Е занятие (итоговый урок)

Р. И. Шуйфер. Логопедические занятия с обучающимися первых классов, имеющими недочёты произношения// письма и Недостатки речи у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 – с. 49 — 70

В начальных классах массовых школ имеются дети с недочётами произношения. Как продемонстрировали изучения, эти недочёты смогут проявляться по-различному. Время от времени они отражаются лишь на устной речи и не мешают успешному обучению детей грамоте. Таковы, к примеру, межзубный либо боковой с, горловой либо одноударный р и т. д.

Задача логопеда в этих обстоятельствах ограничивается коррекцией произношения.

Но довольно часто недочёты произношения сопровождаются неточной слуховой дифференцировкой родных по звучанию фонем, что затрудняет процессы звукового анализа. Дети с этими нарушениями речи испытывают в большинстве случаев затруднения на протяжении обучения грамоте. Работа логопеда с этими детьми должна быть направлена не только на постановку звуков, но и на выработку слухового восприятия в ходе исправления произношения.

Для таких детей коррекция звука обязана являться опорой для развития слухового восприятия, а период закрепления звука обязан непременно сопровождаться выработкой умения различать и выделять звуки как из собственной речи, так и из речи окружающих.

Говоря иначе говоря логопедическое действие должно выработать верные навыки произношения, и восполнить пробелы звукового анализа.

Опираясь на собственный накопленный в школе-клинике для детей с нарушениями речи опыт, я постараюсь предложить примерный замысел логопедических занятий в I классе.

Первыми звуками, каковые проходят в классе, являются м, ш, н, р. Исходя из этого постановку звуков направляться затевать с ш и р, но в логопедической практике принято звук ш затевать по окончании постановки звука с.

Звук с легче ставится, не требует от ребенка громадных упрочнений, поскольку речевые органы, в частности язык, находятся в положении более легком и спокойном, чем при постановке, к примеру, звука ш.

В случае, если звук с имеется в речи ребенка, то затевать постановку направляться сходу со звуков ш и р. К коррекции звука р приступают с первых же занятий, поскольку время от времени он ставится продолжительно, а в классе его проходят в числе первых звуков. После этого последовательно исправляют других звуков и произношения по мере прохождения их в букваре.

В один момент с данной работой ведется работа по формированию звукового анализа и слухового восприятия на верно произносимых звуках, какими являются звуки а, у, м, к и др.

Но наровне с развитием слухового восприятия нужно уточнить и артикуляцию гласных а, у, о, и и согласных м, п, к и др.— словом, всех нормально произносимых звуков, каковые у ребенка имеются и каковые логопед на первых порах его работы включает в анализ. Цель данной работы содержится в том, дабы развить у ребенка направленность и слуховое восприятие на осознание артикуляции, что облегчит работу при прохождении снова исправленных и выделенных в речи звуков. Понемногу обучающиеся сами обучатся четко и верно произносить те звуки, каковые у них имеются.

Предлагаемые примерные замыслы вычислены на работу логопеда сначала учебного года, т. е. с 1 сентября, в добукварный период, для того, чтобы к моменту включения звуков ш и р в обучение грамоте они уже были поставлены и достаточно закреплены в произношении, дабы у ребенка сложились четкие акустико-кинестетические образы этих звуков. В этом случае работа логопеда отправится вровень с работой преподавателя и облегчит обучающимся закрепление и приобретение верных связей между буквами и звуками на уроках грамоты.

Но, по всей видимости, не всегда удается реализовать соответствие логопедических занятий с прохождением программы. Однако принцип предлагаемого планирования занятий будет целесообразен. Задача логопеда в любом случае будет заключаться в том, дабы тщательнее отработать любой звук и непременно связать его с буквой.

В данной статье дается два примерных замысла занятий. Один из них запланирован на 29 занятий (приложение 1), второй— на 49 (приложение 2). Они пара отличаются по полноте и распределению материала. Первый замысел запланирован на детей, не имеющих нарушений озвончения, второй включает работу над звонкими звуками. И в том и другом случае выпадает работа над смягчением, которая будет обрисована раздельно. Отсутствие смягчения и йотированных звуков реже видится в произношении.

К предлагаемым нами замыслам выборочно даются конспекты отдельных занятий.

Остановимся на том, как должны строиться занятия. Занятия должны включать в себя следующие элементы:

1. Постановку звуков.

2. Закрепление звуков.

3. Работу по звуковому анализу, содействующую формированию акустико-кинестетического образа снова поставленных звуков, и связи звуков с буквами.

В большинстве случаев в один момент ведется постановка нескольких звуков из различных групп. К примеру, из группы свистящих и шипящих ставится звук с, а из группы соноров — звук р либо л, в зависимости от того, какой из этих звуков легче ставится и т. д. (см. детально в приложенных замыслах).

Чтобы не было утомительно для обучающихся, на уроке дается сперва постановка звука либо его автоматизация, после этого работа над звуковым анализом и опять постановка другого звука.

Постановка звуков имеет целью научить верно произносить звук, но не механически, а осознанно. Для данной цели нужно активизировать сознательную деятельность ребенка и разглядывать постановку звука как важную часть формирования акустико-кинестетического образа той либо другой фонемы.

На приемах постановки мы не будем останавливаться, поскольку они отлично известны каждому логопеду и, помимо этого, зависят от личных изюминок ребенка. Нужно лишь выделить, что задача логопеда содержится в тщательной отработке каждого звука, а для этого нужно выделить достаточное внимание активизации и постановке звука, смотреть за тем, как произносит любой из обучающихся отрабатываемый звук, и получать полной чистоты звука. В качестве наглядных пособий используются зеркала, зонды, шпатели.

Когда ребенок обучится верно произносить звук, направляться переходить к его закреплению. При закреплении звука материал направляться давать по степени нарастания сложности (к примеру, слоговые упражнения, после этого слова и, наконец, фразы и тексты).

При проведении упражнений обязан соблюдаться принцип от более легкого к более тяжёлому. Цель этих упражнений — выработка верного обобщенного восприятия фонемы с применением несложных форм анализа. Из этого нужно подбирать слоговые упражнения так, дабы необходимый звук пребывал в условиях любых оттенков звучания, которое придается соседством вторых звуков. Когда ребенок получает навыки верного произношения несложных слогов, вводятся упражнения со словами. Ребенку предлагается додавать к слогу звук либо слог, дабы оказалось слово, дешёвое для произношения.

Слова употребляются не только для закрепления верного произношения, но и для развития звукового анализа. Наглядные пособия: слоговые таблицы, предметные картины. Работа по звуковому анализу сначала строится на материале верно произносимых звуков, а после этого и снова поставленных и автоматизированных звуков.

Сначала даются упражнения на умение услышать звук, выделить его из разных сочетаний, указать место занимаемого звука в слове, придумать слова либо подобрать картины с этим звуком. Когда достигнуто закрепление верного произношения звука, а вместе с этим умение выделять его в разных сочетаниях, возможно переходить к установлению связи между соответствующей буквой и звуком. Сейчас обширно употребляется разрезная азбука. Но использование разрезной азбуки нужно в том случае, если отрабатываемый логопедом звук уже пройден в классе на уроках обучения грамоте. В случае, если же работа логопеда над определенным звуком предшествует прохождению этого звука на уроках в классе, то вся работа по звуковому анализу ведется устно. Материал подбирается опять-таки по степени трудности. Сначала берутся двусложные слова, односложные, трехсложные и т. д. Писать в тетрадях не рекомендуется, поскольку на это тратится довольно много времени и довольно часто нет соответствующих условий.

Наглядными пособиями, используемыми наряду с этим, являются: предметные картины на звуки, разрезная азбука и слоговые таблицы.

В предлагаемых примерных замыслах может обратить на себя внимание неравномерное распределение времени, отводимого на постановку звуков; так, на постановку звуков р, ш, л отводится большее время и занятий, чем, к примеру, на звуки ч, ц и т. д. Это разъясняется тем, что эти звуки тяжелее ставятся, и и тем, что у ребенка еще нет навыка, связанного с постановкой звука. Постановка одних звуков в будущем облегчит работу над коррекцией произношения вторых. Нужно подчернуть, что не всегда следует строго придерживаться времени автоматизации звуков, указанного в плане. В случае, если постановка того либо иного звука будет достигнута раньше, то возможно соответственно раньше его закреплять и включать в упражнения по звуковому анализу.

Каждое занятие планируется из расчета 45 мин.. На каждую часть работы приблизительно приходится по 15 мин. (не всегда следует придерживаться таковой разбивки). Само собой разумеется, подобное распределение времени есть ориентировочным, в каждом конкретном случае нужно исходить из того, какой раздел требует более тщательной и продолжительной работы. Довольно часто логопеды выполняют занятия из расчета не 45 мин., а 60 мин..

Тогда, конечно, возрастает время на любой из разделов работы.

Занятия ведутся фронтально. Нужно подобрать группу так, дабы в нее не попадали дети с какими-либо сложными нарушениями в моторике артикуляционного аппарата (к примеру, язык еле поднимается вверх) и др., так как это будет задерживать работу всей группы. Но кроме того и при однородном составе группы, как мы знаем, отдельные обучающиеся смогут отставать от вторых учеников. В таких случаях логопед, завершив фронтальные занятия, оставляет отстающих учеников и занимается с ними лично, дополнительно.

Состав группы предполагается в 6—7 человек.

Приложение 1 ПРИМЕРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С Обучающимися ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОЧЁТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

Е занятие

1. Вступительная беседа.

2. Постановка звука с.

3. Упражнение в звуковом анализе слов с верно произносимым звуком а в начале слова.

4. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звука а в начале и в конце слова. Включение в анализ слов, начинающихся на у.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звуков а, у:

а) упражнение в узнавании звуков а, у в словах, произносимых логопедом;

б) придумывание слов, начинающихся звуками а. у.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Закрепление артикуляции звука с. Слоговые сочетания на звук с.

2. Закрепление в выделении звуков а, у. Включение в анализ слов, начинающихся на звук м.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Слова, которые содержат звук с. Фразы и тексты.

2. Закрепление в выделении звуков а, у, м.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов на пройденные звуки а, у, м; включение в анализ звука с.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов, содержащих пройденные звуки: а, у, м, с. Включение в анализ звука к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Закрепление звукового анализа слов со всеми пройденными звуками а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Включение в анализ звука о. Включение в анализ звуков а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Слоговые сочетания со звуком ш. Артикуляция звука ш.

2. Звуковой анализ двусложных и односложных слов, начинающихся на звуки с, м, к, е, а, у, о:

а) деление слов на слоги;

б) выделение звуков в слогах.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Слова, фразы и тексты на звук ш.

2. Включение в анализ звука п в словах типа: пух, отец. суп.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки ш, м. с, а, у.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Закрепление звука р.

2. Звуковой анализ слов со звуком ш.

3. Постановка звука л.

14-е занятие

1. Звук р в словах, текстах и фразах.

2. Анализ слов со звуком ш.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звук р.

4. закрепление и Уточнение произношения звука з.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р:

а) отобрать и назвать по картине;

б) придумать слова на звук р.

3. закрепление и Уточнение произношения звука ж.

Е занятие

1. Продолжение постановки звука л.

2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р. Придумать слова и составить их из букв разрезной азбуки (типа рама, Мара, Мура и т. д.).

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Слоговые сочетания на звук л.

2. Закрепление анализа слов со всеми пройденными звуками

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Слова, фразы и текст на звук л.

2. Разделение звуков ш — с:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в звучании;

в) отбор картин на звуки ш и с;

г) анализ слов на звуки ш и с.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Слоговые сочетания на звук ц.

2. Анализ слов, содержащих звук л.

3 Постановка звука ч.

Е занятие

1. Слова, фразы и текст на звук ц.

2. Разделение звуков л и р:

а) различие и сходство этих звуков в звучании и артикуляции;

б) анализ слов, содержащих звуки лир; придумать слова на звуки л и р; добавить под картины недостающие буквы; работа с разрезной азбукой

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Постановка звука ч.

2. Закрепление анализа слов на звуки ш, л, р; работа с разрезной азбукой; включение в анализ слов со звуком ц (устно)

3. Постановка звука щ.

23-е занятие

1. Слоговые сочетания со звуком ч.

2. Закрепление анализа слов со звуком ц и других пройденных звуков.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Слова, фразы и тексты на звук ч

2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).

Анализ слов, содержащих звуки ш, р, л и др., пройденные в школе Работа е разрезной азбукой, без предварительного анализа.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Повторительный материал на звук ч (фразы, стихи).

2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Слоговые сочетания на звук щ. фразы и Слова со звуком щ:

а) верно назвать картины;

б) верно составить предложения.

2. Закрепление анализа, включая те звуки, каковые проходят в классе.

Е занятие

1. Закрепление звука щ (тексты: проза и стихи).

2. Анализ слов, содержащих звук щ (типа щука, роща).

е занятие (итоговый урок)

1. Устный текст на все поставленные звуки.

2. Анализ предложений и слов без предварительного анализа. Работа с разрезной азбукой, с включением тех звуков, каковые пройдены в классе. Составление примерных предложений (Маша мыла раму. У Ромы машина и др.).

Приложение 2 ПРИМЕРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ С Обучающимися ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОЧЁТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ (с включением звонких звуков)

Е занятие

1. Вступительная беседа.

2. Постановка звука с.

3. Упражнение в звуковом анализе слов, с верно произносимыми звуками а, у.

4. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звуков а и у:

а) наименование картин;

б) выделение звука.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки а, у. Включение в анализ звука м:

а) услышать звуки а, у, м в слове;

б) придумать слова на звуки а, у, м.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Автоматизация звука с:

а) артикуляция звука;

б) слоговые сочетания со звуком с;

в) фразы и слова со звуком с.

2. Звуковой анализ слов на звуки а, у, м; выделить звуки а, у, м в словах: Алик, Аня, утка, мак.

3. Постановка звука р.

1. Постановка звука ш.

2. Продолжить автоматизацию звука с:

а) фразы и слова со звуком с (по картинам);

б) текст. Задать вопрос стих “Сова” либо др.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Включение в анализ слов со звуком с (включая и звуки а, у, м).

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Закрепление анализа слов со звуком с:

а) отобрать картины со звуком с;

б) услышать в словах, данных логопедом, звук с.

в) придумать слова со звуком с.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов на звуки а, у, м. с. Включение в анализ звука к:

а) придумать слова на эти звуки;

б) добавить к слогу недостающий слог либо звук: ко(са); ма(к), су (к) и т. д.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Автоматизация звука ш:

а) артикуляция звука ш;

б) слоговые сочетания со звуком ш;

в) фразы и слова на звук ш.

2. Анализ слова на звуки: а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Закрепление анализа слов с пройденными звуками.

3. Закрепление автоматизации звука ш.

а) фразы и слова на звук ш;

б) заучить стих на звук ш.

в) назвать слова со звуком ш.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Включение в анализ звука ш:

а) мочь услышать в слове звук ш;

б) придумать слова, которые содержат звук ш (в анализ включаются и остальные пройденные звуки).

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Анализ слов со звуком ш (составить из разрезной азбуки слова с предварительным анализом: Маша, мама).

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Разделение звуков с — ш:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в звучании;

в) отбор картин на звуки с, ш;

г) придумать слова на звуки с, ш.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Автоматизация звука р:

а) повторение артикуляции звука р;

б) слоговые сочетания на звук р;

в) фразы и слова на звук р.

2. Звуковой анализ на верно произносимые звуки а, у, м, с, ш; включить в анализ гласный о.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Закрепление автоматизации звука р:

а) добавление к слогам слога чтобы получить слово ра-ма; ру-ка; Ро-ма;

б) тексты на звук р (выучить стих “Пастушок”).

2. Звуковой анализ слов на звуки ш, м, у, к и др.:

а) указать место звука в словах: шум, мама, шары;

б) составить слова из букв разрезной азбуки.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Включение в анализ звука р.

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Звуковой анализ слов со звуком р:

а) отобрать картины на звук р;

б) услышать в слове звук р.

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Анализ слов на звук р:

а) придумать слова, которые содержат звук р;

б) указать место звука р в слове.

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Закрепление звука л:

а) артикуляция звука л;

б) слоговые сочетания со звуком л;

в) фразы и слова со звуком л.

2. Анализ слов со звуками р и ш. Составить слова из разрезной азбуки: ра-ма, Шу-ра.

3 Постановка звука з.

Е занятие

1. Закрепление звука л:

а) фразы и слова со звуком л;

б) тексты со звуком л.

2. Звуковой анализ на пройденные звуки; составление слов из букв (Рома, Мара, шар и т. д.).

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Закрепление звука з:

а) артикуляция звука з;

б) слоговые сочетания со звуком з;

в) фразы и слова со звуком з.

2. Анализ слов, содержащих звук л:

а) поставить звук в словах;

б) придумать слова на звук л;

в) указать место звука л в слове.

3. Постановка звука ж.

Е занятие

1. Закрепление звука з:

а) фразы и слова на звук з;

б) тексты со звуком з.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звук л. Работа с разрезной азбукой.

3. Постановка звука ж.

Е занятие

1. Разделение звуков л и р:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в произношении;

в) умение услышать в слове звуки л и р;

г) включение в анализ слов со звуками л и р.

2. Анализ слов, содержащих звук з.

3. Постановка звука ж.

Е занятие

1. Закрепление звука ж:

а) повторение артикуляции звука;

б) слоговые сочетания со звуком ж;

в) фразы и слова со звуком ж.

2. Анализ слов, содержащих звук з:

а) придумать слова со звуком з;

б) указать место звука з в слове.

3. Постановка звука б.

Е занятие

1. Закрепление звука ж;

а) фразы и слова на звук ж;

б) тексты со звуком ж (стих “Жук”)

2. Анализ слов со звуками с — ш; р — л; э.

3. Постановка звука б.

Е занятие

1. Разделение звуков с — з:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в звучании;

в) слова на звуки сиз.

2. Анализ слов, содержащих звук ж:

а) услышать в словах звук ж;

б) придумать слова на звук ж;

в) указать место звука ж в слове.

3. Постановка звука б.

Е занятие

1. Постановка звука б.

2. Анализ слов, содержащих звук ж (работа с разрезной азбукой).

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Постановка звука б.

2. Разделение звуков з — ж:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в произношении;

в) слова на звуки з и ж;

г) придумывание слов на з и ж.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Постановка звука б.

2. Разделение звуков ш — ж:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в произношении;

в) слова на звуки ш и ж.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Автоматизация звука б:

а) артикуляция звука б;

б) слоговые сочетания звука б;

в) фразы и слова на звук б.

2. Анализ слов, содержащих звуки с, з, ш, ж. Составление слов из букв разрезной азбуки.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Закрепление звука б:

а) фразы и слова на звук б;

б) тексты.

2. Звуковой анализ слов со звуками с, в один раз, ж, з, л, р. Составление слов из букв разрезной азбуки без предварительного анализа.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Закрепление звука ц.

2. Включение в анализ слов, содержащих звук 6:

а) отобрать картины со звуком б;

б) услышать в слове звук б.

3. Постановка звука д.

Е занятие

1. Закрепление звука ц:

а) фразы и слова на звук ц;

б) тексты.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звук б:

а) придумать слова со звуком б;

б) указать в слове место звука б. 3. Постановка звука д.

Е занятие

1. Постановка звука д.

2. Анализ слов, содержащих звук ц.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Постановка звука д.

2. Анализ слов, содержащих звук б. Составить с, предварительным анализом слова со звуком б из букв разрезной азбуки. Устно в анализ включить и звук ц:

а) придумать слова на звук ц;

б) указать место звука ц в слове.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Закрепление звука д:

а) артикуляция звука д;

б) слоговые сочетания со звуком д;

в) фразы и слова на звук д.

2. Разделение звуков п — б:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в произношении;

г) слова, которые содержат звуки п, б.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Постановка звука ч.

2. Закрепление звука д:

а) фразы и слова со звуком д;

б) тексты со звуком д.

3. Постановка звука г.

Е занятие

1. Звуковой анализ слов, содержащих звук д:

а) отобрать картины на звук д;

б) услышать в слове звук д.

2. Анализ слов с пройденными звуками.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Автоматизация звука ч:

а) артикуляция звука ч;

б) слоговые сочетания со звуком ч:

в) фразы и слова со звуком ч.

2. Звуковой анализ слов со звуком д:

а) придумать слова на звук д;

б) указать место звука в слове.

3. Постановка звука г.

Е занятие

1. Закрепление звука ч:

а) фразы и слова на звук ч;

б) тексты на звук ч.

2. Разделение звуков т — д:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в произношении;

в) слова, которые содержат звуки т и д.

3. Постановка звука г.

Е занятие

1. Постановка звука г.

2. Включение в анализ слов, содержащих звук ч (устно); включение в анализ слов на звуки т, д, п, б.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Автоматизация звука г:

а) артикуляция звука г;

б) слоговые сочетания со звуком г;

в) фразы и слова со звуком г.

2. Анализ слов на все пройденные звуки. Составить слова из букв разрезной азбуки с предварительным и последующим анализом.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Закрепление звука г:

а) фразы и слова на звук г;

б) тексты на звук г (возможно выучить стих “Гуси”).

2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки п — б; т — д.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Анализ слов, содержащих звук г:

а) отобрать слова на звук г по картинам;

б) услышать в слове звук г.

2. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Закрепление звука щ:

а) артикуляция звука;

б) слоговые сочетания;

в) фразы и слова на звук щ.

2. Анализ слов со звуком г:

а) придумать слова на звук г;

б) указать место звука г в слове.

Е занятие

1. Закрепление звука щ:

а) фразы и слова со звуком щ;

б) текст на звук щ.

2. Разделение звуков к — г:

а) различие и сходство в артикуляции;

б) различие и сходство в произношении;

в) слова, которые содержат звуки к и г.

Е занятие

1. Анализ слов, содержащих звук щ (устно).

2. Составление из букв разрезной азбуки слов со звуками п — б: т — д; к — г.

Е занятие

1. Анализ слов, содержащих звук щ. Придумать слова и составить по разрезной азбуке.

2. Анализ на все пройденные звуки. Составить слова из букв разрезной азбуки.

Е занятие (учет)

Дать текст диктанта с включением всех пройденных звуков. Устно задать вопрос текст.

Открытое занятие \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: