Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции — наиболее значимый компонент ценностных ориентации, самый глубоко характеризующий их сущность и содержание. Посредством чувств выражаются: наслаждение, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я.

В связи с тем что чувства имеют разную степень выраженности, осознанность причины и длительность протекания их проявления, возможно выделить:

— настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния);

— страсть (скоро появляющееся, стойкое и сильнoe чувство, к примеру к спорту);

— аффект (скоро появляющееся короткое эмоциональное состояние, вызванное очень значимым раздражителем и в любой момент бурно проявляемое, к примеру при победе).

Чувства владеют свойством заразительности, что крайне важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые упрочнения регулируют деятельность и поведение личности в соответствии с поставленными целями, принятыми ответами. Волевая активность определяется силой мотива: в случае, если я весьма желаю достигнуть цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более долгое волевое упрочнение. Волевое упрочнение направляется разумом, моральным эмоцией, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через настойчивость и терпеливость, т.е. рвение достигнуть отдаленную во времени цель, не обращая внимания на появляющиеся трудности и препятствия; самообладание, под которым знают смелость, как свойство выполнить задание, не обращая внимания на появляющееся эмоцию боязни, страха; сдержанность (выдержка) как свойство подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как свойство концентрировать внимание на делаемом задании не обращая внимания на появляющиеся помехи.

К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия ответа в значимой для человека обстановки, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за решение.

Так, в ходе физического воспитания осуществляется действие не только на биологическую базу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Исходя из этого нереально делать выводы о физической культуре личности, опираясь только на развитие ее физических возможностей, не учитывая ее мыслей, эмоций, ценностных ориентации, степени и направленности развитости заинтересованностей, потребностей, убеждений.

  1. Физическая культура как укрепления здоровья и средство сохранения студентов

Обладая и деятельно применяя разнообразные физические упражнения, человек усиливает собственный подготовленность и физическое состояние, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, каковые разрешают ей самый полно реализовать собственные сущностные силы, удачно учавствовать в нужных обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее рост и адаптивные возможности на данной базе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, как прочную базу оно воображает для предстоящего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным трансформациям и формирует условия для перевода личности в иное, более идеальное уровень качества.

Физическое совершенствование правомерно разглядывать как динамическое состояние, характеризующее рвение личности к целостному формированию при помощи избранного вида спорта либо физкультурно-спортивной деятельности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех главных направлениях.

Во-первых, определяет свойство к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, снабжает ее рвение к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.

Во-вторых, физическая культура — база самодеятельного, инициативного самовыражения будущего эксперта, проявление творчества в применении средств физической культуры, направленных на процесс и предмет его профессионального труда.

В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, появляющиеся в ходе физкультурно-спортивной, публичной и профессиональной деятельности, т.е. на вторых». Чем богаче и шире круг связей личности в данной деятельности, тем богаче делается пространство ее субъективных проявлений.

  1. Формирование профессионально ответственных психологических качеств средствами физической спорта и культуры

Внимание

-распределение и Объём внимания формируются как определенный навык одновременного исполнения нескольких действий, делаемым в условиях большого темпа работы.

-Переключение внимания формируется в ходе физического воспитания несколькими дорогами: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект.

Действенным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом.

2.Своевременное мышление

Действенными дорогами развития своевременного мышления в ходе физического воспитания являются: применение элементов тактической подготовки, широкое использование на занятиях спортивных единоборств и игр и тренировка в этих видах; введение определенной совокупности педагогических действий, намерено направленных на формирование качества.

Значительный эффект оказываю: упражнения, направленные на решение разных двигательных задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние расстояния, борца, фехтовальщика;

И упражнения связанные с стремительным мышлением спортивные игры, такие как: баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, мини-футбол, хоккей.

Эмоциональная устойчивость

В ходе профессионально прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается методом:

1. приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;

Выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.

самые эффективными средствами являются упражнения, моделирующие разные стрессовые обстановки и требующие мобилизации всех сил занимающихся для действенного исполнения поставленной задачи в заданных условиях: исполнения упражнений на высоте, прыжки в воду, скалолазание и т. д.

Инициативность

Формирование этого качества на занятиях физической спортом и культурой осуществляется в большинстве случаев за счет накопление опыта инициативного поведения. С целью этого действенными являются средства и следующие приёмы:

-независимое проведение тренировочных занятий с группой (инструкторская практика);

-организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;

-спортивные игры;

-эстафеты;

5.решительность и Смелость

Формированию этих качеств в громаднейшей степени содействуют упражнения, которые содержат элементы известного риска и требующие колебания чувства и преодоления боязни.

Упражнения на решительность и смелость

-Бег под крутую горку с преодолением препятствий.

-Прыжки в соскоки и глубину с гимнастических снарядов.

-бег и Ходьба с закрытыми глазами.

-Прыжки через препятствия и гимнастические боеприпасы.

-Прыжки в воду.

-Скалолазание.

Стойкость, волевые качества

самоё действенным средством формирования этих качеств в ходе физического воспитания являются упражнения, каковые содержат элементы преодоления больших внешних и внутренних трудностей, выполняются в негативных метеорологических условиях, в громадном количестве, требуют большого нервного напряжения. При воспитании стойкость целесообразно применять приемы, усиливающие эффект используемых средств: неестественное наращивание упрочнений, тренировку в группе, соревновательный способ, внесение в тренировку эмоционального фактора, использование технических средств.

Упражнения на стойкость:

-Кроссовый бег: по сложной с разными препятствиями местности,

при негативных метеорологических условиях: в ливень, снегопад, при сильном ветре, большой и низкой температуре.

-Морофонский бег – 42 км 195 м

-Плавание на дальность.

-Борьба с более сильным соперником.

  1. Опытная направленность физического воспитания

Опытная направленность физической культуры — это база, объединяющая все остальные ее компоненты.

Параметрами, по которым возможно делать выводы о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, возможно распознать значительные особенности и меру проявления физической культуры в деятельности.

К ним относятся:

¦ степень сформированности потребности в физической культуре и методы ее удовлетворения;

¦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

¦ творческий уровень и характер сложности данной деятельности;

¦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

¦ отношение и степень удовлетворённости к делаемой деятельности;

¦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования и самовоспитания в физической культуре;

¦ уровень физического совершенства и отношение к нему;

¦ владение средствами, способами, навыками и умениями, нужными для физического совершенствования;

¦ системность, гибкость и глубина усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого применения в практике физкультурно-спортивной деятельности;

¦ регулярность использования и широта диапазона знаний, умений, опыта и навыков физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля судьбы, в учебной и профессиональной деятельности.

Так, о сформированности физической культуры личности возможно делать выводы по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее сокровищам. Сложная совокупность потребностей личности, ее свойств предстает тут как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с параметрами возможно выделить последовательность уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Обстоятельства его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием внеучебной деятельности и занятий, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается сообщение физической культуры со становлением личности будущего эксперта и процессом его опытной подготовки. В мотивационной сфере господствует негативная либо индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей возможно разным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным применением ее методов и отдельных средств под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- либо киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; суть занятий видится только в упрочнении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены несложными элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, деятельный отдых; направленность — личная. Время от времени студенты этого уровня смогут учавствовать в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень физической подготовленности и здоровья таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о собственном здоровье, физическом состоянии.

В базе потенциального уровня — положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в профессиональной деятельности и целях самосовершенствования. Они имеют нужные знания, убеждения, навыки и практические умения, разрешающие грамотно делать разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной опытных товарищей и помощи педагогов. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Творческий уровень характерен для студентов, уверенный в необходимости и ценностной значимости применять физическую культуру для реализации и развития возможностей личности. Этим студентам свойственна основательность знаний по физической культуре, они обладают навыками и умениями физического самосовершенствования, организации здорового образа судьбы, применения средств физической культуры для реабилитации при высоких жадно-эмоциональных нагрузках и по окончании перенесенных болезней; они творчески внедряют физическую культуру в опытную деятельность, в домашнюю судьбу. По окончании окончания института проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они говорят о наличии противоречий, главным из которых есть несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному формированию будущего эксперта и его настоящим уровнем. А это есть движущей силой развития его физической культуры.

  1. Базы организации физического воспитания в институте

В соответствии с национальным образовательным стандартом высшего профобразования физическая культура с 1994 г. заявлена необходимой дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Целью физического воспитания студентов есть формирование физической культуры личности.Учебный материал дисциплины «Физическая культура» включает в себя следующие разделы программы:

  • теоретический, формирующий мировоззренческую совокупность научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
  • практический,содействующий приобретению опыта творческой практической деятельности, формированию самостоятельности в спорте и физической культуре в целях успехи физического совершенства, увеличения уровня функциональных и двигательных свойств личности;
  • контрольный,определяющий дифференцированный и объективный учет результатов и процесса учебной деятельности студентов.

На базе национальных образовательных стандартов высшего профобразования в учебных замыслах институтов всем специальностям и направлениям высшего профобразования предусмотрено выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура» в необходимом курсе, на целый период обучения с проведением итоговой аттестации.

У студента, завершившего обучение по дисциплине «Физическая культура», должна быть установка на здоровый образ судьбы, самовоспитание и физическое совершенствование, потребность в регулярных занятиях спортом и физическими упражнениями.

С целью проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: главное, особое, спортивное. В главное отделение зачисляются те, кто отнесен в главную и подготовительную медицинские группы. В особое учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к особой медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния. В спортивное отделение, складывающееся из учебных групп по видам спорта, зачисляют студентов главной медицинской группы, продемонстрировавших хорошую неспециализированную физическую и спортивную подготовленность и показавших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в институте. Студенты, высвобожденные от практических занятий по общему состоянию организма, зачисляются в теоретическое учебное отделение для освоения дешёвых разделов программы.

Физическая культура в институте делает следующие социальные функции:

¦ преобразовательно-созидательную, что снабжает достижение нужного уровня физического развития, совершенствования и подготовленности личности, упрочнения ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

¦ интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, альянсы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

¦ проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в ходе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие свойства, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие личных свойств;

¦ проективно-прогностическую, разрешающую увеличить эрудицию студентов в сфере физической культуры, деятельно применять знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с опытными намерениями;

¦ ценностно-ориентационную. В ходе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их применение снабжает личностное самосовершенствование и профессиональное саморазвитие;

¦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, сотрудничества участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, восстановление и сохранение психологического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

¦ социализации, в ходе которой происходит включение индивида в совокупность публичных взаимоотношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально полезных качеств.

Дабы достигнуть цели физического воспитания — организовать физическую культуру личности, принципиально важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

¦ осознавать роль физической культуры в подготовке и развитии личности ее к профессиональной деятельности;

¦ знать научно-практические базы физической здорового образа и культуры судьбы;

¦ вырабатывать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ судьбы, самовоспитание и физическое самосовершенствование, потребность в регулярных занятиях спортом и физическими упражнениями;

¦ овладеть совокупностью практических навыков и умений, снабжающих укрепление и сохранение здоровья, психологическое благополучие, совершенствование и развитие психофизических свойств и способностей личности, самоопределение в физической культуре;

¦ обеспечить неспециализированную и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

¦ купить опыт творческого применения физкультурно-спортивной деятельности с целью достижения жизненных и опытных целей.

Необходимый минимум дисциплины «Физическая культура» предполагает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

¦ физическая культура в общекультурной и опытной подготовке студентов;

¦ социально-биологические базы физической культуры;

¦ базы стиля жизни и здорового образа;

¦ спорт и оздоровительные системы (теория, практика и методика);

¦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую совокупность научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания нужны, дабы осознавать природные и социальные процессы функционирования физической личности и культуры общества, мочь их творчески применять для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, дабы организовать здоровый стиль судьбы при исполнении учебной, опытной и социокультурной деятельности.

Практический раздел учебного материала складывается из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел снабжает операциональное овладение способами и методами физкультурно-спортивной деятельности с целью достижения личностью учебных, опытных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

¦ методику составления личных программ физического самовоспитания;

¦ методические базы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

¦ базы методики самомассажа;

¦ методику корригирующей гимнастики для глаз;

¦ овладение способами оценки и телосложения и коррекции осанки;

¦ способы самоконтроля общего состояния организма, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

совершенствования и Важное условие закрепления этих способов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела оказывает помощь купить опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в спорте и физической культуре. Содержание занятий базируется на широком применении умений и знаний в том, дабы использовать средства физической культуры, применять спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения личного и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты обучаются регулировать собственную двигательную активность, поддерживать нужный уровень физической и функциональной подготовленности во время обучения, получают опыт совершенствования к коррекции личного физического развития, обучаются применять средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики неспециализированных и опытных болезней, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В ходе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в агитационной, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий снабжает своевременную, текущую и итоговую данные о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о динамике и состоянии физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Своевременный контроль формирует данные о ходе исполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий разрешает оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней методом комплексной проверки.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: главному, особому, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года по окончании медицинского обследования с учетом общего состояния организма, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, заинтересованностей. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

В главное отделение зачисляются те, кто отнесен в главную и подготовительную медицинские группы. В особое учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к особой медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

Тех, кто по общему состоянию организма высвобожден от практических занятий на долгий срок, зачисляют в особое учебное отделение для освоения дешёвых разделов программы.

В спортивное отделение, складывающееся из учебных групп по видам спорта (совокупностям физических упражнений), зачисляют студентов главной медицинской группы, продемонстрировавших хорошую неспециализированную физическую и спортивную подготовленность и показавших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в институте. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, смогут быть переведены на личный график занятий, но с необходимым исполнением в срок зачетных требований.

В физическом воспитании студентов употребляются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий в течении всего периода обучения в институте. Учебные занятия проводятся в форме:

¦ теоретических, практических, контрольных;

¦ элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

¦личных и лично-групповых дополнительных занятий либо консультаций;

¦ независимых занятий по заданию и под контролем учителя;

Внеучебные занятия организуются в форме;

¦ исполнения физических рекреационных мероприятий и упражнений в режиме учебного дня;

¦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по заинтересованностям;

¦ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

¦ массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

  1. Неспециализированные понятия теории физической культуры

1.Физическая культура – это вид культуры, что представляет собой результат и специфический процесс людской деятельности, способ и средство совершенствования человека для исполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физической образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они абсолютно удовлетворяют все личности и потребности общества в физической подготовке.

2.Физическое образование – педагогический процесс, направленный на формирование особых знаний, умений, и на развитие разносторонних физических свойств человека. Как и образование в целом, оно есть неспециализированной и вечной категорией социальной судьбе общества и личности. Его направленность и конкретное содержание определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

3.Спорт – игровая подготовка и соревновательная деятельность к ней; основан на применении физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных сил и обнаружение предельных возможностей организма человека в двигательной активности. состязательность, специализация, направленность на наивысшие успехи, зрелищность являются своеобразными изюминками спорта как части физической культуры.

4.Физическая рекреация (отдых) – применение физических упражнений, и видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения наслаждения от этого процесса, развлечения, переключения с простых видов деятельности на другие. Она образовывает главное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

5.Двигательная реабилитация (восстановление) – целенаправленный процесс восстановления либо компенсации частично либо временно потерянных двигательных свойств, их последствий и лечения травм. Процесс осуществляется комплексно под действием намерено подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых вторых средств. Это восстановительная деятельность.

6.Физическая подготовка – вид физического воспитания: совершенствование и развитие двигательных физических качеств и навыков, нужных в конкретной опытной либо спортивной деятельности. Она возможно выяснена как вид неспециализированной подготовки эксперта (специалиста) либо спортсмена (к примеру, физическая подготовка гимнаста).

7.Физическое развитие – процесс функций организма и изменения форм под влиянием естественных условий (пищи, труда, быта) или целенаправленного применения особых физических упражнений. Физическое развитие – это кроме этого и итог действия указанных процессов и средств, что возможно измерить в любую секунду времени (размеры его частей и тела, показатели разных качеств, функциональные возможности систем и органов организма).

8.Физические упражнения – перемещения либо действия, применяемые для развития физических качеств, систем и внутренних органов двигательных навыков. Это метод физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психологической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности.. это кроме этого и способ физического развития человека. Физические упражнения являются главным средством всех видов физической культуры.

Ценностная ориентация выпускников при трудоустройстве


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: