Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований

Базу качественных изучений составляют способы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большая часть этих способов основано на подходах, созданных психологами.

Наблюдение в маркетинговых изучениях является методом сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте методом наблюдения за выбранными группами людей, ситуациями и действиями. Наряду с этим исследователь конкретно принимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с позиций целей изучения.

Наблюдение в маркетинговом изучении возможно направлено на достижение разных целей. Оно возможно использовано как источник информации для построения догадок, служить для проверки данных, взятых вторыми способами, с его помощью возможно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое либо непрямое наблюдение, открытое либо скрытое, структурализованное либо неструктурализованное, осуществляемое посредством человека либо механических средств.

Прямое наблюдение предполагает яркое наблюдение за поведением, скажем, клиентов в магазине (к примеру, в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке). При применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение. Тут довольно часто употребляются архивные эти, к примеру, информацию о динамике запасов определенных товаров по годам смогут быть нужными при изучении сдвигов в рыночной обстановке. Помимо этого, смогут изучаться физические доказательства некоторых событий. К примеру, по итогам изучения содержимого мусорных баков возможно сделать вывод о том, в какой мере упаковка (банки, бутылки, пакеты и т.п.) каких компаний в громаднейшей степени захламляет внешнюю среду.

Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними замечают, к примеру, при проведении особых опытов. Но присутствие наблюдателей воздействует на поведение замечаемых, исходя из этого нужно стремиться свести его к минимуму.

Этим требованиям удовлетворяет скрытое наблюдение, в то время, когда обследуемый не предполагает, что за ним замечают. К примеру, в магазинах смогут скрыто следить за тем, как продавец культурно обходится с клиентами и оказывает помощь им совершить приобретение.

При проведении структурализованного наблюдения наблюдатель заблаговременно определяет, что он будет замечать и регистрировать. Все другие виды поведения игнорируются. Довольно часто употребляется обычный лист наблюдений, уменьшающий до минимума затраты времени наблюдателя.

Структурализованное наблюдение употребляется для проверки результатов, взятых вторыми способами, уточнения их. Оно может кроме этого употребляться и как главный способ сбора информации для правильного описания проверки объекта и поведения исследования определенных догадок.

Его использование требует хорошего предварительного знания предмета изучения, поскольку в ходе разработки процедуры структурализованного наблюдения исследователь обязан выстроить совокупность классификации явлений, составляющих замечаемую обстановку, и стандартизировать категории наблюдения. Совокупность классификации должна быть выражена в тех терминах, в которых предполагается проводить последующий анализ.

Ниже приводится пример структурализованного наблюдения.

Предположим, что по заказу компании, создающей апельсиновые соки определенной марки, вы скрытым образом изучаете поведение клиентов апельсиновых соков в каком-то магазине самообслуживания. Вы взяли согласие управления данного магазина и оделись в форму продавца. Результаты наблюдений фиксируете на бумаге. Чтобы результаты собственных наблюдений легче было представить в эргономичном чтобы получить выводы виде, в первую очередь наблюдения направляться фиксировать для отдельных логических категорий, совершив классификацию взаимозависимых товаров на следующие группы: свежие апельсины, бутылированные соки, соки в пакетах, охлажденные свежие апельсины и замороженные апельсины (табл. 4.2). После этого для каждой группы идентифицируются другие подходы по выбору товара определенной марки: товар определенной марки выбирается срочно; товар определенной марки выбирается по окончании сравнения с товарами вторых марок; товар данной марки осматривается, но не покупается; клиент не остановился у стенда с данным товаром. Помимо этого, нужно разбить клиентов на следующие категории: один клиент, двое взрослых клиентов, один взрослый клиент с детьми. Вероятна классификация клиентов и по иным показателям (пол, возраст, применяет он либо нет для приобретений тележку/корзинку и т.п.).

Так, форма наблюдений обязана показывать, какой вид поведения отмечается и как он должен быть зафиксирован. Помимо этого, в шапке формы указываются фамилия исследователя, время и дата наблюдения.

Вышеуказанный подход предполагает осуществление сперва классификации, а после этого проведение наблюдений. Не смотря на то, что допустимо совершить первоначально наблюдение, а после этого разнести результаты наблюдений по отдельным категориям.

Лучше применять первый подход. Он позволяет осуществлять наблюдение по заблаговременно намеченной схеме, фиксировать результаты наблюдений для каждой выделенной категории. Эти наблюдения не носят случайного либо произвольного характера, а осуществляются в соответствии с определенным замыслом; владеют высокой степенью законченности. Исследователю легче обобщить результаты, полученные от различных наблюдателей.

В то время, когда осуществляется неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Таковой тип поведения довольно часто употребляется при проведении разведочных изучений. К примеру, компания, производящая строительный инструмент, может отправить собственных сотрудников для частоты применения и изучения направлений данного инструмента при постройке домов. Результаты наблюдений употребляются при совершенствовании данного инструмента.

Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований

Поведение Свежие апельсины Бутылиро-ванный сок Баночный сок Замороженный сок
Проход мимо товара
Сравнение различных типов товара
Выбор определенной марки
Внимательное рассмотрение выбранной марки
Обсуждение с другими участниками группы
Другие особенности выбора приобретения

Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований

Время от времени человека-наблюдателя возможно заменить особым механическим устройством. Эта замена обусловливается либо большей точностью, либо меньшей ценой, либо по функциональным обстоятельствам. К примеру, при изучении уличного перемещения автоматические устройства фиксируют каждую машину, колеса которой пересекли особую пластину. Кроме этого надежнее и несложнее изучать привычки семьи наблюдать определенные телепередачи посредством особого устройства, чем на базе наблюдений человека.

Для успешного проведения наблюдений должны быть выполнены определенные условия:

1. Наблюдения должны осуществляться на довольно маленьком отрезке времени. К примеру, с позиций затрат времени и средств вряд ли целесообразно замечать процесс приобретения дома в целом. Не смотря на то, что это возможно осуществить по частям, на отдельных этапах данного процесса.

2. Замечаемые явления и процессы должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, к примеру, личная беседа.

3. Наблюдениям направляться подвергать лишь такое поведение, в базе которого не лежит довольно часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии отлично запомнить. К примеру, человек в большинстве случаев не в состоянии отыскать в памяти, какую радиопередачу в собственном автомобиле он слушал в последний понедельник по пути на работу.

В совершенном случае объекты наблюдений не должны знать, что их поведение подвергается наблюдению. Во многих случаях наблюдение есть единственным методом получения правильной информации. К примеру, мелкие дети не в состоянии словесно выразить собственный отношение к новой игрушке, но такую данные возможно взять, замечая, играются дети либо нет с данной игрушкой.

В большинстве случаев способ наблюдений употребляется совместно с другими способами. Полученные в этом случае результаты дополняют и осуществляют контроль друг друга. Так, в случае, если наблюдение употребляется для контроля данных, взятых вторыми способами, оно должно быть максимально строго структурализовано, проводиться в тех условиях, в которых планировала контролируемая им информация.

Недочёты способа наблюдений свойственны всем качественным изучениям. При прямом наблюдении в большинстве случаев изучается поведение в определенных условиях малой группы людей, следовательно, появляется вопрос о репрезентативности взятых данных. Наряду с этим имеет место субъективное истолкование последних. Человеческое восприятие ограниченно, исходя из этого исследователь может пропустить, не подметить какие-то ответственные проявления изучаемой обстановке. В большинстве случаев исследователь не в состоянии на базе способа наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в базе определенного поведения. Во многих случаях это ограничение удается преодолеть, к примеру изучая реакцию детей на новую игрушку. Помимо этого, нужно иметь в виду, что присутствие наблюдателя может оказывать влияние на замечаемую обстановку. Уровень этого влияния выяснить очень сложно.

Наблюдение есть очень трудоемким способом. Оформление итогов наблюдений занимает иногда вдвое больше времени, чем само наблюдение.

При применении способа наблюдений нужно стремиться преодолеть синдромы Дракулы и Франкенштейна. Первый содержится в рвении «высосать» всю мыслимую и немыслимую данные из непрезентативных наблюдений. Второй — в рвении бездумно применять количественные характеристики. Путь к успеху — продуманное применение как количественных, так и качественных способов; проведение как широкомасштабных обследований, так и наблюдений в малых группах.

По характеру окружающей обстановки наблюдение возможно полевым, что свидетельствует, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазине, у витрины магазина), либо лабораторным, т.е. проводящимся в искусственно созданной ситуации.

Результаты наблюдений фиксируются посредством аудио- либо видеотехники, в блокнотах и какое количество.п.

Трудности проведения наблюдений делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя).

К субъективным трудностям наблюдения относится истолкования и возможность понимания исследователем действий и поведения вторых людей через призму собственного «я», через собственную совокупность ценностных ориентации, и эмоциональную окрашенность людской восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта. Помимо этого, наблюдение в любой момент подчинено цели изучения, что очерчивает сферу того, что отмечается, придает ему селективный темперамент. Благодаря этого выбор фактов для регистрации и наблюдения в сильной мере зависит от наблюдателя.

К объективным трудностям наблюдения в первую очередь направляться отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Помимо этого, не все воображающие интерес факторы поддаются яркому наблюдению.

Присутствие наблюдателя может вызвать у замечаемых чувство смущения, поменять простые стереотипы поведения.

Личностные качества наблюдателя, проявление им отношения к происходящим событиям смогут кроме этого оказать важное влияние на поведение замечаемых.

Наблюдение должно дополнять другие способы исследований рынка и использоваться тогда, в то время, когда информация, нужная исследователю, не может быть взята никакими иными методами. Так происходит, в то время, когда люди не желают либо не смогут достаточно совершенно верно и детально обрисовать последовательность собственных действий. В привычных обстановках действия людей как правило покупают «непроизвольный» темперамент. Человеку в этом случае достаточно тяжело сообщить, какое конкретно из привычных действий он осуществил и по какой причине. Помимо этого, сама довольно часто повторяющаяся обстановка делается для него чем-то данным в его сознании, и ее особенности, ее характерные черты стираются. Иначе, при чрезмерном эмоциональном напряжении человек действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, и потом он редко . может растолковать, по какой причине он совершил одно воздействие, а не второе.

Замечая изучаемую деятельность со стороны, наблюдатель может зафиксировать такие ее характеристики, как частота и последовательность тех либо иных действий, изменение эмоциональной атмосферы и т.п., т.е. получить данные, недоступную для получения посредством вторых способов.

Чтобы получить нужную для целей изучения данные, т.е. взять сведения о ответственных чертях изучаемого объекта, не пропустить каких-то ответственных фактов, которые связаны с его деятельностью, либо значимых сведений о нем, направляться заблаговременно шепетильно создать замысел и программу наблюдения. При планировании нужно четко установить сроки проведения наблюдения и выяснить средства сбора информации. Помимо этого, исследователю принципиально важно решить вопрос об ограничении сферы наблюдений при имеющихся у него возможностях (время, финансы, их квалификация и число помощников), и учесть вероятные препятствия (административные либо психотерапевтические затруднения, трудности, которые связаны с фиксированием и получением информации).

Выделяются следующие этапы проведения наблюдения.

Определение цели, постановка задач, установление предмета и объекта наблюдения. В зависимости от целей изучения в большинстве случаев выбирается в качестве предмета наблюдения какая-то одна либо ограниченное число сторон деятельности объекта, к примеру, изучается маршрут перемещения клиента в торговом зале магазина.

Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.

разработка способа процедуры и Выбор наблюдения на базе предварительно собранных материалов.

Перед тем как приступить к наблюдению, необходимо заблаговременно выбрать показатели, единицы наблюдения, по которым возможно будет делать выводы о той ситуации, которая интересует исследователя. В качестве единицы наблюдения (а со стороны замечаемого — это единица поведения) возможно выделить и фиксировать любой сложный комплект действий разного характера, к примеру, клиент может просто взглянуть на определенный товар, быть может и забрать его в руки.

Чтобы эти наблюдений могли быть понятными вторым исследователям, а результаты однотипных изучений были сопоставимыми, нужно создать язык, совокупность понятий, при помощи которых будут описываться результаты наблюдений. К примеру, в случае, если отмечается реакция на рекламу в магазине, то четко направляться выделить и фиксировать разные виды проявления эмоционального состояния (категории): самообладание, возбужденность и т.п.

Подготовка технических оборудования и документов (тиражирование карточек, протоколов, руководств для наблюдателей, подготовка оборудования, письменных принадлежностей и т. п.).

По окончании разработки замысла осуществляется проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.

Тут в первую очередь необходимо подобрать наблюдателей. Кроме таких качеств, как внимание, терпение, свойство фиксировать трансформации в замечаемой обстановке, одним из главных требований, предъявляемых к наблюдателю, есть требование добросовестности.

Наблюдатель обязан непрерывно осуществлять контроль собственные действия, дабы их влияние на замечаемую обстановку и, следовательно, изменение ее были минимальными.

Нужно, дабы любой наблюдатель прошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности заметить значимые действия, и способности к умению и запоминанию вести правильные записи.

Нужно не забывать, что в любой определенный момент человек способен принимать от пяти до десяти дискретных единиц в один момент. В случае, если речь заходит о достаточно широкой сфере наблюдений, целесообразно поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределив наряду с этим функции.

оптимальнее подготавливать наблюдателей посредством упражнений, в то время, когда обучающиеся ведут записи, замечая или намерено разыгрываемые, или заснятые на плёнку обстановки.

В случае, если таковой возможности нет, то исследователь может проводить подготовку ассистентов в ходе настоящих наблюдений. Для этого необходимо, дабы он к тому же, кто проходит подготовку, находился при наблюдении и в один момент с ним вел записи. По окончании обучающегося записи и наблюдения исследователя сравниваются и исследователь разъясняет самые важные и сложные моменты.

Ответственным этапом при подготовке наблюдателя есть разработка инструкции. Отлично подготовленная инструкция облегчает работу наблюдателей и унифицирует собираемый ими материал.

В инструкции даются правильные указания относительно того, по каким параметрам те либо иные действия, события, явления будут подводиться под ту либо иную категорию. Тут же подчеркивается необходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Так, наблюдатель не имеет возможности отметить «проявление агрессивности», в случае, если эта категория не присутствует в коде.

Инструкция обязана содержать кроме этого требования к методу фиксации замечаемых событий; она может содержать пояснения, как нужно пользоваться используемыми шкалами измерений.

В случае, если при записи требуется интерпретация намерений изучаемых лиц, то в инструкции направляться или указать принцип, или перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить собственные суждения. Все это нужно чтобы все наблюдатели по возможности одинаково оценивали наблюдения.

Фиксация результатов наблюдений, делаемая в виде: а) краткосрочной записи, проводимой «по тёплому следу», как разрешают время и место; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся замечаемых лиц, явлений, процессов (в протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки); г) ежедневника наблюдений, в который систематически, с каждым днем, заносятся все нужные сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, личные размышления, трудности; д) фото-, видео-, звукозаписи.

Фиксация результатов наблюдений в один момент есть средством двойного контроля: контроля за наблюдателем и контроля за вероятными отклонениями в рамках замечаемой обстановке либо процесса.

Неструктурализованное наблюдение (см. ниже) значительно чаще не имеет твёрдых форм фиксации. Тут в первую очередь принципиально важно, дабы запись давала возможность выяснить, что есть лишь наблюдением, а что — в какой-то мере интерпретацией замечаемых событий. В другом случае эти наблюдений смешаются с выводами.

Контроль наблюдения, что возможно осуществлять различными методами: а) проведением беседы с участниками обстановки; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) верификацией результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным вторым, кроме этого квалифицированным наблюдателем; г) посылкой рапортов о наблюдении к вторым исследователям с целью повторения наблюдений.

Отчет о наблюдении, что обязан содержать: а) тщательную документацию о времени, обстоятельствах и месте произведенного наблюдения; б) данные о роли наблюдателя при проведении изучения, методе наблюдения; в) чёрта замечаемых лиц; г) интерпретации наблюдателя и собственные заметки; д) оценку надежности взятых результатов.

В большинстве случаев используют один из трех видов оценки надежности:

— коэффициент согласия наблюдателей (одно да и то же событие отмечается одновременно различными наблюдателями);

— коэффициент устойчивости (одинаковый наблюдатель создаёт наблюдение в различное время);

— коэффициент надежности (разные наблюдатели выполняют наблюдение в различное время).

При планировании наблюдения исследователю в первую очередь нужно создать догадку, исходя из которой — выстроить совокупность классификации тех фактов, явлений, каковые составляют замечаемую обстановку и отвечают целям изучения. Без этого зафиксированные факты будут изолированными, неизвестными и, следовательно, лишенными смысла. Но не нужно эту совокупность классификации создавать через чур полной и твёрдой. В этом случае исследователь будет должен отбросить все факты, в нее укладывающиеся.

Наблюдатель, у которого нет совокупности классификации, может заметить довольно много, а зафиксировать и выяснить мало. Исследователь, у которого через чур полная и твёрдая совокупность классификации, значительно чаще будет фиксировать только факты и те явления, каковые смогут подтвердить его предварительные концепции.

При разработке замысла наблюдений нужно выяснить важнейшие характеристики ситуаций и условий, в которых протекает деятельность замечаемых, т.е. решить вопрос о том, в каком месте и в какое время направляться проводить наблюдение.

Способ фокус-группы

Возможно выделить пять основных целей применения данного способа:

1. Генерация идей, к примеру, относительно направлений усовершенствования производимых продуктов, их дизайна, упаковки либо разработки новых продуктов.

2. Изучение разговорного словаря потребителей, что может оказаться нужным, скажем, при проведении рекламной кампании, составлении вопросников и т.п.

3. Ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту, его марке, способам его продвижения, что есть очень серьёзным при определении целей исследования рынка.

4. Лучшее познание данных, собранных при проведении количественных изучений. Время от времени члены фокус-группы оказывают помощь лучше разобраться в итогах совершённого обследования.

5. Изучение эмоциональной и поведенческой реакций на определенные виды рекламы.

В большинстве случаев работу группы записывают посредством аудио- и видеотехнических средств, а ее результаты являются основанием с целью проведения количественных изучений, к примеру применения способа опроса.

Разумеется, что на возможности и эффективность применения данного способа сильное влияние оказывают культура, традиции общения и т.п. обитателей различных стран и регионов. Это учитывается при формировании фокус-группы, к примеру при определении ее численности, степени и роли активности ведущего.

Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек. При меньшем числе участников не создается нужная динамика для продуктивной работы группы и ведущему приходится прилагать массу упрочнений для активизации работы группы. При численности группы, превышающей 12 человек, тяжело завязать продуктивные дискуссии, несколько может разбиться на подгруппы, в которых смогут вестись беседы на отвлеченные темы, а в самой дискуссии принимают участие лишь пара человек.

К сожалению, заблаговременно тяжело выяснить состав группы. К примеру, изъявляют желание учавствовать в дискуссии 12 человек, а практически присутствует лишь 6 человек.

Что касается состава группы, то рекомендуется ее вырабатывать исходя из принципа гомогенности состава ее участников (по возрасту, виду деятельности, домашнему положению и т.п.). В этом случае, считается, создаются лучшие условия для раскованной дискуссии.

Выбор участников группы в первую очередь определяется целями проводимого изучения. К примеру, в случае, если целью есть генерация новых идей об упаковке продукта, в качестве участников фокус-группы приглашаются потребители, каковые брали товары определенной марки. В большинстве случаев потенциальных участников приглашают учавствовать в дискуссии посредством телефона, не смотря на то, что время от времени клиентов приглашают учавствовать в работе группы прямо в магазине. Нужно, дабы в ходе формирования группы участвовал ведущий.

При «вербовке» участников группы применяют как финансовую форму оплаты их труда, так и натуральную в виде бесплатного предоставления определенных товаров. Часто незадолго до дня работы фокус-группы потенциальным участникам об этом напоминают. В этом случае при отказе учавствовать в дискуссии существует возможность заменить таких участников.

оптимальнее при, в то время, когда предполагается, что дискуссия будет продолжаться более 1,5 часов, проводить ее в приспособленной для таких дискуссий помещении, предпочтительнее за круглым столом, в обстановке спокойствия и тишины, содействующей умственной работе.

Успешность работы фокус-группы сильно зависит от эффективности деятельности ведущего, что на базе задач дискуссии и глубокого понимания целей, без прямого вмешательства в движение дискуссии, руководит ее проведением. Он обязан стремиться к балансу между естественной дискуссией среди участников и уходом от обсуждаемой темы. Ведущий должен быть высококоммуникабельным человеком, проявляющим глубочайший интерес к комментариям и позициям участников группы. В большинстве случаев еще до начала дискуссии в фокус-группе ведущий готовит детальный замысел ее работы, пытается повысить уровень собственных знаний по обсуждаемой проблематике.

При анализе результатов работы группы направляться обратить внимание на два серьёзных фактора. Во-первых, на перевод высказываний участников дискуссии на язык понятий и категорий обсуждаемой темы и на определение степени согласованности их точек зрения. Во-вторых, нужно выяснить, в какой мере чёрта участников фокус-группы являются обычными для потребителей изучаемого целевого рынка.

К числу основных преимуществ фокус-группы направляться отнести следующие:

1. Возможность честно и вольно излагать собственные мнения, генерировать свежие идеи, в особенности в случае, если при проведении дискуссии употребляется способ мозговой атаки.

2. Возможность для клиента учавствовать в формировании задач и целей дискуссии, наблюдать за работой группы вызывают высокое доверие к результатом ее работы. Эти результаты клиент иногда начинает применять в практической работе еще до получения официального отчета.

3. Разнообразие направлений применения данного способа, о чем обращение шла ранее.

4. Возможность изучать опрощеных, каковые в более формальных, структурированных обстановках не поддаются изучению, не хотя, к примеру, принимать участия в анкетировании.

Подытоживая сообщённое, к числу недочётов данного способа направляться отнести вероятную нерепрезентативность, субъективную интерпретацию взятых результатов, большую цена на одного участника группы.

То, что результаты работы фокус-группы смогут не являться репрезентативными по отношению к главной совокупности в целом, определяется следующим. В работе таковой группы, в большинстве случаев, принимают участие респонденты, более деятельно, с радостью реагирующие на предложения аналогичного типа если сравнивать с главной совокупностью в целом. Помимо этого, этому содействует небольшой, в большинстве случаев, гомогенный состав фокус-группы, в состав которой в последний момент смогут включаться опытные респонденты.

Субъективизм интерпретации результатов работы группы обусловливается тем, что допустимо делать упор на фактах, поддерживающих точку зрения ведущего, и проигнорировать другие точки зрения. Потом, участие клиента в проведении и подготовке работы фокус-группы кроме этого может обусловить получение желаемых результатов. Как было отмечено ранее, клиент может применять результаты работы группы еще до получения официального отчета.

Затраты на применение данного способа определяются следующим. Так, в Соединенных Штатах цена ведения бессчётных телефонных переговоров выражается цифрой приблизительно в 25 долларов на одного участника. Поощрение за участие в работе фокус-группы обходится примерно в 30 долларов. Зарплата квалифицированного ведущего за одну сессию образовывает 1500—2000 долларов. Помимо этого, направляться учесть цена аренды помещения, затраты на применение технических средств. В большинстве случаев эти затраты составляют много долларов за час аренды. Потом, существуют скрытые затраты, прямым образом не входящие в суммарные затраты, к примеру обусловленные участием клиента в проводимом изучении.

Применение современных коммуникационных разработок расширяет диапазон применения фокус-групп. К примеру, разрешает организовать сотрудничество двух групп, проводящих сессию в разных городах.

Маркетинговые исследования. Виды маркетинговых исследований.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: