Восприятие как психический познавательный процесс

Восприятие как деятельность

Рассмотрение его свойств и восприятия с позиций теории деятельности дает хватает оснований заключить, что восприятие — процесс деятельный. В ходе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Практически, образ есть продуктом восприятия как познания. Так как конкретно в образах, чувственных и умственных проявляется итог восприятия. «Возможно сообщить так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности» А.Н. Леонтьев. Избранные психотерапевтические произведения, М., 1983, с.261

.

А.Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ имеется та форма, в которой предметный мир раскрывается субъекту в следствии его деятельности» А.Н.Леонтьев. Лекции по неспециализированной психологии. — М., 2000, с.137. Данный предметный мир раскрывается в образе как реально, другими словами независимо от самого субъекта, существующий. Но, в один момент, «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта» А.Н.Леонтьев. В том месте же.. Это нереально без участия сознания самого субъекта. «Особенная функция чувственных образов сознания пребывает в том, что они придают действительность сознательной картине мира, раскрывающейся субъекту. Что, в противном случае говоря, конкретно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объект «и» объективное поле его деятельности» А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975, с.157

.

В восприятии проявляется жизненный процесс, протекающий на различных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс — от объекта к субъекту. Имеет обратная связь и место, снабжаемая активностью, произвольностью и сознательностью деятельности. его продукт и Процесс восприятия включены в деятельность в предметном окружающем мире. И восприятие кроме этого предметно, как и принимаемый мир. Одно из наиболее значимых особенностей восприятия — это его предметность. Пред-метность восприятия выражается в так именуемом акте объек-тивации, т.е. в отнесении сведений, приобретаемых из внешнего мира, к этому миру. Без для того чтобы отнесения восприятие не имеет возможности выпол-нять собственную ориентирующую и регулирующую функцию в практи-ческой деятельности человека. Предметность восприятия не врож-денное уровень качества. Существует определенная совокупность действий, которая снабжает субъекту открытие предметности мира. Ре-шающую роль тут играется движение и осязание. «И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на базе процессов, в конечном итоге в любой момент снаружи двигательных, снабжающих контакт с самим предметом. Без участия перемещения отечественные восприя-тия не владели бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира» Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1998, с.137. Испытания Дж. Стрэттона с очками, переворачивающими мир на 180 градусов, говорят о том, что, в то время, когда испытуемый самостоятельно двигается в «перевернутом мире», то достаточно скоро он адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающем, более того, зрение начинает «трудиться» верно. А у тех испытуемых, которых в «перевернутом мире» возили в тележке, лишая их независимой активности, верное видение мира не восстанавливалось. «У всех испытуемых наблюдалась большая степень адаптации в серии с активным перемещением. Наоборот, в серии с пассивным перемещением никакой адаптации найдено не было» Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по восприятию и ощущению. — Режим доступа: www. psychology Online. Net

. Предметность играется громадную роль и в будущем формирова-нии самих процессов восприятия. В то время, когда появляется расхождение между внешним его образом и миром, субъект должен искать новые методы восприятия, снабжающие более верное отражения.

Восприятие само возможно разглядывать как деятельность, другими словами в качестве процесса, что побуждается и направляется тем либо иным предметом, мотивом, что конкретизует какую-то потребность. Перцептивная деятельность постоянно определяется смыслом, мотивом, целью. Она обеспечивается нужными навыками, обычным функционированием психофизиологических функций. Деятельность восприятия обнаруживает себя, по выражению А.Н. Леонтьева, в «воспринимании». Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я обязан ввести еще одно понятие — понятие о пятом квазиизмерении, в котором раскрывается человеку объективный мир. Это — смысловое поле, совокупность значений» А.Н. Леонтьев психология образа //Хрестоматия по восприятию и ощущению. — Режим доступа: www. psychology Online. Net

. Осмысленность восприятия есть значительным свойством восприятия, обосновывающим его деятельный темперамент. Не смотря на то, что восприятие появляется в ре-зультате яркого действия раздражителя на рецепто-ры, перцептивные образы постоянно имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Это в один момент есть и тайной восприятия. Р.Грегори в книге «Разумный глаз» отмечает: «Разумность глаза -до сих пор во многом таинственная для науки — в том и состоит, что зрение способно попадать в невидимую сущность видимых вещей. Зрение человеческое время от времени разрешает определить не только биологически серьёзные особенности предметов, а и такие их качества, каковые по большому счету недоступны органам эмоций, но известны разуму» Р. Грегори. Разумный глаз. — М., 2003, с.6.

Познание познания и неразрывности восприятия привело исследователей к более активному разделению чувственного и умственного образа. Начало умственному образу, по-видимому, рождающемуся лишь у человека, дает значение. Тем более громадна роль языка, разрешающего обрисовать, зафиксировать, выразить образ. «Значение живет собственной судьбой в свободной от отдельных субъектов «матрице языка». Но, становясь их «собственностью», оно оборачивается психологическим образом особенного порядка. Данный — сейчас уже умственный — образ столь неотчуждаем от ткани сознания как и чувственный». А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Теоретическая психология. — М., 2003, с.152

«Сознательно вос-принять предмет — это значит в мыслях назвать его, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Кроме того при виде незнакомого предмета мы пробуем уловить в нем сходство со привычными нам объектами, отнести его к некоей категории» Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1998, с.139

.

Деятельность восприятия обнаруживает себя в перцептивных действиях. Воздействие, в соответствии с теории деятельности, в любой момент целенаправлено. Перцептивные действия складываются в совокупность. К ней относятся такие процессы, как опознание, поиск, обнаружение и т.д. Прецептивное воздействие «протекает в том случае, в то время, когда цель задается в конкретных условиях, другими словами выступает в качестве задачи. Существует известное правило: в то время, когда вы ставите перцептивную цель, вы непременно ставите ее в известных условиях, в противном случае вы не сможете функционировать, другими словами вам нужно будет обнаруживать условия, а это тяжело, продолжительно и может кончиться неудачей, исходя из этого если вы имеете возможность сходу поставить цель в форме задачи, другими словами дать цель в определенных условиях, то это обыкновенно так и делается» А.Н.Леонтьев. Лекции по неспециализированной психологии. — М., 2000, с.140. Целенаправленность действия требует субъектной активности, осознанности в удержании и постановке цели, хотя бы частичном учете условий разворачивающегося восприятия.

При анализе перцептивных действий раскрываются перцептивные операции. Их существует множество. Они входят в структуру не только особой деятельности восприятия, но и фактически любого действия. К примеру, чтобы осуществлять действия с предметами, нужно их сперва воспринять, а такое восприятие обеспечивается перцептивными операциями. Перцептивные операции, по большей части не представлены в сознании. Мы неосознанно определяем расстояние до предметов, удаленность объектов и направляться.д. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическими функциями: моторными, мнемическими, сенсорными и т.д. В таком обеспечении громадна роль головного мозга.

Самый полно свойства и закономерности восприятия изучены в гештальт-психологии. Но «роль смысла как организующей силы не затрагивается хорошей гештальттеорией, которая делает громадной упор на врожденном характере перцептивных процессов» Ч.Осгуд. Перцептивная организация //Хрестоматия по восприятию и ощущению — Режим доступа: www. psychology Online.. И в гештальт-теории восприятие рассматривается как деятельный процесс, неосуществимый без перемещения для образа. Кроме того при создании зрительного образа человек как бы ощупывает глазами контур фигуры. Распознано, что осмотр происходит не по случайной траектории, а последовательно и планомерно по важнейшим элементам фигуры. В.Рубин. Построение образа// Хрестоматия по восприятию и ощущению/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер — М., 1975, с 243 В рамках этого течения изучены свойства восприятия и основные закономерности. Наиболее значимыми из особенностей, которое изучали гештальтисты, есть структурность и целостность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные особенности предмета, воздей-ствующего на орган эмоций, восприятие имеется целостный образ предмета. Очевидно, данный целостный образ складывается на базе обобщения знаний об качествах предмета и отдельных свойствах, приобретаемых в виде разных ощущений. Для целостности постоянно действует принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что отечественный мозг постоянно старается свести фрагментарное изображение в фигуру с несложным и полным контуром. Исходя из этого, в то время, когда мелодия, предмет, образ, слово либо фраза представлены только разрозненными элементами, мозг будет систематически пробовать собрать их воедино и добавить недостающие части. С целостностью восприятия связана его структурность. Вос-приятие в значительной степени не отвечает отечественным мгновенным ощущениям и не есть несложной их суммой. Мы принимаем практически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоего времени.

структурности восприятия и Источники целостности лежат в изюминках самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной, активной деятельности человека — с другой.

Закон константности восприятия говорит, что образ вещи пытается к постоянству, неизменности. Кроме того при трансформации условий восприятия. Иными словами, восприятие проявляет свойство константности. Принимаемые объекты непрерывно изменяют собственный вид, благодаря трансформации освещенности, удаленности, цвета и т.д. Но мы принимаем объекты, в особенности друзья, как неизменные. Белый дом будет для нас белым и утром и вечером. Перцептивная совокупность способна и настроена компенсировать трансформации условий восприятия. С.Л. Рубинштейн писал: «Легко понять, насколько велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета…фактически непрерывно изменялись бы все фундаментальные особенности, по которым мы определим предметы. Не было бы по большому счету восприятия предметов, было бы одно постоянное мерцание непрерывно сдвигающихся, возрастающих и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты…отечественное восприятие превратилось бы в целый хаос». С.Л. Рубинштейн. Базы неспециализированной психологии. — СПб, 2001, с.234

Настоящим источником константности восприятия явля-ются активные действия перцептивной совокупности. Из разнообраз-ного и изменчивого потока перемещений рецепторных ответных ощущений и аппаратов субъект выделяет довольно постоянную, инвариантную структуру принимаемого объекта. Многократ-ное восприятие одних и тех же объектов при различных условиях снабжает инвариантность перцептивного образа довольно этих изменчивых условий, и перемещений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. Наряду с этим вариации, вызванные активными условий движениями и изменением восприятия органов эмоций наблюдателя, сами по себе не ощущаются; воспринимается только что-то довольно инвариантное, к примеру форма какого-либо предмета, его разме-ры и т.п. Свойство константности разъясняется тем, что восприятие представляет собой необычное саморегулирующееся воздействие, владеющее механизмом обратной связи и подстраиваю-щееся к изюминкам принимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в ходе предметной деятель-ности константность восприятия — деятельности человека и необходимое условие жизни. Без этого человек не имел возможность ориенти-роваться в вечно многообразном и изменчивом мире.

Изучение особенностей восприятия неизбежно ведет к выводу о его активности, разрешающей человеку познавать через построение адекватных образов объективного мира.

1.2.Неповторимое и обычное в восприятии: апперцепция и перцептивные догадки

Апперцепция, как связь между прошлого и восприятия опыта человека, его личности, говорит о том, что восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого принимающего субъекта. Принимает не изо-лированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии постоянно сказываются изюминке личности принимающего, его отношение к принимаемому, потребно-сти, интересы, устремления, чувства и желания. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он заметит в предмете.

Бессчётные эти говорят о том, что принимаемая субъектом картина не есть легко суммой мгновенных ощу-щений; она довольно часто содержит такие подробности, которых кроме того и нет сейчас на сетчатке глаза, но каковые человек как бы видит на базе предшествующего опыта. Так, при восприятии какого-либо предмета активи-зируются и следы прошлых восприятий. Исходя из этого конечно, что одинаковый предмет может восприниматься и воспроизводиться по-различному разными людьми. Воображают интерес испытания с «перекошенной помещением» американского психолога А. Эймса. Она выстроена так, что благодаря применению правил возможности дает такой же образ на сетчатке глаза, что и простая прямоугольная помещение. В то время, когда в «перекошенную помещение» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель принимает их искаженными в размере (к примеру, взрослый человек думается меньше мелкого ребенка). По-видимому, люди так привыкли к обычным прямоугольным помещениям, что в восприятии искажаются скорее каждые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама помещение. Но примечательно, что жены не видят супругов поменянными в таковой комнате; они принимают мужей простыми, а помещение видят искаженной М.И. Еникеев. Неспециализированная и социальная психология. — М., 2000, с.118.

Рис. 1.1. Помещение Эймса

При наличии противоречивой информации перцептивная совокупность обязана сделать выбор. Итог выбора определяется предварительным опытом субъекта: отлично привычные предметы помещение не искажает. Знакомство с помещением методом ощупывания ведет к постепенному уменьшению результата искажения вторых предметов, и, наконец, сама помещение начинает восприниматься верно, как перекошенная. В обстановку выбора по обстоятельству конфликта сенсорной информации, человек попадает, разглядывая «неосуществимые фигуры». «Неосуществимые фигуры» смогут существовать лишь в виде изображения. Испытуемый разглядывает их «и без того, и эдак», пробуя ликвидировать несоответствие восприятия, отнести фигуру к уже известному ему классу. На протяжении рассматривания он сооружает, так именуемые, перцептивные догадки. «Особенно примечательно, что, осознавая разумом верный ответ а также изготовив предмет самостоятельно и после этого, разглядывая его со всех сторон, мы все же из критической позиции не принимаем данный предмет, как он имеется. Верное перцептивное ответ столь маловероятно, что выбираемая догадка о предмете ни при каких обстоятельствах не оказывается подлинной. В полной мере разумеется, что процесс восприятия, будучи процессом принятия ответов, одновременно с этим не допускает прямого действия отвлеченного знания на выбор перцептивных ответов» Р. Грегори. Разумный глаз. — М., 2003, с.71. Так, Р.Грегори говорит, что восприятие — это в любой момент процесс принятия самая вероятной сенсорной догадки. Дело осложняется тем, что парадоксальные фигуры, не дают возможности принимать шаблонно, стереотипно. В этом случае, происходит поиск ответа с попытками привлечь чувства и мышление к принимаемому на базе перцептивной информации, ответу.

Восприятие имеется деятельный процесс, применяющий информа-цию чтобы выдвигать и контролировать догадки. Темперамент же этих догадок определяется содержанием прошлого опыта лич-ности. Как продемонстрировали данные исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, воображающих произвольное сочетание кривых и прямых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к каким возможно было бы отнести принимаемый объект. В ходе восприятия выдвигаются и проверяются догадки о принадлежности объекта к той либо другой категории.

Одним из показателей активности восприятия есть его своеобразие, индивидуализированность, уникальность. Не считая «фильтра» перцептивного опыта восприятие применяет личностные интересы, мотивы, установки. В общем и целом направленность личности определяет, как бы организует восприятие. В ходе восприятия участвуют и эмоции, каковые смогут изменять содержание восприятия. Потому, что все люди различаются как по установкам и своим интересам, так и по целому последовательности вторых черт, мы можем утверждать, что существуют личные различия в восприятии. Личные различия налагают отпечаток, в первую очередь, на характер и направленность восприятия, частично руководят им. «Само восприятие подвержено вариациям, в то время, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль либо решает задачу. Эти вариации относятся к психологии восприятия в такой же степени, как элементарные законы психофизиологии». Дж. Брунер. Психология познания. За пределами яркой информации. — М., 1977, с. 66

Личные различия в восприятии громадны, но, однако, возможно выде-лить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу первым делом нужно отнести различия между целостным и детализирующим, либо синтетическим и ана-литическим, восприятием.

Целостный, либо синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц бросче всего представлено неспециализированное чувство от предмета, неспециализированное содержание восприятия, неспециализированные изюминки того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на подробности и на подроб-ности. Исходя из этого многие подробности остаются незамеченными ими. Они больше улавли-вают суть целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Чтобы заметить подробности, им приходится ставить себе особую задачу. Лица с другим типом восприятия — детализирующим, либо аналитическим, склонны к четкому выделению подробностей и деталей. Предмет либо явление в целом, неспециализированный суть того, что было воспринято, отходит для них на второй план, время от времени кроме того совсем не замеча-ется. Для того чтобы выяснить сущность явления либо адекватно воспринять какой-либо предмет, им нужно поставить перед собой особую задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы в любой момент наполнены описанием и подробностями частных подробностей, за которыми может потеряться суть целого. Значительно чаще эти типы восприятия дополняют друг друга. Но кроме того крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, потому, что часто они определяют то своеобразие восприятия, которое по-зволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, к примеру описательный и растолкуй-тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пробуют растолковать себе сущность воспринято-го явления. Движущие силы поступков людей, событий либо каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Наоборот, лица, относящиеся к объяснительно-му типу, не удовлетворяются тем, что конкретно дано в восприятии. Они постоянно стремятся растолковать замеченное либо услышанное. Данный тип поведения чаще сочетается с целостным, либо синтетическим, типом восприятия.

Кроме этого выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объек-тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в конечном итоге. Люди же с субъективным типом восприятия выходят за пре-делы того, что им дано практически, и привносят очень многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, говоря о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а собственные субъек-тивные впечатления об этом. Они больше показывают, что ощущали либо что думали в момент событий, о которых они говорят.

Помимо этого Дж. Брунер обращал внимание на разную скорость перестройки восприятия у различных людей. «В случае, если же в среде появляются неожиданные события, происходят необыкновенные последовательности, результатом оказывается замедление идентификации и категоризации, и снова обязан начаться поиск показателей. Мы именуем таких людей ригидными, либо тугодумами…в большинстве случаев, люди, неспособные изменять собственные категориальные суждения в понемногу изменяющихся условиях, склонны кроме этого к тому, что он именует «сверхконтролем» при ответе вторых познавательных либо мотивационных задач. На втором полюсе находятся люди, у которых преобладает установка на разнообразие. Как создается такая установка, остается еще таинственным» Дж. Брунер. Психология познания. За пределами яркой информации. — М., 1977, с. 51

.

Громадное значение среди личных различий восприятия играются раз-личия в наблюдательности.

Наблюдательность — это умение подмечать в явлениях и предметах то, что в них мало заметно, не кидается само собой в глаза, но что значительно либо ха-рактерно с какой-либо точки зрения. Характерным показателем наблюдательности есть быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность свойственна далеко не всем людям и не в однообразной степени. Различия в наблюдательности в значительной мере зависят от личных особен-ностей личности. Так, к примеру, любознательность есть причиной, метод-ствующим формированию наблюдательности.

Одним из серьёзных факторов наблюдательности есть преднамеренность — непреднамеренность восприятия. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем-ся заблаговременно поставленной целью либо задачей — воспринять этот предмет. Вос-приятие направляется внешними событиями. Преднамеренное восприятие, наоборот, сначала регулируется задачей — воспринять тот либо другой пред-мет либо явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие возможно включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее исполнения. Но время от времени восприятие может выступать и как довольно независимая дея-тельность с характерными для него оптимальной активацией и мотивами. Для наблюдения как деятельности существует собственный оптимум мотивации; через чур сильная стимуляция наблюдательности ведет к утратам информации. П. Фресс писал, что «психологи различных государств признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно отражается на отечественной эффективности, правильнее говоря, на адаптации к задачам, каковые непрерывно ставит перед нами среда» П.Фресс. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации. — Режим доступа: www. psychology Online. Net

.

Восприятие как независимая деятельность особенно светло высту-пает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более либо менее долгое восприятие с целью проследить течение какого-либо явления либо те трансформации, каковые происходят в объекте восприятия.

Исходя из этого наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматри-ваться как черта активности восприятия.

Только громадна роль активности наблюдения выражается как в интеллектуальной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигатель-ной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их свойства и качества. Для успеха наблюдения серьёзна его систематичность и планомерность. Хорошее наблюдение, направленное на широ-кое, разностороннее изучение предмета, постоянно проводится по четкому замыслу, определенной совокупности, с рассмотрением одних частей предмета за вторыми в определенной последовательности. Помимо этого наблюдательность требует от человека развитой совокупности категорий, что предполагает осмысленность жизненного опыта. Еще Х.Ф. Олпортом увидено, что «большая часть категорий, благодаря которым люди обрисовывают классы феноменов восприятия, носит феноменологический темперамент. Они характеризуют разнообразные, но своеобразные особенности вещей, представленных наблюдателю в его опыте» Х.Ф.Олпорт. Феномены восприятия // Хрестоматия по психологии восприятия и ощущения. — Режим доступа: www. psychology Online. Net

.

Но наблюдательность, как и восприятие в целом, не есть врожденной чёртом. Новорожденный ребенок не в состоянии принимать окру-жающий его мир в виде целостной предметной картины. Свойство предметно-го восприятия у ребенка проявляется существенно позднее. О начальном вы-делении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии возможно делать выводы по разглядыванию ребенком этих предметов, в то время, когда он не просто на них наблюдает, а разглядывает, как будто бы ощупывает своим взглядом. «Согласно точки зрения Б. М. Теплова, показатели предметного восприятия у ребенка начи-нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), в то время, когда на-чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взгляда на предмете, которым он опери-рует. Но на этом развитие восприятия не останавливается, а, напротив, толь-ко начинается. Так, согласно точки зрения А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ-ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь-ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды синтеза и зрительного анализа, включая свойство в мыслях расчленять принимаемый объект на части в зрительном поле, иссле-дуя каждую из этих частей в отдельности и после этого объединяя их в одно целое» А.Г. Маклаков. Неспециализированная психология. — СПб., 2001, с. 216. В ходе обучения ребенка в школе деятельно происходит развитие восприя-тия, которое в это время проходит пара этапов. Первый этап связан со ста-новлением адекватного образа предмета в ходе манипуляции этим предме-том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными особенностями пред-метов при глаз движений и помощи рук. На следующих, более высоких ступенях психологического развития дети покупают свойство скоро и без каких-либо внешних перемещений выяснять определенные особенности принимаемых объектов, отличать их на базе этих особенностей друг от друга. Причем в ходе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия либо перемещения. Наиболее значимым условием восприятия есть ведущая деятельность ребенка

Ребенок совершает солидное количе-ство неточностей при оценке пространственных особенностей предметов. Кроме того линейный глазомер у детей развит существенно хуже, чем у взрослого. К примеру, при воспри-ятии длины линии неточность ребенка возможно приблизительно в пять раза больше, чем у взрослого человека. Еще громадную трудность воображает для детей восприя-тие времени. Ребенку весьма тяжело овладеть такими понятиями, как «на следующий день», «день назад», «раньше», «позднее». Определенные затруднения появляются у детей при восприятии изображений предметов. Так, разглядывая рисунок, говоря, что на нем нарисовано, дети младшего возраста довольно часто совершают неточности в узнавании изображенных пред-метов и именуют их неправильно, опираясь на случайные либо малосуществен-ные показатели. Ключевую роль во всех этих случаях играется недостаточность знаний ребенка, его маленький практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других осо-бенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить главное в том, что воспринимается; пропуск многих подробностей. Восприятие в юные годы весьма деятельно, поскольку развитие интеллекта и само познание связано с развитием сенсорной и перцептивной сфер.

Обобщая все вышеизложенное, возможно сделать по данным Главы 1 следующие выводы:

В ходе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Образ есть продуктом восприятия;

На данный момент исследователи различают чувственный и мысленный образ;

В особенностях восприятия (предметности, целостности, константности и др.) проявляется его активность;

Апперцепция говорит о включенности всей людской личности в процесс восприятия, т.е. оно не есть несложным «автоматическим» актом;

На перцептивном уровне происходит принятие ответов по окончании перебора и построения перцептивных догадок. Затруднения в выборе ведут к осознанию и гипотез и деталей образа;

Все сообщённое о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, задач и мотивов его деятельности, установки, эмоцио-нального состояния, мировоззрения говорят о том, что восприятие — деятельный процесс, которым возможно руководить.

Познавательные процессы человека — Мария Фаликман


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: