Земледельческие и номадические культуры. древние цивилизации

На примере номадов и земледельцев, кочевых народов отлично прослеживается это многообразие дорог развития. В словаре В. Даля номады определяются как кочевники, кочевой народ. Их отличительными показателями именуются занятие скотоводством, отсутствие оседлости, переносные жилища. Известны уже по описаниям Геродота, Плиния Старшего, Страбона, Тацита. Громадный материал дают археологические находки, охватывающие широкие пространства Евразии, к примеру скифские погребальные курганы Александропольский, Чертомлык и др.

кочевников и Культуры земледельцев разны не только по хозяйственно-экономическому типу, но и по моделям культуры, методам мировосприятия.

Моделью культуры земледельца помогает растение: его структура воспроизводится в орнаменте, материале и типе жилища, структуре семьи; почитаемые божества связаны первым делом с культами плодородия.

Модель культуры кочевников – животное. В отличие от растения оно владеет самодвижением и довольно вольно от экологии. Но перемещение кочевника – вынужденное, он не свободен в выборе перемещения. Жизнь кочевника – это постоянный путь, неустанный поиск подножного корма для животных.

Одним из первых к анализу кочевых культур с позиций своеобразия их мировосприятия обратился французский ученый А. Леруа-Гуран. Он отмечал: для собирателя и раннего охотника мир линеен, значение имеет не почва, а ее поверхность, надземье, горизонталь, плоскость. Это справедливо и для более поздних кочевых культур. Культуры номадов первоначально появлялись в поясе, где сама природа формировала у человека чувство простора. Степь как место обитания кочевника раздвигала границы. Его восприятие пространства линейно.

Для земледельцазначимы почва, вертикаль, граница. Для него пространство замкнуто, пространство – ареал. Он обречен проводить границы. В Старой Руси на границах собственных участков крестьяне ставили камни как обозначения проведения и символ границы собственной собственности. Межевой камень имел сакральное значение во всех культурах, к примеру – в «Кодзики», священном писании синто, национальной религии японцев рассказывается, как всевышний Сусано-о нарушает небесный порядок тем, что передвигает и разбрасывает межевые камни и засыпает межи.

Для земледельца характерен образ мира как круга, концентрической Вселенной. Его дом – это центр мироздания, деревня – центр мироздания, святилище, алтарь либо храм – центр мироздания, ось мира, axis mundi.

Земледелец пытается к переменам; при всей традиционности раннеземледельческих культур, в них присутствует элемент новизны, новации: развитие навыков селекции растений, технологии возделывания и совершенствование орудий земли и т. п. Земледелец не перемещается в пространстве с таковой интенсивностью и скоростью, как кочевник. Он привязан к возделываемому полю. Для него изменение обжитого пространства – символ его внутреннего перемещения. Он всегда наблюдает сезонные трансформации в природе, и они очень ответственны для него. Для него перемещение обжитого мира, ойкумены имеется перемещение времени. Он изобретает множество способов фиксации этих трансформаций («Земледельческий альманах» шумеров, регистрация ежегодных разливов Нила в египетских храмах, календарные совокупности и т. п.).

Кочевник движется в пространстве, но не во времени. Он перемещается, а не начинается. Человек не поймёт себя во власти времени, не оперирует категориями времени. В культурах номадов господствует циклическая модель времени.

Многие божества кочевников изображаются на колесницах, к примеру, божества индоариев. Всевышний Тваштар именуется в Ведах первым строителем колесниц. Кочевники рано приручили лошадь, применяли колесную повозку. Конь для кочевника так же дорог, как и человек, кроме того больше. С ним человек образует единое существо, возможно, так появился образ кентавра в мифологии.

скотоводство и Земледелие связаны с разными разработками. Разработка общения с животным более несложна, т. е. не подлежит особенной рационализации, не стимулирует развития интеллектуальных операций, абстрактного мышления. Она предельно консервативна. Она не требует письменной фиксации, поскольку ее главные навыки надежно передаются изустно. Исходя из этого в кочевых культурах не сложились предпосылки для создания письменности. Земледельческие культуры изначально связаны с более сложными разработками: с изготовлением разных орудий пахоты, приемами обработки почвы, селекции растений, защиты урожая от вредителей, расчета времени сбора и посева урожая, организации совместных работ на протяжении сбора урожая, поддержания и сооружения ирригационных сооружений. В земледельческих культурах письменность – правило, в то время как в кочевых – исключение.

Структура социальности кочевников и земледельцев также неодинакова. Земледельческие общности имеют два вида связей между людьми, две скрепляющие нити – общность происхождения (т. е. родство по крови) и общность совместного труда и местожительства. Кочевники имеют одну скрепу – родство по крови. Но она выясняется поэтому очень прочной и устойчивой. Она может сберигаться очень долгое время а также при переходе к оседлому образу судьбы.

Различаются типы жилища кочевников и земледельцев: стационарное у земледельцев, сборно-разборное, каркасное, переносное у номадов. Земледелие потребовало оседлого образа судьбы, появлялось представление о «моей почва», а «моя почва» не может быть бесконечной, человек научался жить в условиях границы. Оседлый образ судьбы потребовал создания стационарных жилищ. Само жилище, созданное руками и волей человека, – знак того, что человек навязывает собственную волю природе, подчиняет ее себе. Стенки, потолок – это рукотворная граница, которая отделяет естественное пространство от неестественного, т. е. созданного человеком для самого себя[247]. К тому же, материалы, применяемые для сооружения жилища, сохраняли сообщение с миром живой природы: употреблялись дерево, глина, тростник, другими словами то, то сохраняет либо питает тенденцию к росту.

Жилище кочевников так же мобильно, как они сами. К примеру, гэр– сборно-разборная юрта монголов. Юрта образована древесным войлочным покрытием и решетчатым каркасом. Собрать ее и обтянуть войлоком два взрослых человека смогут за несколько часов. Производство войлока имело для номадов умеренной территории большое значение. В его изготовлении приняло участие довольно много человек, ему сопутствовали ритуалы и многочисленные обряды. Белый войлок имел сакральное значение и употреблялся в обрядах.

Внутреннее пространство юрты делится на пара территорий. Выделяется основная часть с очагом – наоборот входа, по центру юрты. Это – почетное место. На этом же пространстве находится домашний алтарь.

Правила поведения задавались представлениями о социальной и домашней иерархии и степенью сакральности той либо другой части помещения. Действительно, это относится и к жилищу земледельца.

Примечательно, что в Монголии сложился кроме того тип кочевого буддийского монастыря «хурэ». Хурэ выглядит как расположенные по кругу пара юрт, в центре – юрта-храм.

Велики различия в мастерстве земледельцев и номадов. Для искусства номадов характерен звериный стиль. Преобладали изображения копытных животных, кошачьих хищников, птиц.

Существуют различия и в кухне этих народов. Кухня кочевников евразийских степей сложилась на мясо-молочной базе. Шумерский цикл сказаний об Инанне так говорит об этом:

О, моя сестра, пускай пастух женится на тебе,

Сливки у него отличны, молоко у него превосходно,

Все, чего касается рука пастуха, расцветает.

Зерно, изделия и мука из них в ранней истории номадов были сведены к минимуму: в степи собирали дикий, «тёмный» ячмень, дикорастущие травы. Главным источников витаминов помогали молоко и полусырое мясо.

Особенную роль в кухне кочевников игрался кумыс(или другие кисломолочные продукты в различных кочевых культурах). Кумыс попал в исторические произведения еще в пятом веке до н. э. благодаря Геродоту. Он обрисовал метод его изготовление скифами. После этого кумыс упоминается в китайских придворных хрониках, в европейских описаниях путешествий по государствам Востока. С конца XVIII века им заинтересовалась европейская медицина.

Отчизна кумыса – степи Евразии. Кумыс делают лишь из кобыльего молока. Готовят его летом, по окончании того как лошади вдоволь наедятся сочной юный травы.

Итальянский торговец Марко Поло, проживший продолжительное время при дворе китайских императоров монгольской семействе Юань, пишет о том, что император Хубилай имел персональный табун в десять тысяч кобылиц, «белых как снег, без всяких пятен». Кумыс из молока этих кобылиц были в праве выпивать лишь члены императорского рода и приближенные, которым оказывали эту честь.

Бозы – основное блюдо монгольской кухни. Что-то наподобие больших пельменей либо пирожков, сваренных на несколько. Для начинки употребляется говядины и смесь баранины с добавлением лука и чеснока, значительно чаще, дикорастущих. Мясо мелко рубят ножом. Тесто монголы принимают не как съедобную часть пирожка, а только как оболочку для мяса. Его не едят совсем либо съедают только часть, как и в кавказских хинкали.

Китайцы также обожают пельмени, но теста и соотношение мяса у них в пельменях иное. Имеется кроме того монгольский анекдот, отражающий этнокультурную специфику этого блюда: бозы – это китайское либо монгольское блюдо? – В случае, если довольно много мяса и мало теста, то монгольское, а вдруг довольно много теста и мало мяса, то китайское[248]. Вероятнее, бозы – блюдо пограничное, появившееся на стыке двух культур – кочевой (мясной ингредиент) и оседлой, земледельческой (мучной ингредиент).

В истории культуры зафиксированы примеры разных взаимоотношений между земледельцами и кочевниками. В Библии рассказывается о Авеля и трагической истории Каина, один из которых был пастухом, а второй – землепашцем. Каин убивает собственного брата Авеля, ему показалось, что Всевышний принял жертвенные подарки его брата и не принял плодов его труда. Спор между земледельцами кочевниками касался в первую очередь плодородных земель, применяемых под пашню либо пастбище. История степных народов и отношений земледельцев полна драматизма. Но это культуры не только соперничающие, но и сотрудничающие.

В шумеро-аккадском цикле сказаний об Инанне в стихотворной форме изложены правила обмена и разделения труда между земледельцами и скотоводами:

…чего у земледельца больше,

чем у меня?

Если он даст мне собственный тёмное одеяние,

Я дам ему, земледельцу, мою тёмную овцу вместо,

Если он даст мне собственный белое одеяние,

Я дам ему, земледельцу, мою белую овцу вместо.

Если он мне нальет собственного наилучшего финикового вина,

Я налью ему, земледельцу, моего желтого молока вместо.

Если он мне даст хорошего хлеба,

Я дам ему, земледельцу, сладкого сыра вместо.

История знает кроме этого довольно много примеров, в то время, когда кочевники в армейском противостоянии побеждали мирных земледельцев, но земледельческая культура побеждала кочевой образ судьбы, и вчерашние кочевники сами становились оседлым народом.

Земледельческие культуры положили начало великим трансформациям: в четвертом тысячелетии до новой эры появляется новый исторический тип людской общежития – государство. Для страны характерна единая территория, единые законы, отчужденная власть в виде власти царя, фараона, императора, формирование древних этносов, социальная неоднородность общества, оседлый муниципальный образ судьбы.

Это были земледельческие цивилизации, появившиеся в бассейнах великих рек. Поражают их масштабы во времени и в пространстве: тысячелетиями измеряется история Древнего Египта, Месопотамии, Китая, Индии. не меньше впечатляющи географические границы: хорошие цивилизации античного Запада и Востока, культуры Африки, Центральной Азии, Дальнего Востока, цивилизации Нового Света. Наровне с хрестоматийными примерами возможно назвать менее узнаваемые культуры Северной и Тропической Африки: Нок, Мероэ, Аксум, Ифе, бестящая цивилизация Суахали[249]. не меньше занимательны и разнообразны цивилизации Юго-Восточной Азии.

Земледелие в этих цивилизациях по большей части было связано с природным ритмом разливов рек, что определял ритм сельскохозяйственного труда и целый образ судьбы. Одной из наиболее значимых производственных задач было создание действенных ирригационных совокупностей, что определяло совокупность социальных связей, нормы правового регулирования, своеобразие духовной судьбы.

Определяющей чертой мировосприятия был политеизм, почитание многих всевышних.

Древние культуры – культуры письменной эры, поэтому наряду с другими текстами появлялись священные, сакральные тексты, в которых излагались главные идеи той либо другой религии. Уже в конце IV тысячелетия до н.э. шумеры изобрели первую в истории письменность. Сначала шумерское письмо было пиктографическим – содержание передавалось последовательностью картинок, понемногу письменность купила вид клинописи. В Месопотамии не было папируса и камня, но была глина, которая предоставляла неограниченные возможности для письма, не требуя громадных затрат. Письменность шумеров была заимствована аккадцами, вавилонянами, эламитами, хурритами, хеттами, каковые приспособляли ее к своим языкам. До середины II тысячелетия до н. э. страны Передней Азии пользовались шумеро-аккадской письменностью. С распространением клинописи аккадский язык стал интернациональным, содействуя формированию интернациональных взаимоотношений, дипломатии, науке и торговле.

Развитие письменности содействовало созданию школ. Школы Египта и Месопотамии в большинстве случаев готовили писцов для национального и храмового управления. Программа обучения была светской, главные предметы – литература и язык. Наровне с письмом обучали счету, базам юридических знаний и делопроизводству. Для желающих взять более широкое образование преподавали право, астрономию, медицину. широкое распространение и Развитие письменности школ стали причиной достаточно большому уровню образования, формированию определенной духовной воздуха, которая содействовала не только зарождению литературы, но и созданию библиотек.

Самая известная – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669–635 гг. до н. э.) в Ниневии. Тут хранились царские анналы, хроники наиболее значимых исторических событий, сборники законов, литературные произведения. Тут же литература была в первый раз систематизирована, книги размещались в определенном порядке. Уже в первой трети третьего тысячелетия появляются архивы. В корзинах и специальных ящиках были привязаны ярлыки с указанием периода и содержания документов, к которому они относились. Наровне с храмовыми архивами были открыты и архивы частных лиц. Известность взял, к примеру, архив торгового дома Эгиби в Вавилоне, в котором хранилось более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде почвы и домов, об отдаче рабов в обучение ремеслам, письму.

В культуре древних стран формируются научные представления. Это были знания практического свойства, другими словами те, каковые конкретно были связаны с производственной деятельностью. Так, в Египте громаднейших удач достигли в астрономии математике, медицине.

При всей схожести характера культур древних стран, в каждом из них она получала собственные своеобразные черты.

У русского поэта К. Бальмонта имеется стих «Три страны»:

Строить строения, быть в гареме, выходить на львов,

Превращать царей соседних в собственных рабов,

Опьяняться повтореньем яркой буквой я, –

Вот, Ассирия, дорога действительно твоя.

Перевоплотить народ могучий в восходящесть плит,

Быть создателем тайных, сфинксом Пирамид, –

И, достигши граней в тайнах, обратится в пыль, –

О, Египет, эту сказку ты явил как быль

Мир опутать яркой тканью мыслей-паутин,

Слить душой жужжанье мошки с грохотом лавин,

В лабиринтах быть, как дома, все осознать, принять, –

Свет мой, Индия, святыня, невинная мама.

Поэтические образы далеких культур, созданные воображением поэта, возможно, далеки от исторической правды, но в целом они правильно характеризуют неспециализированный контур культур Египта, Месопотамии, Индии[250].

Притом, что культуры древних цивилизаций имеют неспециализированные черты, любая из них характеризуется собственными своеобразными изюминками.

Так, для культуры Древнего Египта, появившейся в равнине реки Нил, был характерен не просто политеистический темперамент религиозных представлений, но и четко выраженный зооморфизм. Он проявлялся не только в том, что в Старом Египте был развит культ животных, но и в том, что многие всевышние изображались звероподобными: всевышний солнца Ра – в виде барана, владыка царства мертвых Анубис – с головой шакала, богиня войны Сохмет – с головой львицы, всевышний Гор – с головой сокола и т. д.

Для духовной судьбы древних египтян значительным было представление о разделении судьбы до смерти, и по окончании смерти; не игнорируя ценности земного бытия, древние египтяне были очень озабочены вечным бытием, которое наступает по окончании жизни. Содержание загробной судьбе определяется нравственным поведением тут, на земле. Огромное значение для египтян имели тексты «Книги Мертвых», правильнее «Песни восходящего к свету», каковые включали в себя оправдательные речи. На вопросы Осириса душа дает ответы: не убивал, не поддавался уговорам убивать, не прелюбодействовал, не воровал, не лгал, не обижал сирот и вдов. С заупокойным культом была тесно связана художественная практика Древнего Египта. Это и строительство пирамид, и величественных храмов, и росписи на стенах, и погребальная скульптура.

В истории культуры Древнего Египта направляться отметить реформаторскую деятельность фараона 17 семейства Аменхотепа IV, жившего в пятнадцатом веке до н. э. Он предпринял величественную попытку реформирования религиозных представлений, ввести моноиеизм в форме почитания единого всевышнего Атона, что олицетворял диск солнца. Поэтому фараон поменял собственный имя, он нарек себя Эхнатоном («угодным всевышнему Атону»), выстроил новый город Ахетатон («горизонт Атона»), где развивалось нетрадиционное для Египта изобразительное мастерство, почитались художники и поэты, в литературе звучали мотивы гедонизма. Эхнатон создал практику поклонения Атону, написал гимн в честь Атона.

По окончании смерти Эхнатона все возвратилось на круги собственная, он был заявлен еретиком и его имя запретили упоминать, город Ахетатон пришел в запустение, но не обращая внимания на это деятельность этого египетского фараона не канула в Лету.

Месопотамия – край, где размешался библейский эдем, где появились прекрасные сказки «Тысячи и одной ночи», где пребывало одно из семи чудес света – висячие сады Семирамиды, где была предпринята грандиозная попытка строительства Вавилонской башни. Данный край – настоящая колыбель не только культуры, которая тут появилась, но и всего человечества. Американский исследователь С. Крамер имел все основания сообщить: «История начинается в Шумере». Тут появились древние города Ур, Урук, Ларса, Умма, Лагаш, Ниппур. Тут были изобретены пиктографическое письмо, позиционная нумерация счисления, печать, заложена база обмена письмами, сделаны многие астрономические и медицинские открытия, сложился «Эпос о Гильгамеше».

В центре городов Месопотамии был храмовый комплекс и храм, что воздвигался около зиккурата. Зиккурат – месопотамская постройка в форме ступенчатой пирамиды. Шумеры, религия которых была воспринята ассирийцами и вавилонянами, на собственной прародине поклонялись всевышним на вершинах гор. Переселившись в низменное Двуречье, они не отказались от традиции и стали возводить неестественные горы-насыпи. Так показались зиккураты, каковые возводились из кирпича и земли-сырца, а снаружи облицовывались обожженным кирпичом. Шумеры строили их трехступенчатыми в честь главной троицы собственного пантеона – всевышнего воздуха Энлиля, всевышнего вод Эа и всевышнего неба Анну. Вавилоняне стали строить зиккураты по семь ступеней, каковые окрашивались в различные цвета: тёмный, белый, пурпурный, светло синий, красный, серебряный и золотой. Зиккурат был знаком Вселенной, согласно точки зрения вавилонян, он соединял небеса и почву.

Особенный тип старой цивилизации – это античность, воображающая собой многоэтапный процесс развития культуры в средиземноморском региона. Базу данной цивилизации образовывает культура Старой Греции.

В истории культуры старой Греции принято выделять пять периодов:

— крито-микенский (III–II тысячелетия до н. э.);

— гомеровский (XI–IX вв. до н. э.);

— архаика (VIII–VI вв. до н.э.);

— классика (V в. до н. э. – три четверти IV в. до н. э.);

— эллинизм (IV–I вв. до н. э.).

Латинское слово «древний» (практически свидетельствует старый) дало наименование одной из великих цивилизаций древности. Истоки древней цивилизации восходят к Крито-Микенской цивилизации, достигшей расцвета в 3-2 тысячелетии до н. э. По окончании ее смерти на Балканах и островах Эгейского моря появляется греческая полисная цивилизация.

Основанием греческой цивилизации были полисы – города-страны с прилегающими к ним территориями. «Афинский полис – это в однообразной степени деревня с пашнями около и город с его лавками, кораблями и гаванью, это целый афинский народ, отгороженный стеной из гор и с окном на море»[251]. Полис воображал собой гражданскую общину, характеризовался коллективным способом управления и своей системой ценностей. Любой полис имел собственных героев и богов, собственные законы, кроме того собственный календарь. Греция в полисный период не была централизованным страной, оставаясь наряду с этим этнической и культурной целостностью. Формы полисного устройства были разны – от демократических Афин до олигархической Спарты. Любой гражданин полиса учавствовал в народных собраниях, избирался на избирательные должности. Кроме того жреческие функции исполнялись по выбору либо по жребию (за исключением элевсинских дельфийской коллегии и мистерий).

Полис был высшей сокровищем и высшим благом. Храбрецом становился тот, кто самый содействовал прославлению собственного полиса – в любой сфере деятельности: в Олимпийских состязаниях, в произведении законов, в сражении, в философской дискуссии, в мастерстве. Агональный,состязательный темперамент отличает культуру Старой Греции от вторых цивилизаций древности. В Греции в 776 г. до н. э. были совершены первые Олимпийские игры, каковые стали наиболее значимым событием для всей Греции. Примечательно, что олимпиады, проводившиеся один раз в 4 года стали базой счета годов по олимпиадам.

Второй отличительной чертой древней греческой культуры было признание сокровища свободы, причем не только в политической, но и интеллектуальной сфере. Греки совершили настоящую интеллектуальную революцию, стремясь не только к познанию истины, но и к ее доказательству. Они нашли несовпадение видимых связей явлений и их подлинных обстоятельств, открыли принцип дедукции. Греция стала отчизной науки и философии, тут был выработан основная проблематика и категориальный аппарат европейской мысли. Образ судьбы греческого города стимулировал развитие мастерства дискуссии, полемики, аргументации. Перикл сказал, что деятельность афинян основана на «размышлении».

Поклонение разуму, закономерности, гармонии и равновесию возможно выяснить каккосмоцентризм, либо космологичность греческой культуры. Греческое слово космос свидетельствует меру, упорядоченность, гармонию, красоту. Космоцентризм греков проявился в философии, пластических искусствах (канон Поликлета в скульптуре, ордерный строй архитектуры), гипподамовой совокупности планировки городов с особенной ролью площади –агоры, умеренности как идеале судьбы гражданина полиса. Космос понимался как красивый, гармонический живой организм, чувственно-красивое тело, с чем связана еще одна черта греческой культуры – соматизм.Греки не разделялипонятия прекрасного тела и прекрасной души, они объединяли их в едином понятии калокагатии – доблести и единстве красоты. Греческая совокупность воспитания была направлена на достижение физического совершенства и «мусических навыков». Греческой культуре свойственны аполлоническое (яркое, разумное, размеренное) и дионисийское(стихийное,чёрное, мистическое)начала.

Греческая мифология передавалась в свободной форме, ее говорили певцы-аэды, позднее – рапсоды. Достаточно рано начинается ее внекультовое осмысление, к примеру в «Теогонии» Гесиода. Это было проявлением религиозной свободы, отсутствия твёрдого жреческого контроля. люди и Легендарные герои действуют рядом с всевышними, кроме того вступают в поединки с ними. «Библией греков» именуют великие эпические поэмы – «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. В Греции не было канонических сакральных текстов, аналогичных Ведам. Переосмыслением мифов была и греческая драма. Тут разрабатывается понятие судьбы, неприятность законов божественных и людских. В понимании людской судьбы грекам был свойствен четко выраженный фатализм. В мире нет ничего случайного, и это обосновывает ужасная история царя Эдипа.

В IV в. до н. э. начинается кризис полисного сознания. Самый ярко он проявился в споре Сократа и софистов о природе слова. Вторыми его проявлениями помогают рост пессимизма и индивидуализма. Появляются философские учения, в которых «фюсис» (природное начало) ставится выше, чем «номос» (полисные законы, установления, традиции). Таковым было, к примеру, учение киников. Вторая философская школа – стоики – провозглашает значимость общечеловеческих сокровищ, ставя их кроме этого выше полисных.

Эра Александра Македонского, его фантастический поход, появившаяся совокупность эллинистических стран породили глубокую перемену ментальности. Происходит неповторимый синтез, соединение греческой образованности и восточных традиций. В завоеванных Александром территориях распространяется греческий язык, раскрываются гимнасионы, театры, появляются библиотеки, научные центры – мусейоны. Но и греки проникаются духом восточной культуры, они привыкают (действительно, не сходу) к обожествлению царя, из граждан полиса они преобразовываются в подданных царя. Греки знакомятся с древними философскими и религиозными учениями, тысячелетней мудростью Востока. И обнаруживаются не только глубокие различия, но и необычные параллели между мудростью Востока и Греции. В эру эллинизма «открылись двери всех народов». Появляются новые, синкретические религиозные культы, включающие почитание греческих и восточных божеств, довольно часто сливающихся в одном образе, к примеру всевышнего Сераписа. Возрастает интерес к волшебству, алхимии, астрологии. Появляются образы и новые темы в мастерстве. Одним из превосходных образцов эллинистического мастерства есть фаюмский портрет. Соединение греческой восточной мудрости и науки дало необыкновенные результаты, были сделаны выдающиеся открытия в самых различных областях науки. Среди самых прославленных ученых выделяются имена Евклида, Архимеда, пифагорейца Эратосфена, Аполлония Пергского, Аристарха Самосского. Эллинистическая ученость отличается от греческой и своим книжным характером.

Но эта встреча культур отнюдь не была безоблачной и легкой. История донесла до нас и примеры открытого недовольства македонян и греков тем, Александр начал носить восточные одежды, принимать у себя знатных персов, породнился с ними а также открыл для них – этих дикарей! – доступ в ряды собственной гвардии – сердце армии Александра. Доходило и до восстаний[252]. Александр же мыслил себя как объединитель народов, для него не существовало разделения на греков и дикарей, оно было заменено на разделение людей добродетельных и не таковых.

Александр сильно повлиял на потомков и современников. Быть может, не без влияния его дел и идей сложилось учение Зенона-стоика, и вдобавок ранее – Алексарха, основателя и учёного города в Памфилии, носившего красивое имя Уранополиса. Его обитатели именовали себя уранидами, т. е. Сынами Неба. На монетах изображались Солнце, звезды и Луна – общие всевышние различных народов. Алексарх создал и особенный язык, что должен был объединить всех людей[253]. Эта мысль практически носилась в воздухе в эту эру, в то время, когда горизонты цивилизованного мира очень расширились.

По окончании смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. его империя распадается на 3 громадные монархии, Греция оказывается на периферии нового эллинистического мира, но ее культурные традиции сильно повлияли на культуру Рима.

История Рима включает в себя пара периодов:

— Царский период (754-753 г. до н. э. – 510 г. до н. э.);

— Республика (510 г. до н. э. – 30 г. до н. э.);

— Империя (30 г. до н.э. – 476 г.).

Римская культура вобрала в себя не только греческие влияния. Ранняя история Рима, «царский период», была тесно связана с наследием этрусков. Установление демократических форм правления (республиканский период) и практически постоянные войны, каковые ведет Рим, организовали особенную систему ценностей римских граждан. Позицию лидера в ней занимает патриотизм, основанные на представлении об особенной судьбе Рима, его избранности всевышними – «Римский миф». Рим осознается как верховная сокровище, а долг римлян пребывает в служении ему всеми силами. Понятие добродетели – virtus– включало в себя стойкость, мужество, верность, благочестие, преимущество, умеренность. Особенное место в этом списке принадлежало подчинение утвержденному народом закону и установленному предками обычаю. Вся культура Рима связана с постоянным обращением в прошлое, к истокам, к традиции, почитанием всевышних-покровителей собственных семей, Рима и сельских общин. Несоответствие традиций и новацийможно заметить и в эволюции римского права, в котором наслаиваются древние нормы, обычаи предков и снова созданные. Верность древним устоям и новшества были предметом споров между Катоном грекофилами и Старшим, к примеру, кружком Сципионов.

религии и Основу мифологии в ранний период составляли общинные культы. Отсутствовала целостная совокупность мифологии, а представления о всевышних были встроены в ритуалы. Римское религиозное сознание носило прагматический темперамент, было собственного рода «контрактом» с всевышними. Позднее, в эру Августа, оформился римский эпос – «Энеида». Правление Августабыло временем расцвета римской цивилизации, эрой Вергилия, Горация, Овидия – «золотой латыни».

Во время Пунических войн Рим выходит за пределы Италии, после этого преобразовывается в мировую державу, империю. Все входящие в его состав территории образуют единое и устойчивое государство. Возвеличивание Рима сопровождается обожествлением правителя. Рим перерождается, в поздний имперский период появляются новые культурные формы, а прошлые все более подвергаются театрализации. Религиозные мистерии покупают темперамент карнавальных действий, популярность покупают эффектные массовые зрелища, роскошь и грубые увеселения. Театральность смешивается с судьбой и подменяет ее. Обстоятельствами упадка Рима именуют две – христианство и цезаризм. В провинциях римской империи увеличиваются оппозиционные перемещения, в первую очередь – почитание единого всевышнего и ожидание прихода мессии.

Шумеры. Таинственная и загадочная цивилизация древнего мира


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: