Разведка мышц – Норма напряжения – Мускульная энергия – Ртуть в пальце – Чудесный шарик – Укажи вдаль! – Переливаем энергию – Круговое переливание – Сорви персик! – Сад – Вес мнимых вещей – рояль и Стакан – Гири – Чаши – Цепочка – Бросание предметов – Новоселье – Непростая перестановка – Трудная работа – Оправдание жеста – Постановка жеста – Прерванное перемещение – Непроизвольные жесты – Запрещенное перемещение – Японский прием со стулом – Случайная поза – Статуя – Скульптура по памяти – Буратино – Напряжения по заказу – Ревизоры напряжений – Оправдание поз в движении – Повтори позу! – Мысленное оправдание позы – Память перемещений – Вспомните упражнение! – Брито-стрижено – актёры и Режиссёры – Оправдание перемещений – По дороге к себе
Смеется ли ребенок при виде игрушки, радуется ли Гарибальди, в то время, когда его гонят за излишнюю любовь к отчизне, дрожит ли женщина при первой мысли о любви, формирует ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом есть мышечное перемещение, – так написал И. М. Сеченов в книге Рефлексы головного мозга.
Ленинградский университет авиационного приборостроения сделал особую подвижную платформу, соединенную с телевизором, на которую ставится человек. Он стоит, а электронные устройства проецируют на экран телевизора, как ему это удается – находиться? Световой зайчик мечется по телевизионному экрану, фиксируя незаметные глазу перемещения разнообразных мышц, каковые оказывают помощь человеку держаться устойчиво.
какое количество же их, этих трудящихся мышц?..
Человек шел и остановился. Остановился – простейшее физическое воздействие… Но взглянуть на данный факт глазами психофизиолога: за ничтожное время мгновенно сработало более шести сотен отдельных мышц тела, действия которых контролировались мозгом, – как будто бы бы контролер менее чем за секунду дал единственно вероятное, самоё целесообразное ответ задачи: остановиться конкретно так в существующих событиях судьбы данного человека.
Шестьсот трудящихся мышц! – вот что выявилось в опыте. А сейчас – актер на сцене: шел Гамлет и остановился. какое количество мышц сработало? 600? Время от времени бывает и так, а чаще намного меньше. Возможно, пятьдесят. Мы говорим тогда, глядя на сцену: Актер напряжен, нет свободы мышц, а вернее, нет целесообразного мышечного напряжения, имеется излишки, закрепощающие актера. Вместо многосторонних, направленных подсознанием расслабления и напряжения отдельных мышц – некая схема нужного действия, в которую вовлечены не много мышц, а десятки их групповых сообществ. Вместо жизненной достоверности поведения – только обозначение характера данного элементарного поступка.
В тренинге Станиславского мышечно-двигательным процессам уделена большая роль. Было время, в то время, когда его ученики стремились к свободе мышц, забыв о необходимости их целесообразных напряжений в любом действии. Необычный термин освобождение мышц и сейчас вводит педагогов в соблазн актуальнейшей релаксации.
Полностью свободные мускулы – лишь у трупа!
РАЗВЕДКА МЫШЦ
Главным тренингом мышечно-двигательных восприятий занимается предмет Базы сценического перемещения. Но и на уроках актерского мастерства нужны упражнения, развивающие мышечное внимание.
Цель их – создание внутреннего мускульного контролера. Роль контролера тяжёлая, он обязан неустанно, как в жизни, так и на сцене, смотреть за тем, дабы нигде не оказалось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер обязан их ликвидировать. снятия и Этот процесс самопроверки излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности… Этого нужно получать посредством продолжительных систематической тренировки и упражнений. Первое упражнение содержится в том, дабы лечь на пояснице на ровной твёрдой поверхности (к примеру, на полу) и подмечать те группы мышц, каковые без потребности напрягаются… Увиденные напряжения нужно в тот же миг же ослабить одно за вторым, ища наряду с этим все новые и новые.
Сразу же обратим внимание на то, что речь заходит не о полном расслаблении мышц, не о релаксации (как об одном из приемов аутотренинга), а об излишках, нецелесообразных отдельных напряжениях, каковые нужно последовательно ликвидировать. В данной работе, в отыскивании излишних напряжений и снятии их, формируется необычный внутренний контролер.
Разведкой мышц нужно заниматься не только при горизонтальном, но и при вертикальном положении, – другими словами сидя, полусидя, стоя, на коленях, в одиночку, группами: со стульями, со столом, с другой мебелью. Во всех этих упражнениях нужно, как и при лежании, подмечать излишне напрягающиеся мускулы и именовать их. Само собой ясно, что то либо иное напряжение некоторых мускулов нужно при всякой позе. Пускай эти мускулы и напрягаются, но только они одни, а не смежные, которым надлежит оставаться в покое.
— В повседневной жизни уделяйте время от времени время разведке собственных мышечных напряжений. Подмечайте ненужные зажимы, в то время, когда вы идете по улице либо по лестнице, в то время, когда вы поднимаетесь, садитесь, оборачиваетесь, поднимаете руку и т. д. Не опасайтесь, вас не постигнет участь несчастной сороконожки, которая разучилась ходить оттого, что начала анализировать собственные перемещения. У каждого из вас имеются никому не необходимые штампики и плюсики в физическом поведении тела при перемещениях. От многих из них возможно избавиться, в случае, если у вас сформируется привычка подсознательно регулировать величину мышечных напряжений.
НОРМА НАПРЯЖЕНИЯ
— Сядьте. Удостоверьтесь в надежности собственную норму напряжения – целесообразно ли напряжены мускулы, нет ли излишнего напряжения, готово ли тело к действию, не расслаблено ли оно чрезмерно. Сейчас расслабляйтесь понемногу, от головы к ступням ног, пускай как бы плавной волной растекается мышечное освобождение. Освобождайтесь – еще и еще! Только бы не упасть со стула. Склонилась голова, повисли на протяжении тела невесомые руки. Растянулись ноги. Дыхание стало медленным, спокойным. Захотелось дремать? Верное чувство… На счет три необходимо опять прийти к норме напряжения. Раз… два… три! Удостоверьтесь в надежности – норма ли это?
— На счет 10 нужно перейти от нормы к полному расслаблению, после этого на счет 3 к норме. Смотрите за плавностью перехода.
— На счет 5 перейти к расслаблению, на счет 2 – к норме.
МУСКУЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
— Согните и приложив все возможные усилия напрягите указательный палец правой руки. Удостоверьтесь в надежности: как распределяется мускульная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. И вдобавок? В кисть. А дальше идет? Идет – в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается… удостоверьтесь в надежности!
— Попытайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но высвободите шею. Высвободите плечо, позже локоть. Необходимо, дабы рука двигалась вольно. А палец – напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с громадного пальца. С безымянного. А указательный – напряжен так же, как и прежде! Снимите напряжение.
— Напрягите левую ногу – как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Удостоверьтесь в надежности, как распределена мускульная энергия в теле. По какой причине напряглась и правая нога? А в пояснице нет избыточной напряженности?
— Поднимитесь. Наклонитесь. Напрягите пояснице, как если бы вам положили на пояснице ящик с громадным грузом. Удостоверьтесь в надежности напряжение в теле. Колени не через чур напряжены? А глаза по какой причине вылезают из орбит?
РТУТЬ В ПАЛЬЦЕ
Это известное упражнение детально обрисовано Станиславским. Напомним порядок его исполнения:
Влить мнимую ртуть в указательный палец правой руки.
В мыслях перекатить ее, не спеша, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, позже дальше, к локтевому сгибу и в плечо. В один момент медлено поднимать руку.
В мыслях переливать ртуть в обратном направлении, с опаской опуская и выпрямляя руку, но так, дабы ртуть не вылилась. На последнем разгибании пальца вылить ртуть на пол.
ЧУДЕСНЫЙ ШАРИК
Переливая волны расслабления и мышечного напряжения, мы занимались, так сообщить, крайностями – двумя предельными состояниями отечественных мышц. В это же время отлично развитый мускульный контролер обязан улавливать, в большинстве случаев, не предельные напряжения, а самые обычные, подчас незаметные трансформации в положении мышц.
Посредством этого контролера мы должны подвергать мгновенной проверке одну из частей отечественного тела в момент действия – нет ли излишнего напряжения либо неоправданного расслабления? В жизни это делается машинально, само собой. На сцене это довольно часто приходится делать сознательно. Но, и в жизни нам довольно часто недостает натренированного мускульного контролера!
Тренинг обязан создать навыки мышечного внимания – умения мгновенно направлять внимание мускульного контролера к любой группе мышц.
— Представьте себе таковой чудесный шарик, что в вашего пальца катается, подчиняясь вашей воле. Захотите – закатится под ноготь, захотите – покатится по всему пальцу и вкатится в соседний палец. Прошу вас, займитесь этим шариком, покатайте его по всем пяти пальцам, в мыслях воображая себе его путь.
— Чем медленнее будет кататься шарик, тем лучше. Нужно видеть его перемещение и ощущать, как он катится в пальца. Вы станете ощущать движущуюся точку, которая непрерывно перемещается по тому пути, что вы предписали шарику. Заставляя его катиться медлительно, вы имеете возможность смотреть за непрерывностью его пути. Вы как бы пускаете собственную идея за шариком: вот он, медлительно крутясь, выкатывается из громадного пальца, катится к сгибу первого сустава указательного пальца, проходит через данный сгиб, катится по первому суставу… Пускай ваши глаза также смотрят за направлением перемещения шарика, не смотря на то, что виден он лишь на экране вашего внутреннего зрения.
— Совершите шарик по более сложному маршруту. От подушечки громадного пальца правой руки, через все пальцы, друг за другом; позже, по выходе из мизинца, через ладонь, по всей руке до плеча. От плеча правой руки – к плечу левой руки, через грудь. По всей левой руке, к мизинцу. От него, обойдя все пальцы, шарик обязан докатиться к подушечке громадного пальца.
— Совершите шарик от пальца к плечу и опускайте его по всему телу вниз, по ноге до самой пятки.
— Удается ли вам чувствовать целый путь, по которому катится шарик?
УКАЖИ ВДАЛЬ!
Тренируем механизмы мускульного контроля:
— Сядьте. Удостоверьтесь в надежности, нет ли лишнего напряжения. Тело – легкое, свободное. Вы готовы подняться, готовы к любому действию. Сейчас вытяните всю левую руку, от плеча до кончиков пальцев. Имеете возможность двинуть рукой? Значит, она слишком мало напряжена. Напрягите ее предельно. Сейчас уберите как возможно больше напряжения с плеча, но попытайтесь покинуть то же направление от локтя до кончиков пальцев. Имеется?.. Убирайте напряжение в локтевой части, покиньте напряженной лишь кисть. Удостоверьтесь в надежности – локоть и плечо должны вольно двигаться. Сейчас сделайте самое тяжёлое – снимая напряжение с кисти, сосредоточьте его лишь в последних суставах пальцев… Попытайтесь покинуть напряжение лишь в кончиках пальцев, в самых подушечках… Имеется? Снимите все напряжение сверх того, которое держит вашу руку вытянутой. Ощущаете напряженную точку в самом кончике указательного пальца? Протяните его вперед, укажите пальцем вдаль – вон голубь за окном, на крыше! Из пальца как словно бы бы вылетела стрелочка энергии и полетела вперед… Снимите все напряжение и опустите руку.
Так упражнение на мышечно-двигательные восприятия преобразовывается в упражнение на простейшее физическое воздействие.
— Где голубь?.. Видите? А по какой причине это вы показываете на него? Гордитесь лучшим экземпляром из собственной голубятни?
— Показывая нам вашего голубя, пройдитесь мускульным контролером по мышцам собственного тела, удостоверьтесь в надежности, что напряжено, что расслаблено, нет ли излишних напряжений.
— А если бы вы с товарищем продолжительно искали грибы и наконец заметили один хороший боровик – под еловой лапой? Продемонстрируйте на него!.. Само собой разумеется, тут уж нужно будет встать.
— А если бы вы продемонстрировали товарищу девушку, которая вам понравилась? Вон она, в кругу танцующих! Продемонстрируйте!
ПЕРЕЛИВАЕМ ЭНЕРГИЮ
— В упражнении, которое вы только что сделали, вы как бы переливали мышечную энергию от плеча к кончику пальца. Само собой разумеется, это – лишь условное, образное выражение для обозначения перевода, переключения мышечного напряжения. Попытайтесь сейчас переливать мышечную энергию без моей подсказки, более медлено, по тому же маршруту: плечо, локоть, кисть, кончики пальцев, кончик указательного пальца. Я буду вычислять до двадцати. Уложитесь сейчас и закончите совершенно верно на счет 20!
КРУГОВОЕ ПЕРЕЛИВАНИЕ
— Протяните вперед левую руку. Сделаем на счет 20 круговое переливание – от левой руки к правой. На счет раз напряжен лишь указательный палец левой руки. Дальше понемногу напрягается вся левая рука, плечо, шея (а рука и кисть медлительно расслабляются), позже правое плечо, указательный палец и вся рука. Уложитесь по времени так, дабы на счет 10 свободная легкая левая рука опустилась бы, а правая начала тянуться вперед, дабы на счет 20 указать вдаль.
— Сделайте круговое переливание на счет до десяти.
— В то время, когда станете делать это упражнение дома самостоятельно, добейтесь большого освобождения неработающих мышц, чаще пускайте в движение мускульный контроль для проверки. Напрягая один палец, контролируйте, как напряжение льется все дальше и дальше, следите мускульным контролером за этим потоком. Оставляйте необходимые направления, убирайте лишние. Не забывайте задание Станиславского: снятия и Этот процесс самопроверки излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности.
— Перед тем как сделать упражнение, совершите мысленную репетицию от начала до конца.
СОРВИ ПЕРСИК!
Говорят, это было одним из любимых упражнений Станиславского.
— Поднимите руку!.. По какой причине вы подняли ее, с какой целью? Обратите внимание, сколько ненужного напряжения в вашей руке, пока нет цели действия. А если бы вы на данный момент были в саду?..
— Если бы я стоял так, а нужно мной на высоком суку висел персик, как бы мне необходимо было поступать и что делать, дабы сорвать его?
— Действуйте правильно, помогите себе внутренними видениями, и вы почувствуете правду действия. Не верите себе? Значит, потеряли какое-то звено в цепочке отдельных последовательных действий. Какое же? Разберитесь сначала. Возможно, вот что: в тот момент, в то время, когда вы берете персик и готовитесь сорвать его, напряжение в пальцах должно быть большим. Позже – рывок. В этот самый момент все напряжение сходу спадает, в силу того, что персик сорван. Удостоверьтесь в надежности раздельно это звено, самый момент рывка.
— Ни при каких обстоятельствах не срывали персик? Ну, сорвите яблоко!
— Основное – последний момент действия: яблоко либо персик сорваны, пальцы освободились по окончании рывка, стали легкими, сейчас требуется совсем маленькое напряжение, дабы удержать в руке плод. Еще и еще раз удостоверьтесь в надежности это чувство освободившихся пальцев!
САД
Групповое упражнение:
— Все в фруктовом саду. Рвите груши и яблоки, ложите в корзины, соревнуйтесь с соседями… Ищите верное напряжение в руках.
— Видите ли вы внутренним зрением каждое яблоко, которое рвете? Нет на свете двух однообразных яблок, соответственно, нет однообразных напряжений – для каждого яблока собственный! Вот яблочко мелкое, кривобокое, его легко сорвать. А вот огромное, на толстом черенке, на него необходимо больше упрочнений…
— Какие конкретно яблоки вы рвете? Антоновку? Белый налив? Анис? #page#
ВЕС МНИМЫХ ВЕЩЕЙ
Возможно и в беспредметном действии приучить себя ощущать, при каких условиях и как должны быть то напряжены, то ослаблены мускулы. К примеру, вы передаете друг другу двухкилограммовый пакет либо двухпудовую гирю. Раскачиваете на веревке подвешенную килограммовую либо двухпудовую гирю (либо подтягиваете к потолку). Такие упражнения приучают обращать внимание на чувство перемещений, осмысливать их, уничтожать излишнее напряжение, что вредит игре артистов и естественности движений, приучают их смотреть за движениями и своими мускулами, пока не обучатся инстинктивно давать столько напряжения, сколько нужно давать, а не чересчур, постоянно находить центр тяжести, точку опоры.
— Поднимитесь цепочкой и передавайте друг другу мнимые пакеты весом килограммов в десять любой. Как если бы вы приняли участие в разгрузке полезного багажа. Подробности уточните сами.
— Мускулы не помнят, что это за вес? Заберите настоящий тяжелый предмет, поднимите его, подержите, передайте партнеру. Следите, как и какие конкретно мускулы напрягаются, а какие конкретно практически свободны… Все попытались? Становитесь цепочкой и передавайте мнимый груз.
— Целесообразны ли ваши мышечные напряжения? Посредством мускульного контролера убирайте все излишки.
Рояль и СТАКАН
Задание Станиславского:
Поднимание (беспредметно) одного пуда, двадцати фунтов, стакана с водой, рояля.
— какое количество мужчин возьмутся поднять рояль? Справитесь вшестером? Потренируйтесь вначале с нашим настоящим роялем… Сейчас становитесь около мнимого. Нужно перенести его к окну, так просил аккомпаниатор. Начали!
— А сейчас у каждого – мнимый стакан с водой. Принесите его и поставьте на стол.
— Опять рояль! Вы неудачно поставили его, переставьте. Свет от окна обязан падать на ноты слева.
— Чашки! Отнесите их обратно.
— Рояль! Пожалуй, лучше передвинуть его к второму окну…
Проверка целесообразности напряжения мышц, соответствующего содержанию действия, обязана производиться во всех упражнениях.
ГИРИ
— Поднимите с пола двумя руками мнимую гирю в десять килограммов. Поставьте ее на стол. Одной рукой снимите ее со стола и поставьте на стул. Двумя руками поднимите стул вместе с гирей… Не уроните гирю! Опустите стул.
— Заберите с пола одной рукой мнимую пятикилограммовую гирю, а второй – мнимую гирю в один килограмм. Поднимайте их в один момент вверх. Вниз! Не опуская гирь на пол, поменяйте их в руках. Поднимите кверху. Наверху – поменяйте гири местами. Вниз! Вверх!..
— Протяните вперед ладони. На одну – поставьте в мыслях пятисотграммовую гирю, на другую – стограммовую. Руки разводите в стороны и вперед, в стороны и вперед… Следите, дабы руки шли по одному уровню, не обращая внимания на различную нагрузку.
В упражнении с мнимыми гирями необходимо получать верного физического целесообразного напряжения и ощущения тяжести мышц всего тела. Поясним эту идея на примере. На вытянутую ладонь, как на чашу весов, мы поставим настоящую килограммовую гирю. Сразу же соответствующей силой будет напряжен бицепс предплечья. Он, данный бицепс, как бы ставит на вторую чашу такую же тяжесть, дабы удержать руку-весы в равновесии. Если он будет слишком мало напряжен – ладонь не удержит гирю, опустится. В случае, если же напряжение будет чрезмерным, ладонь отправится кверху. Непроизвольный мускульный контролер мгновенно подбирает каждой мышце целесообразное напряжение.
Поставим сейчас на ладонь мнимую гирю. Попытаемся разбудить отечественный мускульный контролер, пускай он проверит, правильно ли напряжены мускулы. Не напряжен ли бицепс так, словно бы на ладони десять килограммов, а несколько? А шея по какой причине напряглась? Предположительно, по причине того, что контролер еще не проснулся, а бесконтрольный отечественный организм еще не почувствовал, еще не поверил в мнимую конкретную тяжесть и, на всякий случай, напрягает все что попало – и шею, и другую руку закрепостит, а также глаза в растерянности напрягутся. Долой все излишние напряжения! Поможем проснуться контролеру – будем контролировать настоящее напряжение, меняя мнимые и настоящие тяжести.
ЧАШИ
— На этом столе стоят дорогие хрустальные чаши, наполненные до краев вишневым вареньем. Представили их себе? Подходите к столу и берите по чаше. Осмотрительнее, не пролейте варенье. какое количество весит такая чаша? Килограмма три-четыре. Вспомните, как напряжены пальцы, в то время, когда они держат таковой груз… Удостоверьтесь в надежности. Поставьте чашу, заберите данный настоящий графин с водой. Чувствуете вес? Прислушайтесь к пальцам – как они напряжены?.. Поставьте графин, заберите мнимую чашу… Еще раз удостоверьтесь в надежности вес, забрав графин.
— Перенесите собственные чаши через всю помещение и поставьте их на тот стол. Тише идите, осмотрительнее! По какой причине напряжено все тело? Отыщите центр тяжести и уберите все излишки напряжения.
ЦЕПОЧКА
Ученики стоят в широком кругу и передают друг другу мнимые тяжести – кирпичи, ведра с водой. Наряду с этим ставится вымышленная цель действия – для чего мы передаем ведра с водой и где мы находимся. На пожаре? Что горит? Откуда первый берет ведра? Возможно, он стоит на берегу пруда и сам наполняет ведра? Тогда к нему, обратным методом, по цепочке, должны идти безлюдные ведра. Кому передает ведро последний в цепочке.
БРОСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
— Заберите мнимый диск – древесный круг с железным ободом. Вес – два килограмма. Медлено размахнувшись, метните диск. В момент, в то время, когда диск отрывается от руки, снимите напряжение.
— Киньте камень. А сейчас мелкий камушек – блинчиком по воде!
— Киньте снежок. Еще слепите снежок и… В кого кинете? Значит, холодно около? Где мы? Швыряясь снежками, успевайте проверить мускульным контролером вес снежка, напряжение в руке. А мокрый холодок снежка вспоминаете?
— Разрешите войти в атмосферу мнимого бумажного голубя… Где мы? Что около? Напряжение практически незаметное – отыщите его и снимите, в то время, когда голубь полетит.
В каждом действии должно быть ровно столько напряжения, сколько требуется для действия и ни на каплю больше! Упражняясь с мнимыми предметами, мы должны сначала сознательно, посредством мускульного контролера, регулировать расслабление и напряжение мышц.
НОВОСЕЛЬЕ
— Смотрите на пустую площадку и запоминайте: в центре на полу лежит ножками кверху громадный стол . В левом углу – маленькой буфет (решите сами, какой конкретно), около которого стоят четыре стула. В правом переднем углу лежит на боку диван-кровать. Кто хочет переселиться в эту помещение? Заберите товарищей, дабы помогли вам расставить вещи, и действуйте. Сообразите, что куда поставить, и руководите товарищами!
— Внимательней ходите по площадке, не наступайте на мнимые вещи.
Это упражнение целесообразно делать по окончании того, как ученики ознакомились с согласованными действиями из раздела 11 данной части книги: перенося стол, нужно смотреть за руками партнеров, дабы размеры стола не изменялись.
— Устроились? Чего еще не достаточно из мебели? Придется брать. Решите, что вы купите на следующий день и куда поставите.
На одном из ближайших занятий упражнение длится: нужно отыскать в памяти, как расставлены мнимые вещи, внести в помещение новую приобретённую вещь. В данной комнате, которая стала для учеников привычной и обжитой, возможно потом проводить многие упражнения и этюды, расставив настоящую мебель либо обозначив ее подходящими предметами.
СЛОЖНАЯ ПЕРЕСТАНОВКА
— Представьте себе, что мы находимся с вами в помещении, тесно вынужденной мебелью. Смотрите – тут два книжных шкафа, между ними пианино, окна, дверь, вот диван, второй диван, два кресла, книжная этажерка с радиолой на верхней полке, громадный письменный стол. Вот стулья – первый, второй, третий, а тут, в углу, – древнее бюро. Среди помещения – круглый стол и еще четыре стула. Как видите, все забито, ничего больше не поставишь! А поставить нужно – приобретён телевизор. Куда же его пристроить? Походите по помещению, прикиньте, какую сделать перестановку. Не забывайте – помещение полна вещей, не натыкайтесь на них, четко воображайте себе, где что стоит.
— Ничего не получается. Придется вынести в коридор это дедушкино бюро. диван и Стол торчат на дороге к двери, мешают перестановке. Но дабы отодвинуть стол, нужно сперва шкаф поставить боком к стенке. Прикиньте все это в мыслях – сделайте мысленную репетицию перестановки.
Полезно пользоваться мысленными репетициями во многих упражнениях. Мысленное воздействие – это не механическое запоминание содержания действия. Необходимо представить себе в мыслях воздействие в последовательности всех перемещений, необходимо в мыслях выполнять воздействие. Совершая воздействие в собственном воображении, мы тем самым подготавливаем и тренируем все те механизмы, каковые вступят в работу при настоящем совершении этого действия.
— В мыслях переставили? Делаем настоящую перестановку! Помните о тяжести мнимых вещей, об их размерах.
Трудная РАБОТА
— Перевесьте мнимую громадную картину в тяжелой раме с данной стенки на ту. Новых гвоздей нет, выдерните из стенки ветхие и выпрямите их. Заберите для этого мнимые клещи и молотки… А что на картине нарисовано? Какая рама?
— Ввинтите в потолок громадной крюк и повесьте новую люстру из комиссионного магазина… Поведайте, как выглядит люстра?
— Натрите пол мастикой. На ногу наденьте мнимую щетку. Через десять мин. к нам придет ответственный гость, спешите закончить работу.
ОПРАВДАНИЕ ЖЕСТА
— Протяните вперед руку ладонью вниз. Легко согните руку в локтевом суставе. Растопырьте напряженные пальцы. Мизинец пускай наблюдает вниз, громадный палец – вверх… Необычный жест? Отыщите ему оправдание. Что это возможно за перемещение, в случае, если так напряжены растопыренные пальцы? Пошевелите осторожно пальцами и рукой, – возможно, рука отыщет в памяти, не приходилось ли ей посещать в таком положении. Мускульным контролером контролируйте напряжение в плече, в локте. А вдруг чуть расслабить локти? Чуть прибавить напряжения в плече?.. Вот и нашли – вы поворачиваете туго завернутый водопроводный кран, большой, круглый, с облупившейся масляной краской…
— И вдобавок при каком действии ваша рука возможно в таком же положении? Отыщите пара различных оправданий этому жесту.
ПОСТАНОВКА ЖЕСТА
Вариант упражнения на оправдание жеста:
— Разделитесь на пары. Пускай первый ставит жест второму. Установите руку товарища в любое положение, закрутите ее самым немыслимым образом, пускай он оправдает жест.
— Приняли оправдание? А сейчас сами закрутите собственную руку так, как продемонстрировали товарищу, и оправдайте данный жест.
ПРЕРВАННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
— Смотрите за моими руками и повторяйте все перемещения… Стоп! Задержите руки в этом положении. Оправдайте жест.
— Старайтесь обнаружить оправдания жесту не извне, а изнутри. Не нужно наблюдать на жест как бы со стороны и выдумывать, на что это похоже. Вынудите собственную руку вспоминать прежние перемещения!
Нужно вынудить трудиться мышечную память перемещений, связанную и со зрительной памятью. Нужно, дабы мускульный контролер, контролируя расслабления и степени напряжения отдельных мышц, пробудил их память. Сознание оживит неспециализированное воспоминание о прошлом действии – в реальности либо в фантазии. Так как в то время, когда мы фантазируем, мы также даем пищу всем разновидностям отечественной памяти, среди них и мышечной.
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
— Сядьте, положите руки на колени. Свободны руки, не напряжены? В то время, когда я ударю по столу, киньте руки в непроизвольном броске и сразу же остановите их. Не придумывайте заблаговременно, в каком положении они остановятся, пускай оно будет неожиданным для вас.
— Удар! Оправдывайте! Что с вашими руками? По какой причине они так остановились? Какое ваше внутреннее побуждение они высказывают? Либо это секундная остановка какого-либо физического действия? Продолжайте его!.. светло. Вы ловили мяч.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
Один из учеников – ведущий.
— Смотрите за руками ведущего и повторяйте его перемещения. Условимся об одном запрещенном для вас перемещении – вниз. Когда руки ведущего отправятся вниз, ваши должны взлететь вверх. Все другие перемещения рук ведущего повторяйте. Мой удар по столу – сигнал немедленной остановки для ведущего и для вас. Вы оправдываете то положение рук, в каком они оказались в момент сигнала.
Ведущий делает десять различных перемещений руками, отделяя каждое паузой и именуя перед перемещением его порядковый номер. Остальные ученики не воспроизводят перемещения, а совершают их в мыслях, запоминая номер каждого. Позже дается время для мысленной репетиции всех перемещений, и затем педагог именует в произвольном порядке номера перемещений, а ученики совершают их с уже готовым оправданием. Так, оправдание перемещению они находят еще в мысленной репетиции.
Повторим и тут:
— Оправдание перемещения – это не поиски умозрительного логического ответа, а психофизическая задача, поставленная перед отечественным организмом. В случае, если мы как бы наблюдаем со стороны на совершаемое перемещение и раздумываем, что бы это могло быть, – мы даем пищу, в первую очередь, зрительной памяти. В случае, если же мы начинаем с мышечных поисков, мы включаем в работу большее количество механизмов. Мы оживляем ветхие временные связи отечественного тела с окружающей средой. Тут уже нет места реминисценциям того, что мы когда-то видели в кино либо прочли в книге. воображение и Мысль привыкают произвольно откликаться на любое положение тела. Оправданный жест, поза получаются живыми, а не формальными.
— Оправдать перемещение – свидетельствует не только отыскать ответ, но совершить это воздействие так, как мы совершили бы его в жизни при данных событиях, – логично, последовательно, целесообразно, завершенно.