Какие существуют определения понятия «наука»?

Дидактический принцип единства учебной и научной работы в ВУЗах свидетельствует, что в ходе подготовки кадров учителям нужно научить студентов не только отлично осуществлять практические процессы собственной будущей деятельности, но осознавать ее недочёты, проводить научные изучения и укоренять их итоги (знания) в практику, это значит творчески доходить к собственной работе. Обучение студентов научно-исследовательской работе ведется по двум направлениям: в ходе научно-учебной работы (в то время, когда студенты пишут рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы) и в рамках студенческого научного сообщества в свободное от занятий время (подготовка докладов на научные конференции, написание статей и т.д.).

В современной методологии научных изучений выделяются два вида знаний: предметные, которые связаны с опытной практической работой и регулятивно-нормативные (методологические), направленные на научное познание предметно-практической деятельности.

Цель курса «Базы научных изучений» – дать студентам главные теоретические, методические и организационные знания о проведении научно-учебных работ, научных изучений и оформлении их результатов в соответствии с общепринятыми нормами. Учебная программа предусматривает знакомство студентов со спецификой научного познания, методами и принципами научных изучений, и методикой оформления и подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ.

В итоге освоения курса студент обязан знать:

? специфику науки, ее цели, функции, итоги, виды научных изучений;

? законы, правила познания, общелогические, общенаучные и особые способы изучения;

? главные приемы выбора актуальной темы для изучения и методы составления программы его проведения;

? алгоритмные поиски информации в документных источниках информации и в электронных информационных ресурсах;

? способы работы с текстом;

? оформления и методику подготовки учебно-научных работ.

В итоге освоения курса студент обязан мочь:

? составлять программу научного изучения;

? разбирать научную литературу по теме изучения;

? оформлять другие выписки и цитаты из текста научной литературы;

? ссылаться на факты и оформлять библиографические ссылки на источники информации.

Тема 1. Неспециализированное представление о науке

Вопросы:

1. Какие конкретно существуют определения понятия «наука»?

2. В чем состоит специфика научной деятельности?

3. Какие конкретно цели, функции и результаты науки?

4. Какие конкретно сложились формы познания и виды научных изучений?

Цель — организовать представление о том, что такое наука, ее специфика; либо, функции, итог, уровни научного познания, формы чувственного и рационального познания, виды научно-исследовательских работ.

Какие конкретно существуют определения понятия «наука»?

В научной литературе существуют разные определения понятия наука. Большая часть современных ученых разглядывают ее в трех ипостасях: как своеобразная сфера (вид) людской деятельности; социальный университет; совокупность (совокупность) научных знаний. Но при определении понятия наука исходят из первой и третьей ее сущностей. К примеру, методолог и белорусский философ В.К. Лукашевич пишет, что Наука — это сфера людской деятельности, направленной на теоретическую систематизацию и производство объективных знаний о природной, социальной и духовной действительности (1, С. 15). Второе определение науки как совокупности научных знаний звучит так Наука как совокупность знания — это совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной действительности (1, С. 15).

Всю совокупность познавательных действий людей принято подразделять на две группы: 1) деятельность, которая осуществляется в рамках конкретных видов деятельности человека (предметно-практической, коммуникативной, ценностно-ориентировочной) и 2) деятельность, которая ведется в рамках науки как особенного вида деятельности человека, направленная на производство новых знаний об окружающей действительности. Следовательно, выделяется познание, накопленное вне науки, которое вырабатывается при создании определенной продукции, средств труда, художественных образов и т.д. и научное познание как совокупность, в которой научная информация (знания) подчиняются неспециализированной структуре. Как совокупность наука выступает в следующих формах: 1) в форме публичного сознания либо осознания; 2) в форме публичной практики, включающей теории, методологии, кадровый потенциал, информационное обеспечение научных учреждений.

Давая определение понятия наука, П.Я. Панковская в курсе лекций Методика научны изучений (Мн., 2002) подчеркивает об необходимости наряду с этим учитывать два события: первое, наука представляет собой не просто сумму каких-либо знаний о настоящем мире, а совокупность точно организованных и проверенных положений о явлениях и их глубоких связях, это значит о законах общества и природы, сформулированных средствами особенных понятий, суждений, умозаключений, каковые носят название научные. Во-вторых, наука — это не клад интересных людей, а результат деятельности всего человечества, она подчинена целям развития публичной практики. Научное познание, выделим еще раз, это совокупность познавательных действий, направленных на теоретическую систематизацию и создание знаний о природе, обществе, человеке, технике. По данной причине и сложились, как мы знаем, следующие комплексы наук: естественные, социальные (либо публичные), гуманитарные и технические науки.

Наука зародилась, следовательно, в ответ на публичные потребности в знаниях, но предстоящее ее развитие длилось не только под действием социально-экономических факторов, но и под действием внутренних детерминантов (закономерностей, идей и т.д.). Исходя из этого среди ученых существовало и до сих пор имеется две точки зрения: один создатель думает, что наука начинается по своим внутренним законам (так называемый интерналистский подход), другие отстаивают положение, что наука начинается под действием внешних социально-экономических факторов (так званый экстерналистский подход). По всей видимости более верным нужно считать, что это две закономерности развития науки. К такому выводу подошел и узнаваемый русский методолог науки Г.И. Рузавин (С.27-28).

Психология. Понятие, предмет, объект и методы психологии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: