Экспериментальная психология 10 глава

1. Новорожденный — 0-10 дней.

2. Грудной — 10 дней-1 год.

3. Раннее детство — 1-2 года.

4. Первый период детства — 3-7 лет.

5. Второй период детства — 8-12 лет (мальчики), 8-11 лет (девочки).

6. Подростковый — 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки).

7. Юношеский— 17-21 год (приятели), 16-20 лет (дамы).

8. Средний: первый период — 22-35 лет (приятели), 21-35 лет (дамы); второй период — 36-60 лет (приятели), 36-55 лет (дамы).

9. Пожилой возраст — 61-75 лет (приятели), 55-75 лет (дамы).

10. Старческий возраст — 75-90 лет.

11. Долгожители — 90 лет и старше.

4.5. Экспериментальные переменные и методы их контроля

Экспериментатор контролирует догадку о причинной связи двух явлений, А и В. Понятие «причинность» есть одним из самые сложных в науке. Существует последовательность эмпирических показателей причинной связи между двумя явлениями. Первый показатель — разделенность следствия и причины во времени и предшествование обстоятельства следствию. В случае, если исследователь обнаруживает трансформации в объекте по окончании экспериментального действия, если сравнивать с подобным объектом, что действию не подвергался, у него имеется предлог сказать о том, что экспериментальное действие вызвало изменение состояния объекта. сравнение и Наличие воздействия объектов являются нужными условиями для того чтобы вывода, потому что не всегда предшествующее событие — обстоятельство последующего.

Отлет гусей на юг отнюдь не есть обстоятельством выпадения снега через месяц. Второй показатель — наличие статистической связи между двумя переменными (следствием и причиной). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться трансформацией величины второй. В противном случае говоря, между переменными обязана наблюдаться или линейная корреляция, как между уровнем вербального интеллекта и школьной успеваемостью, или нелинейная корреляция, как между степенью эффективности и уровнем активации научения (закон Йеркса—Додсона).

Наличие корреляции — недостаточное условие для вывода о причинно-следственной связи, поскольку сообщение возможно случайной либо обусловленной третьей переменной.

Третий показатель — причинно-следственная сообщение регистрируется, в случае, если экспериментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей А и В, не считая как причинной, и все другие другие обстоятельства происхождения явления В исключены.

Проверка экспериментальной догадки о причинной связи двух явлений производится следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую обстоятельство: она выступает в качестве экспериментального действия, а следствие — изменение состояния объекта — регистрируется посредством какого-либо измерительного инструмента. Экспериментальное действие помогает для трансформации свободной переменной, которая есть яркой обстоятельством трансформации зависимой переменной. Так, экспериментатор, предъявляя испытуемому сигналы разной околопороговой громкости, изменяет его психологическое состояние — испытуемый или слышит, или не слышит сигнал, что ведет к разным моторным либо вербальным ответам («да» — «нет», «слышу» — «не слышу»).

Внешние («другие») переменные экспериментальной ситуации экспериментатор обязан осуществлять контроль. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные переменные, каковые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, личные изюминки испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая значительна для изучаемой связи между следствием и причиной. При проверке личной догадки уровень дополнительной переменной обязан соответствовать ее уровню в изучаемой действительности. К примеру, при изучении связи уровня развития яркого и опосредованного запоминания дети должны быть одного возраста. Возраст в этом случае — дополнительная переменная. В случае, если же проверяется неспециализированная догадка, то опыт проводится при различных уровнях дополнительной переменной, т.е. с участием детских групп различного возраста, как в известных опытах А. Н. Леонтьева по изучению развития опосредованного запоминания. Дополнительная переменная, очень значимая для опыта, именуется «главной». Контрольной переменной именуется дополнительная переменная, которая в факторном опыте делается второй основной.

Сущность опыта пребывает в том, что экспериментатор варьирует свободную переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и осуществляет контроль внешние (побочные) переменные.

Исследователи различают различные виды свободной переменной: качественную («имеется подсказка» — «нет подсказки»), количественную (уровень финансового вознаграждения).

Среди зависимых переменных выделяются базовые. Базовая переменная — единственная зависимая переменная, на которую влияет свободная переменная. Какие конкретно свободные, зависимые и внешние переменные видятся при проведении психотерапевтического опыта?

4.5.1 Свободная переменная

Исследователь обязан стремиться оперировать в опыте лишь свободной переменной. Опыт, где это условие соблюдается, именуют чистым опытом. Но значительно чаще на протяжении опыта, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение возможно позвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух переменных. К примеру, в опыте по выработке несложного двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве свободной переменной, а скорость выработки навыка — зависимой переменной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая воздействует на результаты — увеличивает число неточностей и сокращает скорость выработки навыка.

Центральная неприятность при проведении экспериментального изучения — выделение свободной переменной и ее изоляция от вторых переменных.

В качестве свободных переменных в психотерапевтическом опыте смогут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности обстановки (внешние условия);

3) управляемые изюминки (состояния) испытуемого.

Последние довольно часто именуют «переменными организма». Время от времени выделяют четвертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т. д.), но, на мой взор, они относятся к дополнительным переменным, потому, что на них нельзя воздействовать, а возможно только учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.

Черта задания — то, чем может манипулировать экспериментатор более либо менее вольно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экспериментатор варьирует лишь характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении значительно больше шансов. Экспериментатор может варьировать стимулы либо материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный либо невербальный ответ), поменять шкалу оценивания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которых обязан достигнуть испытуемый на протяжении исполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства, каковые имеет испытуемый для ответа задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять совокупность наказаний и поощрений на протяжении исполнения задания и т.д.

К изюминкам обстановки направляться отнести те переменные, каковые конкретно не входят в структуру экспериментального задания, делаемого испытуемым. Это возможно температура в помещении, ситуация, наличие внешнего наблюдателя и т.д.

Экспериментальная психология 10 глава

Опыты по обнаружению результата социальной фасилитации (усиления) проводились по следующей схеме: испытуемому давалась какая-либо сенсомоторная либо интеллектуальная задача. Он сперва делал ее в одиночку, а после этого в присутствии другого человека либо нескольких людей (последовательность, очевидно, изменялась в различных группах). Оценивалось изменение продуктивности испытуемых. В этом случае задача испытуемого оставалась неизменной, изменялись только внешние условия опыта.

Что может варьировать экспериментатор?

Во-первых, это физические параметры обстановки: размещение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, шумы и звуки, температура, размещение мебели, окраска стен, время проведения опыта (время суток, продолжительность и т.д.). Другими словами все физические параметры обстановки, не являющиеся стимулами.

Во-вторых, это социально психотерапевтические параметры: изоляция — работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку — работа с группой и т.д.

В-третьих, это взаимодействия и особенности общения испытуемого (испытуемых) и экспериментатора.

Если судить по публикациям в научных изданиях, за последние годы быстро возросло количество экспериментальных изучений, в которых используется варьирование внешних условий.

К «организменным переменным», либо неуправляемым чертям испытуемых, относятся физические, биологические, психотерапевтические, социально-психотерапевтические и социальные показатели. Традиционно их относят к «переменным», не смотря на то, что большая часть из них есть неизменным либо довольно неизменным в течении судьбы. Влияние дифференциально-психотерапевтических, демографических и других константных параметров на поведение индивида изучают в корреляционных изучениях. Но авторы большинства книжек по теории психотерапевтического способа, к примеру М. Мэтлин, относят эти параметры к числу свободных переменных опыта.

В большинстве случаев, в современном экспериментальном изучении дифференциально-психотерапевтические изюминки индивидов, такие как интеллект, пол, возраст, социальное положение (статус) и т.д., учитываются в качестве дополнительных переменных, каковые контролируются экспериментатором в общепсихологическом опыте. Но эти переменные смогут преобразовываться во «вторую главную переменную» в дифференциально-психотерапевтическом изучении, и тогда употребляется факторный замысел.

4.5.2 Зависимая переменная

Психологи имеют дело с поведением испытуемого, исходя из этого в качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. К ним относятся: число неточностей, которое совершила крыса, пробегая лабиринт; время, которое затратил испытуемый при ответе задачи, трансформации мимики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д.

Выбор поведенческого параметра определяется исходной экспериментальной догадкой. Исследователь обязан ее максимально конкретизировать, т.е. добиться того, дабы зависимая переменная была операционализирована — поддавалась регистрации на протяжении опыта.

Параметры поведения условно возможно поделить на формально-динамические и содержательные. Формально-динамические (либо пространственно-временные) параметры достаточно легко поддаются аппаратурной регистрации. Приведем примеры этих параметров.

1. Точность. Чаще всего регистрируемый параметр. Потому, что большая часть заданий, предъявляемых испытуемому в психотерапевтических опытах, являются задачами на успехи, то точность либо противоположный параметр — ошибочность действий — будет главным регистрируемым параметром поведения.

2. Латентность. Психологические процессы протекают скрытно от внешнего наблюдателя. Время от момента предъявления сигнала до выбора ответа именуется латентным временем. В некоторых случаях латентное время есть серьёзной чёртом процесса, к примеру при ответе мыслительных задач.

3. Продолжительность, либо скорость, выполнения. есть чёртом аккуратного действия. Время между окончанием и выбором действия его исполнения именуют скоростью действия (в отличие от латентного времени).

4. Темп, либо частота, действий. Наиболее значимая черта, в особенности при изучении несложных форм поведения.

5. Продуктивность. Отношение числа неточностей либо качества исполнения действий ко времени исполнения. Помогает серьёзной чёртом при изучении научения, познавательных процессов, процессов принятия ответа и т. д. Содержательные параметры поведения предполагают категоризацию формы поведения или в терминах обыденного языка, или в терминах той теории, предположения которой проверяются в данном опыте.

Распознавание разных форм поведения — дело намерено обученных специалистов либо наблюдателей. Требуется большой опыт, дабы характеризовать один поступок как проявление покорности, а второй — как проявление подобострастия.

Неприятность фиксации качественных изюминок поведения решается при помощи: а) разработки карт и обучения наблюдателей наблюдения; б) измерения формально-динамических черт поведения посредством тестов.

Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при трансформации условий опыта в течение времени. Валидность зависимой переменной выяснена лишь в конкретных условиях опыта и применительно к определенной догадке.

Возможно выделить три типа зависимых переменных: 1) одновременную; 2) многомерную; 3) фундаментальную. В первом случае регистрируется только один параметр, и именно он считается проявлением зависимой переменной (между ними существует функциональная линейная сообщение), как, к примеру, при изучении времени несложной сенсомоторной реакции. Во втором случае зависимая переменная многомерна. К примеру, уровень интеллектуальной продуктивности проявляется во времени решения задачи, его качестве, трудности решенной задачи. Эти параметры смогут фиксироваться независимо. В третьем случае, в то время, когда известно отношение между отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, параметры рассматриваются в качестве доводов, а сама зависимая переменная — в качестве функции. К примеру, фундаментальное измерение уровня агрессии F(a) рассматривается как функция отдельных ее проявлений (а) мимики, пантомимики, брани, рукоприкладства и др.

F(a) =f(a1,а2,… ,аn).

Существует еще одно ответственное свойство зависимой переменной, то есть — сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к трансформациям свободной. Сущность в том, что манипуляция свободной переменной воздействует на трансформацию зависимой. В случае, если же мы манипулируем свободной переменной, а зависимая не изменяется, то зависимая переменная несензитивна по отношению к свободной. Два варианта проявления несензитивности зависимой переменной взяли заглавия «эффект и» эффект «потолка пола». Первый случай видится тогда, в то время, когда предъявляемая задача так несложна, что уровень ее исполнения довольно много выше всех уровней свободной переменной. Второй эффект, наоборот, появляется тогда, в то время, когда задание так сложно, что уровень его исполнения выясняется ниже всех уровней свободной переменной.

Итак, как и другие компоненты психотерапевтического изучения, зависимая переменная должна быть валидна, надежна, владеть чувствительностью к трансформации уровня свободной переменной.

Существуют два главных приема фиксации трансформаций зависимой переменной. Первый используется чаще всего в опытах с участием одного испытуемого. Изменение зависимой переменной регистрируется на протяжении опыта за трансформацией уровня свободной переменной. Примером есть фиксация результатов в опытах по научению. Кривая научения представляет собой хороший вариант тренда — трансформации успешности исполнения заданий в зависимости от числа проб (времени проведения опыта). Для обработки таких данных используется статистический аппарат анализа трендов. Второй прием фиксации трансформации уровня свободной переменной именуются отсроченным измерением. Между эффектом и воздействием проходит определенный временной отрезок, его продолжительность устанавливается по времени отдаленности следствия от обстоятельства. К примеру, прием дозы алкоголя увеличивает время сенсомоторной реакции не сходу, а по прошествии определенного времени. То же самое возможно сообщить о влиянии заучивания конкретного количества зарубежных слов на успешность перевода текста на редкий язык: эффект проявляется не сходу (в случае, если проявляется).

4.5.3 Отношения между переменными

В базе построения современной экспериментальной психологии лежит формула К. Левина — поведение имеется ситуации и функция личности:

B = f (P; S).

Необихевиористы ставят в формулу вместо Р (личность) О (организм), что более совершенно верно, в случае, если вычислять испытуемыми не только людей, но и животных, а личность редуцировать к организму.

Как бы то ни было, большая часть экспертов по теории психотерапевтического опыта, в частности МакГиган, считают, что в психологии существуют два типа законов: 1) «стимул—ответ»; 2) «организм—поведение».

Первый тип законов обнаруживается на протяжении экспериментального изучения, в то время, когда стимул (задача, обстановка) — это свободная переменная, а зависимая переменная — ответ испытуемого.

Второй тип законов есть продуктом способа измерения и систематического наблюдения, потому, что особенностями организма руководить посредством психотерапевтических средств запрещено.

Существуют ли «пересечения»? Очевидно. Так как в психотерапевтическом опыте обычно учитывается влияние так называемых дополнительных переменных, большая часть из которых есть дифференциально-психотерапевтическими чертями. Следовательно, имеется суть добавить в системные законы «и» список, обрисовывающие влияние обстановки на поведение личности, владеющей определенными особенностями. Но в психофизиологических и психофармакологических опытах возможно влиять на состояние здоровья, а на протяжении формирующего опыта — целенаправленно и необратимо изменять те либо иные свойства личности.

В хорошем психотерапевтическом поведенческом опыте устанавливается функциональная зависимость вида

R = f(S),

где R — ответ, a S — обстановка (стимул, задача). Переменная S систематически варьируется, а детерминируемые ею трансформации ответа испытуемого фиксируются. На протяжении изучения проявляются условия, при которых испытуемый ведет себя тем либо иным образом. Итог фиксируется в форме линейной либо нелинейной зависимости.

Второй тип зависимостей символизируется как зависимость поведения от личностных особенностей либо состояний организма испытуемого:

R = f (О) либо R = f(P).

Исследуется зависимость поведения испытуемого от того либо иного состояния здоровья (заболевания, усталости, уровня активации, фрустрации потребностей и т.д.) либо от личностных особенностей (тревожности, мотивации и т.д.). Изучения проводятся с участием групп людей, различающихся по этому показателю: свойству либо актуальному состоянию.

Экспериментальная психология 10 глава

Конечно, эти две строгие зависимости являются несложными формами взаимоотношений между переменными. Вероятны более сложные зависимости, устанавливаемые в конкретном опыте, например, факторные замыслы разрешают распознать зависимости вида R = f (S1, S2), в то время, когда ответ испытуемого зависит от двух варьируемых параметров обстановки, а поведение есть функцией среды и состояния организма.

Остановимся на формуле Левина. В общей форме она высказывает идеал экспериментальной психологии возможность угадать поведение конкретной личности в определенной обстановке. Переменная «личность», которая входит в состав данной формулы, вряд ли может рассматриваться только как «дополнительная». Традиция необихевиоризма предлагает применять термин «промежуточная» переменная. Сейчас за такими «состояниями» — личности и переменными свойствами — закрепился термин «переменная-модератор», т.е. посредник.

Разглядим главные вероятные варианты взаимоотношений между зависимыми переменными. Существует, как минимум, шесть видов связи переменных. Первый, он же несложный, — отсутствие зависимости. Графически он выражается в форме прямой, параллельной оси абсцисс на графике, где по оси абсцисс (X) отложены уровни свободной переменной. Зависимая переменная не чувствительна к трансформации свободной (см. рис. 4.8).

Монотонно возрастающая зависимость отмечается тогда, в то время, когда повышению значений свободной переменной соответствует изменение зависимой переменной (см. рис. 4.9).

Монотонно убывающая зависимость отмечается, в случае, если повышению значений свободной переменной соответствует уменьшение уровня свободной переменной (см. рис. 4.10).

Нелинейная зависимость U-образного типа обнаруживается в большинстве опытов, в которых выявляются изюминке психологической регуляции поведения: (см. рис. 4.11).

Экспериментальная психология 10 глава

Экспериментальная психология 10 глава

Инвертированная U-образная зависимость получается в бессчётных экспериментальных и корреляционных изучениях как в психологии личности, мотивации, так и в социальной психологии (см. рис. 4.12).

Последний вариант зависимости обнаруживается не так довольно часто, как прошлые, — сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня свободной (см. рис. 4.13).

При выборе метода описания трудится «принцип экономии». Любое простое описание лучше, чем комплексное, даже если они одинаково успешны. Исходя из этого доводы, распространенные в отечественных научных дискуссиях типа «Все значительно сложнее в действительности, чем воображает создатель» как минимум тщетны. Тем более что нет человека, который знает, как «в действительности».

Так именуемое «комплексное описание», «многомерное описание» имеется обычно легко попытка уйти от ответа научной неприятности, метод маскировки личной отсутствия компетенции, которую желают скрыть за путаницей корреляционных связей и сложными формулами, где все всему равняется.

4.5.4 Контроль переменных

направляться различать контроль свободной переменной и контроль «других» либо внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль свободной переменной пребывает в ее активном варьировании либо знании закономерности ее трансформации. Второй суть понятия «контроль» — управление внешними, «другими» переменными опыта. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.

Различают два главных метода контроля свободной переменной. Эти методы лежат в базе двух типов эмпирического изучения: активного и пассивного. Отметим, что в психологии к активным относятся деятельностный способ (опыт) и коммуникативный (беседа), а к пассивным — измерение и наблюдение. Пассивные способы именуют кроме этого способами систематизированной регистрации, либо систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).

В опыте контроль свободной переменной производится посредством активного манипулирования, варьирования. При систематизированном наблюдении (кроме этого — измерении) контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений свободной переменной из уже существующих переменных. Примером активного контроля есть, к примеру, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и отлично успевающих при изучении влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.

При планировании изучения направляться иметь в виду, что правила, предъявляемые к формированию замысла для активного и пассивного изучений, одинаковые, за исключением контроля эффектов, которые связаны с экспериментальным действием.

Существует пара главных приемов контроля над влиянием внешних («других») переменных на итог опыта:

1) элиминация внешних переменных;

2) константность условий;

3) балансировка;

4) контрбалансировка;

5) рандомизация.

Эти приемы, очевидно, не разрешают абсолютно избежать действий со стороны «других» переменных, но их исполнение есть необычной профилактической процедурой: мытье рук перед едой не дает 100 %-й гарантии от заболевания дизентерией, но значительно снижает возможность заболевания.

4.5.5 Определение внешней переменной

Диаграмма последовательности шагов в ходе контроля переменных [МакГиган, 1993] (рис. 4.14).

Разглядим последовательно разные методы контроля внешних переменных.

1. Элиминация. самый простой по сути, но не по возможностям осуществления «радикальный» метод контроля. Экспериментальную обстановку конструируют так, дабы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. К примеру, в психофизических лабораториях довольно часто создаются экспериментальные камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, электромагнитных полей и вибрационного воздействия. Но обычно элиминировать влияние внешних переменных нереально. К примеру, тяжело представить себе, как возможно исключить влияние таких переменных, как пол, возраст либо интеллект.

Экспериментальная психология 10 глава

2. Создание константных условий. В случае, если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной обстановки, то исследователю приходится делать их неизменными. Наряду с этим влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях свободной переменной и в течении всего опыта. Но эта стратегия не разрешает абсолютно избежать результата смешения: эти, полученные при константных значениях внешних переменных, возможно переносить лишь на те настоящие обстановки, в которых значения внешних переменных такие же, какими они были при изучении. Исследователь пытается сделать неизменными внешние пространственно-временные условия проведения опыта. В частности, экспериментальные пробы либо наблюдение за поведением проводятся со всеми испытуемыми в одно да и то же время суток и в одинаковый сутки семь дней, к примеру в понедельник в 9 часов утра. Но это не гарантирует спасения от результата смешения. Допустим, мы тестируем уровень достижений школьников при ответе несложных арифметических задач. Школьники-«совы», у которых уровень работоспособности приходится на вторую половину дня, будут в менее благоприятном состоянии, чем школьники-«жаворонки». Если они преобладают в группе, то их результаты будут смещены если сравнивать с результатами, каковые имели возможность бы оказаться на главной совокупности.

Экспериментальная психология 10 глава

направляться стандартизировать технику проведения изучения и оборудование экспериментальных помещений (звуки, запахи, окраску стен, вид фурнитуры, размещение мебели и т.д.).

Исследователь пытается сделать константными дополнительные переменные — уравнять группы испытуемых по главным значимым для изучения личным чертям (уровню образования, полу, возрасту).

Экспериментатор обязан предъявлять инструкцию одинаково всем испытуемым (очевидно, кроме те случаи, в то время, когда она изменяется в соответствии с замыслом опыта). Он обязан стремиться сохранять неизменными интонацию и силу голоса. Рекомендуется записывать инструкцию на магнитофон и предъявлять запись (не считая особенных случаев).

3. Балансировка. В тех случаях, в то время, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения опыта либо константности условий слишком мало, используют технику балансировки результата от действия внешних переменных. Балансировка используется в двух обстановках: 1) в том случае, если нереально идентифицировать внешнюю переменную; 2) в том случае, если возможно ее идентифицировать и применять особый метод для контроля данной переменной.

Разглядим метод балансировки влияния неспецифических внешних переменных. Он пребывает в том, что в дополнение к экспериментальной группе в замысел опыта включается контрольная несколько. Экспериментальное изучение контрольной группы проводится в тех же условиях, что и изучение экспериментальной. Отличие в том, что экспериментальное действие осуществляется лишь на испытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено только внешними переменными, а в экспериментальной — совместным действием внешних и свободной переменных.

Очевидно, наряду с этим нельзя выделить своеобразное влияние каждой внешней переменной и особенности для того чтобы влияния свободной переменной из-за результата сотрудничества переменных.

1. Метод балансировки с применением контрольной группы (рис. 4.16).

2. Метод балансировки с выделением результата внешней переменной (рис 4.17)

Чтобы выяснить, как воздействует на зависимую переменную та либо другая внешняя переменная, применяют замысел, включающий более чем одну контрольную группу. В общем случае число контрольных групп в экспериментальном замысле должно быть N = п + 1, где п — число внешних («других») переменных. Вторая контрольная несколько помещается в экспериментальные условия, где исключено воздействие одной из внешних переменных, воздействующих на зависимую переменную экспериментальной и первой контрольной групп. Различие в итогах 1-й и 2-й контрольных групп разрешает выделить своеобразное влияние одной из внешних переменных.

Экспериментальная психология 10 глава Экспериментальная психология 10 глава

Экспериментальная психология


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: