Временной аспект самооценки

Временная отнесенность содержания самооценки разрешает выделять ее различные виды: она может функционировать как прогностическая, актуальная (корригирующая) и ретроспективная (Захарова А. В., 1989).

На каждом из этапов развития личности имеют место эти три разнонаправленные во времени виды самооценки. Но на каждом из этапов один из этих видов есть превалирующим. Так, на этапе ранней юности самооценка личности имеет в основном прогностическую направленность . В зрелом периоде она в большей мере отражает актуальные самопроявления человека и тем самым делает регулирующую и коррекционную функции. И это относится не только ситуационной гармонизации самооцениваемой личности, но и соотнесения прогностической и реально существующей самооценок.

В зрелом возрасте в опытной и личной судьбе человека происходит подведение итогов по тем направлениям, в которых личность предприняла самые значительные и независимые шаги в самоактуализации. Наряду с этим личность не только констатирует собственную успешность либо неуспешность, но и пробует растолковать обстоятельства этих удач либо неудач. Обеспечивается данный анализ ретроспективой актуализации и развития конкретных Я-образов человека. Одновременно с этим ретроспективная самооценка детерминирует анализ и выводы относительно деятельности и собственного поведения.

Удовлетворенность человека собственными достижениями зависит от представления собственного уровня результативности, другими словами уровня притязания в чем-либо. Прогностическая самооценка оценивается как уровень вероятных достижений человека в какой или актуальной ситуации.

В возрасте средней взрослости в структуре Я-концепции «преуспевающей» личности прогностическая составляющая самооценки преображается по содержанию. В случае, если ранее ее содержание было более объемным и многоплановым (личность, которая жила стремлениями и ожиданиями к самоактуализации, предполагала достигнуть многого в различных направлениях), то на данный момент оно концентрируется на том, в чем достигается успешность, дающая удовлетворение, либо на том, что приносит удовлетворенность человеку без приложения чрезмерных упрочнений (с учетом личностных ориентаций).

Я-самооценка и образ

Я-образ гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, в основном связанный с обеспечением развития вторых личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).

В зрелом возрасте сокращение настоящего времени самоактуализации совершенной Я-концепции человека требует ее реструкуризации. Сбалансированное соотношение Я-настоящего и Я-совершенного преобразуется в усиление значимости Я-настоящего.

«Несостоятельность» настоящей Я-концепции (ее непозитивное оценивание) «отдаляет» в личностном пространстве и времени совершенный Я-образ.

Следствием этого возможно:

1. Попытка избавиться от совершенного Я-образа (блокировать его).

2. Попытка рационализировать неадекватный настоящий Я-образ.

3. Попытка отыскать замену неприемлемому Я-образу посредством защитного Я-образа (время от времени из арсенала патологических защит).

Влияние кризисной жизненной обстановке на структуру самооценки

В среднем возрасте неприятности здоровья все больше начинают привлекать внимание . Организм человека делается все более уязвим для разных болезней. Заболевая либо замечая за заболеванием собственных родных, люди средних лет чаще переживают кризисные обстановки.

К заболеваниям, каковые значительно чаще поражают людей среднего возраста, относятся сердечно-сосудистые ионкологические заболевания.

Механизмы развития

При кризисных жизненных обстановках центральным психотерапевтическим механизмом трансформаций личности выступает перестройка в иерархии мотивов в связи с главным мотивом сохранения судьбы.

Свободные составляющие самооценки находятся в иерархическом соподчинении, определяющемся тем, какую личностную значимость имеет то либо иное оцениваемое уровень качества. В случае, если изменяются актуальные мотивы человека, то из глобальной самооценки выделяется ее ситуационный нюанс.

В качестве модели кризисной жизненной обстановке возможно разглядеть онкологическое заболевание. Такую обстановку характеризуют: неопределенность прогнозов на будущее, ужас смерти, необходимость долгого лечения, допустимо связанного с своевременным вмешательством, и поэтому – боязнь страданий.

Сущность этого личностного кризиса – предполагаемый провал жизненных ожиданий человека. У людей в аналогичных обстановках происходит становление оценочных категорий и новых ценностей, изменяется иерархия мотивов, в самооценке начинают превалировать новые нюансы.

Изучение организации самооценки онкологических больных и здоровых людей проводилось в изучении А. Ш. Тхостова и А. Д. Степанович (1987). Опыт проводился посредством модифицированного варианта методики изучения самооценки Дембо – Рубинштейн.

Предлагался комплект из 32 самооценочных шкал. Их подбор основывался на анализе литературы по психотерапевтическим изюминкам онкологических больных. В отдельных чертях-шкалах фиксировались имеющиеся в литературе черты портрета онкологического больного. При подборе шкал уравнивалось число черт, относящихся как к внешним моментам, не зависящим от человека, его активности, контроля (красота, удачливость), так и к внутренне контролируемым (сдержанность и т. д.). Испытуемых просили оценить себя по предложенным шкалам на данный момент и ретроспективно. Регистрировались спонтанные высказывания испытуемых.

В опытах участвовали 100 человек: 50 больных на послеоперационной стадии лечения и контрольная группа из 50 здоровых испытуемых.

Из результатов этого изучения направляться, что структурно-иерархическая организация самооценки у больных отличается от здоровых. За трансформацией самооценки стоит смена реально действующих мотивов.

Так, мотив сохранения здоровья стал главным побудительным и смыслообразующим в жизни онкологических больных. Они выдвинули на первый замысел в иерархическом построении самооценки фактор «Здоровье и социальный оптимизм». Наряду с этим случилась переоценка ценностей и прошлых событий. Так, в ситуации онкологического заболевания происходит глобальное изменение самооценки человека.

ВЕБИНАР. КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ ЖЕНЩИНЕ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: