Вопрос 35. политико-правовые взгляды м.а. бакунина

Эра.

Российская Федерация второй половины XIX в.

Факторы, содействовавшие распространению анархизма в РФ (глубочайший и долгий кризис самодержавного и крепостнического страны, не преодоленный на протяжении непоследовательных буржуазных преобразований; государство не пользовалось уважением; в народе сохранялись традиции негосударственной организации).

Изменение социальной структуры страны в следствии развития капитализма, образование больших по численности маргинальных слоев, критическое по отношению к власти настроение многих представителей интеллигенции создавали воздух революционных ожиданий и нестабильности.

Анархизм в этих условиях обнаружил социальную опору и получал радикальные, непримиримые формы (ориентируясь на социальную революцию с опорой на общину, он купил коллективистское содержание).

Михаил Александрович Бакунин (1814 — 1876) (сын помещика; избрал путь революционера; принимал участие в революции 1848 г., в борьбе славян за освобождение от ига Австрийской империи; деятельно принимал участие в деятельности I Интернационала (за раскольническую деятельность исключен).

«анархия и Государство» (программа практической деятельности русских революционеров — призыв идти в народ; нужно применять революционное настроение, присущее русскому народу).

Происхождение страны.

Происхождение страны разглядывает с идеалистических позиций (природа человека двойственна; лучшие ее черты и инстинкты — зародыш вольной безгосударственной организации будущего; нехорошие — база для происхождения страны (замешано на страстях и дурных инстинктах); государство появляется во всех государствах от альянса насилия, грабежа и опустошения).

Черта страны (определение страны).

Государство свидетельствует принуждение, господство при помощи насилия, замаскированного, в случае, если быть может, и, в крайнем случае, дерзкого и откровенного (в случае, если имеется государство, обязательно имеется рабство и господство; государство без рабства немыслимо).

Свобода ни при каких обстоятельствах не уживается с политической властью (все властное, все выстроенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться; всякое государство по цели и условиям собственного существования — противоположность людской справедливости, нравственности и свободе).

Сущность всякой власти, всякого правительства — в порабощении народа (для народа государство постоянно остаётся колонией).

Вред страны исходит из его эксплуататорской роли по отношению к личности и обществу (государство постоянно гарантирует то, что находит (одним — достаток, вторым — бедность, одним — свободу, основанную на собственности, вторым — рабство, как следствие нищеты); заставляет нищих трудиться и умирать для сохранения и увеличения достатка, являющегося обстоятельством их рабства и нищеты).

Формы страны (совершенное государство).

Вместо страны желает создать по окончании социальной революции новый строй, основанный на идее свободы (свобода ассоциаций и индивидов — априорный принцип, сочетаемый с принципом равенства, справедливости, солидарности, и с требованиями анархистской программы).

Наиболее значимое требование — разрушение страны, и всякого, опирающегося на принуждение авторитета (несовместимы со равенством и свободой коллективов и людей).

Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин.

Свобода индивида — отражение его человечности либо его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных (тесная связь свободы с настоящей возможностью удовлетворять материальные и духовные потребности, и тесная связь свободы личной и свободы коллективной).

Пытается к коллективной собственности и организации общества при помощи вольного объединения, ассоциирования людей, каковые во взаимоотношениях между собой будут руководствоваться нормами нравственности (лишь так возможно достигнуть свободы каждого).

Свобода нужна для полного развития индивидом всех полного пользования и своих способностей ими (содействуют этому воспитание, научное образование, материальное благополучие).

Пути к осуществлению (народный бунт массовый и стихийный; отрицал необходимость пропаганды социализма в народе, думал, что в силу невежества, забитости, веры и набожности в царя русский крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории).

Русское государство — университет, противостоящий народу (в пореформенный период государство полностью раскрыло собственную антинародную сущность, раздавило, развратило русскую общину) (единственный выход для отдельных лиц — разбой, для целого народа — общий бунт, революция; две задачи — разрушение государства и социальная революция).

Политическая борьба, выставление общедемократических требований не необходимы (такое направление борьбы в русских условиях выгодно лишь буржуазии; социальный переворот машинально принесет с собой политические свободы).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Все юридические законы являются снаружи навязанными, а потому деспотически установленными (порабощают человека и в один момент развращают самих законодателей; враждебны свободе и противоречат естественному (людской) праву).

Свобода человека обязана соизмеряться не с той свободой, которая отмерена и пожалована его законами и государством, а с той свободой, которая есть отражением человечности и естественного права в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.

Хорошая правовая программа лишена концептуальной завершенности (агитировал за неотчуждаемость и абсолютную неприкосновенность личной свободы и апеллировал к естественному людской праву).

В базу правовых взаимоотношений совершенного общества положил труд (база преимущества человека и его права; лишь свободным разумным трудом человек творит цивилизованный мир, сам отвоевывая у внешнего мира собственный человеческое естество и собственный право).

Русская революция и русская философия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: