернения. И лишь Давуд не разделял этого мнения. Богословы, каковые запрещали прикасаться к свиткам Корана при половом осквернении опирались на следующее кораническое откровение: «Воистину, это – добропорядочный Коран,находящийся в хранимом Писании.К нему прикасаются лишь очищенные». Сура «аль-Вакиа», аяты 77-79.

Но данный аргумент можно считать убедительным лишь в том случае, если местоимение в последнем аяте относится к Корану. Но очевидно, что оно относится к сокровенному писанию – Хранимой скрижали, потому, что это существительное ближе к местоимению. А это значит, что очищенными являются ангелы. И в случае, если мы признаем это толкование неочевидным, то прошлое толкование окажется всего лишь предположением. Но кроме того в этом случае утверждения о том, что человек не имеет возможности дотрагиваться до Корана в состоянии полового осквернения, являются необоснованными. Очищенным считается тот, кто не есть нечистым. А как мы знаем, что правоверного нельзя называть нечистым, потому, что в хадисе говорится: «Правоверный не может быть нечистым». Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим. Несправедливо утверждать, что очищенными являются лишь те, каковые очистились от полового осквернения, либо менструации, либо малого осквернения, либо нечистот. Наоборот, очищенными считаются те, каковые не являются многобожниками. Об этом свидетельствуют коранический аят «Воистину, многобожники являются нечистыми» и вышеупомянутый хадис. Об этом кроме этого свидетельствует хадис, в котором запрещается брать в путь коранический свиток, в случае, если мусульманин отправляется во вражескую страну. Следовательно, правоверные постоянно являются чистыми, и содержащийся в хадисе запрет не распространяется на них, даже если они будут в состоянии полового либо малого осквернения, страдают менструальным кровотечением либо запачканы нечистотами. По словам великого богослова Мухаммада б. Ибрахима аль-Вазира обратные утверждения недопустимы ни в прямом, ни в переносном смысле и не подтверждаются канонами арабского языка. Кто-то может задать вопрос: «В случае, если чистыми являются все, не считая многобожников, то как вы объясните хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается о послании Пророка Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), правителю Византии Ираклию? В этом послании говорилось следующее: «От Посланника и раба Аллаха Мухаммада повелителю Рима Ираклию. Мир всем, кто направляться верным методом! Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими Ислам, и ты получишь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. В случае, если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебопашцев». Потом в этом послании было упомянуто следующее откровение: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, не считая Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем вычислять друг друга господами наровне с Аллахом». В случае, если же они отвернутся, то сообщите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами». Сура «Аль Имран», аят 64.

Как растолковать это послание византийцам, каковые были поражены нечистью полового осквернения и многобожия, в случае, если очевидно, что они дотрагивались до коранических аятов?» Я считаю, что это предписание касается одного-двух коранических аятов. Многобожникам позволительно прикасаться к такому количеству аятов, в случае, если из этого возможно извлечь пользу, к примеру, обратить этих многобожников в Ислам. Кроме этого возможно заявить, что в этом послании коранические аяты были перемешаны с другими словами, и исходя из этого многобожникам было разрешено прикасаться к ним. Это распространяется на толкования священного Корана, в которых не приводятся лишь хадисы и аяты. Из всего сообщённого направляться, что священные тексты конкретно запрещают прикасаться к кораническим свиткам лишь многобожникам. О разногласиях по поводу мусульман в состоянии полового осквернения мы уже упомянули. Похожие разногласия кроме этого существуют по поводу мусульман в состоянии малого осквернения. Ибн Аббас, аш-Шааби, ад-Даххак, Зейд б. Али, Давуд и другие богословы разрешали прикасаться к свитку Корана в состоянии малого осквернения. Имам Йахйа и большая часть богословов не разрешали поступать так. Наряду с этим они опирались на аргументы, каковые мы перечислили выше». Аш-Шаукана, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 197-198.

[Примечание не из книги]:

Как Аллах одаряет за чтение Корана — Шейх Айман Сувейд


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: