Лекция 1. Культурология как научная дисциплина.
Культурология – это довольно новая научная дисциплина социогуманитарного профиля, которая обрисовывает, классифицирует и растолковывает явления культуры.
Наименование ее происходит от латинского слова «culture» и греческого слова «logos». Т.о., культурология практически свидетельствует «слово о культуре», «учение о культуре».
Истоки культурологи как науки находятся в 17-18 вв., в то время, когда слово «культура» взяло широкое распространение и устойчивое употребление. (Само слово «культура» показалось значительно раньше – в античном мире, оно обозначало «обработку», «возделывание», «культивирование» почвы. Данный начальный суть в будущем понемногу уступает место второму, связанному с совершенством и достоинствами человека, и в 18 в., вошедшем в историю под именем эры Просвещения, понятие культуры связывали уже с культурой духовной. Произнося слово «культура» люди осознавали под ним просвещенность, образованность, культурность человека).
Термин «культурология» показался в конце 19 – начале 20 вв. Среди авторов, первыми употребивших его: теоретик британского эволюционизма Э.Тайлор, выдающийся германский лауреат Нобелевской премии В.Оствальд, что в собственных работах писал: «Своеобразные человеческие изюминки, отличающие род Homo sapiens от всех других животных видов, охватываются наименованием «культура», следовательно, науку о своеобразны людских методах деятельности в полной мере возможно было бы назвать культурологией».
Большую роль в закреплении науки и обосновании культурологии ее заглавия в собственности британскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). Обоснованию культурологии Уайт посвятил собственный труд «Наука о культуре», размещённый в 1949 г., в нем он отстаивал самостоятельность науки о культуре, ее значимость.
Т.о., культурология получает собственный независимый статус как наука в середине 20 века. У нас культурология стала самый деятельно развиваться с 1960-хгодов. Сейчас наука находится в ходе становления и контуры ее еще слишком мало четки.
Культуроведение и культурология.
Понемногу ученые приходят к мысли, что историческое и культурное развитие человека – далеко не одно и также. В начале 19 в. считалось, что отсталые в культурном отношении народы в конечном счете будут развиваться по типу европейской культуры, которая оценивалась как верховная и универсальная.
В середине 19 в. показались сомнения в том, что разнообразие культур определяется их положением на разных ступенях прогресса. Появились учения о обособленности и своеобразии каждой из культур. Из этого основной изюминкой культуры направляться признать не уровень экономического либо технического развития, а ее свойство сохранять лицо. Разнообразие культур определяется их своеобразием, которое зависит от каких-то внутренних, свойственных лишь данной культуре факторов.
Так показался новый предмет познания в изучении разных культур: своеобразие каждой из них и те внутренние механизмы, каковые его определяют. Сейчас уже мало было несложного описания. Требовалось понимание и объяснение особого характера каждой культуры. Несложная опись, либо описание достижений той либо другой культуры, имела собственный наименование культуроведение. Появляется второе наименование – культурология. Ее объектом являются те же культуры, но предмет изучений другой: особенности рождения, становления, возможной гибели и дальнейшего развития культуры.
Культурология развивалась под действием определенных событий в европейской культуре. Они свидетельствовали о глубоком переломе в истории. Первая мировая и революция в РФ, фашистские перевороты в Германии и Италии, новый тип в организации судьбы людей, порожденной индустриальной цивилизацией, рост власти человека над природой и гибильные последствия этого роста для природы, возрастание насилия в обществе и появление тоталитарных режимов – все это обязывало в противном случае посмотреть на роль и характер европейской культуры. Ученые уже не рассматривали ее как некоторый культурный эталон, говорили о распаде и кризисе ее баз. Кризисные явления в культуре увеличивались. Оказалось, что кроме того культурные и просвещенные люди способны на массовое уничтожение и акты вандализма себе аналогичных.
Складывалась парадоксальная обстановка: историческое развитие длилось, а культурное развитие замедлялось, обращалось как вспять, возобновляя в человеке древние агрессии и инстинкты разрушения. Эту обстановку нереально было растолковать на базе классических представлений о культуре, в соответствии с которым культура развивалась и упорядочивалась историей.
Итак, культурология как мировоззренческая наука и как философия культуры появилась в следствии осознания трех фактов, ставших очевидными в конце 19 – нач. 20 в. Это –
1. разнообразие культур, определяемое их своеобразием,
2. кризисные явления в культуре 20 в.,
3. несовпадение исторического и культурного развития.
Из всего сказанного выше направляться, что предмет курса возможно выяснить так: ее феномена познания и особенности культуры, ее смысла и генезиса.
Предмет культурологии – генезис, развитие и функционирование культуры, как своеобразны людской метода судьбы.
Культурология – наука о культуре, как особенной действительности, наполненной ценностями и смыслами, в которой пребывает человек.
Задачи культурологи:
— анализ сущности культуры (каковы ее функции в обществе, какова структура),
— анализ динамики культуры (в то время, когда появилась, сколько ей лет, культура гибнет либо трансформируется),
— анализ типов культуры,
— анализ кризисных точек культуры.
Структура культурологии:
— История культуры – разглядывает культуры во времени, разбирает главные культурные эры.
— История культурологических учений – изучает процесс развития теоретических представлений о культуре.
— Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе.
— Культурная антропология – исследует культуры и взаимоотношений исторический процесс человека, адаптации человека к окружающей культурной среде.
— Теория культуры – занимается анализом внутренней структуры культуры, выработкой категориального аппарата, анализом структуры главных компонентов, теоретическим осмыслением истории людской культуры.