Именительный, винительный падеж для обозначения места.
Дательный падеж для обозначения лица («Дай Ване») и
направления (предлог наряду с этим опускается: «Иди маме»).
Творительный падеж в значении действия каким-либо
орудием («Ем ложкой»).
Предложный падеж со значением
места (предлог опускается: «Лежит сумке»).
Родительный падеж с предлогом «у», «ш»; творительный падеж со значением совместного действия с предлогом «с» («с мамой»); предложный падеж со значением места с предлогами «на», «в» («на столе»).
Родительный падеж с предлогами «для», «по окончании» («для папы», «по окончании обеда»).
Винительный падеж с предлогами «через», «под» («через дорогу», «под стол»).
Родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела («до скамьи»), с предлогом «вместо» («вместо Вовы»).
Уже в младшем возрасте дошкольник усваивает связь между словами в предложении.
К трём годамон деятельно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит несложными распространенными предложениями.
К четырём годамсловарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, глаголы и прилагательные, но понемногу кроха начинает использовать и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Ответственным показателем правильности речи ребёнка 3-4-летнего возраста есть умение применять предлоги и верно согласовывать существительные с прилагательными. * Кроха начинает осваивать прилагательные, каковые обозначают уже не только конкретные, но и отвлечённые показатели, к примеру: радостный, холодный, храбрый. Формируются обобщающие понятия. Так, кроха говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления: «Прилетели голуби, воробьи».
Ребенок четвертого года судьбы уже достаточно обладает речью, дабы высказывать словами собственные мысли и просьбы, высказывать отношение к замеченному. Сейчас для дошкольника характерна громадная любознательность. Ребёнок все чаще задает вопросы взрослым, пытается к общению с ними. Так мелкий Почемучка расширяет собственные знания об окружающем мире. « Для предстоящего речевого и интеллектуального развития принципиально важно, дабы у малыша к 3-4 годам был накоплен определенный словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной речевой практики.
Одновременно с этим для успешного овладения грамматикой обычно слишком мало обеспечить ребенку богатое правильные образцы и речевое общение для подражания. Грамматическая совокупность русского очень сложна (недаром русский язык считается одним из самые трудных для изучения в качестве зарубежного). В русском языке довольно много исключений из неспециализированных правил, каковые ребёнку нужно не только запомнить, но и обучиться самостоятельно использовать в речи, в противном случае неминуемо появятся неточности. К примеру, кроха усвоил окончания творительного падежа существительных -ом, -ем: «мячиком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова: «палоч-ком», «тучем», не подозревая о существовании вторых окончаний -ой, -ей. Так же смогут оказаться ошибочные слова «домы», «поезды» (по аналогии со словом «столы») либо появятся наровне со словосочетанием «довольно много домов» такие, как «довольно много карандашов» либо «довольно много этажов».
Взрослому нужно исправлять неточности ребёнка. Наряду с этим внимание малыша должно быть сосредоточено на верной грамматической форме. Взрослому не нужно повторять допущенную ребёнком неточность — лучше пара раз сказать верную форму. Исправление неточности будет более действенным, в случае, если взрослый даст ребенку пара подобных примеров. А значительно лучше, в случае, если кроха
сам сможет попрактиковаться в верном потреблении самые сложных вариантов трансформации слов. Данной цели помогают разнообразные грамматические игры.
У детей 4-х лет фраза делается дольше — количество слов в ней может доходить до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения мелкого человека. Как следствие этого возрастает количество грамматических неточностей в речи. Новые слова ребёнок не всегда верно употребляет, не успевая в один момент смотреть за их грамматической формой и смысловым содержанием.
Средний дошкольный возраст — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову его звучанию. Ребёнок формирует личные слова по привычным ему грамматическим примерам. В следствии появляются такие забавные дет ские словечки, как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа) и тому подобные. В этом проявляется рвение малыша осознать и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, нужны особые грамматические игры. Цель таких игр — автоматизация верных (нормативных) вариантов словообразования.
Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие по грамматике позволяет познакомить ребёнка дошкольного возраста со всеми грамматическими формами родного языка. Разглядывая картины и отвечая на вопросы к ним, ребенок в ходе игры понемногу поймёт суть каждой грамматической формы и обучается верно использовать их в собственной речи.
Эта книга станет первым книжкой ребёнка по родному языку. Кроха под управлением взрослого сможет заниматься по ней, понемногу приобретая в этот самый момент же закрепляя на практике собственные морфологические и синтаксические навыки.
В игровой форме юный исследователь будет обучаться проводить собственные первые наблюдения за родным словом, у него разовьются интерес и чуткость к форме собственной речи.
Учебно-игровой материал находится в книге по мере его усложнения, начиная с игр, в которых от малыша требуется сообщить несложную фразу из двух слов, засунуть в нее пропущенное слово в нужной грамматической форме. Со временем задания усложняются — ребёнок обучается самостоятельно составлять простые распространенные предложения, отвечая на вопросы взрослого либо пользуясь опорными словами.
Преимуществом данной книги есть то. что с целью проведения с ребёнком обрисованных в ней грамматических игр не нужно никаких дополнительных материалов в виде игрушек либо картин. Все нужные иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остается лишь открыть ее и начать занятие с ребенком.