Профессия преподавателя весьма старая. Роль педагога в прогрессивном развитии общества велика хотя бы по причине того, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более большом уровне развития общества. Исходя из этого в какой-то мере возможно заявить, что педагог формирует будущее общества, будущее его культуры и науки. Неудивительно, что всегда известные деятели просвещения высоко ценили роль преподавателя в жизни общества. Должность преподавателя отлична, как никакая вторая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», – писал Я.А. Коменский.
Значимость роли преподавателя в прогрессивном развитии общества выяснил К.Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» (1857): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным участником великого организма, борющегося с пороками и невежеством человечества, посредником между всем, что было добропорядочного и большого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и хороша и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».
В данной цитате Ушинский разносторонне, образно, емко, как в формуле, отобразил все функции педагога и социальные роли. Позднее исследователи – философы, социологи, психологи, педагоги – назовут те же социальные функции преподавателя, о которых в свое время писал великий педагог.
Социальные функции педагога претерпевают трансформации вместе с развитием общества, потому, что педагог живет в обществе и вместе с ним переживает все происходящие в нем эволюционные и революционные перемены. В различные исторические эры социальная роль педагога изменялась: от уровня наемного ремесленника до гос служащего. Подчеркивая необыкновенное значение социальной роли педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий в 1925 г. писал: «У преподавателя сейчас более непростые задачи, чем у политика, публичного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе. Он есть, а правильнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, вождем всемирный культурной революции». В тот период в Польше, по окончании Первой мировой ставшей независимым страной с уничтоженной экономикой и усиливающимся национальным самосознанием, социальная роль педагога существенно возросла. Ф. Знанецкий дал ясное и меткое, пара преувеличенное, но убедительное сравнение и весьма высоко оценил социальную функцию педагога.
Итак, примеры истории обосновывают, что функции учителя и социальная роль зависят от самой истории общества. В это же время в них имеется что-то постоянное и неспециализированное для различных эпох и исторических периодов.
1. Педагог делает роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) публичного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной степени содействует формированию людей, обладающих новыми и прогрессивными производственными разработками, экспертов, скоро осваивающих все передовое в разносторонней судьбе общества. Так, в прогрессивном развитии общества, в ускорении этого развития, без сомнений, имеется большая часть многолетнего труда и сил педагога.
2. Опытный педагог образовывает преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, сообщает опыт исторического прошлого общества перспективному будущему.
3. Своеобразная функция педагога– делать роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В данной роли он выступает как носитель и хранитель многообразных публичных сокровищ: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Всю жизнь накапливая эти ценности в себе, он после этого передает их молодому поколению. Следовательно, роль педагога не сводится только к аккумулированию, он в один момент есть и главным звеном в механизме передачи молодым ценностного опыта, накопленного старшими. По сути, тут прослеживается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, дабы передать.
4. Педагог выступает как эксперт, оценивающий культуру общества, опыт публичных взаимоотношений, поведения и взаимоотношений людей. Из неспециализированного фонда культуры он выбирает тот материал, что будет ценен (с субъективной точки зрения) для применения в воспитательно-образовательной работе с детьми. В данной функции роль педагога не всегда прогрессивна, время от времени она возможно и консервативной, потому, что педагоги старшего поколения вычисляют все то, что происходило в их юные и юные годы, идеальным, практически совершенным, а новые веяния в жизни иногда принимают как разрушающие прошлые устои, а потому неприемлемые.
5. Педагог – это лицо, уполномоченное обществом воображать мир молодежи перед старшим поколением. Опытный педагог, как никто второй, знает характерные физиологические и другие особенности и психологические черты детей, подростков, юношей и девушек, возможности и своеобразие их разностороннего развития на различных возрастных ступенях. Исходя из этого он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать собственные суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать публичное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.
6. Еще одна, чуть ли не основная, социальная функция педагога– формирование духовного мира молодежи в соответствии с ценностями и принципами конкретного общества. Конкретно над этим педагог трудится неизменно, формируя у подрастающего поколения знания, убеждения и понятия о правилах людской общежития в соответствии с нормами и принципами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих сокровищах, педагог учит ее регулировать собственный поведение в соответствии с этими сокровищами, жить по правилам милосердия и доброты, терпимости, гуманности и уважения по отношению к вторым.
Социальные функции педагога конкретизируются в опытных функциях.
Опытные функции педагога, особенности его профессии.Опытные функции педагога – это функции, имеющие яркое отношение к его учебно-воспитательной деятельности. Они реализуются в отношениях с детьми (воспитанниками) и их родителями, сотрудниками (преподавателями) и администрацией школы, управлением образования, представителями общественности и внешкольными воспитательными учреждениями.
Ниже приводится краткая черта опытных функций педагога в различных видах педагогической деятельности.
1. Воспитательная функция есть главной, она постоянна по времени, постоянна как процесс и самая широкая по охвату. Она ни при каких обстоятельствах не заканчивается, относится ко всем возрастным группам людей. Конкретно благодаря воспитанию происходит развитие и целенаправленное формирование разносторонне и гармонично развитой личности.
2. Обучающая функция. Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности опытного педагога. Систематическим обучением может заниматься лишь достаточно подготовленный специалист. Одновременно с этим обучение является главным средство воспитания. Обучая, преподаватель развивает у обучающегося в большинстве случаев интеллектуальные и познавательные свойства, и формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические эмоции, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир.
3. Коммуникативная функция. Педагогическая деятельность немыслима без общения. Конкретно благодаря общению, в ходе общения педагог воздействует на воспитанников, координирует собственные действия с действиями сотрудников, своих родителей обучающихся, ведет всю учебно-воспитательную работу. Сейчас изучением неприятностей педагогики общения и педагогического общения занимаются многие ученые-педагоги (И.И. Рыданова, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик и др.), психологи (С.В. Кондратьева, К.В. Вербова, А.А. Леонтьев, Я.Л. Коломинский и др.).
4. Организаторская функция. Опытный педагог имеет дело с различными группами воспитанников, сотрудниками, родителями обучающихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать с ними действия различного характера, он обязан отыскать место каждому участнику педагогического сотрудничества, дабы его способности наилучшим образом проявились. Педагог решает, какое учебно-воспитательное занятие направляться организовать, в то время, когда (час и день) и где (школа, класс, музей, лес и т. п.) его совершить, кто и в какой роли в нем будет принимать участие, какое оборудование (оформление) пригодится. Хорошая организация воспитательного процесса снабжает и большой итог.
5. Коррекционная функция связана с тем, что педагог всегда отслеживает, диагностирует движение учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты. По ходу работы ему приходится вносить коррективы в действия воспитанников и свои действия. В случае, если учебно-воспитательный процесс не корректировать, его итог может оказаться непредсказуемым.
В психологии и педагогике имеется и другие суждения о опытных функциях (и соответствующих педагогических свойствах) преподавателей. Так, взяли широкое признание изучения психолога Н.В. Кузьминой, совершённые еще в 1960-е гг. Согласно ее точке зрения, главные опытные функции преподавателя следующие: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая (познавательная).
Иную классификацию опытных функций преподавателя предлагает психолог А.И. Щербаков. Он дробит их на две многочисленные группы: 1) общетрудовую, куда входят функции, изученные Н.В. Кузьминой (гностические заменены исследовательскими); 2) фактически педагогическую. Суть таковой классификации пребывает в том, что первая несколько функций возможно отнесена не только к профессии педагога, но и ко многим вторым.
Воображают интерес суждения и подход ученых Ю.Н. Ку-люткина (педагог) и Г.С. Сухобской (психолог) о функциональных ролях преподавателя. В собственной работе на различных стадиях учебно-воспитательного процесса преподаватель выступает в роли практического исполнителя собственных замыслов, после этого – в роли исследователя и методиста. Ученые справедливо отмечают, что одинаковый преподаватель в зависимости от этапа учебно-воспитательной работы может выступать то в одной, то в второй, то в третьей функции.
направляться подчернуть, что опытные функции педагога смогут рассматриваться раздельно лишь условно, в действительности они взаимосвязаны. Так, обучающая функция есть частным случаем воспитательной, коммуникативная обслуживает все остальные функции, организаторская соотносится со всеми прошлыми, а коррекционная есть условием успеха всей учебно-воспитательной деятельности и, следовательно, связана с соответствующими функциями.
Особенности педагогической профессии пребывают в следующем.
1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный темперамент. Это указывает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на возможность. Педагог постоянно заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить собственных воспитанников. Следовательно, ему нужно профессионально обладать опытом прошлого, отлично ориентироваться в нашей жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, каковые смогут случиться в грядущей судьбе.
2. Из рассмотренной особенности вытекает следующая: организации и концентрическое расположение содержания учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, кроме того одних и тех же, черт личности происходит в течение многих лет, все более расширяясь, пополняясь новыми чертями, а в чем-то и изменяясь, т. е. происходит уточнение и углубление представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т. п. педагоги начинают вырабатывать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте.
3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) – неизменно развивающийся и изменяющийся динамичный индивид (либо несколько). Он имеет потребности, цели, мотивы деятельности, ценностные ориентации и интересы, каковые регулируют его поведение. Следовательно, педагогу приходится «приспосабливать» собственную работу к изюминкам этого объекта, дабы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В совершенстве вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное сотрудничество между воспитанником и воспитателем.
4. Педагогическая деятельность имеет коллективный темперамент. В школе и других учебно-воспитательных учреждениях трудится не педагог-одиночка, а один из участников педагогического коллектива. Это особенно проявляется в классе, где трудятся 8-10 учителей-предметников и, не считая преподавателей, имеется еще воспитатели. Любой из них достигнет прекрасных результатов лишь тогда, в то время, когда будет выработана неспециализированная цель на возможность.
На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов любой преподаватель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, обогащает коллектив чем-то своим и, со своей стороны, обогащается сам. Силен и оптимален тот коллектив, в котором имеется различные преподаватели: юные и пожилые, начинающие трудиться и умелые, женщины и мужчины, любители различных видов мастерства. Конкретно в коллективе преподаватель приобретает помощь при затруднений, появляющихся в работе.
5. Целенаправленная и организованная опытная деятельность педагога протекает в природной и социальной среде. Среда представляет собой замечательный, не смотря на то, что довольно часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, влияющий на формирование и развитие личности. На молодого человека, не считая педагога, влияют и СМИ, и круг общения; все, что несет в себе данные. В ситуации, в то время, когда на развитие личности в один момент воздействует довольно много факторов, педагогу приходится вести «конкурентную борьбу» с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.
6. Из названных изюминок вытекает следующая: творческий темперамент педагогической деятельности. Диагности руя и оценивая динамичную учебно-воспитательную обстановку, педагог всегда корректирует намеченные операции, действия и приёмы, ищет новые, оптимальные дороги успехи цели. Педагог в живой работе не имеет возможности ограничиться только накопленным опытом профессиональной деятельности, он всегда ищет новое, пополняет и обогащает запас методов и приёмов работы.
7. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, время от времени существенно. О том, каким стал, повзрослев, его бывший воспитанник, оправдал ли надежды гениальный ученик, преподаватель определит лишь много лет спустя.
В данной особенности имеется и хорошая сторона: преподаватель живет в признательной памяти собственных бывших учеников. Тут уместно обратиться к идее, которой, пожалуй, не одна тысяча лет: у людей имеется потребность запечатлеть себя в других. Значительно чаще преподаватель не ставит перед собой особую задачу запечатлеть себя в собственных учениках, но это происходит само собой, независимо от его сознания.
8. Преподаватель не имеет права на неточность: в его руках будущее человека. Образно говоря, работа преподавателя выполняется набело сходу, без черновиков и репетиций, в силу того, что его воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а на данный момент, сейчас. В каждый сфере деятельности неточность практически в любое время без важных последствий возможно исправить, устранить брак. Другое дело – педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не подметить склонности ребенка к чему-либо (музыке, рисованию и т. п.) Непроявившийся талант – это вина преподавателя.
Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо неблаговидных поступках, не имея на то оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и первым делом – к преподавателю.
9. Изюминкой профессии педагога есть гуманизм: вера в хорошее начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание оказать помощь вторым в непростых жизненных обстановках.
10. Преподаватель-специалист не только учит вторых, но и сам всегда учится, совершенствуя собственный мастерство. Если он не будет пополнять собственные знания, то наступит время, в то время, когда нечего будет отдавать вторым. Постоянное образование – характерная изюминка педагогической профессии.
Опытные качества современного преподавателя.Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев, психолог русский и выдающийся педагог, писал, что одним из ответственных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества преподавателя. Он указал на необходимость наличия у преподавателя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причем особенное внимание уделял остроумию, ораторским свойствам, артистичности. К наиболее значимым качествам личности преподавателя возможно и необходимо отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психологического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном сотрудничестве. Громадное значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражаются неспециализированная высокий профессионализм и культура учителя его педагогической деятельности.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, каковые смогут быть весьма близки к свойствам, и качества фактически личностные. К серьёзным опытным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексию, причем все эти качества в данном контексте понимаются лишь в педагогическом нюансе (к примеру, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т. д.). Профессионально значимые качества личности преподавателя у А.К. Марковой близки к понятию «свойство». К примеру, педагогическая наблюдательность – это свойство по ясным перемещениям просматривать человека, как будто бы книгу (перцептивные способности), педагогическое целепола-гание – свойство преподавателя производить сплав из целей общества и собственных собственных и после этого предлагать их для обсуждения и принятия ученикам.
Разглядывая равно как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических свойств – проективными и рефлексивно-перцептивными. В изучении Л.М. Митиной было выделено более 50 личностных особенностей преподавателя (как профессионально значимых качеств, так и фактически личностных черт). Приведем перечень этих особенностей: вежливость, вдумчивость, взыскательность, чувствительность, культурность, внимательность, самообладание и выдержка, гибкость поведения, гражданственность, человечность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, честность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, рвение к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного преимущества, чуткость, эмоциональность. Данный неспециализированный список особенностей образовывает психотерапевтический портрет совершенного преподавателя. Стержнем его являются фактически личностные качества – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Одним из главных профессионально значимых качеств личности педагога есть личностная направленность. В соответствии с Н.В. Кузьминой, это один из наиболее значимых субъективных факторов успехи вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая заинтересованностями, склонностями, убеждениями, совершенствами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него еще и интерес к самим обучающимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание собственных свойств.
Выбор основных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) действительно педагогическую; 2) формально педагогическую; 3) ложнопедагоги-ческую. Лишь первый тип направленности содействует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.
Главным мотивом действительно педагогической направленности есть интерес к содержанию педагогической деятельности (согласно данным Н.В. Кузьминой, данный мотив характерен более чем для 85 % студентов педагогического института). В педагогическую направленность как верховный ее уровень включается призвание, которое соотносится в собственном развитии с потребностью в избранной деятельности. На данной высшей ступени развития – призвания – педагог не мыслит себя без школы, без деятельности и жизни собственных учеников.
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет за собой невозможность действенного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, каковые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, но содействуют ее успешности. Негативные качества ведут к понижению эффективности педагогического труда, а качества профессионально недопустимые обусловливают опытную непригодность преподавателя. Разглядим эти качества подробнее. К доминантным качествам относятся:
• социальная активность, способность и готовность деятельно помогать ответу публичных неприятностей в сфере профессионально-педагогической деятельности;
• целеустремленность – умение направлять и применять все качества собственной личности на достижение поставленных педагогических задач;
• уравновешенность – свойство осуществлять контроль собственные поступки в произвольных педагогических обстановках;
• желание трудиться со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми на протяжении учебно-воспитательного процесса;
• свойство не теряться в экстремальных обстановках – умение оперативно принимать оптимальные педагогические ответы и функционировать в соответствии с ними;
• обаяние – сплав духовности, вкуса и привлекательности;
• честность – честность в общении, добросовестность в деятельности;
• справедливость – свойство функционировать беспристрастно;
• современность – осознание преподавателем собственной принадлежности к одной эре с учениками (проявляется в рвении отыскать общность заинтересованностей);
• человечность – умение и стремление оказать ученикам квалифицированную педагогическую помощь в их личностном развитии;
• эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания;
• педагогический такт – соблюдение общечеловеческих взаимодействия и норм общения с детьми с учетом их возрастных и лично-психотерапевтических изюминок;
• толерантность – терпеливость в работе с детьми;
• педагогический оптимизм – вера в его способности и ученика.
Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.
Среди негативных качеств возможно назвать:
– пристрастность – выделение из среды обучающихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение антипатий и симпатий по отношению к воспитанию;
– неуравновешенность – неумение осуществлять контроль собственный временное психологическое состояние, настроение;
– мстительность – свойство личности, проявляющееся в рвении сводить индивидуальные счеты с учеником;
– гордость – педагогически нецелесообразное подчеркивание собственного превосходства над учеником;
– рассеянность, забывчивость, несобранность.
К опытным противопоказаниям относятся: наличие вредных привычек, признанных обществом социально страшными (пьянство, наркомания и др.), нравственная нечистоплотность, склонность к рукоприкладству, грубость, беспринципность, отсутствие компетенции в вопросах воспитания и преподавания, безответственность.
Личный стиль деятельности преподавателя определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Возможно выделить следующие типы таких комбинаций во связи с уровнем продуктивности (эффективности) деятельности преподавателя.
Первый тип комбинаций («хороший, без предосудительного») соответствует большому уровню работы преподавателя.
Второй тип («хороший с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием хороших качеств над негативными. Продуктивность работы выясняется достаточной; негативное, согласно точки зрения учеников и коллег, согласится несущественным и извинительным.
Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для преподавателей этого типа основное в работе – направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия последовательности развитых педагогических свойств и хороших личностных качеств они смогут в отдельные периоды трудиться удачно, но искаженность мотивов их опытной активности, в большинстве случаев, ведет к низкому конечному результату.
Так, знание профессионально значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности содействует рвению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном счете ведет к качественным трансформациям в учебно-воспитательной работе с детьми.
Педагогическая диагностика
Термины «диагноз» (от греч. diagnosis – распознавание) и «диагностика» (от греч. diagnostikos – талантливый распознавать) в далеком прошлом привычны в медицине, биологии, технике, а также в психологии. Неспециализированный суть понятия «диагноз» в этих науках сводится к следующему: а) всестороннее изучение организма человека (либо соответственно автомобилей и других механизмов и технических устройств); б) определение отклонений, недостатков в жизнедеятельности человека (либо работе автомобилей); в) предсказание вероятных отклонений в развитии организма (режиме работы автомобилей и механизмов); г) разработка методов и локализации дефектов и средств обнаружения. Совсем сравнительно не так давно эти термины стали достоянием и педагогики.
Педагогическая диагностика – это подраздел педагогики, изучающий принципы и установления признаков и методы распознавания, характеризующих обычный либо отклоняющийся от норм движение педагогического процесса. Это кроме этого процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики – распознавание состояния личности (либо группы) методом стремительной фиксации его наиболее значимых (определяющих) параметров. Распознанные параметры соотносят с тенденциями педагогики и известными законами с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия ответа о действии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики есть целеполагание в учебно-воспитательном ходе, учитывающее настоящее состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика является важнейшим средством обратной связи для целенаправленного действия субъекта на объект воспитания.
Педагогический диагноз – это описание объекта и разностороннее изучение (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия разработки и конкретного решения действенных учебно-операций и воспитательных действий.
Педагогическая диагностика имеет в виду опытную деятельность педагога (преподавателя, учителя, воспитателя) по оценке и постоянному изучению динамичной обстановке педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента либо группы, коллектива. Она преподносит педагогу ключ и исходные данные для практического ответа конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика имеется условие и предпосылка для грамотной и конструирования и успешной постановки педагогической разработке.
Педагог (преподаватель, воспитатель, учитель) в любой момент в какой-то мере исследователь – и по опытной обязанности, и по совести, и по интересам и познавательной потребности. К примеру, дабы добиться прекрасных результатов в учебно-воспитательной работе, современный преподаватель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно следит за динамикой физического и духовного развития собственных учеников – каждого в отдельности и всего класса как социальной единицы (группы, коллектива). группы и Всестороннее изучение индивида особенно нужно тогда, в то время, когда педагог трудится с ними в первый раз. Он постоянно смотрит за беспрерывно изменяющимися условиями педагогического процесса. Более того, «сканирование» (от англ. to – can – просматривать, просвечивать) педагогической ситуации в учебно-воспитательной работе есть неотъемлемым компонентом успешной деятельности воспитателя и учителя. Помимо этого, преподаватель принимает из различных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации по смежным наукам, культуре и искусству по большому счету, технике, политике а также хозяйственно-бытовым вопросам, перерабатывает ее, т. е. разбирает, систематизирует, обобщает, рекомбинирует и квалифицирует как средство профессиональной деятельности, с тем дабы позже данный переработанный и осмысленный материал самый выгодно применять в практической работе как компонент педагогической разработке.
Педагогическая диагностика в опытной работе педагога делает две главные функции: 1) поставляет ему точную данные для принятия обоснованных педагогических воздействий и решений на объект; 2) делает роль канала обратной связи чтобы получить сообщение о итогах этих действий, а при необходимости подсказывает пути их коррекции.
Опытные педагоги имеют дело не только с методикой учебной работы. Их интересуют и физическое развитие, и состояние организма ученика, и социальная среда, в которой формируется личность. Значит, воспитатель и учитель наровне с педагогической диагностикой, в тесной связи с нею обращаются и к психодиагностике, и к диагностике социальной, медицинской. Информацию об обучающихся, приобретаемые с их помощью, педагог кроме этого учитывает и применяет для успешного ответа практических учебно-воспитательных задач.
Педагогическая диагностика относится к разным разделам учебно-воспитательного процесса: к изучению личности индивида, коллектива и группы, учебной и воспитательной деятельности, совокупности управления образованием. Ее используют во всех типах дошкольных и внешкольных учебных заведений и учреждений.