Не обращая внимания на вышесказанное, современные ученые-астрофизики вычисляют очень возможным присутствие во Вселенной планет, аналогичных Почва. Довольно же Нашей системы, никто уже не вынашивает идей о существовании на какой-либо ее второй планете условий, сходных с Земными. Мы должны искать что-то подобное вне пределов Нашей системы. Возможность существования планет со схожими условиями видится высокой по многим причинам.
Считается, что в отечественной Галактике добрая половина из ее 100 миллиардов звезд обязана, как и Солнце, иметь планетарные совокупности. Эти пятьдесят миллиардов звезд как и отечественное Солнце вращаются весьма медлительно, а низкая скорость вращения предполагает, что они окружены планетами, являющимися их спутниками. Такие звезды так далеки от нас, что гипотетические планеты находятся вне границ отечественного наблюдения. Но их существование представляется очень возможным из-за определенных черт звезд, в особенности из-за определенных отклонений траекторий этих звезд, каковые говорят о присутствии спутника планетарного типа. Так звезда Бернард, возможно, имеет, по крайней мере один спутник планетарного типа, масса которого превышает массу Юпитера. А возможно, и два спутника. Вот что пишет по этому поводу Р.Герен:
Имеется все доказательства того, что планетарные совокупности в изобилии разбросаны по всей Вселенной. Земля и Солнечная система не представляются чем-либо неповторимым… Жизнь, подобно планетам, ставшим для нее пристанищем, разбросана по всей Вселенной в тех местах, где смогут быть физико-химические условия, нужные для ее развития и процветания.
Межзвездное вещество
Сущность изначального процесса формирования Вселенной, следовательно, заключалась в сгущении вещества в облако с последующей его фрагментацией на начальные галактические веса. Последние, со своей стороны, разделились на звезды, послужившие необычным сырьевым материалом для процесса образования планет.
В следствии последовательных фрагментаций, кроме главных элементов — Небесных тел — показались еще и без того именуемые остатки, по-научному именуемые межзвездным галактическим веществом. Это вещество владеет разными чертями. К примеру, существуют броские, блестящие тучи, отражающие свет вторых звезд и, возможно, складывающиеся из дыма и пыли — по терминологии экспертов-астрофизиков. А имеется и чёрные тучи, менее плотные, складывающиеся из межзвездного вещества, известного в первую очередь из-за его способности создавать помехи фотометрическим измерениям астрологов. Несомненен и факт существования так называемых мостов из газового вещества между Галактиками. Не смотря на то, что эти газы смогут быть весьма разреженными, сам факт того, что они заполняют такое большое пространство на огромных расстояниях между Галактиками, разрешает заключить, что их масса, не обращая внимания на низкую плотность, в полной мере может быть больше совокупную массу Галактик. А.Буашо думает, что присутствие этих межгалактических весов может стать одним из первостепенных факторов, талантливых в значительной степени поменять представления об эволюции Вселенной.
Сейчас мы должны возвратиться к главным идеям о Сотворении Вселенной, почерпнутым из Корана, и посмотреть на них в свете данных современной науки.
Сопоставление данных науки с данными Корана о Сотворении мира
Мы разглядим пять главных моментов, касающихся процесса и Вселенной ее формирования, по которым даны сведения в Коране.
- Шесть периодов Земли Сотворения и процесса Небес, в течение которых, как это явствует из Корана, сформировались Земля и Небесные тела, а отечественная планета претерпела развитие и, в итоге, стала местом обитания людей, дав им и пропитание. Обрисовываемые в Коране видоизменения планеты Земля, случились на ней в течение четырех периодов. В них в полной мере возможно усмотреть четыре геологических периода, установленные современной наукой. Исходя из таковой периодизации человек показался, как мы уже знаем, в четвертую эру. Но это чистая догадка, потому, что ни у кого нет правильного ответа на данный вопрос.
Нужно, но, подчернуть, что формирование Небесных Земли и тел, как сообщено в Аятах 9-12 Суры 41, предполагало две фазы. В случае, если мы как пример заберём Солнце и его производную — Почву, то наука скажет нам, что они появились в следствии процесса сгущения облака и последующей его фрагментации. Конкретно об этом весьма светло сообщено в Коране в том месте, где идет обращение о процессах, приведших к сгущению изначального Небесного дыма и последующей его фрагментации. Тут имеет место полное соответствие между научными фактами и фактами Корана.
- Наукой была доказана взаимосвязанность и параллельность двух этапов формирования звезд, аналогичных Солнцу, и их спутников, аналогичных Почва. Эта связь разумеется явствует из рассмотренного текста Корана.
- На начальной стадии формирования Вселенной существовал некоторый дым, о котором упоминается в Коране в том смысле, что это было вещество в основном газообразном состоянии. Разумеется, что это упоминание Корана о дыме соответствует концепции начального облака, выдвинутой современной наукой.
- Множество Небес, обозначенное в Коране числом 7, о смысловом значении которого мы уже говорили, — это факт, подтвержденный наблюдениями астрофизиков за огромным числом галактических совокупностей. Но одновременно с этим, явствующая из Корана мысль о множестве аналогичных Земле планет (по крайней мере, аналогичных по некоторым чертям), до сих пор полностью не доказана наукой, не смотря на то, что эксперты вычисляют ее в полной мере возможной.
- Существование промежуточного Мироздания между Землёй и Небесами, на которое показывает Коран, возможно сравнить с открытием так называемых мостов, образуемых веществом, присутствующим вне пределов изолированных астрономических совокупностей.
И не смотря на то, что не все неприятности, поднимаемые в описаниях Корана, были полностью обоснованы данными науки, между свединиями Корана о Сотворении мира и современным знанием о формировании Вселенной нет совсем никаких противоречий. Данный факт заслуживает того, дабы о нем упомянуть очень, потому, что мы имеем и другую очевидность: содержащиеся в Ветхом Завете сведения об подобных событиях с научной точки зрения неприемлемы. Это неудивительно, потому, что описание Сотворения мира в Сасердотальском варианте Библии, как уже рассказывалось, с легалистскими целями было составлено священниками на протяжении Вавилонского изгнания. Исходя из этого они подогнали описание под собственные теологические воззрения.78
Факт существования таковой огромной отличия между Библейским описанием процесса Сотворения мира и сведениями на данный счет, содержащимися в Коране, стоит того, дабы о нем упомянуть еще раз — из-за совсем напрасных обвинений, выдвигаемых против Мухаммада с самого появления Ислама: он якобы да и переписал тексты Библии. В отношении описания процесса Сотворения мира это обвинение совсем необоснованно.
Как мог человек, живший тысячу четыреста лет тому назад, исправить существовавшие до того времени описания в таковой степени, что в следствии исправлений абсолютно провалились сквозь землю ошибочные с позиций науки сведения? И как Он имел возможность выдвинуть положения, каковые наука смогла проверить только Сейчас? Так что догадка о том, что Мухаммад переписал Библию, воздвигнута на безлюдном месте. Описание процесса Сотворения мира в Коране совсем превосходно от того, что приводится в Библии.
Ответы на кое-какие проблемные вопросы
Несомненно, что между повествованиями Корана и Библии, в которых ведется обращение о вторых вещах, в особенности касающихся религиозной истории, имеют сходства и место. С данной точки зрения весьма интересно подчернуть, что никто не осуждает Иисуса за то, что он берет на вооружение аналогичного же рода учения и факты из Ветхого Завета. Но это не мешает людям на Западе обвинять Мухаммада в том, что в собственных учениях он обращается к фактам из Библии, и именовать его лжепророком за то, что он произносит их как Откровение. Подтверждение же того, что Мухаммад воспроизвел в Коране поведанное либо продиктованное ему раввинами, справедливо не более, чем утверждение о том, что якобы Мухаммаду дал солидное религиозное образование один Христианский монах. В этом случае полезно было бы перечитать то, что пишет об данной басне в собственной книге Неприятность Мухаммада (Le Problиme de Mahommet)79 Р.Блашер.
Время от времени намекают кроме этого и на сходство между рядом вторых положений Корана и верами, уходящими в глубокую древность, значительно более древними, чем сама Библия. Но тут возможно совершить и другие параллели. К примеру, в Священных Писаниях ищут следы некоторых космогонических мифов, бытовавших среди обитателей Полинезии, где говорилось о существовании так называемых изначальных, первичных либо первобытных вод, объятых темнотой впредь до того момента, как они разделились с возникновением света. Так, в соответствии с этому мифу, появились Земля и Небеса. Данный миф сравнивается с Библейским описанием Сотворения мира, с которым у него имеется несомненное сходство. Но было бы полным легкомыслием со стороны аналогичных аналитиков обвинять авторов Библии в заимствовании этого космогонического мифа. Совершенно верно так же легкомысленно разглядывать концепцию Корана о разделении изначального вещества Вселенной на ее раннем этапе, которая принимается современной наукой, как происходящую из разных космогонических мифов, или в той либо другой форме отражающую что-то им подобное.
Стоит более внимательно посмотреть на эти описания и мифические верования. Обычно в них просматривается какая-либо изначальная мысль, разумная сама по себе, а в некоторых случаях и подтвержденная тем, что известно (либо думается известным) в наши дни как Истина. Тут, само собой разумеется, нужно сделать скидку на то, что сама мысль обрастает фантастическими описаниями, потому, что она все-таки есть мифом.
В этом отношении характерна достаточно распространенная догадка, в соответствии с которой Земля и Небеса первоначально составляли единое целое, а потом претерпели разделение. Но в Японии, к примеру, образное представление об изначальной хаотической массе в виде яйца дополняется идеей зерна в этого яйца (т.е. изначальное облако уподоблено яйцу, как таковому). Подобное дополнение, воображающее собой продукт людской воображения, лишает догадку всякой глубины и серьёзности. В других государствах вселенские процессы ассоциируются с понятием о растущем дереве — дерево вырастает до самого Неба и так поднимает Небеса, отделяя их от Почвы. И опять вымышленность привнесенных в концепцию подробностей превращает ее в самый настоящий миф.
Однако, для всех этих мифов характерна неспециализированная черта — присутствие в них понятия о единообразной массе, существовавшей в начале процесса эволюции; из данной массы появилась Вселенная, которая после этого претерпела разделение.
Эти космогонические мифы упомянуты тут для того, дабы указать, как люди постарались приукрасить воображение, и чтобы продемонстрировать основополагающее различие между положениями Корана и ними на данный счет. Положения Корана свободны от каких-либо вымышленных подробностей, характерных подобным представлениям о мировых процессах. Наоборот, они отличаются соответствием и трезвостью формулировок данным науки.
Подобные положения Корана, касающиеся неприятностей Сотворения мира, показавшиеся практически четырнадцать столетий тому назад, без сомнений, не поддаются объяснению с позиции людской разума.
астрономия и Коран
В Коране содержится много размышлений о Вселенной. В предыдущей главе, посвященной Сотворению мира, мы говорили о том, что записано в Коране о множестве Небес и планет, аналогичных Почва, о том, что подразумевается под промежуточной Вселенной — между Землёй и Небесами, и как именно последнее положение было подтверждено современной наукой. Аяты Корана, повествующие о Сотворении мира, несут в себе неспециализированную идею о том, что находится в Небесах, т.е. обо всем, что существует вне пределов Почвы.
Кроме Аятов, касающихся только процесса Сотворения мира, в Коране содержится примерно сорок Аятов, содержащих последовательность дополнительных сведений по астрономии. Кое-какие из них — не более чем размышления о славе Творца, Вершителя всех звездных и планетарных совокупностей. Нам как мы знаем, что эти совокупности существуют во Вселенной в состоянии равновесия, которое разъясняется открытым Ньютоном законом глобального тяготения.
Первые из цитируемых тут Аятов чуть ли содержат хватает сведений для научного анализа — они призваны только указать на Всемогущество Всевышнего. Но их легко нужно упомянуть, дабы дать настоящее представление о том, как конкретно описывается организация Вселенной в Коране, показавшемся четырнадцать столетий тому назад.
Эти Аяты являются новый нюанс Божественного Откровения. Так как неприятности механизма Мироздания не затрагиваются ни в Евангелиях, ни в Ветхом Завете (если не считать нескольких понятий, ошибочность которых мы уже заметили, в то время, когда вели обращение о Библейском описании Сотворения мира). В Коране же раскрыта глубинная сущность данной неприятности. В нем обрисованы серьёзные моменты, но крайне важно еще и отсутствие в нем того, что, казалось бы, обязательно должно было в том месте быть. А отсутствуют в Коране расхожие в эру его ниспослания теории звездного его устройства и мира, ошибочность которых была позднее доказана наукой. Один из примеров будет приведен потом. Об этом, но, нужно сообщить особо[75].
Неспециализированные размышления о Небесном пространстве
— Сура 50, Аят 6. Тут речь заходит о людях в целом:
Разве не наблюдали они на Небо над ними, как Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин?
— Сура 31, Аят 10:
Он Небеса воздвиг без видимых опор …
— Cура 13, Аят 2:
Аллах — Тот, Кто воздвиг Небеса без опор, каковые бы вы видели, позже утвердился на троне и подчинил Солнце и Луну …
Эти Аяты отвергают веру в то, что Небесный свод подпирается столбами, и они не дают ему упасть на Землю и раздавить ее.
— Сура 55, Аят 7:
И Небо Он воздвиг …
— Сура 22, Аят 65:
… И Он держит Небо, дабы оно не упало на Землю в противном случае, как с Его дозволения …
Известно, как огромная отдаленность звезд, пропорциональная величине их звездных весов, обусловливает их равновесное положение во Вселенной. Чем отдаленнее звезды, тем не сильный силы тяготения между ними. Чем они ближе, тем это тяготение посильнее. То же самое касается и Луны, находящейся вблизи Почвы и оказывающей на нее влияние, обрисовываемое законами тяготения. Из-за Лунного тяготения изменяется уровень морских вод — происходят отливы и приливы. В случае, если два Небесных тела приблизятся друг к другу на весьма близкое расстояние, их столкновение будет неизбежным. Но этого не происходит. Так определенный порядок во Вселенной есть первейшим условием сохранения баланса в ней.
В Аятах Корана довольно часто упоминается и о подчинении Небес установленному Всевышним порядку:
— Сура 23, Аят 86. Аллах говорит Пророку:
Сообщи: “Кто Господь семи Небес и Господь великого трона?”
Мы уже осознали, что под семью Небесами подразумевается не правильное их число, а неизвестное их множество.
— Сура 45, Аят 13:
И Он подчинил вам то, что в Небесах, да и то, что на Земле, — все, исходящее от Него. Воистину, в этом — знамения для людей думающих!
— Сура 55, Аят 5:
Луна и Солнце — по сроку
— Сура 6, Аят 96:
… и ночь делает покоем, а Солнце и Луну — расчислением …
— Сура 14, Аят 33:
и подчинил вам Солнце и Луну, что неустанно следуют (назначенному) курсу; послушными вам сделал День и Ночь
Тут один Аят завершает второй: срок, что выполняют Луна и Земля, свидетельствует регулярность курса этих Небесных тел в пространстве. По-арабски это выражено словом да’иб, глаголом настоящего времени, значение которого — рьяно и неутомимо над чем-то трудиться. Тут он употреблен в значении прилагать свои силы либо старания к чему-либо с настойчивостью и неизменным упорством, с постоянством, в соответствии с заведенными обычаями.
— Сура 36, Аят 39:
И Луну Мы установили по стоянкам, пока она не делается, совершенно верно ветхая пальмовая ветвь
Тут говорится об изогнутой форме пальмовой ветви, которая, иссохнув, принимает форму полумесяца. Данный комментарий будет закончен потом.
— Сура 16, Аят 12:
И подчинил Он вам день и ночь, Солнце и Луну; и звезды подчинены Его повелением; воистину, в этом — знамение для людей разумных!
Практический взор на данный идеальный Небесный порядок возможно ощутить по тому, какое значение ему придается с позиций помощи, оказываемой людям в их сухопутных и морских странствиях, а также в определении времени дней. Этот комментарий делается яснее, в случае, если отыскать в памяти, что Коран первоначально воображал собой проповедь, обращенную к людям, осознававшим только несложный язык собственной повседневной жизни.
Этим разъясняется присутствие в Коране следующих размышлений:
— Сура 6, Аят 97:
Он — Тот, Что устроил для вас звезды, дабы вы обнаружили по ним путь во мраке суши и моря. Мы распределили знамения для людей, каковые знают!
— Сура 16, Аят 16:
и приметы, а по звезде они находят дорогу
— Сура 10, Аят 5:
Он — Тот, Что сделал Солнце сиянием, а Луну — светом и распределил его по стоянкам, дабы вы знали счисление и число годов. Аллах сотворил это лишь по Истине, распределяя знамения для людей опытных
Данный Аят требует комментария. В случае, если Библия именует Солнце и Луну светом, легко додавая к одному прилагательное больший, а к второму меньший, для Корана различия между ними не сводятся только к отличию в величине. Само собой разумеется, в этом месте Корана различие преподносится образно, но каким иным методом возможно было донести эту идея до людей того времени, дабы не внести разброд в их умы и одновременно с этим указать, что Луна и Солнце все-таки не являются совсем однообразными светилами?
Природа Небесных тел
Луна и Солнце
Солнце — это сияние (дийя), а Луна — это свет (нур). Таковой перевод видится более правильным, чем другие, где два термина переставлены местами (Солнце в том месте — свет, а Луна — сияние). На самом же деле смысловая отличие мала, потому, что слово дийя происходит от слова, корневые согласные которого — дв, что, по авторитетному арабско-французскому словарю Казимирского, свидетельствует быть ярким, светить, сверкать подобно огню. Тот же создатель переводит существительное дийя как свет.
Предстоящие цитаты из Корана проясняют различие между Луной и Солнцем.
— Сура 25, Аят 61:
Благословен Тот, Что устроил в Небесах созвездия и устроил в том месте светильник Солнце и сияющую Луну
— Сура 71, Аяты 15-16:
Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь Небес последовательностями? И сделал Луну на них светом, а Солнце сделал светильником
— Сура 78, Аяты 12-13:
и выстроили над вами семь твердей, и сделали пылающий светильник
Очевидно, что под пылающим светильником подразумевается Солнце.
Луна выяснена тут как тело, дающее свет (мунир). Это слово происходит от того же корня, что и нур (светило, подобное Луне). Солнце, но, уподобляется свече (сирадж) либо пылающему светильнику (ваххадж).
Человек, живший во времена Мухаммада , имел возможность легко отличить Солнце — пылающее Небесное тело, замечательно известное обитателям пустыни, от Луны — Небесного тела, светящего в ночной прохладе. Исходя из этого сравнения в Коране на данный счет правдивы. Тут весьма интересно отметить объективность и трезвость этих сравнений, и отсутствие в тексте Корана любых намеков на сравнения, господствовавшие в те времена, каковые в наши дни смотрелись бы ни чем иным, как фантасмагорией.
Как мы знаем, что Солнце — это звезда, производящая в следствии внутренней термоядерной реакции интенсивную свет и тепловую энергию, тогда как Луна, не создающая собственного света, представляет собой инертное тело (по крайней мере ее поверхностные слои), только отражающее Солнечный свет.
Так, в тексте Корана нет ничего противоречащего отечественным современным знаниям об этих двух Небесных телах.
Звезды
Как нам известно, звезды являются Небесные тела, подобные Солнцу. С ними происходят разные физические явления, самым элементарным из которых с позиций ученых, замечающих за ними, без сомнений есть то, что они производят свет. Звезды относятся к категории Небесных тел, создающих собственный личный свет.
Слово звезда (наджм, множественное число — нуджум) видится в Коране тринадцать раз. Это слово происходит от корневого слова, означающего появляться, оказаться, появляться в поле зрения. Оно обозначает видимые для глаза Небесные тела, о которых сразу же нельзя сказать, к какой категории они относятся — то ли это генератор света, то ли легко отражатель света, взятого от вторых тел. Дабы не появлялось сомнений в том, что обозначенный этим словом объект вправду есть звездой, в Суре 86 содержится уточняющая фраза (Аяты 1-3):
Клянусь Небом и идущим ночью! А что даст тебе знать, что такое идущий ночью? Звезда пронизывающая[76]
Вечерняя звезда именуется в Коране словом такиб, обозначающим то, что попадает через что-то, пронизывает собой что-то — в этом случае пронизывает ночные тени. То же самое слово употребляется и для обозначения поражающих светочей (Сура 37, Аят 10). Последние имеется следствие течения термоядерной реакции.
Планеты
Тяжело сообщить, как соответствуют представления о планетах, представленные в Коране, отечественным сегодняшним представлениям об этих Небесных телах.
Планеты не имеют собственного собственного света. Они вращаются около Солнца, а Почва — одна из них. Предполагая, что существуют планеты и в других местах Вселенной, направляться иметь в виду: до тех пор пока известны только те, что принадлежат Солнечной совокупности.
В древние времена люди знали пять планет, не считая Почвы: Меркурий, Венеру, Марс, Сатурн и юпитер. Остальные три были открыты сравнительно не так давно: это Уран, Плутон и Нептун.
В Коране планеты обозначаются словом каукаб (множественное число кауакиб), без указания их количества. В описании сна Иосифа (Сура 12) говорится, что их 11, но в полной мере конечно, что в описании сна смогут находиться и мнимые сведения.
Быть может, самым лучшим образом слово каукаб выяснено в одном из известных Аятов Корана. Данный Аят в первую очередь известен по обстоятельству заложенного в нем глубочайшего духовного смысла, а потому он тем более вызывает довольно много споров среди специалистов экзегезиса. И все же громадный интерес воображает содержащийся в этом Аяте образ предмета, что, по-видимому, свидетельствует планету.
Вот данный текст:
Аллах — Земли и свет Небес. Его свет — совершенно верно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — совершенно верно жемчужная звезда …
(Коран: Сура 24, Аят 35)
Тут идет обращение о направлении света на тело, которое его отражает, как будто бы стекло, и в следствии для того чтобы отражения оно начинает сверкать подобно жемчугу — так же, как сверкает освещенная Солнцем планета. Это единственная подробность, способная объяснить суть, в котором данное слово употреблено в Коране. Оно видится и в других Аятах. В некоторых из них тяжело осознать, какие конкретно Небесные тела имеются в виду (Сура 6, Аят 76; Сура 82, Аяты 1-2). Но, в одном из Аятов, в случае, если посмотреть на него в свете современной науки, чувствуется, что обращение может идти лишь о тех Небесных телах, каковые известны нам как планеты. Вот что мы видим в Аяте 6 Суры 37:
Мы так как украсили Небо ближайшее украшением звезд
Может ли выражение Корана ближайшее Небо означать Солнечную совокупность? Как мы знаем, что среди ближайших к нам Небесных тел не считая планет ничего не существует. Так как Солнце — это единственная звезда в совокупности, носящей его наименование. О каких же вторых Небесных телах тут может идти обращение, если не о планетах? Следовательно, возможно сделать вывод, что перевод этого слова Корана верен и положения Корана о планетах соответствуют тому, что мы знаем о них сейчас.
Ближайшее Небо
В Коране ближайшее Небо упоминается пара раз — вместе с находящимися в нем Небесными телами. Как мы только что заметили, первые среди них — это, без сомнений, планеты. Но в то время, когда Коран облекает в чисто духовную оболочку физические положения, понятные нам, просвещенным современной наукой, суть этих физических положений делается туманным.
К примеру, вышеприведенный Аят возможно осознан легко, чего нельзя сказать о следующем, седьмом Аяте той же тридцать седьмой Суры, где говорится об
Тут идет обращение о направлении света на тело, которое его отражает, как будто бы стекло, и в следствии для того чтобы отражения оно начинает сверкать подобно жемчугу — так же, как сверкает освещенная Солнцем планета. Это единственная подробность, способная объяснить суть, в котором данное слово употреблено в Коране. Оно видится и в других Аятах. В некоторых из них тяжело осознать, какие конкретно Небесные тела имеются в виду (Сура 6, Аят 76; Сура 82, Аяты 1-2). Но, в одном из Аятов, в случае, если посмотреть на него в свете современной науки, чувствуется, что обращение может идти лишь о тех Небесных телах, каковые известны нам как планеты. Вот что мы видим в Аяте 6 Суры 37:
охране от всякого шайтана мятежного. Слова об охране опять упоминаются в Аяте 32 Суры 21 и Аяте 12 Суры 41, где перед нами предстают положения Корана совсем иного рода. Потом появляется вопрос, какой суть возможно положить во фразу
и сделали их (светильники, расположенные на ближайшем Небе) побиением для дьяволов? Может под светильниками тут имеется в виду что-то подобное упомянутым поражающим светочам[77]?
Но, все эти моменты уже не относятся к теме отечественного изучения. О них тут было сообщено для более полного охвата неприятности. Но, на современном этапе эти науки, по-видимому, не могут пролить свет на любую проблему, лежащую вне пределов людской понимания.
Звездный мир
Сведения Корана на данный счет по большей части касаются Нашей системы. Но в нем упоминается и о явлениях, каковые не ограничиваются ею. Эти явления были открыты учеными только сравнительно не так давно.