Все эти беседы о несуществовании себя как такового и об иллюзорной природе всех явлений, может подвести к нас заключению о том, что и мы сами, и все остальные, и окружающий нас мир, и просветление вовсе не существуют. Но такое заключение через чур нигилистично и есть крайностью. Явления существуют, Отвергнуть направляться ошибочное представление об их кажущейся конкретной и свободной форме существования.
Заберём, например, радугу. Существует она либо нет? Само собой разумеется, существует. Но как? Как некое порождение игры капелек воды в небе, солнечного света и отечественного собственного угла зрения. Так, радуга оказывается явлением, основанным на взаимозависимости разных элементов, и в случае, если мы его изучим, то можем найти условия и различные причины его происхождения. Но в то время, когда мы любуемся на эту радугу, нас так потрясает ее красота, .что хочется протянуть руку и коснуться ее. Но, по мере того как мы к ней приближаемся, радуга словно бы отступает от нас. Как бы скоро, как бы на большом растоянии мы не бежали, нам так и не удастся ее поймать, ухватиться за что-то жёсткое, вещественное. Радуга неуловима и неосязаема по собственной природе, и мы должны удовольствоваться осознанием того, что это красивое явление не более чем внешняя видимость; что-то такое, что нельзя подержать либо присвоить.
То же касается и всех существующих явлений: они — только одна внешняя видимость, то, что видит отечественный ум. Не владея’ конкретной, самостной природой, они являются плодом сотрудничества разных условий и причин. Они появляются, пребывают в некоем состоянии и исчезают, причем все время непрерывно изменяясь. Это справедливо и по отношению к нам самим. Не имеет значения, что подсказывает нам врожденная цепкость эго, вещественного, самообусловленного я мы не отыщем нигде — ни внутри, ни вне отечественных неизменно изменяющихся ментальных и физических компонент. Мы и все подряд другие явления лишены кроме того мельчайщего атома самостности. Мы безлюдны. Эта пустота (шуньята) образовывает изначальную природу всего сущего.
Трактат, в котором изложены самые глубокие учения Будды Шакьямуни о пустоте, именуется Праджняпарамита (Сутры Совершенства Мудрости — текст, что символически держит в левой руке Манджушри, олицетворяющий мудрость полного пробуждения). А человеком, разъяснившим и распространившим это учение, был известный толкователь и индийский философ буддийских текстов Нагарджуна, что кроме этого есть и великим адептом тантрийской практики, махасиддхой.
Совокупность философского анализа Нагарджуны известна как Мадхъямика, либо Срединный Путь, потому, что она избегает в собственном подходе крайностей. Срединный Путь пролегает между утверждениями о существовании и несуществовании себя как такового, этернализмом и нигилизмом, недооценкой и переоценкой явлений. В соответствии с Нагарджуне, все простые представления, сложившиеся у нас на тот либо другой счет, ошибочны. По какой причине? Да по причине того, что мы в большинстве случаев склонны приписывать объектам отечественного опыта такие не свойственные им качества, как конкретность, независимость и самостную природу. Иначе говоря отечественное обыденное, невежественное видение действительности — как отечественное внутреннее чувство самости, так и восприятие внешних, поверхностных форм вторых явлений (звуков, зрительных образов и т.д.) — предвзято и двойственно.
Как уже обсуждалось ранее, мы всегда проецируем созданный нами фальшивый образ на все, с чем имеем дело, а после этого верим, что данный фальшивый образ и имеется сам объект. В то время, когда мы возьмём некое представление о том, как ложно отечественное обыденное двойственное видение действительности, то можем через чур остро на это отреагировать и начать по большому счету отрицать существование как таковое. Это нигилистическая крайность, которая не только полностью ошибочна, но и очень страшна. Нам необходимо осознать, что вещи существуют, но не тем конкретным образом, как мы привычно предполагаем. Сущность культивации верного видения пустоты содержится в том, дабы абсолютно отринуть представления о свободном существовании себя как такового, не отрицая реально существующего во взаимозависимости бытия.
В то время, когда мы пробуем применить логическое обоснование чтобы доказать себе, что что-то владеет пустотной природой — иначе говоря не владеет самообусловленным, конкретным бытием, — то время от времени появляется чувство, что мы чуть-чуть перебарщиваем в собственных стараниях. Это пустотно по таковой либо сякой причине… нет вот по данной: Время от времени появляется чувство внутреннего дискомфорта. Такое, вероятнее, может случиться; упорное обращение к логике чаще вредит отечественному пониманию, чем содействует ему. В таких ситуации оптимальнее ослабить натиск отечественного логического мышления и просто понаблюдать, как изучаемый нами предмет функционирует, действует, откуда он берется и без того потом. К примеру, в то время, когда мы что-либо изучаем с целью выяснения, существует ли оно само по себе (как это думается) либо нет, то оптимальнее не забывать следующее: Данный предмет был собран людьми на фабрике; после этого его послали в магазин; после этого пришел я и приобрел его, а сейчас вот пользуюсь им. В случае, если посмотреть на эту вещь под таким углом зрения, то отсутствие в ней самостной природы делается более явным. Мы разглядываем ее как что-то развившееся из определенных обстоятельств, зависящее в собственном существовании от многих факторов и функционирующее тем либо иным образом; такое познание данной вещи смягчит неспециализированное чувство о ней, как о чем-то свободном и конкретном, существующем как некоторый основательный, самодостаточный объект. Таковой подход к пониманию взаимозависимости вещей и не существования себя как такового, либо пустоты весьма эргономичен и прямолинеен. В то время, когда мы освоим его, то легко осознаем, по какой причине многие великие мастера прошлого утверждали, что взаимозависмость, либо взаимообусловленность — королева логического обоснования, и лучший метод постичь подлинное положение вещей.
В соответствии с Нагарджуне, правило, гласящее, что вещи не владеют действительно свободной самостной природой, не имеет исключений. Ум — также не исключение; и Будда не исключение. Мы не можем заявить, что какой-то никчемный предмет, наподобие мусорного ведра, пустотен и не существует сам по себе, а некое высокочтимое существо, к примеру, сам Будда Шакьямуни, владеет безотносительной и действительно самостной природой. Это не верно. С позиций пустотности и недвойственности, изначальная изначальная природа и природа Будды мусорного ведра аналогичны.
Практический вывод из всех этих рассуждений содержится в следующем: нужно воздерживаться от опрометчивого суждения о любом из двойственных проявлений (то либо это, отлично либо не хорошо и т.д.) как об полностью подлинном, вместе с тем ,не нужно такое проявление абсолютно отвергать. Вместо этого мы будут чуть более свободны в собственных воззрениях, чуть более скептичны. Нам направляться иметь в виду следующее: потому, что вещи видятся нам с той либо другой конкретной стороны, то они владеют некой свойством ввести нас в заблуждение и привести к внутреннему конфликту. В случае, если мы четко поймём это, то уже не разрешим себе с готовностью попасть под их чары. И в случае, если мы после этого научим себя созерцать изначальную ясность ума, то получим умение входить в состояние недвойственности, в котором противоречивость и смятение совсем исчезают.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Авалокитешвара (таб. — Ченрези) — мужское медитативное божество, олицетворяющее сострадание полного просветления.
Бардо (тиб.) — промежуточное состояние между повторным рождением и смертью.
Бесповоротный выход (тиб’. — нге-джунг) — подход, связанный со рвением покинуть сзади страдания сансары, и их обстоятельства и вместо этого обрести покой нирваны, либо полного просветления состояния Будды; в данной связи в большинстве случаев употребляется термин отречение.
Бинду (санскр.) — см. капли.
Счастье — очень приятное чувство; в высшей йога-тантре узкое сознание ясного света испытывает великое счастье, сосредоточившись на пустоте.
Бодхичитта (санскр.) — альтруистическое побуждение бодхисаттвы; желание достигнуть просветления, чтобы приносить благо вторым; абсолютно открытое и посвятившее себя вторым существам сердце.
Бодхисаттва (санскр.) — тот, чья духовная практика направлена на достижение просветления; тот, кто владеет сострадательным побуждением бодхичитты.
Божественная гордость — сильная убежденность в достижении состояния определенного медитативного божества; ср. стадия зарождения.
Будда 1) (санскр.) — абсолютно просветленное существо; тот, кто устранил все омрачающие ум факторы и развил в совершенстве все добродетельные качества; первая из трех сокровищ прибежища.
Будда — 2) см. Будда Шакьямуни
Будда Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.) — четвертый из тысячи главных будц современной эры; по происхождению — принц из североиндийского клана Шакья, обучал пути сутры и тантры, ведущему к полному просветлению и освобождению; основатель той философской совокупности, которая на данный момент известна как буддизм.
Буддовость, либо состояние будды, — см. просветление.
Ваджрное тело — совокупность каналов, энергетических ветров (тиб. терминология, применяемая для описания перемещения энергетических потоков) и капель, существующая в простого физического тела человека и активизируемая через практику высшей йогв-тантры, в следствии чего появляется очень утонченное состояния ума, разрешающего пережить счастье (ср. ясный свет), что со своей стороны ведет к зарождению всепроникающей мудрости, талантливой искоренить омраченность ума.
Ваджрадхара (тиб. — Дордже-чанг) — мужское медитативное божество; обличье, через которое Будца Шакьямуни раскрывает ученикам учение тайной мантры.
Ваджрасаттва (тиб. — Дордже-семпа) — мужское медитативное божество; главная очистительная тантрииская практика, направленная на устранение препятствий, порожденных нарушением и негативной кармой данных обетов; ср. предварительные практики.
Ваджрайогиш (тиб. — Дордже-налджорма) — женское медитативное божество; традиционно связываемое с Херука Чакрасамвара.
Ветер энергии — (санскр. — прана) — составляющая ваджрного тела; энергия, служащая в качестве базы для разных неотёсанных и узких состояний сознания.
Визуализация — применение творческого воображения в медитации, к примеру при проявлении и воссоздании себя в обличье определенного медитативного божества; не обращая внимания на этимологию этого термина, визуализация не всегда ограничивается зрительным рядом, но включает в себя целый спектр изобразительных средств (слух, осязание и т.д.).
Внутренний огонь (тиб. — тум-мо) — энергия, располагающаяся в чакре манипуре (недалеко от пупка), активизируемая на стадии завершения высшей йоги-тантры и применяемая для направления энергетических ветров в центральный канал; именуемая кроме этого внутренним жаром, физическим жаром.
Верховная йога-тантра (санскр. — ануттара-йога тантра) — главная часть и четвёртая тантрийской практики, складывающаяся из завершения и стадий зарождения; через практику этого класса тантр тантрик может достигнуть полного просветления в течение одной жизни.
Гуру (санскр.; тиб. — лама) — духовный начальник либо наставник; тот, кто показывает последователю путь к осовобождению и просветлению; в тантре преподаватель рассматривается как единое целое с медитативным божеством и тремя сокровищами прибежища.
Гуру-йога (санскр.) — главная тантрийская практика, в которой гуру рассматривается как существо, тождественное буддам; медитативному божеству (чью практику делает ученик), и сущностей природе ума ученика.
Дока (в первых рядах.) — практически небоходец (тиб. ка-дро); мужское божество, помогающее (умелому) тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.
Докипи (санскр.) — практически дама-небоходец (тиб. . кадро-ма); существо женского рода, помогающее умелому тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.
Далай-лама — мирской и духовный фаворит Тибета; признан как воплощенный в людской виде Авалокитешвара, будда сострадания; современный Далай-лама Тэнзин Гьяцо появился в 1935 году и есть четырнадцатым по счету в собственной линии.
Двойственное видение — характерное для непробужденного сознания невежественное видение, при котором все вещи воспринимаются в фальшивом свете как владеющие самостной природой; при таком видении, внешний вид объекта смешивается с фальшивым образом его независимости либо самости, так приводя к формированию последующих двойственных взоров относительно субъекта и объекта, себя и остальных и без того потом.
Дхарма (санскр.) — духовные учения; практически: то, что удерживает от страданий; вторая из трех сокровищ прибежища.
Дхармакайя (санскр.) — см. тело истины.
Заблуждение (санскр. — клеша; тиб. — ньен-монг) — фактор, омрачающий в собственной базе чистую природу ума и так приводящий к состоянию и страданиям неудовлетворенности; основное из заблуждений — невежество, потому, что оно порождает такие заблуждения, как пристрастная привязанность, неприязнь, зависть и проч.
Иллюзорное тело (санскр. — майякаия; таб. — гйю-лу) — узкая телесная форма, зарождаемая через практику стадии завершения высшей йоги-тантры.
Инициация — посвящение, см. передача силы. Йидам (тиб.) -‘- см. медитативное божество.
Йога (санскр.) — духовная дисциплина, к которой человек прикрепляет себя для достижения полной интеграции ума и тела.
Йоги божеств — тантрийская практика зарождения себя в виде одного из медитативных божеств среди пречистого окружения.
Йога пустоты — в буддийской тантре практика растворения, рассеивания всех внешних проявлений в пустоте, применяемая как предпосылка к самовоссозданию в пречистом виде медитативного божества.
Йогин — мужик, практикующий йогу; тантрийский приверженец.
Йогиня — дама, практикующая йогу; тантрийский приверженец.
Сострадание — (санскр. — каруна) — желание, дабы все существа освободились от умственных и физических страданий; предпосылка для развития бодхичитты; символизируется Авалокитешварой.
Кайя (санскр.) — см. три тела Будды.
Калачакра (тиб. — Ду-кор) — практически: колесо времени; мужское медитативное божество высшей йоги-тантры, в практике которого находятся наставления по медицине, астрологии и т.д., так же как и путь к просветлению.
Каналы (саскр. — нади) — составляющая ваджрного тела, по которой происходит перемещение энергетических капель и ветров.
Капли (санскр. — бинду) — составляющая ваджрного тела, применяемая при зарождении великого блажества; бывают двух видов — красные капли, приобретаемые при зачатии от матери, и белые — приобретаемые от отца.
Карма (санскр.) — воздействие; следствия и закон причины, в котором благие поступки приносят счастье, тогда как отрицательные — страдание.
Колесо энергии — см. чакра.
Колесница (санскр. — яна) — средства, показывающие практикующему путь и ведущие его к достижению желанной духовной цели; ср. сугрвяна и тантраяна.
Концентрация — умение сосредоточить собственный ум на любом выбранном объекте медитации, в мыслях удерживая данный объект.
Коренной слог — в тантрийских визуализациях это появляющийся из пустоты слог на санскрите, из которого в собственную очеред1 появляется медитативное божество.
Кундалини (санскр.) — энергия блаженства, дремлющая в физическом теле, активизируемая через тантрийскую практику и применяемая для зарождения проницательного проникновения (инсайта) в подлинную природу действительности.
Лама (тиб.; саискр. — гуру) — духовный начальник либо наставник в буддийской традиции .Тибета; ср. гуру.
Мадхьямика (санскр.) — Срединный Путь; совокупность анализа, основателем которой есть Нагарджуна, основанная на Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; считается превосходящим остальные изложением мудрости пустоты; ср. Срединный Путь.
Мандола (санскр.) — круговая диаграмма, символизирующая всю Вселенную; место обитания медитативного божества, осознаваемое как эманация мудрости этого божества; в переносном смысле — окружение какой-либо личности, разглядываемое как отражение состояния ее ума.
Манджушри (тиб. — Джам-пел-йанг) — мужское медитативное божество, воплощение мудрости полного просветления.
Мантра (санскр.) — практически: защита ума; слоги на санскрите, читаемые в связи с практикой определенного медитативного божества и воплощающие качества этого божества.
Март, либо Марба (1012-1096) — основатель традиции Кагью в тибетском буддизме; прославленный тантрийский переводчик и мастер; последователь Наропы и гуру Миларепы.
Махамудра (санскр.) — великий знак; глубочайшая совокупность медитативного изначальной природы природы и созерцания ума действительности.
Махасиодха (санскр.) — достигший высочайших степеней развития тантрийский практик.
Медитация — процесс тщательного освоения благоприятных состояний ума, как через аналитическое изучение, так и через концентрацию на определенном предмете.
Медитация умственного проникновения, либо медитативный инсайт (санскр. — випасхьяна) — ознакомление и исследование с подлинным положением, образом существования вещей;
употребляется для развития мудрости пустоты.
Медитативное божество (тиб. — йи-дам) — существо мужского либо женского рода, воплощающее определенный нюанс опыта полного просветления и применяемое в тантре для самоотождествления и концентрации.
Миларепа (1040-1123) — выдающийся последователь Марпы, взял признание благодаря собственной напряженной практике, преданности гуру, многочисленным песням и достижению просветления духовной реализации.
Мудрость (санскр. — праджня; тиб. — ше-раб) — точное познание природы вещей; в частности, мысленное проникновение (инсайт) в природу пустоты, другими словами подлинный образ существования всех вещей; противоядие от невежества; симво[ лизируется Манджушри.
Нагарджуна — индийский махасиддха, давший толкование Сутрам Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; основатель философской школы мадхъямиков.
Нади (санскр.) — см. каналы. Наланда-университет монастырского типа на севере Ин дии; один из главных источников распространения тантрийских учений на территорию Тибета.
Наропа — индийский махасиддха, живший в XI в. и передавший множество глубоких тантрийских учений, а также учение Херука Чакрасамвара и Ваджрайогини; последователь Тилопы и гуру Марпы.
Невежество либо неведение (санскр. — авидья; тиб. — ма, риг-па) — ошибочная уверенность в свободной, самостной природе всех вещей; заблуждение, являющееся корнем сансары и источником всех страданий, уничтожаемых мудростью пустоты.
Недвойственная мудрость — познание подлинного образа существования всех вещей, свобода от двойственных воззрений;
довольно часто употребляется как синоним мудрости пустоты.
Нирвана (санскр.) — состояние всецелого освобождения от сансары; цель практика, стремящегося к собственному избавлению от страданий; в большинстве случаев говорят о двух уровнях успехи состояния нирваны: нирвану низшего уровня связывают с вышеупомянутым этапом личного освобождения из пут сансары, тогда как нирвана наибольшего уровня свидетельствует несравненное достижение полностью просветленного состояния будды.
Нирманакайя (санскр.) — см. тело эманации. Освобождение — см. нирвана. Отречение — см. бесповоротный выход.
не Лама (1570-1662) — Панчен Лама Первый (гуру Пятого Далай-ламы), создатель бессчётных учений по сутре и тантре, а также таких трудов, как Подношение духовному мастеру и текст махамудры Главный путь покорителей.
Передача силы, разрешение на практику (тиб. — вант) — передача, приобретаемая от тантрийского мастера, разрешающая последователю заниматься практикой определенного медитативного божества; кроме этого в этом смысле употребляется термин инициация.
Перерождение- вхождение сознания в состояние нового существования по окончании смерти, а время от времени — в промежуточное состояние; целью тантрийской практики есть освобождение этого процесса из-под контроля заблуждений.
Прана (санскр.) — см. ветры энергии.
Предварительные практики (тиб. — нендро) — медитации, предназначенные для накопления энергии и преодоления препятствий заслуг, что нужно для успешной практики тантры.
Принять прибежище — обратить ум к настоящему источнику зашиты от страданий сансары; в буддизме это указывает вверить себя трем сокровищам — будде, дхарме и сангхе.
Промежуточное состояние — см. бардо.
Просветление (санскр. — бодхи) — полное пробуждение; состояние будды; конечная цель буддийской практики, достигается, в то время, когда устранены все ограничения ума и осуществлен хороший потенциал; состояние, характеризуемое бесконечным состраданием, мудростью и высокой степенью мастерства.
Пустота (санскр. — шуньята) — отсутствие фальшивых представлений о существовании вещей; в частности, отсутствие не’ зависимой, самостной природы явлений.
Путь ступеней (тиб. лам-рим) — представление учений Будды Шакьямуни в форме, удобной для постепенного (ход за шагом) обучения ученика.
Равностность — однообразное отношение ко всем, культивируемое за счет преодоления привычки разделять окружающих на друзей, неприятелей и посторонних; нужная база для развития мотивации сострадательной бодхичитты.
Резидентный ум, либо ум сознания — тонкий уровень ума, находящийся в сердечной чакре и поддерживающий постоянное существование от судьбы к судьбе (вместе с питающим; его неуничтожимым энергетическим ветром).
Садхана (санскр.) — способ исполнения; подробные руководства, каковые ход за шагом обрисовывают практику медитации, посвященную конкретному медитативному божеству.
Самадхи (санскр.) -состояние углубленного медитативного созерцания; концентрация на подлинной природе вещей, свободная от двойственных концепций и блуждания мыслей.
Самообожание — эгоцентрический подход, при котором ктолибо ставит собственный собственное благополучие выше счастья всех остальных; главное препятствие, преодолеваемое при развитии бодхичитты.
Независимое существование, самобытие, самость вещей — ошибочное представление о том, что вещи существуют сами по себе, независимо от обстоятельств, условий, процесса и явлений концептуальной обусловленности; мудрость пустоты содержится в понимании того, что ни одна из вещей не владеет ни единым , атомом самости, иначе говоря она пустотна.
Самбхокакайя (санскр.) — см. тело удовольствия.
Сангха (санскр.) — духовная община; третья из сокровищ прибежища.
Сансара (санскр.) — циклическое существование; неизменно повторяющийся перерождения и цикл смерти, обусловленный невежеством и несущий в себе страдания.
Смерть — отделение ума от тела, финиш судьбы.
Состояние пробуждения — состояние просветленного существа, пробудившегося от сна невежества.
Срединный Путь — подход, представленный в Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни и истолкованный Нагарджуной как взаимозависимость всех существующих явлений, что влечет за собой идею об ошибочности крайних подходов этёрнализма и нигилизма, отрицания либо утверждения самобытия явлений; ср. Мадхъямика.
Стадия зарождения (тиб. — кйе-рим) — первая из двух стадий высшей иога-тантры, в течении которой культивируется ясное созерцание и божественная гврдость в отношении избранного медитативного божества.
Стадия завершения (тиб. — дзог^рим) — вторая из двух стадий высшей йоги-тантры, в течении которой обретается контроль над ваджрным телом через такие практики, как практика внутреннего огня.
Сутра (санскр.) — учение Будды Шакьямуни; раздел буддийских учений, предшествующих тантризму и делающих ак цент на культивации бодхичитты и практиках шести совершенств, то есть щедрости, дисциплины, терпения, упрочнения, мудрости и медитативного сосредоточения.
Сутраяна (санскр.) — дотантрийская колесница буддизма, ведущая к достижению полного просветления через три неисчислимые эры, через практику шести совершенств; так, известна кроме этого как колесница совершенств (санскр. -. парамитаяна).
Сутры Совершенства Мудрости (санскр. — Праджняпарамита-сутра) — учения Будды Шакьямуни, в которых изложены путь и мудрость пустоты бодхисаттвы.
Тайная мантра — тантрийские учения Буддизма; см. тантраяна.
Тантра (санскр.) — практически нить непрерывности; тексты буддийских учений тайной маитры;
довольно часто употребляется для обозначения самих учений.
Тантраяна (санскр.) — колесница буддизма, последующая за сутрой; учение, благодаря которому возможно достигнуть освобождения в течение одной жизни; именуемая кроме этого быстрой колесницей; и ваджраяной, мантраяной.
Тантрийскчй мастер — гуру, владеющий компетенцией давать посвящения и вести учеников по тантрийскому пути к просветлению.
Тара (тиб. — Долма) — женское медитативное божество, олицетворяющее добродетельное поведение абсолютно просветленного существа; рассматривается как мать всех будд прошлого, настоящего и будущего.
Тело истины (санскр. — дхармакайя) — ум абсолютно просветленного существа, вольный от всех омрачений и пребывающий в медитативно-сосредоточенном состоянии прямого восприятия пустоты при одновременном осознании всех явлений; см. три тела Будды.
Тело удовольствия, либо тело величия (санскр. — самбхогакайя) — либо тело идеальных сведений, другими словами форма, в которой просветленный ум проявляется чтобы приносить благо высокоосуществленным бодхисаттвам; см. три тела • Будды. I
Тело эманации, либо тело воплощения (санскр. — нирманакайя) — форма, в которой проявляется просветленный ум, чтобы приносить благо простым существам; см. три тела Будды.
Талона — махасиддха, живший в Х в.; гуру Наропы; источник множества учений традиции тайной мантры.
Тотальность — состояние, в котором отсутствуют все ограничения на пути к выражению и полному развитию внутреннего потенциала; нетрадиционнь1й синоним слов просветление и буддовость, применяемый Ламой Йешей.
Три тела Будды (санскр. — три-кая) — неограниченный ум (дхармакая) просветленного существа, его явление высокоосуществленным бодхисаттвам (самбхогакайя) и его явление простым существам (нирманакайя); ср. тело истины, тело удовольствия, тело эманации.
Три драгоценности прибежища — будда, дхарма и сангха. Три фундаментальных принципа пути — главные учения пути сутры к просветлению; см. бесповоротный выход, бодхичитта и пустота.
Тум-мо (тиб.) — см. внутренний огонь.
Хатха-йога (санскр.) -физические упражнения, направленные на достижение человеком телесной гибкости, что содействует устранению блоков, мешающих верному перемещению энергетических ветров; употребляется в определенных практиках, которые связаны с ваджрным телом.
Херука Чакрасамвара (тиб. — Кор-ло дем-чог) — мужское медитативное божество высшей йога-тантры.
Центральный канал — (санскр. — авандути, сушумна; тиб. — ца у-ма) — главный энергетический канал ваджрного тела, воображаемый как полая трубочка света, расположенная спереди позвоночника.
Цепкость эго, либо цепкое удержание эго (санкр. — атмаграха; тиб. — даг-джин) — невежественное принужденное рвение разглядывать собственную личность, либо я как что-то постоянное, самостное и свободное от вторых явлений.
Цэонкхава(1351-14П) — основатель традиции гэлугпа тибетского буддизма; внес новые трансформации во многие учения сутры и тантры, а также в монашескую традицию Тибета в целом.
Циклическое существование — см. сансара
Чакра (санскр.) — колесо энергии; расположенные на протяжении центрального канала места сосредоточения энергии, на каковые устремляется внимание практикующего (особенно на стадии завершения йога-тантры).
Четыре класса тантр — разделение тантр на четыре группы: крийя (воздействие), чарйя (выполнение), йога и ануттара-йога (верховная йога).
Четыре добропорядочные истины — содержание первой проповеди, либо сутры Будды Шакьямуни, то есть: 1) страдание; 2) обстоятельство страдания; 3) путь и прекращение 4) страдания, ведущий к прекращению страданий.
Чистая почва — область существования за пределами сансары, в которой присутствуют все условия, помогающие достижению полного просветления.
Шуньята (санскр.) — см. пустота.
Шесть Йог Наропы — учения, по большей части относящиеся к практикам стадии завершения высшей йога-тантры.
Ясное созерцание — визуализация себя и собственного окружения в пречистой форме медитативного божества и мандала; см. стадия зарождения.
Ясный свет (тиб. — о-зел) — очень утонченное состояние ума, достигаемое при растворении всех энергетических ветров в центральном канале (что происходит в момент смерти либо на стадии завершения высшей йога-тантры).