«Мало людей я так обожаю и без того уважаю, как его», — писал Карл Маркс об известном русском революционере-народнике Германе Лопатине, довольно часто и нежданно оказавшемся в скромной квартире Маркса и кроме этого довольно часто и неожиданно исчезавшем. И не просто громадная дружба связывала этих людей. Маркс видел в собственном молодом приятеле одного из смелых русских революционеров.
Герман Лопатин не был марксистом, но он осознавал огромное значение трудов Маркса для мирового революционного перемещения. По поручению собственных петербургских товарищей он взялся за перевод главного труда Маркса — «Капитала» на русский язык. Это была тяжёлая работа. Нежданно помощь пришла от самого автора. Оказалось, что Маркс уже В первую очередь 60-х гг. XIX в. настойчиво изучал русский язык. И изучал он его чтобы просматривать в подлиннике произведения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Неотступно смотреть за развитием революционной борьбы в далекой России.
Произведения Чернышевского приводили Маркса в восхищение. Он видел в Николае Гавриловиче уникального и вождя русских и глубокого мыслителя революционеров 60-х гг. Маркса очень вол повала будущее Чернышевского, сосланного царским правительством на каторгу.
В 1870 г. Лопатин покинул работу над переводом I тома «Капитала», чтобы уехать в Сибирь и предпринять наглую попытку высвободить Чернышевского из ссылки (см. стр. 463).
Работу Лопатина завершил второй переводчик, и в 1872 г. 1 том «Капитала» показался в русском переводе. Это первенствовал перевод труда Маркса на зарубежный язык. Карл Маркс писал: «Б России, где «Капитал» больше просматривают и ценят, чем где бы то ни было, отечественный успех еще больше».
Многие русские революционеры-народники начали знакомиться с произведениями Энгельса и Маркса и пропагандировать их среди рабочих. Они излагали главные положения «Капитала» в особых, так называемых «ряженых», брошюрах в виде сказок, аллегорических (иносказательных) повестей.
Одной из самых распространенных «ряженых» нелегальных книжек была «Сказка о Мудрице Наумовне» известного революционера С. Кравчинского.
В отыскивании мудреца, что бы научил, «как сделать, дабы замолк стон народный, дабы высохли слезы народные», храбрец сказки попадает к старцу Науму. Он знакомится с его дочерьми-бабочками, (революционными книжками), каковые «летают по свету и учат людей уму-разуму», (занимаются революционной пропагандой). Одна из них, Мудрица Наумовна, оказывает помощь храбрецу сказки облететь мир, взглянуть, как живут и борются рабочие люди в капиталистической Англии.
Раскрывая суть данной аллегории, создатель писал в конце собственной «Сказки»: «Но которая из книжек была моей Мудрицей Наумовной — которая из них перенесла меня в Англию, которая продемонстрировала мне, как живется британскому народу? Эта книжка, написанная одним из основных распространителей того самого интернационального альянса рабочих, про что я сказал тебе неоднократно. Имя этому человеку — Карл Маркс, а именуется эта книжка «Капитал».
Еще в 1870 г. русские революционеры, вынужденные уехать за границу из-за преследования царских правительства, создали русскую секцию I Интернационала (см. стр. 388) и просили К. Маркса быть ее представителем в Главном Совете Интернационала, на что тот с удовольствием дал согласие.
Карл его друг и Маркс Фридрих Энгельс осуждали неверную утопическую теорию русских революционных народников. Одновременно с этим они восхищались смелым единоборством маленькой группы революционеров с царским режимом.
В беседе с народовольцем Николаем Морозовым Маркс сказал, что ему, как и практически всем передовых Америки и людей Европы, дела русских революционеров представлялись «чем-то совсем сказочным, похожим на фантастические романы».
К. Маркс воодушевлял на первых рабочих и борьбу-революционеров. И ткач Петр Алексеев, и столяр Степан Халтурин, и другие просматривали его произведения, а один из организаторов «Северного альянса русских рабочих» — Виктор Обнорский виделся с Марксом за рубежом.
Несколько рабочих, входивших в партию «Народная воля», обратилась с письмом к Марксу:
«Гражданин!
Класс передовой интеллигенции России, в любой момент пристально смотрящий за идейным развитием Европы и чутко реагирующий на него, с восхищением встретил появление Ваших научных работ. Лучшие тенденции русской судьбы нашли в них собственный научное подтверждение. «Капитал» сделался настольной книгой грамотных людей… что касается нас, глубокоуважаемый гражданин, то, зная, с каким интересом Вы смотрели за всеми стадиями борьбы русских революционеров, мы рады возможности констатировать сейчас, что самое тяжелое время данной борьбы уже миновало… Мы радостны выразить Вам, глубокоуважаемый гражданин, чувство глубокого уважения от имени всей социально-революционной партии в РФ».
Маркс пристально прочел «Программу рабочих участников партии «Народная воля» и сделал пометки, планируя вернуть ее со собственными замечаниями авторам.
Маркс думал, что по окончании реформы 1861 г. Российская Федерация находится незадолго до революции. В 1882 г. в предисловии к новому изданию «Коммунистического манифеста» он вместе с Ф. Энгельсом написал: «…Российская Федерация представляет собой авангард революционного перемещения в Европе».
Многие русские революционеры побывали у Карла Маркса, разговаривали с ним. Еще больше было таких, каковые изучали его произведения и понемногу убеждались в правоте марксизма, освобождались от своих неверных, утопических представлений о революции и народе и делались марксистами.
Уже в начале 80-х гг. марксизм начал вытеснять утопическое народническое учение, распространенное в среде русских революционеров.