Понятие материи. Философское и естественно-научное представление о материи. Неприятность самоорганизации материальных совокупностей. Синергетика. Глобальный эволюционизм в картине мира.
Понятие материи занимает особенное место в совокупности научной философии,научного знания по большому счету. Оно высказывает отечественное познание сущности окружающего мира и имеет, следовательно, предельный темперамент, выступает в качестве последнего объяснительного понятия науки, не выводимого из каких-либо вторых более широких и неспециализированных понятий. Хотелось бы еще отметить да и то, что диалектический материализм вычисляет серьёзной задачей познания раскрытие общих законов и атрибутов материи ее бытия, форм проявления этих законов в развитии человеческого познания и общества. Понятие материи играется ключевую роль конкретно и в познании мира. Сущность настоящего мира, имеется что-то общее, универсальное, содержащееся во всем многообразии вещей и явлений настоящего мира. А раз это что-то общее, следовательно, оно представляет собой общность и некое единство, лежащую в базе этого многообразия. И что же может претендовать на эту роль, на роль того, этого универсального, что охватывает все и «растворяется» во всем? Непременно, оно должно владеть признаками и некими качествами, по которому его возможно было бы выяснить, и каковые без сомнений должно находиться всем вещам объективного мира. Это показатель, владеющий безотносительной количественной и качественной всеобщностью. Весьма интересно то, что ни одно из особенностей, найденных частными науками, не владеют аналогичной всеобщностью. Соответственно, только философское мышление, опирающееся на эмпирическую базу частных наук может найти искомую общность вещей. Понятие материи – ответ на вопрос о глубинной сущности мира, его «первоначале» либо первооснове. Мир с позиций научного материализма, — это материя в ее нескончаемых проявлениях. Понятие материи появляется в первую очередь с двумя потребностями: с потребностью познания мира, и конечно же практической деятельностью. Не имея научного объяснительного понятия о сущности мира, человек не может решить вопрос о собственной сущности, о собственном месте в нашем мире. Нескончаемый практическая деятельность и процесс познания неминуемо ставят его перед вопросом о «первооснове» мира. Итак, понятие материи имеет глубочайший суть, что не теряет, и не имеет возможности утратить актуальности . Оно высказывает сущность диалектико-материалистической концепции мира и подлежит предстоящему значительному формированию.
Философское представление о материи
Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи разглядывали какое-либо самый распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Таковой подход к определению материи возможно назван субстанциальным, потому что его сущность составляла поиск базы (субстанции) мира. Так, к примеру, древнегреческий философ Фалес из Милета (середина и начало VI в. до н.э.) думал, что все случилось из воды. Кроме того почва, согласно его точке зрения плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы — философ Аваксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, либо сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, преобразовываются в огненные небесные светила и, напротив, жёсткие вещества – почва, камни и т.д. – имеется не что иное, как сгустившийся и застывший воздушное пространство). Воздушное пространство находится в постоянном перемещении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не принимали, в то время, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, туч, пламени. Это значит, — учит Анаксимен, что все вещи сущность модификации воздуха, и следовательно, воздушное пространство имеется общий субстрат вещей. Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего вычислял пламя. Кстати, пламя у Гераклита — это и образ вечного перемещения. Данный космос, — обосновывал он, — одинаковый для всех, не создал никто из всевышних и никто из людей, но он всегда был, имеется и будет всегда живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим. Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н.э.) . Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого свидетельствует неделимый) . По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве пустоты и атомов. Атомы геометричны (к примеру, душа складывается из круглых атомов) , не подвергаются никакому действию извне, неспособны ни к какому трансформации, они вечны и неуничтожимы. Они владеют определенным размером, массой, смогут сталкиваться, ударяясь приятель о приятеля. Глазу атомы совсем не видимы, — подмечал Демокрит, но, но, они смогут быть в полной мере видимыми в умственном смысле. Жизнь, с позиций Демокрита, — это соединение атомов, смерть — их разложение. Душа также смертна, потому что ее атомы смогут разлагаться, — учил Демокрит. Взор на материю как на очень много атомов, без каких-либо заметных трансформаций, сохранялся в разных школах философского материализма впредь до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII века, и для Л. Фейербаха. Примечательно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя только в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм. самые глубокие революционные трансформации происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, в особенности в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики, но весьма без шуток затронули и ее философские основания. К числу наиболее значимых открытий, подорвавших базы механической картины мира, относились, например, обнаружение рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская-Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон) . К 1903 г., отметим, были достигнуты большие результаты в изучении радиоактивности: взяло определенное обоснование ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между энергией связи и массой тел их атомов.