Классификации нарушений в психическом развитии

Каждая наука, изучая сущность собственного объекта, пробует внести определенный элемент упорядоченности в личные представления о нем. Исследуемые явления объединяются в разнообразные группы, типы, классифицируются. И чем они многообразнее, тем больше появляется разных классификаций. Тем самым появляется возможность понимания внутренних законов исследуемых явлений. Так, классифицирование представляет собой необычный способ познания неспециализированных закономерностей, лежащих в базе научного предмета. По сути, историю науки возможно изучать по тому, как в ней происходит смена одной классификационной совокупности на другую; как осуществляется неизбежный переход от эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций к категориальным (сущностным).

Особая психология кроме этого формирует собственные подразделения разных типов нарушенного развития. Их большое количество связано, в первую очередь, с многообразием сторону элементов и свойств развивающейся психики, любой из которых может оказаться нарушенным в ходе собственного становления в связи с действием патогенных факторов.

Классификации отличаются друг от друга в зависимости от критерия, забранного в качестве основания для группировок. Смогут употребляться в один момент пара параметров — тогда классификация получает более дробный темперамент. Серьёзным свойством таковой группировки есть возможность применять ее на практике. В научных изучениях довольно часто используются так именуемые рабочие, временные классификации, выступающие в качестве запасного средства при ответе конкретных задач.

Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя различные стороны, поочередно разделять их на различные группы, другими словами осуществлять разные классификации. К примеру, по времени их происхождения. Существуют нарушения врожденные и купленные, показавшиеся уже по окончании рождения. В группы врожденных нарушений направляться выделить подгруппу, связанную с наследственной патологией, потому что не все врожденное есть наследственным, но все наследственное значительно чаще не редкость врожденным. Несколько купленных нарушений включает рано и поздно купленные. Возрастная граница между ними возможно разной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его утраты относительно сроков развития речи, тех этапов, в то время, когда обращение еще не начинала собственный формирование, периодов возраста и первоначального развития, в то время, когда обращение уже была довольно организована. Данный пример очень показателен, он демонстрирует принцип хроногенности связи тяжести расстройства с временем происхождения главного нарушения. Конкретно от последнего сильно зависит прогноз предстоящего развития, содержание и характер коррекционных мероприятий, имеющих либо не имеющих возможность опоры на период обычного функционирования психики, в случае, если такой существует.

Выбрав в качестве основания для классификации обратимость появляющихся отклонений, все многообразие их вариантов возможно поделить на необратимые, частично обратимые и фактически обратимые. В отношении последней группы нарушений, каковые способны трансформироваться в обычное развитие, очень ответственна скорость либо темпы обратимости. При таких условиях мы приобретаем еще пара подгрупп.

Довольно часто при создании классификации употребляется этиологический критерий — главная причина, привёдшая к отклонению. Сами по себе этиологические факторы очень разнообразны, что, кстати говоря, ведет к необходимости и их группировки. Тут уместно выделить нарушения церебрально-органического, психогенного и соматогенного происхождения.

Обстоятельства отклонений в развитии время от времени предельно обобщают, объединяя в две многочисленные группы — социальные и биологические. Но в столь изолированном виде эти факторы выступают очень редко. Исходя из этого при выделении групп отклоняющегося развития по этому критерию показывают на относительное преобладание в происхождении того либо иного нарушения социально негативных условий либо биологического фактора (будь то зараза, интоксикация, асфиксия либо травма).

С позиций клинического подхода классическим стало подразделение всех форм психологических расстройств на два громадных класса. Первый из них обозначается термином ретардация, запаздывание либо приостановка психологического развития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновидности ретардации — неспециализированную (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь заходит о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков — чтения, счета, письма либо особенностей личности.

Второй класс расстройств именуется асинхрония. Она характеризуется сочетанием выраженного опережения в развитии одних функций со большим отставанием темпа формирования вторых, что ведет к дисгармонии структуры психики, ее диспропорциональности и искажению.

Несложно осознать, что в качестве критерия указанного деления употребляется темповый показатель процесса психологического развития в целом и отдельных его сторон.

В. В. Ковалев к двум рассмотренным нами группам дизонтогенеза додаёт еще и третью, связанную с механизмами фиксации и высвобождения более ранних онтогенетических форм жадно-психологического реагирования.

Она характеризуется синдромами и разнообразными симптомами, видящимися при разных психологических болезнях. В первую очередь, это катотонические расстройства, разнообразные регрессивные, касающиеся уже организованных навыков, тотальный и эклективный мутизм, гиперактивность, патологические страхи, эхолалии и эхопраксии и другое.

Только ответственной представляется идея о том, что нарушение психологического развития не имеет возможности рассматриваться изолированно, оно в один момент есть компонентом дизонтогенеза в целом и одной из его фаз. Так, к примеру, имеется основания считать, что в качестве базы психологического инфантилизма выступают последствия последовательности ценогенеза (смены и нарушений характера морфофизиологических плода и изменений эмбриона).

Развивая данное положение, В. В. Ковалев подразделяет все формы дизонтогенеза на две группы в зависимости от динамических черт этиологического фактора. Поэтому он подчеркивает: «По изюминкам генеза и динамики различают эволютивный (непроцессуальный) психологический дизонтогенез, в базе которого лежит лишь нарушение развития, и процессуальный, психологический дизонтогенез, являющийся следствием больного процесса (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующее органическое заболевание головного мозга), появившегося до завершения созревания центральной нервной совокупности. Динамика непроцессуального психологического дизонтогенеза эволютивная, подчиняется неспециализированным закономерностям психологического развития, отличаясь от него по темпу, соотношению и срокам отдельных психологических свойств и функций личности. Динамика клинических проявлений процессуального психологического дизонтогенеза более сложная и зависит от темпа и тяжести течения главного заболевания. При негативном течении вероятны усиления ретардации психологического развития, нарастание его диспропорции, углубление регресса психики» (Ковалев В. В. динамика и Семиотика психологических болезней у детей и подростков. М., 1985, с. 19).

В попытках классификации отклонений в развитии употребляются и другие критерии. Так, целый спектр психологических функций возможно разделен на исполнительские (частные) и регуляторные (неспециализированные). Тогда и из расстройства, соответственно, будут включать нарушения частных функций (гнозис, праксис, обращение) и неспециализированных регуляторных, связанных с работой лобных отделов мозга. Построение для того чтобы рода классификации основано на теории трех функциональных блоков в работе мозга, созданной А. Р. Лурией.

Теория функциональных блоков сформулирована и используется в рамках нейропсихологии в целях структурного анализа нарушений психологической деятельности при локальных поражениях мозга. Но опыт говорит о том, что она возможно продуктивно использована и в особой психологии для описания механизмов отклоняющегося их классификации и развития.

Так, А. В. Семенович предлагает собственную нейропсихологическую классификацию отклонений в психологическом развитии, выделяя следующие их формы, которые связаны с незрелостью отдельных мозговых структур:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных сотрудничеств транскортикального уровня (мозолистое тело);

4) функциональная несформированность правого полушария мозга;

5) функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер);

6) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.

Потому, что речь заходит об отклонениях в психологическом развитии, то нет ничего необычного в том, что при их классификации употребляются психотерапевтические параметры. Подобные нарушения смогут в основном затрагивать сферу чувственного познания, оставляя довольно сохранной вербально-логическую и психомоторную, как и напротив. направляться оговориться, что любое деление психологической действительности на составные компоненты очень условно и является продуктом абстракции; в той же степени нужно осознавать и относительность границ между выделенными группами нарушений.

В психологии традиционно выделяются три главных класса психологических процессов — когнитивные, эмоциональные и регуляторно-волевые. Они смогут выступать очень эргономичным критерием для обозначения трех соответствующих групп отклоняющегося развития, в большей мере затрагивающих познавательную, эмоциональную либо регуляторную сферы.

В случае, если разглядывать психологическую действительность в параметрах «динамичность — статичность», то на первый замысел выступают более большие образования: психологические процессы, как самая изменчивая составляющая; психологические состояния менее психологические свойства и подвижные элементы личности как устойчивые характеристики психики человека. Основываясь на этом делении, значительно чаще обозначают два класса преимущественных нарушений в развитии в области психологических состояний и процессов и в сфере особенностей личности.

Вторая классификация, кроме этого базирующаяся на психотерапевтическом критерии, отличает расстройства в мотивационно-потребностной сфере и в операциональной. В качестве базы этого выступает положение, выдвинутое Д. Б. Элькониным, что в ходе психологического развития поочередно формируются то мотивационные компоненты психики, то операционально-исполнительские. В случае, если момент начала патогенного действия приходится на период активного формирования мотивационно-потребностной сферы, то она пострадает первично. Нарушение операционально-исполнительских функций наряду с этим выступит как следствие, потому что фаза их развития идет и сильно зависит от мотивационного компонента. С той же возможностью мы можем замечать и обратную картину.

Существует еще одно достаточно простое, но не лишенное практического смысла деление отклонений в развитии на монофакторные и мультифакторные. К первым относятся расстройства, в базе которых лежит патология какого-либо одного органа либо совокупности, к примеру зрения, слуха, либо двигательной сферы и т. д. Мультифакторные отклонения в развитии включают комбинацию двух либо более патологий, к примеру слепоглухота либо сочетание глухоты с умственной отсталостью и т.п.

Возможно применение более частных параметров, к примеру отдельных психологических функций либо форм деятельности. Тогда возможно выделить группы лиц с преимущественным нарушением восприятия, памяти, внимания, психомоторики, антиципации, письма, чтения, счета, звукопроизношения и т. д. В каждой их указанных групп предполагается наличие подгрупповых образований, к примеру по видам восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т. д.; по предметному содержанию восприятия: восприятие предметов, пространства, картинок, лиц и т. п.

Нужно оговориться, что тут мы перешли к особенному методу классифицирования. Нетрудно подметить, что термином «частные критерии» мы обозначили совсем разнородные образования — восприятие и письмо, счет и психомоторику. Для того чтобы рода классификации, применяющие пара несвязанных оснований, именуются эмпирическими. Они кроме этого бессчётны, но в отличие от вышеприведенных категориальных, в силу собственной практической направленности, болей популярны. Приведем примеры некоторых из них. Одна из аналогичных классификаций выделяет следующие группы отклонений в развитии (либо группы детей с отклонениями в развитии):

1) дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);

2) дети с задержкой психологического развития;

3) дети с астеническими, конфликтными переживаниями и реактивными состояниями;

4) дети с психопатоподобными формами поведения;

5) умственно отсталые дети;

6) дети с начальными проявлениями психологических болезней (шизофрения, эпилепсия и др.) (Коберник Г. Н. Синев. В. Н. Введение в профессию дефектология. Киев, 1984.).

Привлекает внимание разноплановость в образовании указанных групп, что типично для феноменологических и прагматически ориентированных классификаций. Последнее отражается в фиксации главного нарушения с ориентацией на определенный тип помощи либо коррекционное учреждение. Отечественный комментарий не нужно осознавать как упрек в адрес эмпирических схем, потому что они, непременно, целесообразны и нужны. Помимо этого, создание подлинно научной, общепризнанной классификации неизбежно требует формирования бессчётных эмпирических группировок. Отсутствие в особой психологии единой универсальной классификации отклонений в развитии лишний раз говорит о необычайной сложности этого феномена. Нелишне сослаться и на то, что долгое время, как уже говорилось, особая психология развивалась в виде довольно зависимых, изолированных отраслей (тифлопсихология, сурдопсихология и т. д.). Сущностному пониманию природы психогенетических отклонений не уделялось должного внимания. Исходя из этого механическое соединение и рядоположение предметных областей разных разделов особой психологии не имело возможности привести к созданию требуемой совокупности.

Возвратимся опять к эмпирическим классификациям. Т. А. Власова и М.С. Певзнер воображают иную группировку:

1) дети с отклонениями в развитии, позванными с органическими нарушениями ЦНС;

2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;

3) дети с отклонениями в связи с депривационными обстановками.

Еще одна классификация, предложена В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым:

1) дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (задержка и умственная отсталость психологического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;

6) дети с искривленным (дисгармоничным) развитием.

Г. Н. Коберник и В. Н. Синев строят похожую классификацию, выделяя следующие группы:

1) дети со стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития на базе органического поражения центральной нервной совокупности;

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями;

5) дети с комплексными расстройствами;

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с задержкой психологического развития;

8) дети с психопатическими формами поведения.

Как видно из приведенных примеров, кое-какие подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены только в единичных вариантах, наконец, два класса из одной совокупности в второй объединяются. При всей кажущейся разнородности приведенных классификаций, они все же имеют определенное неспециализированное основание. В качестве такового выступают условия либо факторы обычного психологического развития, выделенные в свое время А. Р, Лурией и представленные на рисунке 7.1.

Классификации нарушений в психическом развитии Классификации нарушений в психическом развитии Сохра-

Классификации нарушений в психическом развитии Классификации нарушений в психическом развитии -нность

структур

и функций

ЦНС

Классификации нарушений в психическом развитии

Сохранность речевых сохранность анализаторных

Классификации нарушений в психическом развитии Классификации нарушений в психическом развитии Совокупностей обычное совокупностей

психологическое

развитие

Классификации нарушений в психическом развитии Классификации нарушений в психическом развитии Классификации нарушений в психическом развитии
Классификации нарушений в психическом развитии

Классификации нарушений в психическом развитии Классификации нарушений в психическом развитии

Адекватное возрасту

Физическое воспитание и

Здоровье обучение

Рис. 7.1.условия обычного психологического развития

Нам хотелось бы зафиксировать внимание еще на одной стороне приведенных примеров. Создатели эмпирических классификаций стремятся отразить в них самые типичные по качеству чёрта различных форм отклонений в развитии. Помимо этого, выделенные группы не должны быть через чур громадными либо через чур небольшими и дробными. Последовательность классификаций отражает существующую совокупность особого образования — группы соответствуют типам особых школьных и дошкольных учреждений. Вот по какой причине в эмпирических классификациях отсутствует показатель возраста, правильнее, он представлен в усеченной форме — лишь школьники и дошкольники. Лица с отклонениями в развитии зрелого возраста не упоминаются, не смотря на то, что и являются предметом изучения особой психологии. В случае, если несколько не бессчётна и для нее не может быть создано особое учреждение, то она значительно чаще не включается в классификацию. Исходя из этого «образовательное пространство», другими словами существующая совокупность особого образования выступает, так, в качестве меры, задающей масштаб выделяемых групп.

И наконец, современный специалист в области особой психологии и коррекционной педагогики обязательно должен быть знаком с «Классификацией психологических и поведенческих расстройств» интернациональной совокупности заболеваний 10-го пересмотра», принятой Глобальной организацией здравоохранения и действующей на данный момент. Она кроме этого относится к классу эмпирических и содержит пара разделов. Первый из них — умственная отсталость, дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая, и «вторая» и «не уточненная».

Потом направляться широкий раздел под рубрикой «Нарушения психологического развития», включающий своеобразные расстройства школьных навыков и речи (чтение, счет, письмо). Раздельно обозначены так именуемые неспециализированные расстройства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с стереотипными движениями и умственной отсталостью. Ко мне же включен синдром Аспергера и другие неспециализированные нарушения.

Следующий класс — «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в большинстве случаев в детском и подростковом возрасте», к числу которых относятся патологии активного внимания и гиперкинетические нарушения поведения. Со своей стороны, раздел «Расстройства поведения» объединяет поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи; не социализированные и социализированные расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие и др. Рубрика «Смешанные расстройства эмоций и поведения» включает депрессивные и иные эмоций и нарушения поведения.

Потом направляться раздел «Эмоциональные расстройства, своеобразные для детского возраста». Ко мне относятся тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фобические тревожные расстройства детского возраста; социальное тревожное нарушение детского возраста; нарушение сиблингового соперничества и др.

Следующая несколько объединяет нарушения социального функционирования: эклективный мунтизм, реактивное нарушение привязанности детского возраста и др.

«Тикозные расстройства» рассматриваются раздельно; они представлены транзиторными тикозными расстройствами, хроническими двигательными голосовыми тикозными расстройствами, комбинированными голосовыми и множественными двигательными тикозными расстройствами и проч.

Завершающей рубрикой являются «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в большинстве случаев в детском и подростковом возрасте». Ее составляют неорганический энурез, неорганический энкопрес, нарушение питания в младенческом возрасте, поедание несъедобного в детстве и младенчестве, стереотипные двигательные расстройства, заикание, обращение взахлеб и др.

Эта классификация, само собой разумеется, имеет очень дробный темперамент, она детализирована и многогранна. Кое-какие употребляемые в ней термины смогут показаться непривычными и непонятными. Однако при знакомстве с данной классификацией, снабженной подробными качественными описаниями тех либо иных отклонений и диагностическими параметрами их оценок, терминологические затруднения легко преодолеваются.

Приведенная совокупность — плод долгой работы огромного числа исследователей, она всегда изменяется и дорабатывается по мере накопления все новых клинических и психотерапевтических фактов. Ее создание содействует оптимизации и активизации интернационального сотрудничества экспертов в одной области, являясь одновременно удобным рабочим инструментом в исследовательской практике.

Но принятие интернациональной совокупности не отменяет развития и практики существования собственных национальных классификаций в разных государствах.

На данный момент у нас громаднейшую популярность, если судить по числу ссылок, купила классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.

1. Психологическое недоразвитие, обычной моделью которого есть умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — полиформная несколько, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной разными степенями и ретардацией обратимости.

3.Поврежденное психологическое развитие обрисовывает случаи, при которых ребенок имел достаточно долгий период обычного развития, нарушенного болезнями (в первую очередь, центральной нервной совокупности) либо травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6.. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Обычной моделью данного вида дезонтогенеза смогут быть разные формы психопатий.

Эта классификация кроме этого есть эмпирической. Она достаточно компактна потому, что представленные в ней группы громадны по собственному качественному составу (полиформны). Но конкретно исходя из этого она эргономична в применении.

Мы не просто так так детально остановились на вопросах классификаций, поскольку разнообразие и наличие классификаторов в определенной мере отражает состояние науки. Помимо этого, начинающие психологи довольно часто придерживаются какой-то одной схемы и пробуют вписать в ее рамки все полученные ими эмпирические материалы. К сожалению, это не всегда удается. Исходя из этого не нужно абсолютизировать один вид классификаций, игнорируя все остальные. Многообразие форм отклонений в развитии не имеет возможности вместиться ни в одну из них, сейчас существующих, кроме того самую дробную. Углубление отечественных знаний о сущности отклоняющегося развития в один момент с отсутствием используемой их группировки и систематизации выступает веским стимулом для новых классификационных схем.

Возвращаясь к вышеприведенной классификации В. В. Лебединского, направляться указать, что она выстроена на базе вторых и, например, включает в себя классификации Г. Е.Сухаревой, Л. Каннера и Я. Луща. Таковой движение в науке очень распространен. Не всегда удается (да и не всегда в этом имеется надобность) создать принципиально новую совокупность. Чаще ученые идут по пути расширения и уточнения прошлых группировок, делая их более дифференцированными. Примером последнего может служить сравнительно не так давно предложенная классификация отклонений в развитии Н. Я. М и Семаго. М. Семаго, воспроизведенная нами с позволения авторов на рисунке 7.2.

Авторы пара видоизменили совокупность В. В. Лебединского, в один момент введя в нее новые группы. Так, все многообразие отклонений в развитии разбито ими на четыре громадных класса: недостаточное развитие, асинхронное развитие, поврежденное и дифицитарное развитие.

Недостаточное развитие со своей стороны делится на тотальное недоразвитие, представленное тремя формами: несложной уравновешенный тип, аффективно-неустойчивый тип и тормозимо-инертный; задержанное, включающее: темпово-задержанный (гармонический инфантилизм) и неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм), и парциальную несформированность высших психологических функций, содержащую подгруппы с преобладанием несформированности регуляторного, вербального и вербально-логического компонента и с парциальной несформированностью смешанного типа.

Асинхронное развитие представлено двумя видами: дисгармоническое развитие экстрапунитивного, интрапунитивного и апатического типа и искаженное развитие с преимущественными нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах, и с сочетанием того и другого.

Поврежденное развитие обрисовано авторами посредством двух подразделов: локального поврежденного и диффузно поврежденного развития.

И наконец, дефицитарное развитие кроме этого содержит две группы: раннедефицитарное и позднедефицитарное развитие.

Нетрудно подметить, что кроме классического метода классифицирования авторы применяли и нейропсихологический подход, что делает данную совокупность более глубокой и всесторонней. Это дает основание вычислять ее новым, не смотря на то, что и далеко не последним шагом на пути анализа многообразных форм дизонтогенеза.

Подводя итог напомним, что для современной психологии по большому счету и особой психологии в частности, как но и для многих пограничных с нею дисциплин, характерно преобладание эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций. Таковыми являются современные классификации типов личности, темперамента, акцентуаций, психопатий, агнозий, апраксий и т. д.

Феноменологический подход, как уже было сообщено, есть неизбежным и нужным этапом на пути познания глубинной сущности изучаемых явлений. Для особой психологии это особенно актуально, потому что до недавнего времени неприятность классифицирования отклонений в развитии, как и неприятность сущности самого феномена отклоняющегося развития по большому счету не осознавалась как таковая. Отклонения в развитии рассматривались как явления самоочевидные и не нуждающиеся в особом толковании. А группировки их видов соотносились с главными типами особых школ.

По мере повышения качественного разнообразия бессчётных вариантов нестандартного психогенеза все более остро поднимается вопрос изучения их механизмов и сущности. Одним из способов либо направлений его решения и представляется способ классифицирования.

Контрольные вопросы

1. Чем разъясняется многообразие форм отклонений в развитии?

2. В чем состоит отличие теоретических и эмпирических классификаций?

3. Каковы ключевые принципы классификаций различных форм отклонений в развитии?

4. В чем преимущества и недочёты классификации В. В. Лебединского?

5. Чемо11ределянж;яюзможностигозданияновь1хклассификаций?

Литература

1. ГонеевА.Д. идр. Базы коррекционнойпедагогики. М.,1999.

2. КоберникГ. И., Синев В. Н. Введение в профессию дефектология. Киев, 1984.

3. Ковалев В. В. диагностика и Семиотика психологических болезней у детей и подростков. М., 1985.

4. Коррекционная педагогика/Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999.

5. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Базы дефектологии. М., 1990.

6. Лебединский В. В. Нарушения психологического развития в детском возрасте. М., 2003.

7. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

8. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997.

9. Интернациональная классификация заболеваний (10-й пересмотр). СПб., 1994.

10. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.

11. Семенович А. В. коррекция и Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте. М., 2002.

12. Усанова О. Н. Особая психология. М., 1990.

Классификации нарушений в психическом развитии

Рис. 7.2.типология отклоняющегося развития Н. Я. М и Семаго. М. Семаго

Глава 8

Людмила Енькова: Классификация нарушений психического развития | Вилла Папирусов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: