Литература xix в. на западе

XIX век — один из самых сложных периодов в истории литературы государств Западной Европы и США — отмечен огромным разнообразием писательских даров, достатком художественных форм и идей.

Границы эры четко обозначаются двумя всемирно-историческими событиями — Великой французской буржуазной революцией 1789 —1794 гг. и Парижской коммуной 1871 г. Это время, почти столетие, вместило в себя подъем, начало и утверждение упадка буржуазного общества.

По словам очень способных авторов «Коммунистического манифеста», буржуазия, в том месте, где она приходила к господству, «не оставляла между людьми никакой второй связи, не считая обнажённого интереса, бессердечного «чистогана».

Откроем поэму величайшего британского поэта Байрона «Дон Жуан» (см. ст. «Джордж Байрон»), и ринутся нам в глаза строфы, в которых поэт с неприятной иронией отмечает, что самой большой силой в жизни стало золото:

О золото! Кто возбуждает прессу?
Кто властвует на бирже? Кто царит
На всех великих конгрессах и сеймах?
Кто в Англии политику вершит?
Кто формирует надежды, интересы?
Кто горести и радости дарит?
Вы думаете — дух Наполеона?
Нет! Беринга и Ротшильда мильоны!
(Перевод Т. Гнедич.)

О звериной сущности и власти золота буржуазного общества устами ростовщика Гобсека сказал и второй превосходнейший автор XIX в. — француз Оноре де Бальзак (см. ст. «Оноре де Бальзак»): «…Всяческие отечественные убеждения и нравственные правила — безлюдные слова… Вот поживете с мое, определите, что из всех земных благ имеется лишь одно, достаточно надежное, дабы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… Человек везде однообразен: везде идет борьба между богатыми и бедными. И она неизбежна. Так уж лучше самому давить, чем разрешать, дабы второй тебя давил».

Социальные несоответствия эры порождали классовую борьбу. XIX век ознаменовался возникновением на исторической арене пролетариата, вступившего в бой за собственные интересы. Передовая литература XIX в. развивалась в самой гуще классовых битв, отражая в художественной форме социальные несоответствия времени, чаяния и интересы широких народа.

Два течения, пришедшие на смену сентиментализму и классицизму (см. ст. «Классицизм во Франции», «Русская литература XVIII в.»), заняли центральное место в литературе XIX в. Это — критический реализм и романтизм.

В романтизме отразилось неприятие новой, буржуазной действительности писателями, относящимися к самым разным слоям общества. Неприглядной действительности романтики противопоставляли изображение судьбы, совершенной по их понятиям. Критика буржуазии велась этими писателями с различных позиций.

Были романтики консервативные а также реакционные, каковые, отвергая буржуазный строй, грезили о возврате к феодальному прошлому. Таков, к примеру, германский автор Новалис и родоначальник реакционного романтизма во Франции Шатобриан. Но были романтики и прогрессивные. Они говорили о страданиях народа и не только кликали его к борьбе за свободу, но и сами становились участниками национально-освободительных и революционных перемещений.

Народ в оковах, — будь свободен!
Народ вольный, — будь велик! —

писал наибольший французский писатель-романтик Гюго (см. ст. «Виктор Гюго»). Выступая в 1869 г. на Лозаннском конгрессе мира, Гюго вдохновенно восклицал: «Отечественная цель — свобода! Свобода даст мир!»

Британский поэт-романтик Перси Биши Шелли (1792—1822), «революционер с головы до пят», по словам Карла Маркса, посвятил собственный поэтический дар борьбе за освобождение населения — украины всех жизненных сокровищ. Обращаясь к «Мужам Англии», поэт писал:

Британцы, по какой причине
Покорились вы ярму?
Отчего несложный народ
Ткет и пашет на господ?
Для чего вам одевать
В бархат и шёлк вашу знать,
Отдавать ей мозг и кровь,
Добывать ей воск и мёд?
Пчелы Англии, для чего
Создавать оружье тем,
Кто оставил вам труды,
А себе берет плоды?
Где у вас покой, досуг,
Мир, любовь, домашний круг,
Хлеб насущный, теплый дом,
Заработанный трудом?
Кто не сеет — жатве рад,
Кто не ищет — дробит клад,
И клинком угрожает не тот,
Кто в огне его кует.
Жните хлеб себе на стол,
Тките ткань для тех, кто гол,
Куйте молотом металл,
Дабы вас он защищал.
(Перевод С. Маршака.)

Деятельными участниками национально-освободительных перемещений были очень способные поэты Мицкевич и Байрон (см. ст. «Адам Мицкевич»), Французская писательница Жорж Санд (1804—1876) активно учавствовала в революционных событиях 1848 г.

Широкий круг жизненных заинтересованностей занимал внимание писателей-романтиков, но каких бы сторон судьбы они ни касались, во всем сказывалась их враждебность буржуазному миру.

Они создавали бессчётные произведения, в которых красочно изображали времена рыцарства и эру господства дворянства. И это, и пристрастие романтиков к изображению природы и патриархального сельского быта разъяснялось их враждебностью к капиталистическому городу.

Но центральным вопросом, занимавшим писателей того времени, был вопрос о судьбе личности. На первых порах буржуазия боролась против феодализма под знаменем свободы. Но весьма не так долго осталось ждать обнаружилось, что буржуазный строй не освобождает, а закабаляет человека. Романтики выразили в собственных романах и стихах протест против подавления буржуазным обществом людской личности. Они изображали гордых, непокорных храбрецов, не признающих над собой ничьей власти, бросали вызов фальшивой буржуазной морали.

Литература прогрессивного романтизма довольно часто изображает конфликт между людьми, жаждущими полной свободы, и теми, кто покушается на эту свободу. Пускай в большинстве произведений, созданных романтиками, действуют средневековые персонажи, но конфликты, в которых они участвуют, отражают борьбу буржуазных и антибуржуазных начал судьбы.

Литература романтизма отличалась громадным разнообразием жанров. В ней взяла развитие лирико-эпическая поэма, к примеру «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона; историческая катастрофа («Эрнани» Гюго, «Марино Фальери» Байрона); исторические романы («Айвенго» Вальтера Скотта, «Собор Парижской божией матери» Гюго, «Обрученные» итальянского писателя Алессандро Мандзони, «Консуэло» французской писательницы Корж Санд).

Часто писатели-романтики, хотя уйти от окружавшей их похабной действительности, обращались к жанру фантастической новеллы либо повести. «Что же загнало его в туманную область фантазерства, в это царство саламандр, духов, карликов и чудовищ, — писал о известном германском писателе-романтике Э. Т. А. Гофмане В. Г. Белинский, — если не пошлость атмосфера… и смрадная скука публичной судьбе, в которой он задыхался и из которой готов был бежать хоть в дом безумных».

направляться подчернуть, что романтики создавали кроме этого романы, посвященные социальным проблемам, такие, как «Отверженные» Гюго, «Грех господина Антуана» Жорж Санд.

Жорж Санд — псевдоним Люсиль Авроры Дюдеван. Глобальное признание принесли ей страно поэтичные романы, пропагандирующие идеи утопического социализма и женского равноправия.

Писательница, которую за прогрессивную направленность и огромный талант высоко ценили Карл русский и Маркс революционеры-демократы, часто изображала жизнь не таковой, какая она была в действительности, а таковой, какую она желала бы видеть. Конкретно в рвении изображать не настоящую, а идеального человека и идеальную жизнь выразился романтизм Жорж Санд.

Эра романтизма отмечена кроме этого расцветом лирики, составляющей большую часть творческого наследия таких широко известных поэтов, как Байрон, Шелли, Гюго, Гейне, Мицкевич.

Развитие романтизма по большей части приходится на конец XVIII и первую половину XIX в. Но уже начиная с 30-х гг. XIX в. наровне с романтизмом показалось новое течение — реализм. Правильнее оно именуется критическим реализмом. Критическим это течение именуется по причине того, что по духу собственному оно было враждебно буржуазному обществу и его безжалостной морали.

Писатели-реалисты отличались от романтиков тем, что они не отказывались от изображения повседневной судьбе буржуазного общества. Напротив, конкретно ее они сделали главным материалом собственного творчества, сумели рассмотреть основное, закономерное в жизни. Основной целью реалистов было обнажение пороков буржуазного мира.

Эти писатели в основном были уроженцами буржуазии, но благодаря уму, честности и таланту сумели встать выше понятий и интересов собственной среды. Но настоящего пути для ответа публичных противоречий критические реалисты не видели, поскольку, любя народ, все же находились на большом растоянии от появившегося в их время революционного пролетарского перемещения. И не смотря на то, что некая идейная ограниченность свойственна кроме того лучшим мастерам критического реализма, мы ценим их за глубоко правдивое изображение действительности, за храбрую и безжалостную критику господствующих классов, за защиту естественных прав всех людей и, наконец, за высокое художественное мастерство.

Порокам буржуазных хищников, слабости тех людей, каковые подчинились бездушным законам буржуазного общества, реалисты противопоставляли собственную веру в лучшие начала человека, в его свойство победить зло.

самые выдающимися писателями-реалистами в первую половину XIX в. во Франции были Стендаль (см. ст. «Стендаль») и Бальзак (см. ст. «Оноре де Бальзак»), а в Англии — Диккенс (см. ст. «Чарлз Диккенс») и Теккерей (см. ст. «Уильям Мейкпис Теккерей»).

Господствующим жанром реалистической литературы стал роман из нашей жизни.

Храбрецы реалистических произведений, в большинстве случаев, люди обычные для того либо иного социального слоя, изображались писателями во всей сложности свойственных им противоречий.

По окончании поражения революционных перемещений 1848—1849 гг. буржуазный строй в глазах большинства писателей начал казаться прочным и незыблемым. Надежда на торжество совершенств свободы провалилась сквозь землю. Так, выдающийся французский писатель-реалист Гюстав Флобер (см. ст. «Гюстав Флобер»), творчество которого падает на 50—70-е гг., думал, что нет ничего, что может свергнуть господство ненавистных ему мещан и буржуа.

Честному человеку, согласно точки зрения Флобера, не оставалось ничего, не считая презрения к пошлости судьбы.

Превосходным явлением XIX в. была появившаяся в огне классовых битв и конкретно связанная с борьбой за свободу революционно-демократическая литература. Представители данной литературы во Франции — поэт-песенник Беранже (см. ст. «Пьер Жан Беранже»), чьи песни звучали на парижских баррикадах в 1830 и 1848 гг., поэт Огюст Барбье (1805—1882) и, само собой разумеется, создатель великого революционного гимна «Интернационал» Потье (см. ст. «Эжен Потье»),

Выдающийся поэт революционной народовластии Германии Гейне (см. ст. «Генрих Гейне») в 40-е гг. XIX в. сблизился с Карлом Марксом и примкнул к коммунистическому перемещению. Наровне с Гейне в эти же годы в Германии показалась целая плеяда революционных поэтов. Самыми известными из них были: Ф. Фрейлиграт, не высокий. Гервег и Г. Веерт, которого Фридрих Энгельс назвал первым пролетарским поэтом Германии.

Революционно-демократические настроения проявились и в британской поэзии 30—40-х гг. в творчестве Томаса Гуда (1799 — 1845). Участником революции 1848 г. в Венгрии был народный поэт революционер-демократ Петефи (см. ст. «Шандор Петефи»),

в течении XIX в. все более развивались связи и взаимоотношения между литературами европейских народов.

Идеи германских романтиков оказывали влияние на формирование литературной теории романтизма во всей Европе. исторические романы и Поэзия Байрона Вальтера Скотта содействовали формированию лирико-исторического романа и эпической поэмы в ряде государств Европы. Творчество романистов-реалистов приобретало кроме этого широкие последствия в литературе различных государств.

Глобальное признание взяла в XIX в. и русская литература начиная с А. С. Пушкина. Из года в год росло ее значение. У русских реалистов-классиков Тургенева, Толстого, Достоевского обучались мастерству раскрытия внутреннего мира человека наибольшие писатели Запада.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: