Высокоширотные океанографические экспедиции в гренландское море (1955—1958) (продолжение)

Высокоширотные океанографические экспедиции в гренландское море (1955—1958) (продолжение)

Сделав в течение 31 августа — 3 сентября маленькие галсы в области Шпицбергенского течения, продвигаясь все время на восток, «Обь» 4 августа подошла к северо-западной оконечности Шпицбергена. Придерживаясь берегов, она направилась потом на восток к Северо-Восточной Почва, на которой предполагалась высадка скандинавских ученых.

По замыслу шведских научных организаций в Интернациональном геофизическом году намечалось создать на ледниковом куполе Северо-Восточной Почвы две научно-исследовательские станции: одну на куполе ледника, другую — у его подножия. Эти станции: должны были начать работу во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

6 августа «Обь» подошла достаточно близко к острову Низкому. Из этого на вертолете было произведено пара рекогносцировочных полетов, на протяжении которых В. Шютт выяснил самая удобную дорогу для продвижения тракторов на ледяной купол, где намечалось в будущем создать станцию.

На другой сутки на леднике была высажена маленькая несколько участников экспедиции в составе Л. Л. Балакшина, В. Шютта, Э. Эриксона, Н. И. Шумахера и Л. С. Петрова с запасом продовольствия и научным оборудованием на пара дней. Поселившись в палатке, они приступили к научным наблюдениям и обследованию купола.

в один раз вертолет, возвращаясь с купола на судно, попал в. негативные метеорологические условия и потерпел важную аварию. Вследствие этого высадившаяся на куполе несколько исследователей вынуждена была задержаться на 14 дней, пока ее не снял самолет Т. П. Москаленко, намерено отправленный для данной цели. Это вынужденное продолжительное нахождение на куполе не прошло безуспешно: совершённые научные наблюдения дали занимательные результаты.

Несколько исследователей, снятая с купола, была доставлена на Землю Александры. В том же направлении, в бухту Дежнева, был направлен и дизель-электроход «Обь». 21 августа он покинул остров Низкий. Скоро, обогнув южную оконечность Шпицбергена, он прибыл к полярной станции Нагурская. 2 октября экспедиция возвратилась в Калининград, посетив по пути Гетеборг.

За время плавания экспедиция выполнила громадную и увлекательную научную работу. Океанографическая несколько забрала 59 глубоководных гидрологических станций, многие из которых относятся к районам, где до этого не производилось никаких изучений. Гидрографы 4383 раза измерили глубину и произвели в течении около 7000 километров рекогносцировочный промер, благодаря чему уточнен рельеф дна северной части Гренландского моря, в особенности западной части порога Нансена.

Высокоширотные океанографические экспедиции в гренландское море (1955—1958) (продолжение)

Комплексные океанографические экспедиции в Гренландском море

Геологическая несколько взяла 24 колонки грунта и собрала много обломочного материала с дна моря (валуны, галька и т. п.), что позволило подробно осветить геологическую историю района за пара десятков тысяч лет.

Гидрохимическим отрядом выполнено более 4000 определений хлорности, кислорода, концентрации водородных ионов, щелочности, нитритов, фосфатов и кремния. Таких широких гидрохимических изучений на севере Гренландского моря еще ни при каких обстоятельствах не производилось.

Громадные работы были выполнены кроме этого биологической группой. В 28 пунктах забрано около 300 проб зоо- и фитопланктона; на 27 станциях произведен вылов живых организмов, обитающих на дне, и забрано более 200 проб; на 34 станциях обследована микрофлора способом фильтрации воды через мембранные ультрафильтры; более 400 раз произведен анализ и забрано более 200 проб воды для обнаружения связи бактериальных организмов с гидрологическими условиями.

Метеорологическая несколько выполнила около 400 сроков наблюдений, 80 определений радиационного баланса, прямой радиации и альбедо, составила 110 синоптических карт и дала более 50 прогнозов погоды, что сыграло ключевую роль в успешном исполнении работ экспедиции.

Помимо этого, на протяжении плавания были произведены наблюдения над элементами земного магнетизма; собраны серьёзные материалы по лоции Баренцева и Гренландского морей; взяты полезные сведения о состоянии льдов на севере Гренландского моря и о природе Северо-Восточной Почвы.

Изучения, удачно произведенные на «Оби», были продолжены во второй половине 50-ых годов двадцатого века на дизель-электроходе «Лена». Кроме работ, выполнявшихся в прошлые годы, перед данной экспедицией стояла особая задача — подробно обследовать порог Нансена, поскольку в следствии прошлых наблюдений показалось сомнение в существовании целого поднятия дна на севере Гренландского моря. Это нужно было проверить методом тщательных промеров дна моря.

В экспедицию входило шесть отрядов: гидрологический, гидрохимический, геологический, гидробиологический, синоптико-метеорологический и гидрографический. Неспециализированное управление экспедицией было возложено на Л. Л. Балакшина. Руководил судном А. И. Ветров.

Как и в прошедшем сезоне, океанографические работы заключались в съемке северной части Гренландского моря между 76-й и 80-й параллелями. Для данной цели судно было оборудовано всеми нужными океанографическими и навигационными устройствами.

19 августа «Лена» вышла из Мурманска в Карское море и лишь 12 октября, выйдя с острова Диксон, забрала курс в район работ. Следуя от мыса Жажды на запад, «Лена» пересекла северную часть Баренцева моря, обогнула Шпицберген и 15 октября приступила к исполнению научных изучений. Плавание тут проходило в сложной ледовой и синоптической обстановке. Позднее время, интенсивное образование молодого льда, наступление и частые штормы чёрного времени осложняли работу экспедиции. Вначале судно по чистой воде дошло до 81°34? северной широты и 10°34? восточной долготы, после этого направилось на запад, делая океанографические работы. 17 октября из-за неосуществимости продвигаться потом на запад среди смерзающихся паковых льдов «Лена» развернула на юг, придерживаясь кромки ветхого льда. В течение 20-23 октября она дрейфовала, ожидая данных ледовой разведки, и, взяв сведения об обстановке, начала продвигаться в северном направлении, создавая океанографические работы.

9 ноября «Лена» достигла самая северной точки собственного плавания — 83°21? северной широты и 1°40? западной долготы и вместе с дрейфующими льдами начала перемещаться в южном направлении. 12 ноября, пребывав на 82°53? западной долготы и 2° северной широты, судно вышло из дрейфа и начало продвигаться самостоятельно.

19 ноября экспедиция пребывала вблизи Шпицбергена, в районе Норске-Банкен (79°59? северной широты и 13°07? восточной долготы). Достигнув 78-й параллели, на которой нужно было выполнить гидрологический разрез между Шпицбергеном и кромкой льда, экспедиция развернула на восток и 23 ноября, завершив работы, направилась в Мурманск.

Не обращая внимания на сложные ледовые и метеорологические условия, экспедиция за время работ на севере Гренландского моря выполнила 31 глубоководную океанографическую станцию. На этих станциях произведено около 2000 химических анализов, забраны в 28 пунктах пробы воды для изучения ее радиоактивности. Гидробиологическая несколько забрала 136 проб планктона, в четырех пунктах собрала коллекции организмов, населяющих морское дно. Во многих пунктах была измерена глубина моря, взяты бессчётные эхограммы, каковые дали полезный материал о рельефе дна северной части Гренландского моря. Геологическим отрядом добыто 9 колонок донных отложений длиной от 110 до 197 сантиметров.

Все эти изучения явились значительным дополнением к тому, что было получено предшествующими экспедициями в Гренландском море в 1955 и 1956 годах.

В марте 1958 года в северную часть Гренландского моря опять отправилась океанографическая экспедиция Арктического университета на том же судне «Лена».

В отличие от прошлых лет, в то время, когда изучения производились поздней в осеннюю пору, плавание В этом случае началось в феврале — начале весны, что имело громадное научное значение. В экспедиции принимал участие 21 человек. Она разделялась на три отряда: океанографический, гидрохимический и метеорологический. Экспедицией руководил В. А. Шамонтьев, капитаном судна был А. И. Ветров.

Подготовленная к зимним условиям плавания, «Лена» вышла из Мурманска 9 марта и через два дня была вблизи южной оконечности Шпицбергена. Из этого экспедиция направилась на запад, делая океанографические изучения.

Но из-за сильного шторма работы было нужно временно прекратить и уйти на запад отстаиваться у кромки льда. 13 марта судно вошло в лед и достигло 10°34? западной долготы.

17 марта судно приблизилось к Шпицбергену и забрало курс на север, дабы пересечь северную часть Гренландского моря, создавая океанографические работы на 78-й параллели. Через два дня по окончании того, как были выполнены предусмотренные замыслом изучения на 80-й параллели, экспедиция возвратилась в более южные районы. Плавание протекало при сильных ветрах и шторме.

Море Бофорта|Beaufort Sea♡|Fedak Diana|♡


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: