В изучениях В.И. Селиверстова анализируется развитие логопедии в донаучный период истории отечественной логопедии (Старая Русь).
А.В. Безлюдова(1893 г.) создала развития и объективную картину создания логопедической науки со второй половины 19 в. по первую четверть 20 в. Она выделяет 4 этапа:
2. 1861 – 1880
3. 1881 – 1900
4. 1901 – 1925
Разглядим их.
Первый этап. В РФ до 2-ой четверти 19 века нет конкретных изучений по логопедии. Первая работа Христофора Лагузена «О заикании» (1838 г.). На этом этапе материал по патологии речи по большей части находился в обзорах и переводах работ зарубежных авторов. Но монография Лагузена превосходит работы зарубежных ученых. Проявление интереса к голосовым патологии способностям и проблеме речи, возросшие социально-экономические потребности общества, в особенности в речевых профессиях, и смена стиля общества, породило активное развитие наук о человеке. В недрах анатомии, физиологии накапливались знания о голоса и патологии речи. В случае, если в зарубежных изучениях находился эмпирический подход, то в монографии Лагузена – исследовательский. При анализе речевых нарушений он реализовывал систематичности и принцип последовательности.
У большинства авторов способы преодоления нарушений речи носили симптоматический, медицинский темперамент. Кое-какие авторы ссылались на применение особых медицинских способов. В ряде работ находились указания на дидактические способы, но они носили тренажерный темперамент: медсестра в работе с заикающимися продолжительное время занимается закреплением произношения тяжёлых слогов.
На этом этапе создавались базы для создания в РФ независимой области знаний о патологии речи.
Второй этап.Количество обзоров и переводов работ существенно преобладает над отечественными изучениями, число которых возрастает. В этих работах решаются многие неприятности патологии речи.
Приоритет в изучениях последовательности неприятностей афазии в собственности А.Я. Кожевникову (1874), В.М. Тарновскому (1867, 1868).
Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия.
В РФ из последовательности медицинских психологии и наук выделяется особая область знаний – логопатология (А. Кусмауль, 1877). Начинает формироваться представление о ее объекте – человеке с патологией речи. Формируется предмет изучения, способы изучения речевой патологии – в основном наблюдение. Вместе с тем разрабатываются и организационные способы – сравнение разных форм речевой патологии, конечно интерпретационные способы. Но особых работ, посвященных неспециализированной теории по патологии речи еще не было.
Большая часть авторов начинают изучить патологию речи как независимую патологическую единицу: на смену описаний внешних проявлений приходит исследование некоторых ее функций. В базе этих изучений значительно чаще лежат умозрительные схемы, учитывающие лишь внешние, не всегда значительные характеристики патологии речи.
При изучении этиологии, симптоматики, механизмов, при разработке способов коррекции многие авторы применяют развития и принципы системности. Предметом изучения значительно чаще есть изучение механизмов речевых нарушений.
Кроме способов преодоления заикания, начинают разрабатываться способы исправления звукопроизношения, ринолалии, тахилалии, но они носят тренажерный характер. При голоса расстройств и коррекции речи чаще употребляются медицинские способы.
Так, на втором этапе определяется тенденция к теоретическому изучению эмпирического материала по патологии речи и начинает формироваться особая область знаний – логопатология, логопедия же как наука еще не сложилась.
Третий этап.Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном замысле. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897), Остроградсткого (1898) и др. позволяют делать выводы о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии последовательности явлений, относящихся к нарушениям речи.
Намечается 2 главных подхода к изучению расстройств речи:
1. механистический – исполнение упражнений не учитывая структуры недостатка;
2. функциональный.
В работах Олтушевского, Хмелевского,Сикорского, Андруса и др. обширно употребляется принцип системности. Довольно часто во связи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и предупреждения расстройств и методы преодоления речи, употребляется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, темперамент которого зависит от разнообразных факторов.
Анализируются расстройства речи у детей.
Учение выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. Употребляются разные способы изучения: эмпирический, организационный (сравнительный анализ). Преодоление речевых расстройств понемногу выделяется в особый раздел учения об этих расстройствах. Используется симптомологический подход (проявление нарушения не учитывая его механизма).
В недрах логопатологии понемногу зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые способы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы, учитывается роль личности и микросоциальной среды.
Случилось образование независимой области знаний – логопатологии, на которой начала формироваться логопедия (логопатия – нарушения речи имеют первичный темперамент).
Четвертый этап. Количество работ советских авторов существенно превосходит количество работ зарубежных авторов, анализируются все формы речевой патологии – Богданов-Березовский, Неткачев, Доброгаев («Картавость, ее лечение и происхождение») и др.
Определяются различные подходы к изучению патологии речи:
- физиологический (Доброгаев)
- неврологический (Аствацатуров)
- психотерапевтический (Неткачев), что получает громадное значение в 30-е годы (Р.Е. Левина ).
Логопедия получает статус независимой науки. В преодолении речевых нарушений большая часть применяет дифференцированный подход.