266
Первостепенной задачей своих родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, есть устранение всех раздражителей, каковые смогут напугать ребенка либо вызвать у него неприятные ощущения.
Следующая задача — постепенное и доброжелательное обучение малыша гигиеническим навыкам. Наряду с этим нужно похвалить и наградить ребенка за каждые, кроме того весьма незначительные удачи. Его направляться всегда подбадривать, вселять в него чувство уверенности.
Особенно родителям направляться быть терпеливыми при воспитании у малыша навыков опрятности. Многие дети с аутизмом долгое время опасаются горшка. Обучать этим навыкам малыша направляться систематически. Высаживать на горшок нужно через строго определенные промежутки времени: утром сразу после сна, после этого по окончании завтрака и потом через любой час. В то время, в то время, когда ребенок сидит на горшке, вам необходимо быть рядом с ним. Но лишь не отвлекайте его внимание игрушками. Следите, дабы кроха не сидел продолжительно на горшке (не более 5 мин), не играл на нем в игрушки.
Горшок, что предлагается ребенку, должен быть эргономичным, нужно с мягким стульчиком. Старайтесь, дабы горшок пребывал в строго определенном месте, стимулируйте ребенка, дабы он сам шел к нему и садился на горшок. Мальчиков как возможно раньше обучайте мочиться стоя.
В случае, если ребенок с аутизмом обучился пользоваться унитазом, ни при каких обстоятельствах не спускайте воду в тот момент, в то время, когда он еще сидит на унитазе. Не забывайте, это может вызвать у него громадный ужас.
В случае, если ребенок долгое время не имеет возможности овладеть гигиеническими навыками, не имеет возможности пользоваться туалетом, не ругайте его. Будьте терпеливы и спокойны, в то время, когда меняете его одежду, но не прекращайте собственных действий по воспитанию у него этих навыков.
При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно принципиально важно выполнять режим питания, пищу рекомендуется давать в одинаковые часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.
Родителям направляться знать, что аутичного ребенка может пугать вид новой пищи, исходя из этого все новые блюда нужно предлагать очень осторожно, ставя их сначала подальше от ребенка. Взрослые же с комментариями и аппетитом «Ах, как вкус-
267
но!» едят эту пищу. Понемногу и у ребенка покажется любопытство, и он с опаской попытается ее.
Смотрите за тем, дабы на протяжении приема пищи ребенок с каждым днем становился все более и более независимым, осваивал бы все новые и новые навыки.
Детей с аутизмом направляться как возможно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны учавствовать в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутично-го ребенка крайне полезно, в случае, если в доме имеется какие-либо животные: кошка, собака, черепаха, птицы, рыбки. Ребенка направляться научить заботиться о них.
Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, узкой моторики, изобразительной деятельности. В ходе этих занятий ребенка учат общаться со взрослым, корригируют его поведение и эмоциональное состояние, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность. В воспитании семье может оказать помощь психолог, педагог-де-фектолог. Как правило обучение и воспитание ребенка нужно сочетать со особым медикаментозным лечением.
Нарушения коммуникативного поведения у детей при аутизме
Как мы знаем, что уже в раннем возрасте у здоровых детей начинается потребность просить чего-либо и потребовать к себе внимания разными невербальными методами, включая взор, жесты, голос.
самая важной коммуникативной функцией есть просьба, которая возможно выражена как вербально, так и невербально (жестами, взором, прикосновением). Высказываются предположения, что людям, страдающим аутизмом, тяжело осознавать эмоции, намерения и мысли вторых людей. Они являются как бы социально слепыми, исходя из этого может появиться чувство, что они эгоцентричны и не считаются с окружающими. Но это связано не с эмоциональным эгоизмом, а в основном с негибкостью их познавательной деятельности. На данный момент зарубежные авторы выделяют пара социальных подгрупп лиц, страдающих аутизмом. Они кроме этого отмечают, что социальные характеристики этйхМиц смогут изменяться. Эти
268
о развитии социального сотрудничества у детей при аутизме отражены в таблице.
Таблица развития сотрудничества при аутизме у детей от 6 до 60 месяцев*
Возраст в месяцах | Социальное сотрудничество |
6 месяцев | Менее активен и требователен, чем нормально развивающийся ребенок. не сильный зрительный контакт. Нет ответных социальных проявлений |
8 месяцев | Ребенка тяжело успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей обожают внимание, но мало высказывают интерес к вторым |
12 месяцев | Контактность в большинстве случаев значительно уменьшается, когда ребенок начинает ходить, ползать |
24 месяца | Нет дистресса при разлуке с матерью. В большинстве случаев отличает своих родителей от вторых, но громадной привязанности не высказывает. Может обнять, поцеловать, но делает это машинально, в случае, если кто-то попросит. Не различает взрослых, не считая своих родителей. Может испытывать сильные страхи |
36 месяцев | Предпочитает быть в одиночестве. Не допускает к себе вторых взрослых. Чрезмерно возбудим |
48 месяцев | Не может осознать правила игры |
60 месяцев | Больше интересуется взрослыми, чем сверстниками. Довольно часто делается более общительным, но сотрудничества остаются необычными и односторонними |
Особенности проявлений аутизма в раннем возрасте
Характерная изюминка при аутизме в раннем возрасте — полная безучастность младенца к собственному окружению. У ребенка продолжительно не формируется и слабо проявляется либо не проявляется вовсе комплекс оживления при общении с взрослыми. Он слабо реагирует на лицо взрослого, среди них и на маму, что с самого раннего возраста нарушает формирование диады мать — ребенок, психологическое и эмоциональное развитие ребенка. В этих обстоятельствах нужны ранние коррекционные занятия по формированию сотрудничества «мать —¦ ребенок».
* См.: Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому действию. — М., 2002.
269
Одним из проявлений аутизма в раннем возрасте есть нарушение аффективного сотрудничества с ближайшим окружением. Ребенок еле приспосабливается к рукам матери. У него еле формируются наиболее значимые адаптивные реакции, характерные для ребенка раннего возраста; он не протягивает ручек по направлению ко взрослому, в то время, когда взрослый наблюдает на него. У большинства аутичных детей отсутствует такая поза готовности, на руках матери аутичный ребенок кроме этого чувствует себя дискомфортно; или он висит как мешочек (по выражению своих родителей), или не редкость чрезмерно напряжен, оказывает сопротивление.
Одной из ранних функций здорового ребенка есть фиксация взора на лице матери. Здоровый кроха весьма рано проявляет интерес к людской лицу. Уже в первоначальный месяц судьбы ребенок может проводить солидную часть бодрствования в глазном контакте с матерью. Коммуникация посредством взора есть базой для развития последующих форм коммуникативного поведения.
При показателях аутистического развития нарушение (отсутствие) глазного контакта может проявляться особенно ярко. Многие авторы разглядывают это явление как центральное нарушение аутизма. самый характерным есть взор мимо лица либо «через» лица взрослого, т. е. имеет место избегание глазного контакта. Помимо этого было найдено, что специфика реакции аутичного ребенка на лицо — сосредоточение на нижней его части, тогда как как мы знаем, что громаднейшую их фиксаций продолжительности и частоту взгляда приводят к.
Особенности ранней ухмылки
Показателем благополучия аффективного развития традиционно считается своевременное ее направленность и появление улыбки близкому лицу. Сроки появления первой ухмылки у многих аутичных детей соответствуют норме. Но она возможно направлена не столько человеку, сколько появляться в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию (тормошение, броский предмет и т. д.). Так, у аутичного ребенка уже в самом раннем возрасте привлекает внимание недостаточность избирательных коммуникативных реакций.
Нарушения эмоционального контакта с родным проявляется у аутичных детей уже на первом году судьбы. Преимуществен-
270
но оно проявляется в пассивности, недостаточности эмоционального общения. Комплекс оживления при общении с окружающими отсутствует либо выражен очень слабо. Существуют различные представления о формировании привязанности у аутичных детей. Чаще всего привязанность проявляется в виде фиксации симбиотической связи ребенка с матерью.
Негативизм
Негативизм — это психологически не мотивированное противодействие, рвение все делать напротив. Видится у здоровых детей в периоды возрастных кризов и при патологии, и может иметь стойкий темперамент и при разных жадно-аномалиях развития и психических заболеваниях (при эпилепсии, аутизме, детской шизофрении).
Это возможно немотивированный отказ, бездействие, избегание контакта, активное противодействие, протест. Такое нарушение возможно обусловлено разными обстоятельствами: неправильным воспитанием, невротическими и неврозопо-добными расстройствами, личностными изюминками, проявление которых может обостряться во время возрастных кризисов.
Ребенок со стойким негативизмом должен быть проконсультирован детским психоневрологом.
С чем связаны серьёзные формы негативизма?
Негативизм, характеризующийся постоянством и стойкостью проявлений, входит в структуру органического поражения ЦНС при разных болезнях. Так, самые тяжёлые проявления негативизма наблюдаются при раннем детском аутизме — РДА (Н. Н. Школьникова); РДА в сочетании с синдромом Дауна, нарушениях поведения по аутистическому типу в сочетании с алалией, и при некоторых синдром-ных осложненных формах умственной отсталости: при синдромах Сотоса, Ландау-Клеффнера.
Каковы механизмы негативизма?
Предполагается, что патологический стереотип появляется и закрепляется по типу гиперкомпенсаторной реакции на собственную коммуникативную несостоятельность. В его основе, возможно, лежит нарушение глубинных механизмов коммуни-
271
кативного поведения, осуществляющих саморегуляцию на биологическом инстинктивном уровне.
Как преодолеть негативизм в поведении ребенка? Н. Н. Школъникова дает следующие советы.
1. При взаимодействии с ребенком нужно исключить давление на него, угрозы и физическое наказание. Ошибочно разглядывать такое поведение как злостное, нарочитое упрямство и проявлять гнев и раздражение. Подобный подход вреден, поскольку усугубляет тяжесть нарушения. К сожалению, настойчивые просьбы, уговоры, разумные аргументы взрослого также будут оказаться бесплодными и содействовать предстоящему закреплению аномальных форм коммуникации.
2. Рекомендуется избегать обстановок, провоцирующих вспышки негативизма, давать предупреждение и преодолевать нежелательные реакции ребенка, применяя недирективную, эластичную тактику управления. Нужно не забывать, что развитие коммуникативного поведения детей происходит через организацию коммуникативного сотрудничества.
3. Действенными выясняются «материнские» правила сотрудничества. Эти правила предполагают актуализацию аффективно-инстинктивных связей ребенка с матерью либо лицом, ее заменяющим, и опору на закономерности развития коммуникативного поведения ребенка на ранних этапах обычного онтогенеза вместе с матерью. Для ребенка с трудностями в развитии сотрудничество с матерью играется только ключевую роль, что убедительно отражено в зарубежной литературе по проблемам детства. Создатель разглядывает сотрудничество ребенка с матерью как условие и источник его развития. Анализ аффективно-инстинктивных связей в диаде «мать — дитя» разрешил раскрыть последовательность закономерностей развития сотрудничества в норме. Практика продемонстрировала, что, опираясь на них при организации коррекционного сотрудничества, допустимо выяснить действенные методы коррекции психологических нарушений у детей.
4. При организации коррекционной работы нужно учи-тывать указанные в литературе изюминки, характерные детям с РДА: наличие неспециализированной и психологической дистонии, и личной своеобразной гиперестезии по отношению к отдельным внешним раздражителям. Поэтому взрослый пытается к предупреждению психологической истощаемости
272
и пресыщаемости методом своевременной смены и подбора предметов и видов деятельности.
5. Поддержание оптимального психологического тонуса ребенка, в соответствии с рекомендациям экспертов по детскому аутизму, достигается методом дозированной эмоциональной подзарядки.
6. Выделяется и такая ответственная изюминка работы с детьми, страдающими аутизмом, как учет их влечений и специфических интересов. Чтобы взрослый в плане эмоционального контакта смог стать для ребенка неотвергаемой персоной, родитель (педагог)’обязан узнать избирательные интересы ребенка.
В случае, если в выборе ситуаций предметов и организации общения и деятельности направляться предпочтениям, а во многих случаях и необычным влечениям ребенка, возможности плодотворного контакта возрастают.
Из практики работы с аутичными детьми как мы знаем, что в установлении контакта с ними возможно полезно применение так называемой приманки, т. е. предмета, владеющего для ребенка высокой привлекательностью. Общение с ребенком по поводу для того чтобы предмета возможно успешным. Внешние проявления ориентировочного поведения у аутичных детей смогут быть очень редуцированы и искажены. Однако, адресуя ребенку положительно значимый для него стимул, возможно уловить показатели появившейся ориентировочной реакции и потребность в исследовательских действиях. В первую очередь это направленность взора на актуальный объект. Взгляд ребенка возможно устойчиво и длительно направленным, а возможно скользящим и снова возвращающимся к объекту. Вероятны кроме этого поворот корпуса, перемещение тела в сторону объекта, протягивание рук к нему.
7. Главным препятствием к совершению коммуникативного действия может стать развитие внутреннего конфликта у ребенка. По мере развития этого конфликта, создаваемого побудительными и заградительными импульсами к действию, увеличивается внутреннее напряжение. Для преодоления и предупреждения разглядываемого конфликта ребенок испытывает недостаток в намерено организованном коррекционном сотрудничестве со взрослым. Для этого нужно применение особенных приемов.
Задача педагогов и родителей содержится в том, дабы в каждом отдельном акте коммуникативного сотрудничества побу-
дить ребенка к коммуникативному отклику; внести момент, снабжающий редукцию реакции негативизма так, дабы уровень мотивации превышал уровень негативизма; положительно подкреплять коммуникативное воздействие ребенка.
Основная цель приемов — обеспечить следование ребенка хорошим моделям коммуникативного поведения. Условия, в которых ожидаемое воздействие выполняется ребенком формально, машинально либо случайно, отвечают коррекционным требованиям начальных этапов работы. Наряду с этим условно-рефлекторным методом формируется база самые адекватных коммуникативных реакций.
Как трудиться с этими детьми?
1. Неэффективно разбивать задания, складывающиеся из последовательности последовательных действий, на этапы, поскольку это усугубляет развитие реакции негативизма. Более успешный подход содержится в формулировании ребенку неспециализированной задачи.
2. Словесная просьба взрослого возможно выполнена в том случае, в то время, когда он сумеет предотвратить данной просьбой заведомо узнаваемые ему действия ребенка, каковые самый возможны в последующий момент. Этим методом несложно овладеть, изучив привычки и характерные изюминки поведения ребенка в разных обстановках.
3. С учетом изюминок динамики процессов, которые связаны с негативизмом, допустимо успешное применение контрастных по силе стимулов. Речь заходит о последовательном предъявлении ребенку двух стимулов разной степени значимости для него, но требующих однотипного отклика. Наряду с этим сперва употребляется более сильный побудитель к действию, позже более не сильный. Первый стимул провоцирует внутренний конфликт и не разрешает рассчитывать на хороший отклик ребенка. Второй стимул употребляется через некое время с расчетом на хорошую реакцию. В этих условиях возможность хорошего реагирования на второй стимул увеличивается. Это, по-видимому, возможно растолковать тем, что организованная ранее мотивация еще сохраняется на достаточном уровне, а негативизм, проявления которого отличаются выраженной механичностью, ослабевает соответственно ослаблению второго стимулирующего действия.
4. Значительную роль в преодолении коммуникативного барьера при негативизме играется ослабление фиксации внимания
274
ребенка на моменте общения. Побуждение к действию сочетается с преднамеренным отвлечением внимания ребенка от требуемого действия, которое осуществляется как бы, кстати, нечаянно. Ослабление фиксации внимания ребенка на общении возможно достигнуто кроме этого посредством противоречивых руководств. Взаимоисключающие друг друга просьбы вводят ребенка в состояние, близкое к запредельному торможению. При неотёсанном применении этого приема ребенок действует как автомат, а при более осмотрительном — отмечается эмоционально хорошее отношение ребенка к таковой ситуации.
5. В случае, если нет конкретной возможности преодоления либо смягчения негативизма сейчас, лучше не застревать на данной неблагополучной ситуации, повторно обращаясь с просьбами к ребенку. Действия взрослого должны быть по возможности виртуозными и без неоправданных задержек и незаполненных смыслом пауз. Довольно часто такая пауза сводит на нет тот сиюминутный контакт, что был установлен в прошлый момент общения.
Темы бесед с родителями аутичного ребенка
Что испытывают сестры и братья аутичного ребенка?
В случае, если в семье имеется другие дети, то они также испытывают бытовые трудности, и родителям часто приходится жертвовать их заинтересованностями. Они смогут ощущать себя обделенными вниманием, вычислять, что родители их мало обожают. Они или разделяют заботы семьи, рано взрослеют, или дистанцируются от домашних забот, что ложится дополнительной тяжестью на плечи своих родителей.
Ранимость таковой семьи улучшается в периоды его возрастных кризисов и в те моменты, в то время, когда семья проходит определенные критические точки собственного жизненного цикла: поступление ребенка в дошкольное учреждение, в школу, достижение им переходного возраста. Наступление совершеннолетия может вызвать у семьи еще больший стресс, чем установление диагноза.
Как относятся к семье аутичного ребенка окружающие?
Семья аутичного ребенка часто лишена моральной помощи друзей, аиногда кроме того родных людей. Родителям быва-
ет тяжело растолковать окружающим обстоятельства необычного поведе-нияребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Часто семья сталкивается с недоброжелательностью соседей, недовольством людей в транспорте, в магазине, на улице а также в детском учреждении.
Но в условиях, в то время, когда имеется развитая совокупность помощи таким детям, семьи, воспитывающие аутичного ребенка при других равных условиях, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие ребенка с умственной отсталостью.
Эксперт, трудящийся с аутичным ребенком, обязан учитывать особенную ранимость его своих родителей. Особые изучения говорят о том, что напряженностью собственных переживаний семьи аутичных детей выделяются кроме того на фоне семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития. Главной причиной есть тот факт, что тяжесть положения ребенка часто оказывается для своих родителей неожиданной. Кроме того в случае, если подозрения и существуют, трудности ребенка уравновешиваются в глазах своих родителей его особенными свойствами. Исходя из этого при установлении диагноза довольно часто в возрасте 3, 4 либо 5 лет члены семьи иногда переживают тяжелый стресс, в то время, когда им информируют, что их ребенок, которого они до сих пор вычисляли здоровым и одаренным, в действительности «необучаем» и им предлагают оформить инвалидность либо поместить его в особый интернат.
Эксперт обязан дать родителям возможность осознать, что происходит с их ребенком, оказать помощь установить с ним эмоциональный контакт, ощутить собственные силы, обучиться оказывать влияние на обстановку, изменяя ее к лучшему.
Родители должны знать, что семьям, имеющим детей с подобными проблемами, полезно общаться между собой. Они не только отлично знают друг друга, но любая из них имеет собственный неповторимый опыт переживания кризисов, достижения успехов и преодоления трудностей, освоения приема конкретных ответов бессчётных бытовых неприятностей.
Как установить эмоциональный контакт с аутичным ребенком?
На первых встречах с ребенком нужно избегать прямых вопросов («Как тебя кличут?» и пр.), заглядываний ребенку в глаза, «тормошения» его для того, чтобы вывести из «задумчивости» , сильных тактильных действий. Первоначально в кон-
276
тактах с ребенком не должно быть режима и давления. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен осознать, что его опять вовлекают в привычно неприятную для него обстановку.
Все приемы должны быть направлены на то, дабы пробудить у ребенка радость эмоционального общения с родными, поставить взрослого в центр его мира, «вынудить» ребенка стремиться к общению.
Действия взрослого не должны выходить за рамки того, что делает сам ребенок. Необходимо понаблюдать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать сходу собственные игры. Первый контакт организуется на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимает себя сам.
Нужно тихо, но увлеченно заниматься чем-то, что может привлечь интерес ребенка. Делать это нужно с опаской, дабы не напугать ребенка неожиданным новым впечатлением. Необходимо следить, какое чувство действия создают на ребенка, не усиливают ли они его тревожности, не возрастают ли его моторная напряженность, стереотипные действия либо агрессия.
Нужно не забывать, что первые игровые сотрудничества нужно строго дозировать. направляться узнать, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (к примеру, то, что мяч не прыгает, а катится по полу и пр.), иначе говоря пронаблюдать за тем, как ребенок осуществляет аутостимуляцию, какими средствами, а после этого повторить эти действия для ребенка, не заостряя первоначально внимание на том, что эти действия совершил взрослый. Наблюдать наряду с этим направляться не в глаза, а на игрушку, это предоставит шанс взрослому вызвать приятные впечатления и создать базу для создания и поддержания собственного хорошего значения в глазах ребенка и понемногу предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребенка. Так, в случае, если ребенку понравится катать мяч, то возможно попытаться катать его друг другу и т. п.
Распространенной неточностью вместе с ребенком есть невольная эмоциональная фиксация матери на неудачах ребенка и, основное — неумение скрыть собственные переживания. Мать обязана тихо и незаметно помогать ребенку, подчеркивая его удачи и не фиксируя внимания на неудачах.
277
Спокойная готовность оказать помощь, вера матери в ребенка — нужное условие для снятия напряженности в отношениях ребёнка и матери, приведение их к обычным, доставляющим
радость формам общения.
Коррекционная работа с ауткчным ребенком
Коррекционная работа с таким ребенком имеет два главных направления:
1. Преодоление аффективной патологии, что особенно актуально на начальных этапах работы,
2. Формирование целенаправленной деятельности.
На этом этапе, быть может, покажутся достаточно прекрасные результаты. Это обрадует своих родителей, и они будут вычислять, что завершение коррекционной работы весьма близко. Тут наступает один из страшных моментов работы, поскольку по окончании первого «прорыва скорлупы» ребенка, первых громадных удач непременно наступает достаточно долгий этап усердной работы, необычное «плато» в удачах ребенка, без получения новых, значительных результатов.
Лишь по окончании закрепления у ребенка потребности в контакте, в то время, когда взрослый делается для него хорошим аффективным центром обстановки, в то время, когда появляется спонтанное аффективное обращение ребенка ко взрослому, возможно начать усложнение форм контактов, предложить собственные, игры формы и новые взаимодействия.
Усложнение форм контактов должно идти понемногу, с опорой на сложившийся стереотип сотрудничества. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут уничтожены и он не останется «невооружённым» в общении.
Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осмотрительного введения новых подробностей в структуру существующих форм.
Нужно строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение сотрудничества в условиях психологического пресыщения, в то время, когда кроме того приятная обстановка делается для ребенка дискомфортной, может снова погасить его аффективное внимание к взрослому, уничтожить уже достигнутое.
Нужно не забывать, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутйстических установок он ста-
278
новится более раним в контактах, и его нужно особенно беречь от обстановок конфликта с родными.
При установлении аффективного контакта нужно учитывать, что это не есть самоцелью всей коррекционной работы. Задачей есть не просто центрирование ребенка на психологе, а установление аффективного сотрудничества для совместного овладения окружающим миром.
Какие конкретно нарушения смогут появиться в диаде мать — ребенок?
У ребенка нарушается сотрудничество с матерью, он относится к матери недоброжелательно и деятельно гонит ее от себя. Существует кроме этого симбиотическая форма контакта: ребенок отказывается оставаться без матери, высказывает тревогу в ее отсутствии, не смотря на то, что и в ее присутствии он не бывает нежен с ней. Все аффективные проявления у ребенка с аутизмом однообразны. Он может проявлять аффект наслаждения чаще тогда, в то время, когда остается один и занят собственными стереотипными «играми». самый отчётливым аффект неудовольствия не редкость при попытках окружающих пробраться в его переживания либо при трансформации сложившегося стереотипа его жизни. Состояние интеллектуальных функций у детей с аутизмом очень неравномерно, зависит от клинической формы заболевания, этиологии, патогенеза, в большинстве случаев оно существенно ниже в невербальных заданиях.
Сотрудничество экспертов
и своих родителей в работе с аутичными детьми*
психолог и Врач
В практике отечественной детской психиатрии психолог, в большинстве случаев, привлекается доктором к диагностической работе. Результаты психотерапевтического изучения употребляются доктором при формулировании диагноза. Психолог деятельно включается в процесс коррекционной работы и выступает в нем как партнер доктора.
В коррекционной работе психолог и врач взаимно дополняют друг друга, осуществляя разный подход к ответу
* Разработка аналогичных сотрудничеств создана и апробирована К. С. Лебединской, О. С. Никольской и др.
поставленной задачи. Доктор определяет диагноз исходя из логики течения заболевания. Посредством медикаментозной терапии он пытается устранить болезненные симптомы и стимулировать психологическую активность ребенка. Психолог оценивает состояние ребенка, опираясь на эти обычного психологического развития, и определяет характер и степень отклонений в развитии. В коррекционной работе психолог пытается не только устранить болезненные проявления, но и, опираясь на сохранные психологические функции, отыскать возможность его социального развития. Симптомы больного процесса психолог разглядывает с позиции нарушения хода психологического развития, другими словами для него они имеют значение как особенности потребностей ребенка. Последовательность моторных, речевых, поведенческих стереотипии доктором квалифицируются как проявление заболевания, а психологом — как гиперкомпенсаторные образования, служащие для аффективной ауто-стимуляции в условиях недостатка контактов с окружающим миром.
В ходе совместной коррекционной работы вырабатывается прогноз неспециализированной социальной его больного интеграции и адаптации ребёнка в общество.
психолога и Взаимодействия врача строятся в зависимости от этапа работы.
На первой стадии приходится решать задачи устранения психогенных расстройств, обусловленных неадекватным отношением родных к ребенку посредством психотерапевтических способов действия на ребенка и семью. Тут главная роль в собственности психологу.
На втором этапе ответственными являются функции доктора по устранению психопатологической симптоматики посредством медикаментозной терапии.