Московский художественный академический театр (мхат)

Основателями Столичного Художественного театра были К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Оба они всю жизнь посвятили этому театру. Станиславский с детства увлекался театральным мастерством, ставил домашние пьесы, где принимал участие он сам, его родные и привычные. Позднее он получила должность главы и исполнителем основных ролей в так именуемом Алексеевском любительском кружке (настоящая фамилия Станиславского — Алексеев).

Любовь к театральному мастерству на всегда захватила Станиславского. Мы, люди, видевшие его и трудившиеся с ним, отлично знаем, что Константин Сергеевич целый принадлежал театру, недаром он назвал собственную книгу «Моя жизнь в мастерстве».

Я не совершу ошибку, в случае, если сообщу, что за всю жизнь в театре не видела для того чтобы преданного мастерству, горящего и страстного человека, вечно требовательного к себе и к окружающим. Для Станиславского театр, сцена, кулисы были святыми местами. На протяжении работы для него не существовало времени, он забывал о перерывах, о еде, и все трудящиеся с ним заражались его энтузиазмом.

В. И. Немирович-Данченко уже на первом курсе университета был драматургом и известным критиком. Многие его пьесы шли на сценах в Петербурге и Москве. В начале 90-х гг. XIX в., в то время, когда Владимир Иванович преподавал в Филармоническом училище, он все время смотрел за удачами искусства и Общества литературы, где игрался К. С. Станиславский. Тогда у него и появилась идея о создании художественного, общедоступного, подлинно народного театра.

И вот наступает, возможно сообщить, исторический сутки в театральной судьбе — встреча Владимира Ивановича и Константина Сергеевича 22 июня 1897 г. Эта встреча продолжалась 18 часов. Были решены все вопросы об организации нового театра.

Открытие театра — настоящая революция в области сценического мастерства — прошло в 1898 г. В труппу нового театра вошли ученики Владимира Ивановича из Филармонического училища (Книппер, Москвин, Литовцева, Муратова, Роксанова), любители из литературы Лужений и Общества (искусства, Артем, Андреева, Лилина) и живописец Симов, потом оформлявший большая часть пьес, и пара актеров из провинции.

Открылся театр пьесой «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. В роли царя Федора блестяще выступил совсем еще юный тогда актер Иван Михайлович Москвин. Успех премьеры дал жизнь не только театру, но и новой линии в театральном мастерстве. Настоящая, а не условно театральная судьба на сцене, правдивость в раскрытии образов в то время воспринимались как новаторство и имели громадный успех. Спаянность, горение, вдохновенность, дисциплина и упорная работа явились залогом предстоящих многочисленных побед всего коллектива театра.

Огромную роль в жизни Художественного театра сыграло содружество с А. И. Чеховым. В 1899 г. была поставлена чеховская «Чайка». Спектакль, утверждавший новые правила сценического мастерства, имел поразительный успех. Знаком театра стала белая чайка на занавесе.

С того времени пьесы Чехова с неизменным успехом ставились на сцене театра. Линия мастерства, которую проводили руководители и актёры театра, сливалась с лирическими пьесами Чехова, глубоко и многообразно раскрывающими жизнь, переживания и характеры человека. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Иванов» и лебединая песня драматурга «Вишневый сад», кличущие людей к яркому, к лучшему, являлись передовыми в то время и были любимы зрителями.

Чехов сыграл громадную роль в деле становления нового театра, на его пьесах росли поколения мастеров Художественного театра.

Каждую весну театр ездил на гастроли по городам России и показывал собственные новые работы в Санкт-Петербурге.

В грозовые годы публичного подъема перед революцией 1905 г. особенно родным Художественному театру автором стал М. Неприятный. Постановка двух его пьес — «Мещане» и «На дне» — в 1902 г. явилась большим событием не только театральной, но и публичной жизни. Пьесы Неприятного положили начало публично-политической работе театра. Актеры, занятые в пьесе «На дне», перед тем как сыграть жителей ночлежки, побывали на Хитровом рынке в Москве и познакомились с персонажами, которых они изображали. У всех нас, видевших данный спектакль, остались в памяти Лука — Москвин, Барон — Качалов, Настя — Книппер, Бубнов — Лужский, Сатин — Станиславский — хорошая галерея горьковских образов.

В революционные дни 1905 г. театр жил неспециализированной судьбой с народом, отвечал своим мастерством на волнующие вопросы времени. Очень показательно, что за декабрь и октябрь 1905 г. «Дети Солнца» Неприятного были сыграны 21 раз. Снова принятые в театр и уже занявшие ведущее положение в труппе актеры Качалов, Бурджалов, Адашев числились тогда в охранке «неблагонадежными».

В 1906 — 1907 гг. театр в первый раз выехал за границу — Берлин, Дрезден, Прага, Вена, Франкфурт.

Г оды реакции в РФ не могли не отразиться на ходе всей работы театра и его исканиях. В то время, кроме реалистических пьес («Горе от ума», «Борис Годунов»), ставились и пьесы символистов: «Драма судьбы» Кнута Гамсуна, «Жизнь человека» Леонида Андреева. В 1907 г. Станиславский и Сулержицкий поставили «светло синий птицу» Мориса Метерлинка, которая идет и Сейчас. Большой работой 1910 г. были «Братья Карамазовы» (по роману Ф. М. Достоевского) в постановке В. И. Немировича-Данченко. Спектакль шел два вечера и ознаменовался громадными творческими успехами актеров: Леонидова — Дмитрий Карамазов, Качалова — Иван, Лужского — Федор Павлович, Москвина — капитан Снегирев (Мочалка), Кореневой — Лиза.

В 1912 г. театр прибыл на гастроли в Киев.

Я была тогда совсем еще юной гимназисткой, но отлично не забываю беспокойство всего города, которое связано с приездом «художественников». Люди находились ночами, дабы взять билеты на пьесы театра.

Мне посчастливилось заметить «Вишневый сад». Чарующее чувство осталось на всегда не только у меня, грезившей о сцене, но и у всех зрителей, каковые видели пьесы прославленного уже тогда Художественного театра. Играть на его сцене стало мечтой моей жизни.

Еще до революции К. С. Станиславский довольно часто вспоминал над тем, как театр будет жить дальше. Нужна смена, нужно подготовить молодых актеров. Так понемногу организовалась 1-я Студия Столичного Художественного театра. Потом из школы при МХАТе в 1916 г. была создана 2-я Студия. Практически все актеры 2-й Студии составили в будущем второе актерское поколение отечественного театра. Из 3-й Студии МХАТа вышел театр им. Е. Вахтангова.

В 1917 г. театр поставил «Село Степанчиково» на данный момент. М. Достоевского. На этом спектакле 2 июля 1918 г. находился Владимир Ильич Ленин.

По окончании Великой Октябрьской революции нужно было производить перерасмотрение его репертуар и структуру театра. Лозунг Ленина «Мастерство в собственности народу» выяснил направление предстоящего развития Художественного театра.

В 1927 г. театр поставил пьесу В. Иванова «Бронепоезд № 14-69». Данный спектакль, исполненный поэтического и гражданского пафоса, явился наиболее значимым этапом становления социалистического реализма в советском театральном мастерстве. не меньше большими в жизни МХАТа пьесами являются инсценировки: «Воскресение» Л. Н. Толстого, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, и постановка пьес «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Ужас» A. Н. Афиногенова. В этих спектаклях главные роли выполняли юные актеры, второе поколение МХАТа — Еланская, Андровская, Тарасова, Станицын, Хмелев, Добронравов, Кедров, Баталов, Прудкин, Кудрявцев и другие.

Весьма увлекательной постановкой стал и спектакль «Неприятели» Неприятного, поставленный B. И. Немировичем-М и Данченко. Н. Кедровым. В нем были заняты и юные актеры, и актеры старшего поколения — Качалов, Бендина, Книппер-Чехова, Тарасова, Грибов, Хмелев, Соколова, Прудкин.

Театр все время стремился идти в ногу с судьбой и ставил пьесы современных драматургов. Так во МХАТ пришли «Любовь Яровая» К. Тренева, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Половчанские сады» Л. Леонова.

В 1937 г. В. И. Немирович-Данченко и В. Г. Сахновский поставили инсценировку романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Спектакль был высоко оценен: театр наградили орденом Ленина; актерам, игравшимся центральные роли: Анна — Тарасова, Каренин — Хмелев, — присуждены звания заслуженый артистов СССР.

7 августа 1938 г. погиб Константин Сергеевич Станиславский. Заветы отечественного великого преподавателя мы постоянно помним и сохраняем в работе.

В 1940 г. В. И. Немирович-Данченко заново поставил спектакль «Три сестры». Совсем по-новому создали в нем образы чеховских храбрецов артисты второго поколения: Еланская — Ольга, Степанова — Ирина, Тарасова — Маша, Грибов — врач, Хмелев — Тузенбах, Орлов — Кулыгин, Ливанов — Соленый, Болдуман — Вершинин, Соколовская — няня и Попов — Ферапопт. Это была волнующая и весьма занимательная постановка.

На протяжении ВОВ на сцене театра шли патриотические пьесы о Отчизне, о Защите ее: «Русские люди» К. М. Симонова, «Победители» Б. Ф. Чирскова, «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (роль В. И. Ленина игрался А. И. Грибов). Ведущие актеры МХАТа бригадами выезжали на фронт с концертными программами, выступали перед бойцами, пришедшими с передовых позиций и уходящими на фронт.

В 1943 г. погиб В. И. Немирович-Данченко. Начальниками театра стали актеры второго поколения во главе с заслуженый артистом СССР Н. П. Хмелевым.

В эти годы громадным успехом пользовались поставленные М. Н. Кедровым пьесы «Глубокая разведка» А. А. Крона и «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого.

Новыми красками засверкал возобновленный в 1956 г. спектакль «Кремлевские куранты» Погодина. Громадная заслуга в этом в собственности заслуженый артисту РСФСР Б. А. Смирнову, приглашенному в МХАТ для выполнения роли В. И. Ленина.

Создание образа Ленина — очень тяжёлая задача. Тут мало одного портретного сходства. Как сказал в свое время В. И. Немирович-Данченко, «исполнителю роли Ленина нужно схватить во всей роли молнии» — передать молниеносность очень способной мысли вождя. Артист отправился конкретно по этому пути, и ему удалось воссоздать настоящих! образ вождя революции.

За создание образа Ленина в спектакле «Третья, патетическая» Б. А. Смирнову в 1959 г. была присуждена Ленинская премия.

За последние годы МХАТ побывал на гастролях во многих государствах — Югославии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Франции, Англии, Японии, и везде зарубежные зрители очень горячо принимали его пьесы. Это чувствовалось по особенно напряженному вниманию зрительного зала, по взволнованным лицам, приветственным словам и аплодисментам по окончании спектакля. Мы еще раз убедились, что раскрывающее на сцене правду судьбы мастерство, которому нас учили отечественные великие преподавателя, доходит до сердца каждого зрителя. Его знают кроме того те, кто не знает русского. Это лишний раз обосновывает верность линии отечественного искусства.

В театр всегда вливаются все новые и новые силы. Многие юные актеры приходят из открытой при театре школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко. Это третье поколение МХАТа сейчас занимает в театре ведущее положение, ему принадлежат центральные роли в новых постановках («Дядя Ваня», «Битва в пути» и др.), а старшее — второе поколение выступает в более «возрастных» ролях и оказывает помощь молодежи в овладении мастерством.

на данный момент главная задача театра — постановка пьес о отечественной современности. У нас такая богатая событиями жизнь, столько воистину неслыханных достижений в стране, что хочется, дабы советские писатели создавали для театров прекрасные произведения, хорошие отечественных превосходных современников.

Раздел театра МХАТ на два — имени Чехова и имени Горького, 1994


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: