Xii.4.1. психологические особенности тактической подготовки

Практические задачи решаются при помощи не только технических приемов, но и многообразных приемов психологического^’ действия на соперника. Это может выражаться в маскировке собственных возможностей, намерений, в демонстрации собственной с уверенностью-‘ сти и готовности к состязанию еще до его начала (к примеру, в(| время разминки), имитационных и мимических приемов во лжём! состязания, создающих обманчивые представления о намечаемы] действиях.

Тактическое мастерство спортсмена тесно связано с уровнем развития физических, технических и психологических качеств. Так, слишком мало развитые физические качества часто мешают росту тактического мастерства спортсмена. Техническая под-j готовка кроме этого определяет эффективность тактических действий спортсменов. Тактического мастерства нереально добиться без развития разных психологических функций и процессов—! восприятий, представлений, внимания, мышления и др.

Тактика имеет собственные особенности в разных видах спорта, что обусловлено в первую очередь их спецификой. Более несложная такЛ тика в видах спорта циклического характера и видах спорта, где нет яркого контакта с соперником {гимнастике, метаниях и т. п.). самая сложной и разнообразной тактикой характеризуются единоборства и спортивные игры.

Знание психотерапевтических изюминок деятельности в разных видах спорта, изюминок тактических действий, приемов, комбинаций и определяет выбор средств психотерапевтического характера для успешного проведения тактической подготовки.

Тактические действия в спорте являются комплексом -; ную деятельность спортсмена, которая требует перцептивных, ин-1 теллектуальных и психомоторных свойств, знаний, навыков и умений. Они результат творческой интеллектуальной деятельности, которая связана с оптимальным применением физических качеств, технических умений, проявления и навыков психологических свойств (познавательных, эмоционально-волевых, психомоторных).

Структуру тактического действия составляют: 1) восприятие спортивной обстановке; 2) умственное ответ тактической задачи; 3) психомоторная реализация тактической задачи.

Восприятие спортивной обстановке представляет собой первичную фазу тактического действия. От того, как

полную и правильную данные взял спортсмен, зависит предстоящий движение его тактических действий. В данной фазе громадное значение имеет устойчивость и интенсивность внимания, во многом определяющие пространственные восприятия спортсмена (такие, как количество поля зрения, точность глазомера и др.), восприятие времени, осязание и т. п.

Умственное ответ тактической задачи предполагает следующее. На базе партнёров и действий непрерывного восприятия соперников спортсмен в сжатой форме оценивает ситуацию и принимает ответ. Ответ принимается не только на базе мыслительных операций, анализа, умозаключения и синтеза, но и на базе разгадывания планов соперника, т. е. предвидения его прогнозирования и действий последующих событий. В данной фазе главную роль играется мышление спортсмена, но определенное значение имеют и память, и творческое воображение.

В случае, если разрешает ситуация , тактическая задача решается при помощи тактических навыков; в этом случае вторая фаза имеет свернутый (сжатый) темперамент, на это решение необходимо минимальное время. Значительно медленнее протекает мысленное ответ, в то время, когда спортсмен видится с незнакомой либо непривычной обстановкой.

Психомоторная реализация тактической задачи осуществляется в виде перемещений. В данной фазе громадное значение имеют сенсомоторная координация, точность и быстрота действий.

Психотерапевтическая структура тактической подготовки спортсмена складывается из особых знаний, умений, навыков, тактического мышления и тактических способностей.

Тактические знания являются совокупностью представлений и понятий о тактических действиях в избранном виде спорта. Спортсмен обязан владеть знаниями об изюминках личной и командной тактики в данном виде спорта, о правилах ее применения и условиях, разрешающих добиться самые эффективных результатов, о тенденциях ее развития. Он обязан знать особенности тактических действий ведущих спортсменов, а в спортивных играх — используемые на данный момент тактические их варианты и схемы. Нужно кроме этого знать закономерности и особенности процессов восприятий, внимания, мышления, психомоторики.

При подготовке к конкретным соревнованиям с определенным соперником спортсмену нужны знания условий соревнования, и возможностей и особенностей соперника (характерных линия его личности, уровню технического и тактического мастерства, любимых приемов, обычных неточностей и т. п.), дабы функционировать с учетом этих особенностей и условий и применять их с целью достижения поставленной цели.

Тактические умения — это такая форма проявления сознания спортсмена, в которой отражаются фактические действия, формируемые и совершаемые на базе купленных тактиче-

ских знаний. Уровень тактического мастерства спортсмена во мнот! гом определяют его умения разгадывать планы соперника, предвидеть движение ответа тактических задач, скоро и верно видоизменять собственную тактику. К. тактическим умениям спортсмена относятся планирование, организация, контроль и регулированш спортивной деятельности в условиях состязания.

Тактические навыки —это заученные приемы, комбинации личных и коллективных тактических действий. Так-‘ тические навыки в спорте имеют собственные психотерапевтические изюминки. Они весьма быстротечны и вариативны.

Тактические свойства — это качества спортсмена и психологические особенности в сфере перцепции, интеллекта, | психомоторики, каковые являются условием успешного исполнения тактических действий, становления большого уровня тактического мастерства. К числу таких свойств возможно отнести:

— перцептивные, снабжающие восприятие информации
(спортивной обстановке): объект поля зрения,, глубинное зрение,
точность и быстрота восприятия трансформации обстановки («чувство
пространства», «чувство времени») и др.;

— интеллектуальные, содействующие оценке обстановки и при
нятию решения: гибкость и быстрота мышления, точность опера
тивной памяти, творческое воображение и др.;

— психомоторные, содействующие осуществлению тактиче
ских действий: точность сенсомоторной координации, быстрота
движений и реакции, дифференцировка мышечно-двигательной
чувствительности и др.

XII.4.2. Сообщение тактической подготовки спортсмена с развитием психологических функций

Эффективность тактических действий спортсмена сильно зависит от уровня развития последовательности психологических функций и процессов—восприятия, представления, воображения, памяти, внимания, мышления, психомоторики. Следовательно, психотерапевтической базой тактической подготовки есть целенаправленное совершенствование этих функций и психических процессов.

Особенности восприятия привыполнении тактических действий. Тактические действия спортсменов, в особенности в единоборствах и спортивных играх, выполняются в сложной, непрерывно ме^1 няющейся обстановке. реализация и Своевременный выбор самые эффективных сейчас тактических действий вероятны только при стремительной и верной ориентировке в конкретной обстановке, а в этом серьёзное значение имеют разные виды восприятия, в особенности зрительного.

В ходе состязания спортсмен непрерывно следит за действиями собственных соперников и партнёров, чтобы получить допустимо более полную и правильную данные и на базе ее анализа (переработки) оценить каждое воздействие в отдельности и си-1 туацию в целом, принять целесообразное ответ и реализовать его в виде своевременного действенного тактического действия.

Спортивные эксперты Б. А. Аркадьев в футболе и А. Г. Эйн-горн в волейболе отмечали, что стремительная и умение и правильная оценка обстановки обнаружить самые целесообразные для данных условий ответа определяют «игровую сообразительность спортсмена» и лежат в базе их тактического мастерства.

Успешность ориентировки спортсмена во многом определяется точностью поля глазомера и объёмом зрения. У представителей игровых видов спорта, где периферическое зрение имеет громадное значение, показатели количества поля зрения существенно выше, чем, к примеру, у гимнастов, пловцов. Спортсмен обязан не только видеть много спортсменов либо объектов на площадке, но и мочь совершенно верно принимать расстояние до них и между ними. Футболисту это необходимо чтобы совершенно верно отправить мяч и соизмерить силу удара с этим расстоянием; боксеру — дабы определить расстояние до партнера, и т. д. Неточная оценка расстояния, дистанции — одна из обстоятельств неудач в тактических действиях спортсменов. В зависимости от уровня тренированности точность глазомера у представителей игровых видов спорта, фехтовальщиков, боксеров изменяется более чем на 40%, в то время как, к примеру, у гимнастов, тяжелоатлетов остается постоянной.

Громадное значение как для личных, так и для групповых тактических действий спортсменов имеет восприятие времени— отражение объективной длительности, последовательности и скорости разных перемещений, явлений и действий. Спортсмены всегда используют разные формы временных взаимоотношений, используют тактические действия (финты) на паузе, с ускорением, с трансформацией ритма и темпа. Восприятие времени, как и восприятие пространства, существенно изменяется в зависимости от состояния тренированности, исходя из этого требует постоянного совершенствования.

внимания и Особенности памяти при исполнении тактических действий. Успешность тактических действий спортсменов в значительной степени зависит от свойств внимания и развития памяти.

Не обращая внимания на многообразие тактических действий, в том либо другом виде спорта имеется много обычных тактических обстановок и адекватных им контрдействий. Благодаря памяти у спортсменов формируются представления о воспринятых, изученных ранее тактических действиях. Поэтому многие из них спортсмен делает на базе накопленных знаний, понятий благодаря различению, узнаванию,, классификации и вычленению обычных показателей конкретных обстановок. Все это в значительной мере не только облегчает, но и активизирует принятие тактического ответа и его реализацию как бы без предварительной его подготовки.

Высокоразвитое внимание повышает эффективность психологической деятельности, соответственно, содействует более большому уровню тактических действий спортсмена. Внимание на протяжении состязания имеет произвольный темперамент. Спортсмен сознательно сосредоточивает его на собственных действиях, отвлекаясь от всех посторонних раздражителей.

Чем больше количество внимания, тем шире диапазон тактически} действий спортсмена. Громадное значение для успешности тактиче-5 ских действий имеет сохранение высокой концентрации внимания1 в самые ответственные моменты спортивной борьбы. не меньше’ ответственное значение имеет и устойчивость внимания. Громадное раз-] нообразие тактических действий в спорте, стремительная смена обстановок не только предъявляют высокие требования к количеству, интен-j сивности и устойчивости внимания, но и требуют мгновенного;! широкого распределения и переключения его.

Громадную роль в тактических действиях играются кроме этого представления и творческое воображение, разрешающее спортсмен; обнаружить новые, неожиданные для соперника тактические дейст- вия (ходы).

На протяжении состязания спортсмен обязан не только мгновенно; сориентироваться, скоро отыскать самоё целесообразное для данной обстановки ответ, но и срочно реализовать его. Этс! требует высокой точности сенсомоторной координации и мышечно-] двигательной чувствительности, быстроты перемещений.

Напряженная спортивная борьба насыщена броскими эмоциональными моментами и требует громадных волевых упрочнений. Спортсмену приходится принимать решения, часто рискованные Ж важные, в условиях недостатка времени, при сильном влиянии зрителей, в самых сложных ситуациях спортивного поединка, бывши в состоянии психологической напряженности. Следовательно, эффективность тактических действий спортсмена сильно зависит от его уровня развития и психологической устойчивости таких волевых качеств, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, смелость и решительность.

Как уже говорилось, нужным условием большого разви-| тия тактических свойств есть техническое мастерство спортсмена. Идеальное владение техникой спортивных действий нужно спортсмену для творческого мышления, направленного на решение тактических задач. Обладая в совершенстве разнообразными техническими приемами, спортсмен может скоро осу-]ществить намеченные тактические замыслы.

Психотерапевтические изюминки тактического мышления в спортивной деятельности.Тактическое мышление — это мышление спортсмена, совершающееся в ходе спортивной деятельности в экстремальных условиях спортивного состязания и конкретно направленное на решение конкретных тактических задач.

Для тактического мышления спортсмена характерно то, что оно протекает неотрывно от непосредственного восприятия и моторных действий наглядных явлений и образов в условиях твёрдого лимита (недостатка) времени, в ходе интенсивных физических напряжений и на фоне разнообразных и очень интенсивных переживаний спортсмена и совершается с учетом степени возможности (возможности) ожидаемых событий.

Тактическое мастерство основывается на умении спортсмена скоро и верно оценивать непрерывно изменяющуюся обстановку спортивной борьбы и в соответствии с этим создавать соб-

ственные тактические планы. Громаднейшие требования к мышлению спортсмена предъявляют такие виды спорта, как единоборства и спортивные игры, где тактическое мастерство имеет очень серьёзное значение.

Тактическое мышление спортсмена имеет последовательность изюминок.

Наглядно-образный темперамент мышления. Мышление спортсмена при ответе тактических задач в ходе спортивных действий основано на наглядных явлениях и чувственных образах. Оно вносит конкретный темперамент и связано конкретно с восприятием действий соперников и всей ситуации и партнёров спортивной борьбы в целом.

Действенный темперамент мышления. Мышление спортсмена включено в’ его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Спортсмен мыслит в ходе активной деятельности, срочно реализуя принятые ответы в действиях, часто находя верные ответы не методом предварительного продумывания, а в самом действии.

Ситуативный темперамент мышления. Мышление спортсмена протекает на фоне неизменно изменяющихся обстановок соревновательной борьбы и требует принятия лишь адекватных ответов, потому что неверное ответ исправить уже нереально благодаря быстротечности и необратимости обстановок.

Процесс тактического мышления спортсмена представляет собой сложную умственную деятельность и характеризуется определенными качествами — быстротой, гибкостью, целеустремленностью, самостоятельностью, глубиной, широтой, критичностью и др.

Быстрота мышления обусловлена твёрдым лимитом времени исполнения тактических действий. Конечно, какие-то тактические ответы спортсмен принимает заблаговременно, в спокойных условиях, но значительно чаще он должен весьма скоро оценивать обстановку, принимать ответ и реализовывать его в условиях скоро изменяющихся обстановок. Исходя из этого тактическое мышление спортсмена должно различаться большой быстротой протекания мыслительных процессов.

Гибкость мышления —это умение перестраивать намеченный замысел тактических действий, если он не удовлетворяет условиям спортивной борьбы, подмечать трансформации в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое ответ. При необходимости спортсмен обязан отказываться от избранного пути и обнаружить другие тактические действия, отвечающие новым событиям.

Целеустремленность мышления свидетельствует умение концентрироваться, не отвлекаясь и не переставая поиски новых тактических ответов. Она тесно связана с развитием воли спортсмена, поскольку ему всегда приходится решать тактические задачи в непростых бескомпромиссных условиях спортивного состязания.

Самостоятельность мышления проявляется в умении решать тактические задачи собственными силами, самостоятельно при-

нимать решения и функционировать в соответствии со сложившимися событиями, не поддаваясь постороннему влиянию. Самостоятельность мышления говорит о способности взять на себя ответственность за принятое ответ, проявляя наряду с этим| творчество и изобретательность.

Глубина мышления—-один из наиболее значимых показателей тактической грамотности спортсмена. Глубина тактического мышления проявляется в умении выделять основное, значительное в тактических действиях. Владеющий глубоким мышлением спортсмен не исчерпывается констатацией отдельных фактов либо событий, он углубляется в их сущность, находит новые связи, отношения, определенные закономерности; он не только осознаёт движение тактических действий соперника, но и предвидит их предстоящее развитие. При оценке и выяснении спортивной обстановки он глубоко вскрывает факторы, как затрудняющие, так и содействующие достижению победы.

Широта мышления содержится в умении всегда держать под своим контролем много связей, взаимоотношений, воздействующих на ход тактических действий. Наряду с этим спортсмен, при-1 нимая решения и реализуя их в тактических действиях, опирается не только на широкий круг данных конкретной ситуации, но и применяет эти других источников и своего опыта.

Критичность мышления — это одно из проявлений мыс-, лительной деятельности, без которого нереально творческое ответ задачи. Критический подход к любой информации о его действиях и противнике —это всесторонняя проверка на прочность разных вариантов собственных тактических действий.

Интуиция —это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, в то время, когда осознается только конечный итог мыслительного процесса. На протяжении соревнования умелые спортсмены часто решают тактические задачи и делают действия мгновенно и верно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание, т. е. выражение в словесной форме, наступает уже по окончании совершения действия. В таких случаях говорят, что оно было выполнено интуитивно.

Интуицию ни за что.нельзя понимать как какую-то особенную свойство, свойственную некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на базе богатого, разностороннего опыта спортсмена, глубоких знаний изюминок тактики и совершенного владения техникой данного вида спорта, умения следить за действиями партнёров и соперников по команде, отлично развитых свойств к антиципации и вероятностному прогнозированию. Интуиция есть следствием тщательной подготовки к соревнованию и постоянного сосредоточения мыслей на решении и анализе тактических задач.

Роль антиципации в планировании и реализациитактических действий.реализация и Планирование тактических действий спортсмена во многом определяется процессами антиципации, т. е. предвидения, предвосхищения. У представителей спортивных игр, единоборств предвидение действий соперника основывается

не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях конкретно на протяжении спортивной борьбы. Наряду с этим особенное место занимают антиципирующие реакции, т. е. действия с опережающим ответом на начало действий либо перемещений соперника.

Антиципирующие реакции как опережающее отражение действительности вероятны только на базе совокупности психологических процессов. В одних случаях они осуществляются на базе восприятия движущихся объектов (к примеру, летящего мяча, движущихся игроков и т. д.), в других— на базе памяти, мышления, воображения (к примеру, при прохождении автострады в слаломе, ведении поединка в фехтовании, боксе, борьбе с малоизвестными соперниками).

Предвосхищение действий, тактических комбинаций соперника допустимо не только на базе памяти, мышления и творческого воображения, но и на базе учета последовательности предшествующих действию показателей. К примеру, в футболе такими показателями смогут быть положение стопы опорной ноги бьющего по мячу игрока, положение бьющей ноги; в волейболе при блокировании — кисти и положение предплечья бьющей руки, разворот плеч; в боксе — положение опорной ноги, положение рук и т. п. Конкретно учет этих самые информативных показателей и разрешает спортсменам вполне возможно выявить действия соперника.

Антиципация характерна не только для личных, но и для групповых тактических действий, в которых антиципирующий эффект вероятен на базе накопления особых знаний, формирования тактического мышления, и на базе определенной информации (сигнализации) — речи, жестов, поз, действий спортсменов.

ХН.4.3. Психотерапевтические изюминки планирования тактических реализации плана и действий спортсмена

Для успешного ответа задач, появляющихся в ходе состязания, нужно предварительно планировать тактические действия. Планирование должно быть основано допустимо полной и правильной информации о условиях и противнике соревнований, быть творческим, богатым по выбору тактических действий и приёмов, носить ориентировочный темперамент, т. е. допускать нужные трансформации по ходу состязания.

Степень сложности тактических замыслов зависит от особенностей и вида спорта соревновательной борьбы. Примером несложного тактического замысла возможно график прохождения отдельных отрезков расстояния в легкой атлетике, конькобежном и лыжном спорте. Учитывая собственные возможности, и информацию о итогах соперников, спортсмен так образовывает график собственного бега, дабы добиться намеченной цели.

Более сложным есть планирование тактических действий в единоборствах. Тут в базе составления замысла лежит изуче-

9 Зак. 1165

ни’е тактических и техвозможностей соперника, разга* дывание его тактических планов.

Самыми сложными являются тактические замыслы в спортивны; играх, где имеет место детальная разработка командных тактических действий (в звеньях, линиях и т. п.) с учетом конкретны; личных заданий.

Планирование тактических действий включает в себя:

1} уяснение задач и цели соревнования;

2) учет сильных и не сильный сторон тактической, психологиче
ской, технической и физической подготовки соперника;

3) учет условий грядущего соревнования;

4) осознание и прогнозирование тех препятствий и трудностей,1
с которыми, быть может, нужно будет встретиться;

5) выбор приёмов и средств с целью достижения успеха;

6) составление запасного замысла тактических действий с учетом
вероятных трансформаций на протяжении состязания.

Предварительное планирование тактических действий постоянно имеет вероятностный темперамент. Это связано с тем, что никогда] нет всех данных о сопернике, его планах, условиях состязания. На протяжении состязания, в особенности в единоборствах и спор-] тивных играх, обстановки изменяются мгновенно и таят в себе] массу подробностей, каковые нереально предусмотреть. Исходя из этого pea-j лизация тактического замысла на протяжении состязания в любой момент связана с постоянным ответом бессчётных тактических задач.

Помимо этого, противоборствующая команда либо отдельные соперники кроме этого стремятся победить и имеют собственный тактический| замысел. Исходя из этого реализация тактического замысла предполагает:

1) уяснение тактических планов соперника (к примеру,
разведка боем в начале игры в баскетболе, и внесение соответству
ющих трансформаций в собственные действия;

2) использование приемов, цель которых замаскировать собст
венный тактический замысел действий;

3) постоянное ответ частных тактических задач, возни-¦
кающих по ходу соревновательной борьбы (наряду с этим, с одно!
стороны, принципиально важно подчинить отдельные тактические действия об
щему тактическому замыслу, с другой —варьировать их в связи
с изменяющимися условиями борьбы).

При реализации тактического замысла громадную роль играются выработанные в ходе тренировки и предшествующих соревнований тактические навыки, каковые разрешают умелым спортсменам решать тактические задачи мгновенно, без утраты времени, как бы машинально. Серьёзное значение имеют умение мыслить в ходе состязания, умение критически оценивать действия и собственные решения, умение обобщать, умение выбирать самые целесообразные технические приемы и др. Дабы спортсмен имел возможность удачно и творчески решать разные тактические за-j дачи, нужно развивать его способности, ответственные для тактического мышления и тактических действий: быстроту, гибкость, целеустремленность, глубину, широту, критичность и др., совершенствовать умения и тактические навыки.

Тактическое мышление формируется в’ ходе обучения тактическим действиям, которое осуществляется в соответствии с принципом постепенности: сперва разучиваются элементарные действия, позже целостный прием и, наконец, комбинация. комбинации и Тактические действия выполняются сначала в облегченных условиях, позже в усложненных и в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

Для совершенствования тактического мышления возможно использовать следующие способы:

1. Переключение от одних тактических действий к вторым по
заблаговременно обусловленным сигналам. Это возможно зрительная
(слуховая) сигнализация либо определенная соревновательная си
туация. К примеру, фехтовальщик по окончании нанесения либо получения
укола медлительно переключается на другой темп боя.

2. Выделение конкретного раздела в общей тактической зада
кожный покров либо создание таковой ситуации, из которой спортсмен обязан
выйти самостоятельно, творчески, без подсказок со стороны. На
пример, дать задание легкоатлету бежать 3U дистанции строго по
графику, а на оставшейся ]Д дистанции функционировать самостоятель
но, исходя из складывающейся обстановки, и т. д.

3. Использование особых задач на правильность и быстроту
выбора тактических ответов. Наряду с этим нужно исходить из
специфики конкретного вида спорта, уровня подготовленности
спортсмена, его личных изюминок. Задачи, каковые
выбирает тренер, смогут быть разнообразными: игра в защите в
меньшинстве, разные элементы внезапности и т. п.

4. Проведение учебных и товарищеских состязаний с против
никами, существенно отличающимися друг от друга по силе, ха
рактеру, стилю, методам ведения тактической борьбы. К примеру,
боксеру направляться проводить поединки с соперниками, действую
щими в атакующем, контратакующем стиле, с левшой, с обла
дающими мощным ударом, предпочитающими ближний бой и т. п.

5. Применение соревнований как способа тренировки с целью
развития разных сторон тактического мышления, приобрете
ния соревновательного опыта, составляющего фундамент направляться
ческого мастерства спортсмена.

6. критический разбор и Анализ тактических действий. Без
этого не может быть роста творческого мышления спортсмена.
Причем разбору должны подвергаться не только неточности, но и
наиболее действия и удачные приёмы.

7. Ведение ежедневника спортсмена. Это ответственный раздел тактиче
ской подготовки, разрешающий развивать наблюдательность, са
мостоятельность, такие качества и целеустремлённость мышле
ния, как критичность, глубина, широта и др. Дневниковые записи
оказывают помощь наилучшим образом подготовиться к соревнованиям, учи
тывать нюансы и прошлый опыт грядущей спортивной борьбы.

Совершенствованию тактического мышления спортсмена может содействовать хороший перенос тактических знаний, умений и навыков, купленных в следствии занятий вторыми видами спорта.

9* 243

Так, тактическая подготовка спортсменов должнг строиться с учетом развития их тактических свойств на ши: рокой психотерапевтической базе.

МВОКУ: тактическая подготовка (методика)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: