Н. г. чернышевский (1828—1889)

Мрачный каземат Петропавловской крепости. Холодно и сыро в каменном мешке. Ии один звук не попадает через толстые стенки, лишь слышны гулкие шаги часового, мерно шагающего по коридору.

В одной из камер, у откидного столика, при свете тусклой лампы — склоненная над рукописью фигура. Скоро, практически без помарок, покрываются страницы убористыми строками, страницы сменяют друг друга. Арестант — «национальный преступник» — литератор и известный публицист, редактор самого передового в то время издания «Современник» и один из идейных вождей русского революционно-демократического перемещения Николай Гаврилович Чернышевский.

Арестованный 7 июля 1862 г., он был заключен в Алексеевский равелин, в котором в большинстве случаев находились самые опасные для правительства люди. Тут, в одиночной камере, Чернышевский пробыл 688 дней.

Публицист, критик, историк литературы, философ, создатель работ по эстетике, политической экономии, Николай Гаврилович Чернышевский вошел в литературу в 1855 г., начав сотрудничать в издании «Современник».

Его деятельность — это эра в русской русской и развитии критики публичной мысли. Вместе с Некрасовым и Добролюбовым он сделал «Современник» боевой трибуной, с которой смело развернул революционную пропаганду. Чернышевский горячо верил в будущую русскую революцию. «У нас не так долго осталось ждать будет бунт, а если он будет, я буду обязательно принимать участие в нем…»

Чернышевский был одним из немногих передовых людей, верно осознававших так именуемое освобождение крестьян как новую форму закрепощения народа. В письме к Герцену Чернышевский писал: «К топору кличьте Русь… не забывайте, что много лет уже портит Русь вера в хорошие намерения царей».

Но уверенный в неизбежности революции, уверенный в том, что человечество обязательно выстроит социалистическое общество, Чернышевский воображал себе путь к честному строю неправильно. Он не имел возможности осознать революционной роли пролетариата по причине того, что в РФ той поры было два главных класса — крестьяне и помещики. Он полагал, что, в случае, если передовая интеллигенция возглавит общероссийский крестьянский бунт, в РФ восторжествует новый национальный строй, основанный на справедливости. Но Чернышевский, по словам Ленина, как никто второй в то время умел воздействовать в революционном духе на все политические события собственной эры.

Растущие изо дня в сутки популярность и авторитет Чернышевского представлялись царскому правительству ужасной опасностью. Чернышевский как «хитрый социалист» и «коновод молодёжи» был арестован у себя на квартире.

В заключении, как и на свободе, он занимался литературой. В крепости Чернышевский написал роман «Что делать?», по недосмотру цензуры напечатанный в 1863 г. в «Современнике». В подзаголовке романа стояло: «Из жизни новых людей».

«Новые люди», показавшиеся в РФ в 60-х гг. прошлого века, — это передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция из разночинцев. Люди дела, а не отвлеченных мечтаний, они стремятся борьбой против публичных устоев завоевать собственный счастье, горячо обожают труд, преданы науке. Их моральные совершенства довольно большие. Они строят собственные отношения на уважении и взаимном доверии, они честны, добропорядочны, мужественны, не знают колебаний в борьбе, не пасуют перед трудностями. Таких людей Чернышевский знал лично. Таким человеком он был и сам.

Задумав поведать о них, автор в базу собственного произведения положил настоящее событие из судьбы известного потом ученого Ивана Михайловича Сеченова. Его черты легко определить в чёрте Кирсанова, так же как вид жены Сеченова — первой русской дамы-доктора угадывается в образе Веры Павловны.

Вера Павловна по-своему обожает и уважает супруга Лопухова, но когда последнему делается очевидна ее любовь к Кирсанову, Лопухов, уважая эмоции жены, срочно уходит с ее пути.

Но громадная, настоящая любовь — этого все же слишком мало для полного счастья Веры Павловны. Она не имеет возможности жить без живой, нужной людям деятельности. Сперва Вера Павловна организует кооперативные швейные мастерские, позднее обучается медицине и делается доктором.

С восхищением писал в собственной книге Чернышевский о будущем социалистическом обществе. «Оно светло, оно замечательно. Любите его, стремитесь к нему, трудитесь для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько имеете возможность перенести».

За идеал яркого будущего борются герои романа. Среди них самый выделяется фигура «особого человека» — Рахметова.

Выходец из аристократов, человек в полной мере обеспеченный, он отдает собственные средства на дело революции. Всей душой преданный народу, он неуклонно и последовательно готовит себя к деятельности революционера.

Целые поколения революционеров воодушевлял образ Рахметова, а роман Чернышевского был для них книжкой судьбы.

«С того времени, как завелись типографские станки в РФ, и впредь до отечественного времени ни одно печатное произведение не имело для того чтобы успеха, как «Что делать?», — писал в 1890 г. Г. В. Плеханов.

По словам вождя Компартии Болгарии Георгия Димитрова, на него как борца сильно повлиял роман «Что делать?»

В. И. Ленин много раз перечитывал данный роман и именовал его произведением, которое дает «заряд на всегда».

Ранним пасмурным утром 19 мая 1864 г. в Санкт-Петербурге на Мытнинской площади Чернышевский с вывешенным на груди плакатом «национальный преступник» был выставлен у позорного столба. Над головой великого мыслителя палач сломал шпагу. Но гражданская казнь Чернышевского, по словам Герцена, превратилась в позор ее устроителей.

На следующий сутки автор был послан в Сибирь для отбывания каторжных работ.

Первые три года ссылки Чернышевский провел в Кадае (на Монгольской границе), а после этого на Александровском заводе Нерчинского округа. В Сибири Чернышевским был написан последовательность произведений и в их числе превосходный роман «Пролог». В то время, когда закончился срок каторги, правительство не разрешило Чернышевскому самому выбрать место для поселения и послало его в г. Вилюйск, находящийся в далекой якутской тундре. Тут в полном одиночестве, под неусыпным надзором жандармов, автор прожил 12 лет.

Колония, ссылка и каторга не сломили революционной стойкости Чернышевского. В Астрахань, куда автор был переведен из Вилюйска, приехал все тот же неутомимый труженик, пылкий мыслитель и хороший, отзывчивый человек. Тут Чернышевский продолжал собственные литературные труды и, например, перевел с германского пара томов «Общей истории».

Множество литературных планов, планов и надежд было у Чернышевского. Но за 21 год мучений здоровье писателя было вконец уничтожено, и резкая перемена климата оборвала его жизнь.

В 1889 г. семья писателя добилась разрешения переехать в Саратов, на родину. Тут Чернышевский прожил лишь три месяца. 29 октября 1889 г. он скончался.

В Саратове на улице Чернышевского стоит скромный домик, в котором появился и жил автор. Еще в годы гражданской войны тут был создан музей его имени, декрет об открытии которого 25 сентября 1920 г. подписал В. И. Ленин. Залы музея в любой момент заполнены визитёрами. Довольно много людей проходят по помещениям, где когда-то жил и трудился один из превосходных сынов русского народа.

в один раз Н. Г. Чернышевский записал в собственном ежедневнике: «Я нисколько не дорожу судьбой для торжества собственных убеждений, для торжества свободы, равенства, братства». Этому девизу он остался верен до конца.

Краткая биография Николая Чернышевского


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: