Часть ii. обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) по ступеням образования

УТВЕРЖДЕН

Распоряжением Правительства

Свердловской области

От 17.01.2006 г. № 15- ПП

«О региональном

(национально-региональном компоненте дошкольного, начального

Неспециализированного, главного неспециализированного среднего

(полного) неспециализированного образования

Свердловской области»

О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного

Образования Свердловской области

Часть I. Сущность, структура, функции стандарта

Раздел 1. Неспециализированные положения

Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области создан в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ст. 7, 9), Законом Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» («Областная газета», 22.07.98 на данный момент. № 124). Федеральным компонентом Госстандарта неспециализированного образования на 2004 год, Концепцией модернизации русского образования на период до 2010 года одобренной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р, «Концепцией профильного обучения на старшей ступени неспециализированного образования». Приоритетными направлениями развития образовательной совокупности РФ, Концепцией формирования национально-регионального компонента Национального образовательного стандарта Свердловской области, мероприятиями по формированию образования Свердловской области на 2004 – 2007 годы, утвержденными распоряжением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 г. № 386-ПП (Собрание законов Свердловской области, 2004, № 6-1, ст. 780) .

Реализация сейчас действующего регионального (национально-регионального) компонента во время детства, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области обеспечила:

1) формирование ориентаций педагогов на реализацию компетентностного подхода в образовательном ходе;

2) создание условий для освоения обучающимися главных представлений о конкретных изюминках социально-экономического и социокультурного развития Среднего Урала в прошлом и на данный момент;

3) организацию увеличения квалификации педагогических кадров Свердловской области;

4) возможность осуществления инновационной деятельности начальников органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов и научно-педагогических кадров, направленной на творческий поиск действенных способов реализации стандарта на местах;

5) создание базы для реализации федерального компонента Национального образовательного стандарта неспециализированного образования, предложенного в 2004 году.

С введением регионального (национально-регионального) компонента во время детства, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области были созданы условия для:

1) обеспечения права выбора обучающимися организации и содержания образования образовательного процесса в соответствии с их запросами и интересами;

2) реализации в образовательном ходе общечеловеческих гуманистических сокровищ с учетом требований конкретной жизненной обстановке, складывающейся в регионе;

3) обеспечения субъект – субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса;

4) формирования параметров выпускников достижений и оценивания обучающихся в единстве предметной, деятельностной и ценностной составляющих образованности.

Но в ходе его реализации распознано следующее:

1) предложенное содержание регионального (национально-регионального) компонента во время детства, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области ограничивало освоение обучающимися изюминок развития Свердловской области изучением комплекта особых направлений. Отсутствовала ориентация педагогов на реализацию требований регионального (национально-регионального) компонента во время детства, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области через содержание всех предметов Базового учебного замысла и организацию комплексной воспитательной деятельности в учебном заведении;

2) не были четко выяснены различия в содержании предметно-ориентационной и ценностно-коммуникативной составляющей требований к обучающимся;

3) не раскрывалась связь содержания федерального и национально-регионального компонента национального образовательного стандарта. Сама форма подробного описания отдельных дисциплин, составляющих региональный (национально-региональный) компонент во время детства, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области, не побуждала педагогов к творческому поиску таких вариантов его реализации, в которых бы максимально учитывались возможности конкретного образовательного учреждения, особенности развития экономики отдельных территорий Свердловской области.

принятие и Корректировка новой редакции регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области позваны требованиями современного этапа модернизации русского образования определенного Концепцией модернизации русского образования на период до 2010 года, разработкой новых федеральных стандартов начального, главного и среднего (полного) неспециализированного образования. Изменение образовательных потребностей, формирование нового социального заказа настойчиво попросили большого обновления содержания регионального компонента образования для приведения его в соответствие с научным и социальным развитием региона, страны, мира в начале XXI века.

Новая редакция регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области определяет в дополнение к федеральному компоненту необходимый минимум содержания образовательных программ, современные требования к уровню подготовки обучающихся и отражает тенденции и особенности трансформации социального заказа Свердловской области на современном этапе ее развития.

Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области строится на базе следующих правил:

1) познание образования как организованного на научной базе саморазвития личности и процесса развития ребенка. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области снабжает получение обучающимся навыков и знаний, каковые разрешают им удачно приспособиться к изюминкам жизнедеятельности региона, страны, мирового сообщества в целом. Само образование рассматривается как воспитания и единство обучения, разрешающее обеспечить целостное соединение знаний, ценностных ориентаций и развитие практических навыков в повседневной деятельности обучающихся соответствии с требованиями современного общества;

2) трактовка образованности обучающихся как совокупностьпросвещенности через предметно-информационную составляющую регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области, обученностичерез деятельностно-коммуникативную составляющую стандарта, воспитанностичерез его ценностно-ориентационную составляющую;

3) связь с мировыми тенденциями в образовании и действующим федеральным компонентом национального образовательного стандарта. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области снабжает формирование у обучающихся явлений взаимосвязи и понимания событий, происходящих в мире, стране и регионе в сферах материальной и духовной культуры;

4) дополнительность. Региональный (национально-региональный) компонент) дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области разрешает создать возможности для самоопределения личности обучающегося в конкретных экономических и социокультурных условиях Свердловской области;

5) многоаспектность в раскрытии специфики региона в разных качествах: культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном, экологическом и культуры здоровья;

6) сотрудничество на базе развития партнерских взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

7) компетентностный подход, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками применения приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности;

8) преемственность в уровне и содержании образованности на разных ступенях образования;

9) реализация требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;

10) раскрытие человекотворческой сущности (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в учебной и внеучебной деятельности.

Оценивание качества освоения обучающимися требований регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области осуществляется методом определения:

1) степени владения информацией, раскрывающей особенности современного этапа и исторического развития жизнедеятельности региона во связи с процессами, идущими в стране, мире;

2) уровня развития навыка действенного применения приобретенных навыков и знаний в повседневной деятельности;

3) степени соответствия личных установок и ориентаций жизнедеятельности тем сокровищам, правилам и нормам, каковые определяют возможность успешного включения личности в экономическую, социальную, и культурную жизнь региона.

Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области формирует нормативную базу для правовых и денежных взаимоотношений между участниками образовательного процесса, органами управления, образовательными организациями, родителями (общественностью и) законными представителями обучающихся.

государственная аккредитация и Аттестация образовательных учреждений всех видов и типов, аттестации педагогических работников и национальной итоговой аттестации обучающихся независимо от форм получения образования осуществляется в соответствии с требованиями регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области.

Раздел 2. назначение и Сущность регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области

1. Главной целью регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области есть обеспечение условий для создания у обучающихся целостного представления о связи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его формированию.

С целью достижения поставленной цели нужно ответ следующих задач:

1) приобретение знаний об истории, перспективах развития и современном состоянии ведущих сфер публичного производства, духовной культуры Среднего Урала, его роли в ответе проблем России, мирового сообщества;

2) формирование установок и ориентаций на активное участие в социально-экономической, духовной судьбы региона на базе умелого сочетания личных потребностей с заинтересованностями территории;

3) выработка практических навыков ответа текущих неприятностей, улучшения судьбы в конкретном муниципальном образовании.

2. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области снабжает права личности на:

1) полноценное и качественное образование, соответствующее современным потребностям Свердловской области и страны;

2) продолжение образования на следующих ступенях, выбор образовательного учреждения, возможность получения образования на всем образовательном пространстве Свердловской области;

3) вариативность образовательных одолжений для обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями.

3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области содействует:

1) реализации и развитию образовательных потребностей личности;

2) осуществлению единой политики в области образования в условиях федеративного многонационального страны;

3) обеспечению преемственности образовательных программ, создающих базу для подготовки социально-адаптированной, конкурентоспособной, нравственно-зрелой личности;

4) постоянному неспециализированному и профобразованию в условиях современной рыночной экономики;

5) адаптации совокупности образования Свердловской области к изюминкам региона.

4. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области содействует развитию и формированию:

1) ответственности за собственную и коллективную деятельность;

2) толерантности: умения взаимодействовать в поликультурном обществе, решать конфликты мирными методами;

3) навыков самоопределения при конструировании личной траектории получения неспециализированного образования, выборе профиля обучения в старших классах, с учетом личных потребностей и интересов региона;

4) умения выстраивать устные и письменные коммуникации в разных знаковых совокупностях, владение одним либо несколькими зарубежными языками;

5) навыков владения техническими средствами, познание возможности хорошего и негативного их применения;

6) критичного отношения к источникам и содержанию информации ее получения;

7) навыков управления собой;

8) потребности самообразования для обеспечения успешной самореализации с учетом заинтересованностей региона, страны, мира.

5. Содержание регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области строится на базе комплексного соотнесения неспециализированного в развитии страны, мира и того особого, что характерно для условий, динамики развития Среднего Урала, его историко-культурных, публично-политических, географических и экономических ресурсов. Стандарт есть базой для создания стратегии развития содержания образования на базе развития и удовлетворения образовательных потребностей обитателей области, вовлечение интеллектуальных, культурных и экономических ресурсов региона в процесс развития образования.

Раздел 3. Структура регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области

1. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области имеет следующую структуру:

1) задачи стандарта и общие цели;

2) правила построения;

3) содержание линий образования;

4) главные требования к уровню образованности обучающихся на каждой ступени образования, снабжающие целостность психофизического и социального развития ребенка в условиях регионального образовательного пространства.

2. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области структурирован по ступеням начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования. Структура стандарта каждой ступени включает в себя:

1) краткую чёрта изюминок психофизического и социального развития ребенка в определенном возрасте;

2) задачи и цели образования на данной ступени, основные требования и принципы к содержанию образовательных программ;

3) минимум содержания образования в соответствии с главными сферами сотрудничества ребенка с окружающим миром;

4) главные требования к уровню освоения образовательных программ.

3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области есть нормативным основанием для разработки:

1) базового учебного замысла начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области;

2) образовательных и учебных программ;

3) книжек, учебных пособий и других методических и дидактических материалов, снабжающих реализацию стандарта;

4) разработок качества соответствия подготовки и оценки содержания (образованности) обучающихся требованиям регионального (национально-регионального) компонента начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области;

5) программ аттестации педагогических образовательных учреждений и работников Свердловской области;

6) списка учебно-материальной базы образовательного процесса;

7) нормативов финансирования организации образовательного процесса в части регионального (национально-регионального) компонента.

Раздел 4. формы и Содержание реализации регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области

1. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области раскрывается через содержательные линии образования, воображающие собой целостную совокупность знаний, практических навыков и ценностных ориентаций, каковые снабжают овладение обучающимися конкретным видом культуры. Главными линиями образования являются те, каковые разрешают самый полно раскрыть специфику развития региона в прошлом и на данный момент: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, охраны жизнедеятельности и культура здоровья, экологическая и информационная культура. В собственном единстве они раскрывают наиболее значимую изюминку Урала, связанную с ведущей ролью производства во все периоды его развития, что перевоплотило регион в «опорный край державы».

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного сотрудничества обучающихся с природным и социальным миром региона, тем самым, снабжая реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

В дошкольном возрасте выделяются особенные содержательные линии, отражающие специфику психофизического и социального развития ребенка до 7 лет.

Для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком образовательных учреждений и обучения с русским (неродным) языком обучения предлагается дополнительная линия образования «Родной язык». Эта содержательная линия при необходимости может использоваться в любом образовательном учреждении для создания и развития у обучающихся навыков общения на родном языке (татарский, башкирский, марийский, украинский и другие языки).

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, ценностно-ориентационной и деятельностно-коммуникативной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется в зависимости от специфики и возраста обучающихся содержательных линий образования.

Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по итогам воспитания и обучения на каждой ступени образования.

2. Содержание регионального (национально-регионального) компонента определяет последовательность приобщения ребенка социальному опыту:

1) в дошкольный период приоритет отдается практической деятельности, на протяжении которой дети, приобретая начальные представления об окружающем мире, понемногу овладевают ценностно-ориентационной составляющей образованности.

Выпускникам дошкольных учреждений предлагается овладеть следующими компетенциями, снабжающими их успешную адаптацию к требованиям намерено организованного и систематически осуществляемого образовательного процесса в школе:

свойство к проявлению любви и действенной помощи к родным людям;

открытость окружающему проявлению и миру начальных навыков изучения его природных и социальных качеств;

активное участие в совместных играх с взрослыми и сверстниками, демонстрирующее рвение учитывать интересы окружающих людей;

умение проявлять заботу о животных и растениях при сотрудничестве с окружающей природой;

владение главными навыками самообслуживания и умение выполнять главные санитарно-гигиенические требования, определенные современной культурой;

владение элементарными навыками применения технических совокупностей, используемых для удовлетворения бытовых и досуговых потребностей;

свойство оценивать собственные успехи на базе формирующегося эмоции собственного преимущества (гордости) и испытывать чувство стыда за нарушение уже усвоенных социальных норм;

2) в начальной школе ведущая роль в собственности предметно-информационному и деятельностно-коммуникативному блокам, что разрешает учащемуся полностью освоить содержание ценностно-ориентационной составляющей получаемых навыков и знаний.

Выпускники начальной ступени должны обладать следующими компетенциями:

готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных изюминок региона;

проявление эмоции долга при сотрудничестве с родителями, преподавателями, сверстниками;

умение концентрировать терпение и волю при преодолении трудностей, появляющихся в учебной деятельности и во взаимоотношениях с различными людьми;

сознательное и надёжное применение главных технических средств в быту;

проявление навыков заботы о природной среде на базе взятых на внеучебной деятельности и уроках знаний;

важное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица);

3) в освоении программ главного неспециализированного образования ведущая роль в собственности ценностно-ориентационному блоку, снабжающему полноту овладения предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющими.

Выпускник главного неспециализированного образования обязан владеть следующими компетенциями:

знать личные личные изюминки, природные задатки к приобретению разных умений и знаний и действенно их применять с целью достижения хороших результатов в учебной и внеучебной деятельности;

мочь планировать собственный ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять терпение и волю в преодолении собственных недочётов во всех видах деятельности;

мочь соотносить собственные личные возможности с требованиями социального окружения;

мочь проявлять важное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты вероятных последствий собственных действий;

обладать главными навыками самообразования и деятельно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;

мочь противостоять негативному действию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа судьбы;

деятельно осваивать главные нормы мужского и женского поведения в ходе полового созревания в подростковом возрасте;

обладать главными знаниями, снабжающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и опытного обучения;

4) в освоении программ среднего (полного) неспециализированного образования обеспечивается соединение предметно-информационного, ценностно-ориентационного и деятельностно-коммуникативного блоков образовательного процесса, снабжающее полноту адаптации выпускника к главным требованиям современной культуры и осуществление умелого выбора соответствующей личным изюминкам профессиональной деятельности.

Выпускник среднего (полного) неспециализированного образования обязан обладать следующими компетенциями:

мочь реализовывать в повседневной судьбе полученные в школе знания и навыки;

обладать навыками саморазвития и умело их применять для увеличения личной конкурентоспособности;

проявлять заботу о родном крае, собственной стране;

иметь ценностное отношение к главным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для многонациональной России и жителей региона в целом;

знать личные личные изюминки, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профобразования;

обладать навыками самоорганизации для реализации собственных хороших качеств и преодолении установок, очень плохо воздействующих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения;

планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных замыслов;

обладать навыками и основными знаниями, нужными для успешной семьи.

3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области защищает обучающихся от видов, форм и содержания организации образовательной деятельности, не соответствующих их возрасту, психофизическому и социальному формированию.

В дошкольном возрасте образовательная деятельность строится на развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с постепенным введением элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте.

В начальной школе обеспечивается развитие базисных баз логического мышления в ходе постоянного совершенствования наглядно-образного и наглядно-действенного мышления обучающихся.

В старшем и среднем звене главное внимание уделяется формированию логического мышления, активизация которого происходит на базе познания фундаментальных законов организации природного и социального мира, противоречий и тенденций развития региона, страны, всего человечества.

Реализация содержательных линий образования регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области осуществляется в той либо другой форме в каждом предмете федерального компонента национального образовательного стандарта и компонента образовательного учреждения, и через отдельные учебные дисциплины, созданные на базе регионального (национально-регионального) компонента начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области. Это обеспечивается созданием научно-методического сопровождения, раскрывающего методы и содержание реализации регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального неспециализированного, главного неспециализированного и среднего (полного) неспециализированного образования Свердловской области.

ЧАСТЬ II. Требования и СОДЕРЖАНИЯ Обязательный МИНИМУМ Образования К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ) ПО СТУПЕНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел 1. Рекомендуемое результат и содержание дошкольного образования.

1. Дошкольное детство – период развития человека, за который происходит начальное ознакомление с нормами и ценностями неспециализированной культуры, обретение ребенком собственного «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на базе соблюдения главных правил и норм поведения.

Основная функция дошкольного образования: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.Главными задачамина данной ступени являются:

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, укрепление и сохранение его психофизического здоровья, становление образа «Я»;

воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, каковые снабжают саморазвитие ребёнка и успешное развитие в семье, дошкольном учреждении;

развитие индивидуальности ребенка через освоение публичных правил и норм поведения, дешёвых для данного возраста;

формирование начальныхпредставлений о материальных и духовных сокровищах, которыми руководствуются люди в обычных жизненных обстановках.

обучение и Воспитание во время дошкольного детства строится на базе уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению ребенком предъявляемых к нему окружающими людьми требований. Нужно обеспечить полноту реализации возможностей ребенка с учетом достигнутого уровня психофизического и социального развития.

Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Елена Александровна Мартынова


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: