В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

рополит причерноморских готов Феофил, что существовала Скифская митрополия, тесно связанная с греческой Православной Церковью, что вождь пришедших в Степь гуннов Атилла, основатель существовавшей в этих местах Be ликойБолгарии хан Курбат и хан сая^Едхеш^смотв^ТЯтпТ светло синий были христианами, танский Свхшюжно. в документах именуется Таманский .

гЪим учягтнпвят. во Нгршптркпм ™-

боре в Константинополе в 38 ГТо-ду, ^и^щщцатяитт^’^^т^тов-христиан был на соборе в Эфесе в 431 году.

Иными словами, степи, каковые киевские летописцы потом назовут «Диким полем», ни при каких обстоятельствах такими не были. Это была неотторжимая часть всемирный и христианской цивилизации с весьма древними православными церковными традициями.

Так, донские и терские казаки настойчиво утверждают, что крещены раньше Руси. В подтверждение приводится легенда, где говорится, что прибывший по приказанию константинопольского правителя Михаила в Крым создатель славянской письменности равноапостольный Кирилл заметил пленников, которых гнали на невольничий рынок. Это были люди малоизвестного прежде Кириллу народа. Они поведали, что шли из Хазарии в Азов (Тану) креститься в церкви Андрея Первозванного (которую он, по преданию, основал в этом городе), что они последние в собственном народе, кто еще не крещен (остальные крещены с IV века), что были схвачены в пути хазарской стра-

жей и сейчас будут реализованы в рабство, поскольку в Хазарии идет истребление православных, и они бегут в Степь. Святой Кирилл выкупил пленников, крестил их, исходя из этого казаки традиционно вычисляют своим Перво-крестителем конкретно его, утверждая, что случилось это в первой половине 60-ых годов IX века, другими словами за 126 лет до крещения Руси в Киеве. В подтверждение говорили об азовских казаках, каковые были православными, и о том, что в Мефодия Святых и День Кирилла — 24 мая -казаки постоянно шли в Азов на тор-

Казачья церковь

Св. Дмитрия

в станице

Петровской,

на Дону, выстроена

из расколотых

дубовых плах.

Середина

XVII века

жественное богослужение в старой церкви. На это время прерывались кроме того боевые действия, и турки свободно пропускали их в Азов.

Последняя волна тюрок-поло? цев принесла в Степь старейшую религию — тенгрианство, но чуть ли не добрая половина из новопоселенцев были христианами-несторианами. Бессчётные находки, документальные сведения подтверждают тот факт, что у половцев существовали на равных две религии. Понемногу под влиянием местных христиан они сливались, и ко времени появления в Степи монголов практически все степняки были или христианами, или мусульманами. (Часть булгар приняла ислам в первой половине 20-ых годов десятого века, так что

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Древесная церковь Архангела Михаила в станице Бузулукской. 1673 год

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава конкретно из Волжской Болгарии приходили к Владимиру Киевскому муллы, говорившие об исламе.)

Страно, но и среди пришедших в Степь монголов было довольно много христиан. Это были потомки племени монголов-кераитов, покоренных Чингисханом.

Церковь

в станице

Нижне-

кундрюченской

степной

и общерусской

архитектурных

традиций

соединение

Исходя из этого не просто так, что в Золотой Орде существовали целых две православные епархии -Подонская и Сарская (возможно, по самоназванию половцев — «сары»?), каковые потом влились в Русскую Право славную Церковь. Так что всегда в Степи находились православные храмы. Старейшие из них, по описаниям, напоминали юрты, выстроенные из плах — половинок расколотых дубовых стволов, поставленных вертикально и покрытых соломенной, древесной либо кроме того войлочной кры шей. Традиция ставить стенки церквей из дубовых плах (довольно часто украшенных резьбой) сохранялась у казаков до XVIII века.

Казаки весьма берегли собственные церкви. При переселении «намеленные» древние дедовские храмы разбирались и переносились на новые места за тысячи верст. Так, запорожцы унесли церковь из Сечи и поставили ее сперва за Дунаем, а после этого перенесли на Кубань. Наряду с этим кроме того гвозди для креста и крепления крыши перековывались из тех, что были в ветхих храмах.

Замысел обычного казачьего храма на Дону. XVI-XVII века

С Дона и Днепра церкви несли в’ Сибирь, где не было недочёта в строительном лесе. Дело не в материале, а в том, что, по казачьим понятиям, Отчизна в том месте, где стоят родные церкви. Переселяясь, они несли Отчизну с собой.

Потому и стоит одна такая церковь, принесенная с Кубани, на Сахалине. Утверждают, что в первоначальный раз она была поставлена в четрандцатом веке не то на Днепре, не то на Тереке.

«Господь все видит и все знает!» И его нельзя обмануть… Все казаки Дона знают историю Новочеркасского войскового собора.

По преданию, уходя в поход на Наполеона, казаки поклялись на Евангелии выстроить новый каменный собор по окончании победы, но по окончании возвращения из Парижа пожадничали и поставили церковь древесную.

Каков же был их кошмар, в то время, когда только что освященная церковь сгорела от удара молнии.

Ужас Божий и раскаяние казаков были так громадны, что камен-

Войсковой каменный собор Воскресения Христова в Сгпарочеркасске. 1719 год

ный Новочеркасский собор в РФ — третий по величине по окончании Храма Христа Спасителя и Исаа-киевского собора.

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Казачий священник в домашней зимней одежде. XVII -XVIII века. Со древнего рисунка

не имело значе-

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Самой ужасной изменой считалась измена вере. Еще в двадцатых годах на Кубани возможно было видеть, как старики в воскресный сутки ложились на землю у входа в церковь и вся станица через них перешагивала. Это были «охря-ны» — казаки, в турецком плену принявшие ислам. До конца своей жизни они не могли входить в храм, но за покаяние казаки хоронили их на неспециализированном кладбище. Считалось, что и в Царствии Божьем они будут со своим народом.

Воля понималась и как свобода от мирских соблазнов, первый из которых — достаток и его сатанинское воплощение -деньги.

Разбогатевший казак в базарный сутки шел на ярмарку, сбрасывал собственную пригнанную для боя, непременно чистую одежду и брал самое дорогое платье. Нарядившись, нанимал музыкантов, каковые сопровождали его весь день, а казак «гулял», другими словами ходил по ярмарке, угощал всех

лакомствами и вином, по купал детям игрушки старикам обновки. Наконец, истратив все деньги, выбрасывал оставшуюся мелочь «на драку» и также в собственном шикарном платье в бочку с дегтем в знак презрения к земной красоте. После этого облачался в собственную простую одежду и уезжал в степь. Таких казаков не только никто не осуждал, но ими гордились и приводили в пример детям.

Казак вычислял себя защитником Веры Христовой, в широком смысле — защитником справедливости. Наряду с этим

Н

есмотря на полную веротерпимость казаков, не обращая внимания на постулат «любой волен держать собственный закон», базу казачьей духовной судьбы составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не имело возможности. Конкретно ему оно обязано своим происхождением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Столетиями вырабатываемое народное казачье сознание опиралось в собственных духовных отыскивании на православные каноны, тем же методом шли казачьи «законоучители» — всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.

Согласно точки зрения казака, основная сокровище, кото- Наперстные (на рую он приобретает от Всевышнего грудные) право-вместе с судьбой, — воля, славные кресты. Но воля понималась не Серебряный

как свобода от законов, а «азовский», наи^ , , денныи на погио-

как свобода выбора. шем в «азовском

ния, где происходит сражение и кого казак защищает.

Уделом справедливости считалась Отчизна, но не географическая, не смотря на то, что границы ее должны

Добровольно избрав осадном сидении» собственный путь, к тому же присяг- казаке, и бронзовый нув, казак ни при каких обстоятельствах с это- стаР°°брядческии го пути не сворачивал и присяге не изменял ему.

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Православное венчание. В храме приятели и дамы стоят раздельно — на собственной половине церкви

быть неприкосновенны, а духовная — оплот Православия. Эту Отчизну казак защищал в любой точке мира.

Собственную жизнь казак осознавал как служение Всевышнему (в нем видел базу всей жизни, любви и справедливости) оружием, воинским мастерством. Служение же от разрешение в войсковом соборе. Младенца подготавливаются принять крестные — его духовные родители, ответственность которых за воспитание ребенка бывала время от времени выше родительской

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Казачья ладанка

с «почвой родного

пепелища»

и веточкой полыни

-^^щш^.

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Исповедь на фронте в походной церкви. Казакам разрешалось пребывать в храме при оружии

боты отличалось тем, что служат на пределе вероятного, приобретая за это жалованье,другими словами какое количество дадут, по большей части «для исправности», дабы казак имел возможность поддерживать собственную полная боевая готовность. Мысль воинского служения в церкви воплощалась в том, что у казаков было принято входить в храм с холодным оружием и на протяжении чтения Евангелия чуть обнажать меч либо класть руку на рукоять сабли, «дабы сталь слушала».

Совсем неисследованной областью являются существовавшие у казаков воинские братства, каждое из которых, по сути, воображало собою рыцарский орден. Вступая в него, казак давал обет безбрачия, нестяжания, самопожертвования и целомудрия.

Такими орденами были Запорожская Сечь и казачьи города на Дону, Тереке и Яике. Больше того, лишь их-то мы, возможно, и знаем: сведения о том, как жила «невоистая» Степь, скудны.

Состарившись (а помогали до XVIII века казаки бессрочно, «покуда в силах»), казак хорошим завершением судьбы вычислял монашество, но и в монахи шел до тех пор пока зачьи. Все имущество он дробил между товарищами, делал солидной вклад в церковь и в воскресный сутки с двумя штофами вина в руках, танцуя вприсядку, шел через майдан в храм либо монастырь, где принимал постриг.

Понятие «перейти майдан» означало прожить жизнь. Еще совсем сравнительно не так давно казаки-старики по выходе «вчистую» хоть и жили дома, но вели полумонашеский образ судьбы, отдавая

Причащение казаков

в Пасхальную ночь па фронте

остаток судьбы молитве и станичному обществу. Настранствовавшись в юности, сейчас станицу они не покидали ни при каких обстоятельствах, целыми днями просиживая на «скамейке стариков» у церковной ограды, являясь как бы совестью и стражами станицы.

Говорят, старики не ушли из затапливаемых Цимлянским водохранилищем хуторов и станиц, а, привязавшись кушаками к скамейкам, ушли под воду…

«Казака возможно убить — но нельзя переделать!»

Главная масса казачества верила Всевышнему, не мудрствуя лукаво, выполняя все церковные установления. Очевидно, в каждом казачьем полку были собственный священник и собственная походная церковь, которую берегли, как знамя.

Надгробные кресты черноморских старшин. Посередине могила Антона Головатого

Кстати, иные реликвии и знамёна сохранялись в храмах. Храмы — от главного вой-

скового до часовни в затерянном среди степей хуторе — были органичной частью повседневной казачьей жизни. Церковь ни при каких обстоятельствах не стояла вне заинтересованностей станичного либо хуторского обтцества, что и отражалось в характерных для казачества обычаях. Так, по окончании объявления о войне двери всех казачьих храмов не затворялись. В них непрерывно читались молитвы, причем по ночам молитвы читались старцами и «стариками» — особенным родом нищенствующих, ведших полумонашеский образ судьбы при церквях, калеками-казаками.

Очень отмечалось, что по окончании возвращения с войны казаки непременно делали «вклады» — на колокола, церковную утварь, дорогие зарплаты на священные книги и иконы, строили новые церкви и соборы.

Вера в то, что Господь в любой момент рядом, всегда оберегает и хранит солдата, ни при каких обстоятельствах не оставляла казаков.

И жёсткая вера в то, что убитый за правое дело, за не сильный и обиженных, за Веру Христову казак сходу идет в эдем, что «смерть за други собственная» освобождает его от всех грехов, делала его бесстрашным в любом бою.

театр и казачий фольклор

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

.

Казак-гу дошник, играющий на рожке

Казачья

трехструнная

скрипка

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава Степан Тимофеевич Разин «на Дон привез князь Андрея (Черкасского), что был в Астрахани, и крестил его в православную веру, и сейчас он, князь Андрей, в Войску учитца грамоте». Это тот самый Разин, и это будущий сподвижник Петра I князь Чекасский, а год это 1671-й. Значит, в те времена было у кого на Дону грамоте обучаться. Не просто так конкретно в казачьих почвах находят самые ранние старопечатные и рукописные книжки, сохраняемые осторожно, посколь ку казаки грамотность весьма ценили.

Но одной грамотностью культура не измеряется. Она включает все то, что видел, слышал и чему обучился человек в первую очередь дома, а йотом в дальних походах. Первым и бесценным кладом, что приобретает любой человек от своих предков, есть, само собой разумеется, родной язык, родной язык. Очень много прибауток, побасенок слышал любой казачонок еще в колыбели, еще не обучась сказать. Так привыкал он к ритму и музыке родного языка. А уж в то время, когда поднимался на ножки и начинал ходить по куреню и по двору, то окунался в безбрежный океан фольклора. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки — узнаваемые острословы, и конкретно слово — тот «груз, что в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согрева-

ет, в противном случае и выручает», как говорит казачье присловье.

Но вот приходило время, и жизнь ребенка заполняли сказки.

Забавные и страш ные, радостные и серьез- ., ные: сказки про жи вотных, каковые со храняет народная па мять с доисторической эпохи, чудесные, очень сильно напоминающие сказки тысячи и одной ночи, — казачьи сказ ки похожи на сказки соседних народов. А потому, что направляться ются они по-русски, то и являются частью русского

фольклора, русской речевой культуры, не смотря на то, что имеется в них собственные особенности. Первая: сказки-диалоги — анекдоты.

«— Односум, что это тебе рожу так разнесло?

Да день назад был на рыбалке — оса на губу села…

И ужалила?

Слава Всевышнему, опоздала! Брат ее веслом убил!»

Вторая особенность — сказки-бы-лички. Говорит их «очевидец», либо, как говорили казаки, «самовидец», другими словами как бы участник событий. Посвящены былички, в большинстве случаев, действи тельно существовавшим храбрецам и имевшим место событиям, но строятся они по всем правилам сказочного повествования. И, скажем, любимый храбрец казачьих сказок Матвей Иванович Платов очень отдаленно напоминает настоящего атамана. Чем дальше отстоят события и времена от отечественных дней, тем сказочнее персонаж. Степан Тимофеевич Разин на чудесном платке плавает, как на плоту, раскинув полы кафтана, летает по воздуху, может становиться невидимым и преобразовываться в зверей и птиц. В быличке легко разглядеть настоящие события, причем время от времени в таких точных исторических подробностях, каковые, скорее, напоминают правильный документ, но все же это жанр сказки. И превосходны они тем, что в них любимый храбрец в любой момент

таковой, каким желал его видеть народ, в любой момент бросче, и в добром и в плохом, чем не редкость человек в жизни.

Не считая быличек, посвященных известным людям, в фольклоре казаков довольно много апокрифов, другими словами сказок на библейские сюжеты, где главными действующими лицами являются православные святые. Причем действуют они непременно в реальности, помогая людям. Так, в сказке о том, как казаки строили дорогу к Тихому океану, святой Николай варит утомившимся казакам кашу, а Богоматерь отгоняет от дремлющих в тайге казаков облака комаров и гнуса.

Третья особенность — жизнь древних произведений Сейчас. Первым делом это относится к былинам, каковые кроме того на Севере сохранились лишь в памяти редких сказителей. Казаки же поют былины в застолицах, и не подозревая, что это былины, в силу того, что поют их, как песни, в большинстве случаев, хором. Так, редкая стариковская беседа в верхнедонских станицах обходится без того, дабы кто-нибудь, огладив седую бороду, не затянул: «Вот ходил-гулял Хороши-нюшка…» — и сотрапезники дружно не подтянули: «Ой да он по Святым горам…»

начала и Фольклорные экспедиции прошлого нынешнего ве ка сохранили для пас еще одно бесценное сокровище. Записывая «со слуха» обращение невеждах станичников, они нечайно фик

Иллюстрация к казачьей быличке-сказке о настоящем историческом храбрец «Платов в темнице»

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава Иллюстрация к сказке бахмутских казаков «Казак и ведьмака»

сировали тот язык, на котором говорили казаки столетия назад. Этому местному диалекту поража лись и фольклористы недавнего времени.

Так, бравый нижнедонской казак в 1910 году сказал: «Усиво покарбовали. Она тибе кастричить будить. Рахуба б иво взила. Анчи-бал. Ни хади по мастах — тольки сто гюбанила. У ниво грызь. Не дратуй ба иво», что означало: «Нарезали рыбы для засолки. Она тебя ругать будет. Заболевание бы тебя забрала! Линия! Не ходи по

Иллюстрация к оренбургской сказке «тигр и Казак»

полу — лишь помыла. У него грыжа. Не дразни его». Так говорили на Дону во времена Стеньки Разина. А как мы знаем, акцент и диалекты — это тени языков, существовавших в народе прежде.

Сотая, тысячная часть той культуры, что окружала казаков в станицах и в осколках дошла до нас, — потрясает. Любой казак знал пара тысяч песен. При-

чем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, кроме того не весьма больших, событиях казачьей судьбе с правильным указанием времени и места. Лишь казачья песня может начинаться словами: «В 1791 роки пришел приказ вид отечественной царицы с Санкт-Петербурга города». По песням учили казачата историю. И, нужно сообщить, знали ее весьма совершенно верно. Не просто так, в то время, когда историк Сухо руков задал вопрос М. Ю. Лермонтова, чему верить — чиновным грамотам либо казачьим песням, поэт, замечательно знавший казаков, не сомневаясь, ответил: «Казачьим песням! Они не лгут!»

Песенный океан окружал казаков с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли вести войну, в песнях оставались, ложась в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням обучались воинской науке. Лишь в свадебном обряде кубанцев было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все.

Пение подразумевает еще одну культуру — музыкальную. И петь учили. Учили в первую очередь в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играться нес ни» было таким общепринятым, что, в случае, если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки считали, что он глухой. В станичных школах необходимым предметом было обучение игре и пению на музыкальных инструментах. Практически, музыкантами были все. Было и еще одно необычное явление казачьего фольклора — народная драма. Не считая общероссийских святочных игр в станицах существовал настоящий театр, где игрались народные пьесы, дошед шие до нас: «Ермак», «Стенька Разина», «Александрове действо» (о Македонском). Историки осторожно

Таким в народном представлении, запечатленном в сказке, был любимейший храбрец казаков генерал Яков Петрович Бакланов со своим легендарным 17-м донским казачьим полком на протяжении Кавказской войны

сохраняют тетради с текстами финиша XVIII века. Они передана лись много поколений, сохраняя традицию национального театра. Возможно, появился он в академиях и бурсах, где обуча лись чиновники и будущие священники. По собственному устройству и по духу, царившему в них, они очень сильно напоминали средневековые европейские университеты. Оттуда расходились по всем казачьим почвам, в Россию и в Польшу, бурсаки-студиозы с бандурами и кобзами, с псалтирями, арифметиками и букварями в худых котомках, готовые обучать счёту и грамоте, стихосложению и музыке всех желающих. Они же расписывали станичные церкви и писали образа. Но на каждой ярмарке, у каждого речного перевоза собирали людей кобзари и рылейщики, гусляры и бандуристы, иные из которых имели возможность петь и по-гречески, и по-«сирийски». Тут же бывалые люди говорили о дальних государствах… А поведать было что.

ПРОСВЕЩЕНИЕ и ОБРАЗОВАНИЕ

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Кобзарь-запорожец, играющий на семиструнной кобзе

К

роме школьного обучения было еще обучение «навычное», другими словами такое, которому учатся в работе, в походе, на работе. Так, не имевший школьного образования генерал Бакланов не имел возможности принимать во внимание человеком необразованным. Папа забрал его в первоначальный поход пятилетним. К себе из Крыма и Бессарабии он возвратился через семь лет, обладая всей солдат ской наукой казака, а помимо этого, начальными знаниями по медицине (стоял с полком в конвое на холере), разговорными молдавским и турецким языками.

Казаки знали географию не по книгам. Так, лишь в восемнадцатом веке казачьи полки помогали и сражались в Австрии, Азербайджане, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Иране, Англии, Германии, Франции, Турции, Дании, Италии, Польше, Литве, Голландии, Швеции, Швейцарии, гарни территориями на Кавказе и во всей Прибалтике.

Казаки кавказских и поселенных армий, в большинстве случаев, знали по три-четыре местных разговорных языка. Офицеры — до шести-се-ми. Причем языкам обучали с детства, поскольку многие семьи были двуязычны — до середины XIX века практически все дамы владели татарским языком. Данной свойством к языкам отличаются все пригра-

ничные народы, но казакам знание языков время от времени выручало жизнь, потому и приравнивалось к воинскому мастерству.

Не просто так при Новочеркасской гимназии существовало Восточное отделение, которое готовило переводчиков, многие выпускники данной гимназии пополнили блистательный русский дипломатический корпус, были незаменимыми сотрудниками русских экспедиций на Восток.

Походы, армейские и торговые,, постоянная судьба в дальних государствах очень расширяли кругозор казаков. образованные люди и Образование весьма ценились, исходя из этого постоянным требованием казачества к правительству было требование гимназий и строительства школ, равные с остальным населением империи возможности получения гражданского высшего образования. Оттого и не страно, что казаки Гундоровской станицы в самый разгар гражданской войны строят гимназию, а погибшего донского писателя Кумова хоронят как национального храбреца, с высшими почестями, чего не заслуживал несколько автор в мире.

Дискриминационные законы но отношению к казачеству, в то время, когда им запрещалось все, не считая хлебопашества и военной службы, были совсем отменены лишь в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века, не смотря на то, что и затем казаки ощущали себя людьми второразрядными, к каким относились скорее снисходительно, чем как к равным. Скажем, помой-му нежное обращение «казачки» вы-

Иллюстрация к сказке «Золотое царство»

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

Сковорода Григорий Савич (1722 1794) — малороссийский казак, выдающийся философ, поэт, педагог. Вел жизнь странствующего бедного мыслителя. Его произведения распространялись в исходниках, заучивались казаками на память. Осмыслил народную казачью философию, видел смысл жизни в подвиге служения и самопознания ближним. Превыше всего, как Божественный дар, равный дару судьбы, ставил личную и духовную свободу. На собственной могиле просил написать эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал!»

Рессовский,

зывало у казаков раздражение, в силу того, что «казачками» кликали дворовых слуг, наряженных в казачье платье. Были и другие обстоятельства, заставлявв:ие казаков держаться в империи особняком. И однако, когда казаки взяли равные с другими подданными им перии возможности, они показали себя во всех сферах деятельности. Мир знает таких ученых, как фи лософ Лосев, геологи сын и отец Мушкетовы, биологи Тимофеев-Ермольева, за 15 лет до американского ученого Флеминга открывшая целебные особенности плесени, лежащей в базе пеницил-л и н а. Отлично известны такие как Пашутины, Греков, живописцы Суриков, Ду-бовской, Крылов, артисты Ершов, Варламов, «папа советской танковой стали» Пав-

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

лов, госдеятели, к примеру, сенатор Золотарев, торговые казаки Парамоновы… В об-щероссийскую науку и культуру шли целыми кланами. Так, потомки Ивана Кузьмича Краснова -пять поколений генерал-лейтенантов — дали России не только солдат. Иван Николаевич Краснов — выдающийся армейский журналист, его сын Николай Иванович — основоположник русской статистики и также писатель и журналист. Правнук Ивана Кузьмича Платон — «ЖД генерал», один из первых экспертов в области ЖД тарифов, его работы так полезны,

В волгограде представили макет нового стадиона для чм-2018 4 глава

[

Металлическое Иосаф Игнатьевич (1824 1863) — уральский казак, первый уральский автор, этнограф, фольклорист, просветитель. Отстаивал интересы уральского казачества, не позволял грабить казачьи почвы как чиновникам и купцам, так и казахским баям. В следствии интриги был направлен как представитель военной администрации в дальние степи, где его ожидала неминуемая смерть. Дабы привлечь интерес к несправедливостям, творящимся на Урале, наложил на себя руки.

Дети Иосифа Игнатьевича продолжили его работу, став композиторами и фольклористами. Внучка —-известная актриса немого кино.

что достижениями его изучений железнодорожники России и всей земли пользуются и Сейчас. Но, помимо этого, он был выдающимся переводчиком с хороших языков, журналистом и театроведом, чьи работы до сих пор изучают на филологических факультетах университетов, не подозревая, что писатель Платон тайный советник и Краснов, «ЖД генерал», погибший в первой половине 20-ых годов двадцатого века от голода, — одинаковый человек. Второй прав-

нук — Андрей — основатель школы русского туризма, основатель Батумского ботанического сада. Это он привез и районировал в Краснодарском крае «русский чай».

И наконец, Петр Николаевич, которого мы знаем как атамана, был выдающимся писателем а также… музыкантом.

деньги и Есаул, полученные как выходное пособие при увольнении со работы, положил в совсем новое по тем временам дело — синематограф. С него начинается русское кино.

Перечень казаков — известных деятелей науки и культуры — насчитывает тысячи имен.

Народ, переживший собственные эпические агрессивные годы, мучительно вошедший в Россию, ставший неотъемлемой и, возможно, самой яркой час тью русского народа, быстро вливался в мировую и русскую культуру и науку, с величайшим облегчением сбрасывая вековой кровавый груз армейского сословия…

Во всех армиях, как грибы по окончании дождя, появляются школы, поликлиники, гимназии, библиотеки, театры. В каждой громадной станице начинают издавать личные газеты.

Привычные к дисциплине, сохранившие демократические правила самоуправления, казачьи национальные и публичные организации толково и грамотно руководят всеми делами в станицах и хуторах. Создается и внедряется совокупность социального обеспечения — такая, какую в мире создадут только в конце прошлого века. Казаки создают самоуправляемые рыболовные артели-кооперативы, везде появляются «Общества обоюдного кредита», каковые, как узнается, обогнали экономическое развитие на целое столетие и снова оживают сейчас. И наконец, на Дону, на Кубани, в Оренбургском войске создаются сельскохозяйственные товарищества — экономии, прообраз колхозов и коммун, то, что перевоплотят в кошмар, придя к власти, коммунисты, на много лет узаконив возвращение к крепостному праву.

Казаки в складчину берут самую современную технику, совместно выполняют оросительные и мелиоративные работы, а в безлесных местах — лесопосадки.

Стадион в Волгограде начал рушиться сразу после ЧМ. Leon Kremer #13


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: