Эмоции — наиболее значимый компонент ценностных ориентации, самый глубоко характеризующий их сущность и содержание. Посредством чувств выражаются: наслаждение, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я.
В связи с тем что чувства имеют разную степень выраженности, осознанность причины и длительность протекания их проявления, возможно выделить:
— настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния);
— страсть (скоро появляющееся, стойкое и сильнoe чувство, к примеру к спорту);
— аффект (скоро появляющееся короткое эмоциональное состояние, вызванное очень значимым раздражителем и в любой момент бурно проявляемое, к примеру при победе).
Чувства владеют свойством заразительности, что крайне важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Волевые упрочнения регулируют деятельность и поведение личности в соответствии с поставленными целями, принятыми ответами. Волевая активность определяется силой мотива: в случае, если я весьма желаю достигнуть цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более долгое волевое упрочнение. Волевое упрочнение направляется разумом, моральным эмоцией, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через настойчивость и терпеливость, т.е. рвение достигнуть отдаленную во времени цель, не обращая внимания на появляющиеся трудности и препятствия; самообладание, под которым знают смелость, как свойство выполнить задание, не обращая внимания на появляющееся эмоцию боязни, страха; сдержанность (выдержка) как свойство подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как свойство концентрировать внимание на делаемом задании не обращая внимания на появляющиеся помехи.
К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия ответа в значимой для человека обстановки, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за решение.
Так, в ходе физического воспитания осуществляется действие не только на биологическую базу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Исходя из этого нереально делать выводы о физической культуре личности, опираясь только на развитие ее физических возможностей, не учитывая ее мыслей, эмоций, ценностных ориентации, степени и направленности развитости заинтересованностей, потребностей, убеждений.
- Физическая культура как укрепления здоровья и средство сохранения студентов
Обладая и деятельно применяя разнообразные физические упражнения, человек усиливает собственный подготовленность и физическое состояние, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, каковые разрешают ей самый полно реализовать собственные сущностные силы, удачно учавствовать в нужных обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее рост и адаптивные возможности на данной базе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, как прочную базу оно воображает для предстоящего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным трансформациям и формирует условия для перевода личности в иное, более идеальное уровень качества.
Физическое совершенствование правомерно разглядывать как динамическое состояние, характеризующее рвение личности к целостному формированию при помощи избранного вида спорта либо физкультурно-спортивной деятельности.
Физическая культура личности проявляет себя в трех главных направлениях.
Во-первых, определяет свойство к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, снабжает ее рвение к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.
Во-вторых, физическая культура — база самодеятельного, инициативного самовыражения будущего эксперта, проявление творчества в применении средств физической культуры, направленных на процесс и предмет его профессионального труда.
В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, появляющиеся в ходе физкультурно-спортивной, публичной и профессиональной деятельности, т.е. на вторых». Чем богаче и шире круг связей личности в данной деятельности, тем богаче делается пространство ее субъективных проявлений.
- Формирование профессионально ответственных психологических качеств средствами физической спорта и культуры
Внимание
-распределение и Объём внимания формируются как определенный навык одновременного исполнения нескольких действий, делаемым в условиях большого темпа работы.
-Переключение внимания формируется в ходе физического воспитания несколькими дорогами: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект.
Действенным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом.
2.Своевременное мышление
Действенными дорогами развития своевременного мышления в ходе физического воспитания являются: применение элементов тактической подготовки, широкое использование на занятиях спортивных единоборств и игр и тренировка в этих видах; введение определенной совокупности педагогических действий, намерено направленных на формирование качества.
Значительный эффект оказываю: упражнения, направленные на решение разных двигательных задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние расстояния, борца, фехтовальщика;
И упражнения связанные с стремительным мышлением спортивные игры, такие как: баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, мини-футбол, хоккей.
Эмоциональная устойчивость
В ходе профессионально прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается методом:
1. приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;
Выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.
самые эффективными средствами являются упражнения, моделирующие разные стрессовые обстановки и требующие мобилизации всех сил занимающихся для действенного исполнения поставленной задачи в заданных условиях: исполнения упражнений на высоте, прыжки в воду, скалолазание и т. д.
Инициативность
Формирование этого качества на занятиях физической спортом и культурой осуществляется в большинстве случаев за счет накопление опыта инициативного поведения. С целью этого действенными являются средства и следующие приёмы:
-независимое проведение тренировочных занятий с группой (инструкторская практика);
-организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
-спортивные игры;
-эстафеты;
5.решительность и Смелость
Формированию этих качеств в громаднейшей степени содействуют упражнения, которые содержат элементы известного риска и требующие колебания чувства и преодоления боязни.
Упражнения на решительность и смелость
-Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
-Прыжки в соскоки и глубину с гимнастических снарядов.
-бег и Ходьба с закрытыми глазами.
-Прыжки через препятствия и гимнастические боеприпасы.
-Прыжки в воду.
-Скалолазание.
Стойкость, волевые качества
самоё действенным средством формирования этих качеств в ходе физического воспитания являются упражнения, каковые содержат элементы преодоления больших внешних и внутренних трудностей, выполняются в негативных метеорологических условиях, в громадном количестве, требуют большого нервного напряжения. При воспитании стойкость целесообразно применять приемы, усиливающие эффект используемых средств: неестественное наращивание упрочнений, тренировку в группе, соревновательный способ, внесение в тренировку эмоционального фактора, использование технических средств.
Упражнения на стойкость:
-Кроссовый бег: по сложной с разными препятствиями местности,
при негативных метеорологических условиях: в ливень, снегопад, при сильном ветре, большой и низкой температуре.
-Морофонский бег – 42 км 195 м
-Плавание на дальность.
-Борьба с более сильным соперником.
- Опытная направленность физического воспитания
Опытная направленность физической культуры — это база, объединяющая все остальные ее компоненты.
Параметрами, по которым возможно делать выводы о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, возможно распознать значительные особенности и меру проявления физической культуры в деятельности.
К ним относятся:
¦ степень сформированности потребности в физической культуре и методы ее удовлетворения;
¦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);
¦ творческий уровень и характер сложности данной деятельности;
¦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);
¦ отношение и степень удовлетворённости к делаемой деятельности;
¦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования и самовоспитания в физической культуре;
¦ уровень физического совершенства и отношение к нему;
¦ владение средствами, способами, навыками и умениями, нужными для физического совершенствования;
¦ системность, гибкость и глубина усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого применения в практике физкультурно-спортивной деятельности;
¦ регулярность использования и широта диапазона знаний, умений, опыта и навыков физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля судьбы, в учебной и профессиональной деятельности.
Так, о сформированности физической культуры личности возможно делать выводы по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее сокровищам. Сложная совокупность потребностей личности, ее свойств предстает тут как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.
В соответствии с параметрами возможно выделить последовательность уровней проявления физической культуры личности.
Предноминальный уровень складывается стихийно. Обстоятельства его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием внеучебной деятельности и занятий, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается сообщение физической культуры со становлением личности будущего эксперта и процессом его опытной подготовки. В мотивационной сфере господствует негативная либо индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей возможно разным.
Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным применением ее методов и отдельных средств под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- либо киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; суть занятий видится только в упрочнении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены несложными элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, деятельный отдых; направленность — личная. Время от времени студенты этого уровня смогут учавствовать в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень физической подготовленности и здоровья таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о собственном здоровье, физическом состоянии.
В базе потенциального уровня — положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в профессиональной деятельности и целях самосовершенствования. Они имеют нужные знания, убеждения, навыки и практические умения, разрешающие грамотно делать разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной опытных товарищей и помощи педагогов. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.
Творческий уровень характерен для студентов, уверенный в необходимости и ценностной значимости применять физическую культуру для реализации и развития возможностей личности. Этим студентам свойственна основательность знаний по физической культуре, они обладают навыками и умениями физического самосовершенствования, организации здорового образа судьбы, применения средств физической культуры для реабилитации при высоких жадно-эмоциональных нагрузках и по окончании перенесенных болезней; они творчески внедряют физическую культуру в опытную деятельность, в домашнюю судьбу. По окончании окончания института проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.
Границы выделенных уровней подвижны. Они говорят о наличии противоречий, главным из которых есть несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному формированию будущего эксперта и его настоящим уровнем. А это есть движущей силой развития его физической культуры.
- Базы организации физического воспитания в институте
В соответствии с национальным образовательным стандартом высшего профобразования физическая культура с 1994 г. заявлена необходимой дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.
Целью физического воспитания студентов есть формирование физической культуры личности.Учебный материал дисциплины «Физическая культура» включает в себя следующие разделы программы:
- теоретический, формирующий мировоззренческую совокупность научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
- практический,содействующий приобретению опыта творческой практической деятельности, формированию самостоятельности в спорте и физической культуре в целях успехи физического совершенства, увеличения уровня функциональных и двигательных свойств личности;
- контрольный,определяющий дифференцированный и объективный учет результатов и процесса учебной деятельности студентов.
На базе национальных образовательных стандартов высшего профобразования в учебных замыслах институтов всем специальностям и направлениям высшего профобразования предусмотрено выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура» в необходимом курсе, на целый период обучения с проведением итоговой аттестации.
У студента, завершившего обучение по дисциплине «Физическая культура», должна быть установка на здоровый образ судьбы, самовоспитание и физическое совершенствование, потребность в регулярных занятиях спортом и физическими упражнениями.
С целью проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: главное, особое, спортивное. В главное отделение зачисляются те, кто отнесен в главную и подготовительную медицинские группы. В особое учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к особой медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния. В спортивное отделение, складывающееся из учебных групп по видам спорта, зачисляют студентов главной медицинской группы, продемонстрировавших хорошую неспециализированную физическую и спортивную подготовленность и показавших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в институте. Студенты, высвобожденные от практических занятий по общему состоянию организма, зачисляются в теоретическое учебное отделение для освоения дешёвых разделов программы.
Физическая культура в институте делает следующие социальные функции:
¦ преобразовательно-созидательную, что снабжает достижение нужного уровня физического развития, совершенствования и подготовленности личности, упрочнения ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
¦ интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, альянсы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
¦ проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в ходе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие свойства, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие личных свойств;
¦ проективно-прогностическую, разрешающую увеличить эрудицию студентов в сфере физической культуры, деятельно применять знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с опытными намерениями;
¦ ценностно-ориентационную. В ходе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их применение снабжает личностное самосовершенствование и профессиональное саморазвитие;
¦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, сотрудничества участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, восстановление и сохранение психологического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
¦ социализации, в ходе которой происходит включение индивида в совокупность публичных взаимоотношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально полезных качеств.
Дабы достигнуть цели физического воспитания — организовать физическую культуру личности, принципиально важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
¦ осознавать роль физической культуры в подготовке и развитии личности ее к профессиональной деятельности;
¦ знать научно-практические базы физической здорового образа и культуры судьбы;
¦ вырабатывать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ судьбы, самовоспитание и физическое самосовершенствование, потребность в регулярных занятиях спортом и физическими упражнениями;
¦ овладеть совокупностью практических навыков и умений, снабжающих укрепление и сохранение здоровья, психологическое благополучие, совершенствование и развитие психофизических свойств и способностей личности, самоопределение в физической культуре;
¦ обеспечить неспециализированную и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
¦ купить опыт творческого применения физкультурно-спортивной деятельности с целью достижения жизненных и опытных целей.
Необходимый минимум дисциплины «Физическая культура» предполагает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
¦ физическая культура в общекультурной и опытной подготовке студентов;
¦ социально-биологические базы физической культуры;
¦ базы стиля жизни и здорового образа;
¦ спорт и оздоровительные системы (теория, практика и методика);
¦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую совокупность научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания нужны, дабы осознавать природные и социальные процессы функционирования физической личности и культуры общества, мочь их творчески применять для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, дабы организовать здоровый стиль судьбы при исполнении учебной, опытной и социокультурной деятельности.
Практический раздел учебного материала складывается из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел снабжает операциональное овладение способами и методами физкультурно-спортивной деятельности с целью достижения личностью учебных, опытных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
¦ методику составления личных программ физического самовоспитания;
¦ методические базы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
¦ базы методики самомассажа;
¦ методику корригирующей гимнастики для глаз;
¦ овладение способами оценки и телосложения и коррекции осанки;
¦ способы самоконтроля общего состояния организма, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
совершенствования и Важное условие закрепления этих способов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Освоение второго учебно-тренировочного подраздела оказывает помощь купить опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в спорте и физической культуре. Содержание занятий базируется на широком применении умений и знаний в том, дабы использовать средства физической культуры, применять спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения личного и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты обучаются регулировать собственную двигательную активность, поддерживать нужный уровень физической и функциональной подготовленности во время обучения, получают опыт совершенствования к коррекции личного физического развития, обучаются применять средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики неспециализированных и опытных болезней, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В ходе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в агитационной, инструкторской, судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий снабжает своевременную, текущую и итоговую данные о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о динамике и состоянии физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Своевременный контроль формирует данные о ходе исполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий разрешает оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней методом комплексной проверки.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: главному, особому, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года по окончании медицинского обследования с учетом общего состояния организма, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, заинтересованностей. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.
В главное отделение зачисляются те, кто отнесен в главную и подготовительную медицинские группы. В особое учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к особой медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.
Тех, кто по общему состоянию организма высвобожден от практических занятий на долгий срок, зачисляют в особое учебное отделение для освоения дешёвых разделов программы.
В спортивное отделение, складывающееся из учебных групп по видам спорта (совокупностям физических упражнений), зачисляют студентов главной медицинской группы, продемонстрировавших хорошую неспециализированную физическую и спортивную подготовленность и показавших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в институте. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, смогут быть переведены на личный график занятий, но с необходимым исполнением в срок зачетных требований.
В физическом воспитании студентов употребляются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий в течении всего периода обучения в институте. Учебные занятия проводятся в форме:
¦ теоретических, практических, контрольных;
¦ элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;
¦личных и лично-групповых дополнительных занятий либо консультаций;
¦ независимых занятий по заданию и под контролем учителя;
Внеучебные занятия организуются в форме;
¦ исполнения физических рекреационных мероприятий и упражнений в режиме учебного дня;
¦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по заинтересованностям;
¦ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
¦ массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
- Неспециализированные понятия теории физической культуры
1.Физическая культура – это вид культуры, что представляет собой результат и специфический процесс людской деятельности, способ и средство совершенствования человека для исполнения социальных обязанностей.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физической образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они абсолютно удовлетворяют все личности и потребности общества в физической подготовке.
2.Физическое образование – педагогический процесс, направленный на формирование особых знаний, умений, и на развитие разносторонних физических свойств человека. Как и образование в целом, оно есть неспециализированной и вечной категорией социальной судьбе общества и личности. Его направленность и конкретное содержание определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
3.Спорт – игровая подготовка и соревновательная деятельность к ней; основан на применении физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных сил и обнаружение предельных возможностей организма человека в двигательной активности. состязательность, специализация, направленность на наивысшие успехи, зрелищность являются своеобразными изюминками спорта как части физической культуры.
4.Физическая рекреация (отдых) – применение физических упражнений, и видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения наслаждения от этого процесса, развлечения, переключения с простых видов деятельности на другие. Она образовывает главное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
5.Двигательная реабилитация (восстановление) – целенаправленный процесс восстановления либо компенсации частично либо временно потерянных двигательных свойств, их последствий и лечения травм. Процесс осуществляется комплексно под действием намерено подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых вторых средств. Это восстановительная деятельность.
6.Физическая подготовка – вид физического воспитания: совершенствование и развитие двигательных физических качеств и навыков, нужных в конкретной опытной либо спортивной деятельности. Она возможно выяснена как вид неспециализированной подготовки эксперта (специалиста) либо спортсмена (к примеру, физическая подготовка гимнаста).
7.Физическое развитие – процесс функций организма и изменения форм под влиянием естественных условий (пищи, труда, быта) или целенаправленного применения особых физических упражнений. Физическое развитие – это кроме этого и итог действия указанных процессов и средств, что возможно измерить в любую секунду времени (размеры его частей и тела, показатели разных качеств, функциональные возможности систем и органов организма).
8.Физические упражнения – перемещения либо действия, применяемые для развития физических качеств, систем и внутренних органов двигательных навыков. Это метод физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психологической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности.. это кроме этого и способ физического развития человека. Физические упражнения являются главным средством всех видов физической культуры.